Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭТИЧНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭТИЧНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛИ / ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИКИ / УРОВЕНЬ ЭТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шерпеева М.О.

В статье рассмотрены технологии повышения уровня этичности организации. Раскрыты и проанализированы способы повышения уровня этического поведения менеджеров и обычных сотрудников в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF INCREASING THE ETHNICITY LEVEL OF ORGANIZATION

In the article technologies of increase of level of ethics of the organization are considered. The ways of raising the level of ethical behavior of managers and ordinary employees in modern society are revealed and analyzed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭТИЧНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 658

Шерпеева М. О. студент бакалавриата, 2 курс Институт Экономики и Управления научный руководитель: Грузинова И.С.

ассистент

кафедра государственного и муниципального управления ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭТИЧНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: в статье рассмотрены технологии повышения уровня этичности организации. Раскрыты и проанализированы способы повышения уровня этического поведения менеджеров и обычных сотрудников в современном обществе.

Ключевые слова: этика, организация, руководители, поведение, сотрудники, уровень этичности.

Key words: ethics, organization, leaders, behavior, employees, level of

ethics.

Sherpaeva M.O., bachelor student, 2 year Institute of economics and management Scientific adviser: Gruzinova I., assistant of the department

state and municipal government Federal State Educational Institution of Higher Professional Education

"North-Caucasian Federal University" Russia, the city of Stavropol TECHNOLOGIES OF INCREASING THE ETHNICITY LEVEL OF

ORGANIZATION

Annotation: in the article technologies of increase of level of ethics of the organization are considered. The ways of raising the level of ethical behavior of managers and ordinary employees in modern society are revealed and analyzed. Key words: ethics, organization, leaders, behavior, employees, level of

ethics.

Этический уровень организации - это степень ориентации руководства и их сотрудников на нравственные нормы деловых отношений в своем поведении и принятии решений. Для повышения уровня этического поведения менеджеров и обычных сотрудников в современном обществе выработаны следующие технологии.

Рисунок 1 - Технологии повышения уровня этичности организации

1. Этические кодексы. В них описана система общих ценностей и этических норм организации, которых обязаны придерживаться работники. Этические кодексы служат также для описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и разработки этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно он доводится до сотрудников в печатном или электронном виде. Этический кодекс может быть разработан для всей организации в целом [2]. Тогда в нем содержатся этические правила, которых обязаны придерживаться как менеджеры, так и обычные сотрудники. Кодекс также может быть создан для определенных функциональных блоков для решения конкретных этических проблем. Для увеличения эффективности этических кодексов организация может принять определенные дисциплинарные меры, чтобы либо наказать за нарушение положений кодекса, либо поощрить за соблюдение правил поведения, прописанных в кодексе [1]. Содержание и объем кодексов могут быть различными. Характерная черта современных этических кодексов - разделы, которые содержат рекомендации по предотвращению и устранению этических проблем, возникающих при конфликте интересов, разработаны более подробно, детально, чем другие разделы.

Также акцент делается на столкновение интересов с:

- правительственными органами;

- сотрудниками или акционерами организации;

- правительствами зарубежных стран.

Понятно, что в кодексе не могут быть рассмотрены и охарактеризованы любые возможные этические проблемы, с которыми может столкнуться рабочий коллектив, но письменные инструкции могут служить для предотвращения и решения наиболее часто возникающих этических проблем. Этические кодексы - это своего рода «руководство» для изменения поведения. В них даны общие рекомендации в спорных ситуациях, также они помогают качественно контролировать тех

руководителей, которые иногда просят или даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные действия. В то же время, как многие отмечают, в этических кодексах содержатся неточные, расплывчатые формулировки правил поведения, поэтому решить конкретную этическую проблему нелегко.

2. Карты этики. Это набор этических правил и рекомендаций, определяющие этический кодекс организации для каждого из работников. Они содержат имя и номер телефона консультанта по этическим вопросам в данной организации. Данная технология часто используется в японских компаниях.

3. Комитеты по этике. Для разработки этических кодексов и контролем за исполнением их требований организацией создаются специальные комитеты.

Они обычно имеют определенный набор функций, который включает:

- предоставление этических вопросов совету директоров для их обсуждения;

- разъяснение основных положений этического кодекса для руководителей и сотрудников;

- анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутренних отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования;

- поддержка кодекса при помощи разработки системы санкций;

- проведение консультаций по этическим вопросам для руководства высшего уровня.

Встречаются организации, которые создают комитеты по этике, действующие все время. Они оценивают повседневную практику с точки зрения этики. Членами таких комитетов чаще всего являются руководителями высшего звена. Другие организации приглашают специалистов по деловой этике, которых называют адвокатами по этике. Такой «адвокат» разрабатывает суждения по этическим вопросам, которые связаны с действиями организации, следит за выполнением функции ее «социальной совести» [1].

4. Социальные ревизии. Их проводят для оценки и составления отчета об осуществлении социальных программ организации. Принято полагать, что отчеты такого рода могут выявить уровень социальной ответственности организации. Идет процесс обучения руководства организации и их сотрудников поведению, соответствующему этике.

При данном обучении сотрудников знакомят с требованиями этики деловых отношений. Благодаря этому у них повышается чувствительность к возникающим перед ними этическими проблемами. Сотрудники приобретают систему готовых решений, подходящих соответствующих этическим требованиям. Этические требования являются своего рода комплексным анализом конкретного аспекта деятельности организации. Они могут вызвать озабоченность у руководителей, работников, и также могут

повлиять на имидж организации [2]. Результат такого анализа - система предложений, которая направлена на улучшение морального климата и нравственной респектабельности организации, а также внесение корректировок в практику организации.

5. Этические консультации. Они проводятся, когда проблема не может быть решена самой организацией, из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами. Для этого необходимо нанять компетентных независимых экспертов по этике деловых отношений.

Несмотря на подтвержденную на практике эффективность этих методов, руководители и владельцы многих организаций справедливо считают, что попытки коррекции этического поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, а также опыт работы в других организациях не всегда успешны. Взрослый человек с устоявшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить.

Использованные источники:

1. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в // Мен еджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 110-121.

2. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2014. -280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.