Научная статья на тему 'Развитие критического мышления у школьников как психологическая установка обучения на протяжении всей жизни'

Развитие критического мышления у школьников как психологическая установка обучения на протяжении всей жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления у школьников как психологическая установка обучения на протяжении всей жизни»

РАЗВИТИЕ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ОБУЧЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Н. В. Анищенко

Изменения характерны для всех ступеней образования, они происходят и на разных этапах школьного обучения. Какие же принципиально новые явления происходят, как меняются содержание и методика обучения? Изменяются ли роли учащихся и учителей в результате внедрения новых образовательных технологий? Что мы понимаем под новым качеством и новыми результатами образования? Постараемся ответить на эти вопросы в своем докладе.

В школе сегодня изменения разнонаправленны: во-первых, современное поколение детей невозможно учить репродуктивными методами, необходимо применять новые методики; во вторых, уже введен в начальной и активно вводится в основной школе новый ФГОС, который предусматривает использование нетрадиционных образовательных методик, стратегий и инноваций обучения. К инновациям можно отнести использование разнообразных образовательных технологий. Попробуем рассмотреть применение приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через письмо и чтение, определить, в чем проявляется их новизна, как они влияют на роли ученика и учителя в процессе обучения. По мнению И. В. Муштавинской, «цель применения образовательных технологий - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений...)» [1]. Другими словами, новые технологии необходимы для подготовки учащихся к будущей деятельности, они также способствуют созданию условий развития навыков рефлексивной и критической работы, оценки ситуации и выбора форм активности в реальной жизни.

Что понимать в связи с вышесказанным под качественно новыми результатами образования? Вероятно, основные изменения касаются приоритета результатов образования. Все большее значение приобретает практикоориентированный деятельностный подход и, как следствие этого, особое внимание уделяется универсальным учебным действиям (УУД), особенно регулятивным и личностным. Как результат описанных инноваций, изменяются роли ученика и учителя в образовательном процессе. Традиционная парадигма образования предполагает субъект-объектные взаимодействия участников образовательного процесса, при которых учитель передаёт сумму имеющихся проверенных временем знаний ученикам, а те, в свою очередь, осваивают данный объём знаний. В новой ситуации взаимоотношения «ученик - учитель» становятся субъект-субъектными: ребенок - не «сосуд» для наполнения знаниями, а равноправный участник процесса обучения. Изменяется роль не только ребенка, но и педагога: он перестаёт быть только транслятором информации и контролёром образовательного результата. На новом

332

этапе учитель организует и сопровождает деятельность ребёнка, мягко корректирует и направляет его работу.

Как технологии развития критического мышления способствуют изменению ролей учителя и ученика в образовательном процессе? Существует целый ряд приёмов и стратегий, которые дают возможность актуализации уже существующего опыта и знаний ученика, развивают учебную мотивацию. Примерами таких приёмов служат «Верю - не верю», Инсерт. Важнейшим навыком субъекта образования является целеполагание. Стратегия «Знаю -хочу узнать - узнал» позволяет повысить мотивацию, самостоятельно определить цель урока с учетом интересов обучающихся. На этапе освоения нового материала важно использовать разнообразные способы анализа информации, для этого возможно применять: (а) «кластеры» - приём, который помогает развить навыки графического структурирования информации; (б) стратегию «Зигзаг» - основная работа в группах сменного состава дает возможность соотнести свою точку зрения с мнением других, развивает ответственность за общий результат; (в) «Фишбоун» - стратегию, развивающую навыки структурирования информации и поиска решения проблем.

Современный образовательный процесс должен научить ребёнка рефлексивному мышлению. А. М. Новиков определяет рефлексию как «важнейший компонент в структуре деятельности - познание и анализ субъектом явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»)» [2]. Современные технологии изменяют всю структуру учебного процесса и прежде всего роли его участников, выводя их на новый субъект-субъектный уровень взаимодействия.

Таким образом, применение технологий развития критического мышления создает условия для развития у учащихся необходимых навыков, в частности: (а) самостоятельного определения цели изучения; (б) работы с различными источниками информации; (в) взаимодействия в учебных группах и развития коммуникативных умений.

Список литературы

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.:

Просвещение, 2011. - 223 с.

2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - 2-е изд., стереотип. -

М.: ЭГВЕС, 2013. - 268 с.

333

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.