Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Базаров Р.Т.

Данная статья была посвящена технологии развития физических качеств двигательной активности в учебно-тренировочном процессе на примере спортивных занятий волейболом. Рассмотрено внедрение в практику здоровье сберегающих технологий для спортивных школ дополнительного образования. Также были изучены основные методы работы в учебно-тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Базаров Р.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND MOTOR ACTIVITY IN THE LEARNING-TRENCH PROCESS

This article was devoted to the technology of physical qualities of motor activity in the training process on the example of sports volleyball. Introduction in practice of health saving technologies for sports schools of additional education is considered. The basic methods of work in the training process were also studied.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ»

Базаров Р. Т.

тренер-преподаватель по волейболу МБУ ДО «ДЮСШ №4 ЗМР РТ» Республика Татарстан, г. Зеленодольск ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Данная статья была посвящена технологии развития физических качеств двигательной активности в учебно-тренировочном процессе на примере спортивных занятий волейболом. Рассмотрено внедрение в практику здоровье сберегающих технологий для спортивных школ дополнительного образования. Также были изучены основные методы работы в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: активность, качество, методы, технологии, спорт.

Bazarov R. T.

Trainer of the volleyball MBU TO "DYUSSH№ 4 zmr RT", Zelenodolsk, Republic of Tatarstan TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND MOTOR ACTIVITY IN THE LEARNING-TRENCH PROCESS

Annotation

This article was devoted to the technology of physical qualities of motor activity in the training process on the example of sports volleyball. Introduction in practice of health saving technologies for sports schools of additional education is considered. The basic methods of work in the training process were also studied.

Key words: activity, quality, methods, technologies, sport.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровье сбережение становится актуальным.

По данным диспансеризации около 65 % учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного обучения у детей в 3 раза возрастает частота нарушения органов зрения, в 2 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 4 раза - нарушение осанки, в 2 раза - нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 - 7, а в старших классах зачастую и 8 уроков на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 2,5 - 3 часа ежедневно).

На лицо нервное переутомление, которое хронически накапливается, приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать У первоклассников, к пятому году обучения таких детей становится около 20 %.

Преобладание статических нагрузок способствует сокращению объема произвольной двигательной активности детей. В Гимназии 75% времени школьника занимает учебная деятельность.

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.

При котором выполняются как минимум четыре требования:

1) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2) Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от перегрузок, стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

3) Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4) Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Цель современной спортивной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижения названной цели в сегодняшней школе может быть достигнута с помощью здоровьесберегающей технологии.

Тренера-преподаватели МБУ ДО «ДЮСШ №4 ЗМР РТ», владея современными педагогическими знаниями в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами -планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

Внедрение в практику здоровье сберегающих технологий, которые модернизируют в соответствии с требованиями времени обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей;

- гиподинамия;

В МБУ ДО «ДЮСШ №4 ЗМР РТ» нами предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно - творческую деятельность, так в внеурочное время - во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний

период, летние лагеря.

Основные методы работы: Фронтальный, групповой, поточно-групповой, круговой, тестирование, диагностика, интерактивные. Личная концепция тренера-преподавателя:

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;

- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной. поддержки.

Формы организации и виды уроков физической культуры в гимназии:

Занятие-игра, занятие-соревнование, занятие -турнир, занятие -познания, интегрированное занятие. Условия: Личностно-ориентированный подход в обучении, компетентный подход. Результат: Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся, активизация внеурочной деятельности школьников. улучшение здоровья учащихся.

Творчески подходим как к проблемам обучения, так и их реализации. Заботимся об укреплении материально - технической базы. В гимназии; спортивный зал 24Х12, спортивная площадка с круговой резиновой дорожкой 200 метров, с баскетбольным полем 26Х15, резиновое покрытие, футбольное поле, волейбольная площадка, Полоса препятствий и детская площадка.

Используя здоровье сберегающие технологии, при которых решаем следующие задачи: Строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.

Использованные источники:

1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / Глав. ред. Г. И. Кукушкин. — М.: Физкультура и спорт, 2016. — Т. 1. — 368 с.

2. Книговедение: Энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Советская энциклопедия, 2017. — С. 562. — 664 с. — 100 000 экз.

УДК 330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.