Научная статья на тему 'Инновация в области управления оплатой труда медицинских работников'

Инновация в области управления оплатой труда медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ЭТИКА ТРУДА / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЕ ОПЛАТОЙ ТРУДА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОПЛАТА ТРУДА / INNOVATION / LABOR ETHICS / PAYMENT MANAGEMENT QUALITY / DIFFERENTIATED PAYMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Олег Иванович

Рассматривается развитие системы мотивации труда сотрудников в учреждениях здравоохранения. Предложено возможное направление, связанное с разработкой методов и форм по дифференцированной оплате труда в зависимости от сложности, объема и качества лечения. Большое значение имеет формирование здоровой этической основы трудовых отношений, что позволит в полной мере реализовать творческий и интеллектуальный потенциал коллектива. По мнению автора, поддержание достаточного уровня конкурентоспособности учреждения на рынке медицинских услуг за счет высокого уровня профессиональной подготовки медицинских кадров может стать основной целью кадровой политики негосударственного учреждения здравоохранения. Объективными критериями правильности кадровой политики в учреждении могут служить такие показатели, как стабильная работа коллектива, высокий уровень профессионализма медицинского персонала, безболезненная смена поколений работников и конкурентоспособность учреждения на рынке медицинских услуг. Таким образом, кадровая политика учреждения здравоохранения играет важную роль в мотивационном процессе. Формирование позитивного имиджа учреждения здравоохранения является важным в этом процессе. Сегодняшняя заинтересованность в действенном и правильном формировании позитивного имиджа учреждения здравоохранения была вызвана развитием рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN PAYMENT MANAGEMENT OF MEDICAL STAFF

The article presents the analysis of the development of job motivation system in public health establishments. The author suggests a new direction in developing new forms and methods of differentiating of payment depending on complexity, scope and quality of medical treatment. Creation of a healthy moral basis of labor relations is of great importance, as far as it will help to realize creative and intellectual potential fully. According to the author the maintenance of a sufficient competitive level of the medical establishments on the market of medical services due to a high professional training of the staff may become the main aim of the human resources policy of the private health care establishments. The objective criteria of a rightful human resource policy may be such characteristics as stable payment of the staff, high professional level of the staff, painless shift of generation of the employees, competitiveness of the organization on the medical service market. Therefore the human resource policy plays an important role in the motivation process. Formation of a positive image of the organization is of great importance in this process. Besides it is demand of a modern market economy.

Текст научной работы на тему «Инновация в области управления оплатой труда медицинских работников»

♦

жение 240,4 вольта, что не превышает предельное значение показателя качества электроэнергии;

- в-пятых, так как замеры качества электрической энергии были проведены инспекцией не на выводах приемников, а на подстанции, то нормы отклонений напряжения в этом пункте контроля должны быть установлены с учетом потерь напряжения в электросети, в воздушных линиях от точки контроля до выводов электроприемников.

Не меньшие трудности вызывают отношения с самыми главными участниками рынка - потребителями. Конечному потребителю все равно, по чьей вине у него, к примеру, вышел из строя бытовой прибор или отключилось электричество. Согласно п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям [6].

Однако на сегодняшний момент отсутствует механизм контроля за действиями потребителей. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124, не дают правовой возможности проверить действия потребителей внутри каждой квартиры [7].

Из вышеприведенного примера видно, что согласно выводам арбитражного суда наиболее вероятными виновниками снижения качества электроэнергии по коэффициенту искажения синусоидальности кривой напряжения К_и, коэффициенту п-ой гармонической составляющей

напряжения K_U(n) являются потребители с нелинейной нагрузкой.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. В настоящее время не существует механизма обеспечения качества электроэнергии.

2. Отсутствуют нормативные документы, позволяющие оказать юридическое воздействие на потребителей, вносящих искажение в качество электрической энергии.

3. Все проблемы качества ложатся на гарантирующих поставщиков и сбытовые организации, между тем принципы создаваемого в данное время рынка электроэнергии разграничивают право владения оборудованием и право продажи электроэнергии. Другими словами, каждому отдельному участнику рынка невозможно отвечать за качество, являющееся общей составляющей рынка. Необходимо совершенствование нормативной базы и внедрение систем менеджмента качества у всех участников данного рынка.

1. ГОСТ 13109-97. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. URL: http:// www.nucon.ru/dictionary/gost13109-97.php.

2. ГОСТ Р53333-2008. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. URL: http://files.stroyinf.ru/Data 1/55/55641 /#i14241.

3. Гугелев А.В., Терехин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, установленных стандартами России // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

4. Постановление Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. № 36 «О Правилах проведения сертификации электрооборудования». URL: http://base.garant.ru/180858/.

5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2005 г. № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам». URL: http://www. rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=392.

6. Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». URL: http://www.mnogozakonov.ru/ catalog/date/ 2012/5/4/73310/.

7. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг». URL: http://www.gkh.ru/ regulations/66383/.

удк 331:614.2 Олег Иванович Кузнецов,

кандидат экономических наук,

^63^ svutulek@rambler.ru доцент кафедры экономики труда

и управления персоналом, СГСЭУ

ИННОВАЦИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЛАТОЙ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Рассматривается развитие системы мотивации труда сотрудников в учреждениях здравоохранения. Предложено возможное направление, связанное с разработкой методов и форм по дифференцированной оплате труда в зависимости от сложности, объема и качества лечения. Большое значение имеет формирование здоровой этической основы трудовых отношений, что позволит в полной мере реализовать творческий и интеллектуальный потенциал коллектива. По мнению автора, поддержание достаточного уровня конкурентоспособности учреждения на рынке медицинских услуг за счет высокого уровня профессиональной подготовки медицинских кадров может стать основной целью кадровой политики негосударственного учреждения здравоохранения. Объективными кри-

териями правильности кадровой политики в учреждении могут служить такие показатели, как стабильная работа коллектива, высокий уровень профессионализма медицинского персонала, безболезненная смена поколений работников и конкурентоспособность учреждения на рынке медицинских услуг. Таким образом, кадровая политика учреждения здравоохранения играет важную роль в мотивационном процессе. Формирование позитивного имиджа учреждения здравоохранения является важным в этом процессе. Сегодняшняя заинтересованность в действенном и правильном формировании позитивного имиджа учреждения здравоохранения была вызвана развитием рыночной экономики.

Ключевые слова: инновация, этика труда, качество управление оплатой труда, дифференцированная оплата труда.

O.l. Kuznetsov

INNOVATIONS IN PAYMENT MANAGEMENT OF MEDICAL STAFF

The article presents the analysis of the development of job motivation system in public health establishments. The author suggests a new direction in developing new forms and methods of differentiating of payment depending on complexity, scope and quality of medical treatment. Creation of a healthy moral basis of labor relations is of great importance, as far as it will help to realize creative and intellectual potential fully. According to the author the maintenance of a sufficient competitive level of the medical establishments on the market of medical services due to a high professional training of the staff may become the main aim of the human resources policy of the private health care establishments. The objective criteria of a rightful human resource policy may be such characteristics as stable payment of the staff, high professional level of the staff, painless shift of generation of the employees, competitiveness of the organization on the medical service market. Therefore the human resource policy plays an important role in the motivation process. Formation of a positive image of the organization is of great importance in this process. Besides it is demand of a modern market economy.

Keywords: innovation, labor ethics, payment management quality, differentiated payment.

Одним из главных условий успешной работы сотрудника учреждения на современном этапе является мотивация трудовой деятельности. Кадровая политика учреждения занимает не менее важное место в мотивационном процессе. В новых системах оплаты труда стимулирование работников может осуществляться в виде установления надбавок стимулирующего характера. При этом важным моментом является разработка критериев оценки и определение их значимости для установления размера стимулирующей надбавки, адекватной результатам труда. В качестве примера рассмотрим критерии оценки деятельности работников стационара (таблица).

Медицинские ресурсы, являясь главной, наиболее значимой и ценной частью ресурсов здравоохранения, обеспечивают эффективность и результативность деятельности учреждения. Перспективы развития здравоохранения в значительной степени зависят от качества подготовки и состояния профессионального уровня

фармацевтических и медицинских кадров как главного ресурса здравоохранения. Поддержание достаточного уровня конкурентоспособности учреждения на рынке медицинских услуг за счет высокого уровня профессиональной подготовки медицинских кадров должно стать основной целью кадровой политики негосударственного учреждения здравоохранения.

Реализацию основной цели кадровой политики учреждения здравоохранения следует осуществлять путем решения следующих конкретных задач:

1) разработка и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение престижности работы в учреждении здравоохранения;

2) формирование корпоративного заказа на подготовку специалистов в соответствии с перспективами и потребностями компании;

3) проведение отбора и трудоустройства молодых специалистов - выпускников колледжей, ведомственных

Критерии оценки деятельности врача стационара

Критерии Значимость критерия, % Оценка выполнения критерия

1 0,8 0,5 0

Выполнение плановых объемных показателей по предельному бюджету 25 100% 95 - 100% 90 - 95% Менее 90%

Отсутствие нарушений правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемического режима 20 Отсутствие замечаний 1 - 2 замечания 3 замечания Более 3-х замечаний

Отсутствие замечаний по результатам вневедомственного контроля качества оказанной медицинской помощи 15 Соблюдается Не соблюдается

Отсутствие обоснованных жалоб 20 Отсутствие Наличие

Качество лечебно-диагностического процесса, качественное и своевременное оформление медицинской документации 20 Согласно карте дефектов

ИТОГО 100 X X X X

медицинских училищ и высших медицинских учебных заведений, привлечение специалистов высокого уровня из территориальных учреждений здравоохранения;

4) формирование резерва на руководящие должности для обеспечения качественной кадровой политики; организация качественных и своевременных первичных специализаций, подготовки, повышения квалификации (усовершенствования), переподготовки и аттестации медицинских кадров;

5) совершенствование системы охраны труда, организация обучения руководителей учреждения вопросам охраны труда, разработка нормативных документов по безопасности труда.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение престижной работы в учреждении, предусматривает высокий уровень социальной защиты персонала, членов их семей и пенсионеров. Повышению уровня социальной защиты могут в значительной степени способствовать негосударственное пенсионное страхование работников; гарантии, предоставляемые по коллективным договорам учреждений здравоохранения; добровольное медицинское страхование работников и членов их семей; создание жилищного фонда и формирование условий, позволяющих работникам удовлетворить свои жилищные потребности; совершенствование системы отплаты труда.

Для привлечения как перспективных и молодых, так и опытных специалистов к работе в учреждении нужно создать благоприятные условия. Этими условиями могут стать перспектива профессионального и карьерного роста медицинского работника, а также возможность научной деятельности. Одним из важнейших материальных стимулов должно быть обеспечение справедливого и достойного уровня заработной платы и социальных гарантий. Привлекательным также является использование в лечении уникальных методик, отсутствующих в территориальном здравоохранении, и наличие в учреждении уникальной диагностической аппаратуры.

Коренным образом изменил философию профессиональной деятельности врача-организатора здравоохранения переход к рыночной экономике. Одними из основных видов деятельности стали стратегическое планирование, поиск инвестиций, создание положительного психологического климата в коллективе, управление персоналом (в условиях низкой мотивации к труду), анализ и оперативный контроль деятельности структурных подразделений негосударственных учреждений здравоохранения.

Объективными критериями правильности кадровой политики в учреждении могут служить такие показатели, как стабильная работа коллектива, высокий уровень профессионализма медицинского персонала, безболезненная смена поколений работников и конкурентоспособность учреждения на рынке медицинских услуг.

Сегодняшняя заинтересованность в действенном и правильном формировании позитивного имиджа учреждения здравоохранения была вызвана развитием рыночной экономики. В силу разных причин значимость позитивного имиджа резко возрастает, прежде всего, из-за неуклонного повышения влияния коммуникативных потоков на жизнь любого человека. Основой позитивного имиджа является внедрение передовых медицинских

и информационных технологий, высокое качество оказываемой медицинской помощи на основе современной материально-технической базы, а также привлечение высококвалифицированных медицинских кадров. Успех в формировании имиджа учреждения здравоохранения в решающей степени зависит от гуманного и уважительного отношения к пациенту, высокого культурного и профессионального уровня медицинских работников, их заинтересованности в повышении профессионализма. Актуальное значение в современных условиях приобретает соблюдение норм медицинского права, в частности обеспечение прав пациента на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и состоянии его здоровья. Стратегической целью при формировании имиджа учреждения здравоохранения является создание узнаваемого образа больницы, закрепление в сознании широкого круга людей положительного впечатления от учреждения как современной высокотехнологичной лечебной организации, имеющей неоспоримые преимущества перед конкурентами.

Создание благоприятного, управляемого имиджа есть результат сложной, взвешенной и грамотной деятельности, направленной на создание, усиление и поддержание позитивного общественного мнения. С этой целью рекомендуется проведение комплекса мероприятий в учреждении здравоохранения по формированию позитивного имиджа учреждения. Комплекс мероприятий может включать анализ и мониторинг общественного мнения о деятельности учреждения, обеспечение информированности населения об услугах, включающей создание справочно-информационной системы. С целью продвижения медицинских услуг рекомендуется проведение рекламных кампаний - серий мероприятий, включающих рекламные ролики на местном радио и телевидении, рекламные щиты, участие в выставках, статьи в популярных журналах и газетах, размещение информации в Интернете. В рамках мероприятий по связям с общественностью будет желательным участие медицинского персонала в благотворительных акциях с освещением в прессе, на телевидении и радио. Необходимо рассмотреть предоставление скидок на оплату услуг, использование дисконтных карт, кредитование населения для возможности получения дорогостоящих видов медицинской помощи. Важное значение имеет создание собственной геральдики - эмблемы, почетных наградных знаков, бренда учреждения.

Большое значение имеет формирование здоровой этической основы трудовых отношений, что позволит в полной мере реализовать творческий и интеллектуальный потенциал коллектива и получить преимущества в жесткой конкурентной борьбе за пациента.

Этический уровень учреждения здравоохранения характеризуется степенью ориентации ее рядовых сотрудников и руководителей в принятии решений и своем поведении на нравственные нормы деловых отношений. Для повышения уровня этичности поведения рядовых сотрудников и руководителей в учреждении здравоохранения рекомендуется провести следующие мероприятия:

- разработать этические кодексы, описывающие систему общих правил и ценностей учреждения, которых

♦-----------------------------------------------

должны придерживаться ее работники. Они необходимы для создания нормальной, благожелательной атмосферы, описания целей организации и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно они доводятся до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для медицинского учреждения в целом, и в этом случае он должен содержать общие как для персонала, так и для руководителей этические правила. С целью решения специфических этических проблем кодекс может быть также создан и для отдельных подразделений. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в учреждениях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные на поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса, и наказание за нарушение кодекса. По своему объему и содержанию этические кодексы весьма разнообразны. Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более тщательно и подробно, чем прочие разделы. Невозможно охарактеризовать в кодексе все этические проблемы, с которыми могут столкнуться сотрудники, но письменные инструкции помогают разрешению довольно часто встречающихся этических вопросов. Этические кодексы дают общие ориентиры в спорных ситуациях, представляют собой своеобразные « путеводители». Как показывает практика, в ряде случаев с помощью этических кодексов трудно решить конкретную этическую проблему, так как

--------------------------------------------------♦

порой они содержат слишком расплывчатые формулировки правил поведения;

- разработать «карты этики» - набор этических рекомендаций и правил, который конкретизирует этический кодекс организации для каждого сотрудника. «Карты» содержат также имя, контактные данные консультанта организации по этическим вопросам. Японские компании активно используют данный метод;

- создать специализированный комитет по этике. Комитет по этике обычно выполняет следующие функции: доведение требований этического кодекса до сведения всех рядовых сотрудников; пересмотр и анализ кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций. Рекомендуется проводить этическую экспертизу, представляющую собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности медицинского учреждения, которая вызывает обеспокоенность персонала, руководства или общественности и может повлиять на перспективы деятельности и имидж организации. Результатом такой экспертизы должна быть система предложений, направленных на улучшение моральной респектабельности и морального климата, а также внесение корректив в практику деятельности медицинского учреждения.

1. Егоршин А.Н. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2003.

2. Солтман Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе: анализ современных стратегий / пер. с англ. М.: ГЭОТАР Медицина, 2000.

Михаил Ефимович Кунявский,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламного менеджмента,

СГСЭУ

Алексей Сергеевич Ветров,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента,

СГСЭУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО СЕРВИСА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Статья посвящена вопросам формирования и организации сервисных логистических центров и служб на современных российских предприятиях машиностроительной отрасли. Анализируется взаимосвязь между повышением качества продукции, ее конкурентоспособностью и грамотной работой системы сервиса и технического обслуживания на предприятиях. Вводится понятие логистического сервиса, дается определение его функций. Даются рекомендации по изучению оценки степени удовлетворенности заказчика, которая анализируется работниками сервисных служб предприятий или отделом маркетинга. Необходимо отметить, что важным является обучение и техническая подготовка персонала. Большое внимание в статье уделяется работе службы сервиса на машиностроительных предприятиях и ее взаимодействие с другими службами и отделами предприятия. Результаты исследования и полученные выводы могут широко применяться в работе сервисных центров и служб машиностроительных предприятий России.

Ключевые слова: инновационный и логистический сервис, система сервиса и технического обслуживания, параметры качества обслуживания.

УДК 338.45

vetrovsgceu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.