Научная статья на тему 'БИЗНЕС-ЭТИКА КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ'

БИЗНЕС-ЭТИКА КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ЭТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ОСНОВНЫМИ ГРУППАМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ / КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / BUSINESS ETHICS / APPROACHES TO THE FORMATION OF BUSINESS ETHICS IN THE ORGANIZATION / PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COMPANIES / OBLIGATIONS TO THE MAIN GROUPS OF STAKEHOLDERS / THE CODE OF CORPORATE ETHICS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова И.Л., Соловьева М.В.

Актуальность данной работы обусловлена широким распространением в современной бизнес-среде терминологии, связанной с понятиями этичности и этики: этичное потребление, этичная продукция, этичный менеджмент, предпринимательская этика или бизнес-этика, что обуславливает необходимость исследования этичного контекста развития организаций, целесообразность следования этичным и моральным ценностям в рамках управления компаниями. Целью статьи является изучение понятия «деловой этики» в современном контексте; рассмотрение иерархических уровней бизнес-этики, основных подходов формирования бизнес-этики в организации; исследование формирования и соблюдения принципов бизнес-этики в рамках организации на примере ведущей российской компании ПАО «СИБУР Холдинг»; авторами предпринята попытка обобщения перечня обязательств перед основными группами заинтересованных лиц в рамках кодекса корпоративной этики ПАО «СИБУР Холдинг»; проанализирована взаимосвязь и взаимозависимость таких показателей организации как выручка, расходы на персонал и среднесписочная численность персонала, выявлен устойчивый тренд роста расходов на персонал и формирование системы корпоративной социальной ответственности в ПАО «СИБУР Холдинг». Основной метод, используемый при написании статьи - метод анализа и обобщения, позволяющий на основе систематизации теоретического и практического материала обобщить информационную базу в области оценки явления бизнес-этики в современном контексте управления организацией. В работе выявлено, что современная рыночная среда, а также входящие в неё бизнес-сообщества (бизнесмены и предприниматели, политические деятели, представители общественных и некоммерческих организаций) все больше осознают острую необходимость в увеличении степени морально-нравственной ответственности и этики на всех уровнях. Приоритетным становится режим фокусировки на социально-значимых приоритетах компании и общества в целом, создание безопасной, комфортной и стабильной рабочей среды для сотрудников. Использование результатов данной работы целесообразно в теоретических исследованиях, направленных на изучение концептуальных основ деловой этики, а также в практической деятельности, для переосмысления менеджментом организации роли и значимости деловой этики, смещения фокуса внимания на принципы этичности ведения бизнеса, следования приоритетам этичного функционирования и развития организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ETHICS AS A PRIORITY VECTOR OF MODERN DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS

The actuality of this work caused by widespread in today's business environment terminology related to the concepts of ethics and ethics: ethical consumption, fair trade products, ethical management, business ethics or business ethics, which necessitates the study of ethical development organizations, the feasibility of adherence to ethical and moral values in the management of companies. The purpose of the article is to study the concept of "business ethics" in the modern context; to consider the hierarchical levels of business ethics, the main approaches to the formation of business ethics in the organization; to study the formation and compliance with the principles of business ethics within the organization on the example of the leading Russian company PJSC SIBUR Holding; the authors attempt to summarize the list of obligations to the main groups of stakeholders within the framework of the code of corporate Ethics of PJSC SIBUR Holding»; The interrelation and interdependence of such indicators of the organization as revenue, personnel costs and the average number of employees is analyzed, a steady trend of growth in personnel costs and the formation of a system of corporate social responsibility in PJSC SIBUR Holding is revealed. The main method used in writing the article is the method of analysis and generalization, which allows, on the basis of systematization of theoretical and practical material, to generalize the information base in the field of assessing the phenomenon of business ethics in the modern context of organization management. The paper reveals that the modern market environment, as well as its business communities (businessmen and entrepreneurs, politicians, representatives of public and non-profit organizations). There is an increasing awareness of the urgent need to increase the degree of moral responsibility and ethics at all levels. The priority mode is to focus on the socially significant priorities of the company and society as a whole, creating a safe, comfortable and stable working environment for employees. The use of the research results is advisable in theoretical studies aimed at studying the conceptual foundations of business ethics, as well as in practical activities, for rethinking the role and importance of business ethics by the organization's management, shifting the focus to the principles of ethical business conduct, following the priorities of ethical functioning and development of organizations.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ЭТИКА КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК: 65; 174.4(075.8)

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_105

Смирнова И.Л., Соловьева М.В. БИЗНЕС-ЭТИКА КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Smirnova I.L., Soloveva M. V.

BUSINESS ETHICS AS A PRIORITY VECTOR OF MODERN DEVELOPMENT

OF ORGANIZATIONS

Ключевые слова: деловая этика, подходы формирования бизнес-этики в организации, приоритеты развития современных компаний, обязательства перед основными группами заинтересованных лиц, кодекс корпоративной этики, корпоративная социальная ответственность.

Keywords: business ethics, approaches to the formation of business ethics in the organization, priorities for the development of modern companies, obligations to the main groups of stakeholders, the code of corporate ethics, corporate social responsibility.

Аннотация: актуальность данной работы обусловлена широким распространением в современной бизнес-среде терминологии, связанной с понятиями этичности и этики: этичное потребление, этичная продукция, этичный менеджмент, предпринимательская этика или бизнес-этика, что обуславливает необходимость исследования этичного контекста развития организаций, целесообразность следования этичным и моральным ценностям в рамках управления компаниями.

Целью статьи является изучение понятия «деловой этики» в современном контексте; рассмотрение иерархических уровней бизнес-этики, основных подходов формирования бизнес-этики в организации; исследование формирования и соблюдения принципов бизнес-этики в рамках организации на примере ведущей российской компании ПАО «СИБУР Холдинг»; авторами предпринята попытка обобщения перечня обязательств перед основными группами заинтересованных лиц в рамках кодекса корпоративной этики ПАО «СИБУР Холдинг»; проанализирована взаимосвязь и взаимозависимость таких показателей организации как выручка, расходы на персонал и среднесписочная численность персонала, выявлен устойчивый тренд роста расходов на персонал и формирование системы корпоративной социальной ответственности в ПАО «СИБУР Холдинг».

Основной метод, используемый при написании статьи - метод анализа и обобщения, позволяющий на основе систематизации теоретического и практического материала обобщить информационную базу в области оценки явления бизнес-этики в современном контексте управления организацией.

В работе выявлено, что современная рыночная среда, а также входящие в неё бизнес-сообщества (бизнесмены и предприниматели, политические деятели, представители общественных и некоммерческих организаций) все больше осознают острую необходимость в увеличении степени морально-нравственной ответственности и этики на всех уровнях. Приоритетным становится режим фокусировки на социально-значимых приоритетах компании и общества в целом, создание безопасной, комфортной и стабильной рабочей среды для сотрудников.

Использование результатов данной работы целесообразно в теоретических исследованиях, направленных на изучение концептуальных основ деловой этики, а также в практической деятельности, для переосмысления менеджментом организации роли и значимости деловой этики, смещения фокуса внимания на принципы этичности ведения бизнеса, следования приоритетам этичного функционирования и развития организаций.

Abstract: the actuality of this work caused by widespread in today's business environment terminology related to the concepts of ethics and ethics: ethical consumption, fair trade products, ethical management, business ethics or business ethics, which necessitates the study of ethical development organizations, the feasibility of adherence to ethical and moral values in the management of companies.

The purpose of the article is to study the concept of "business ethics" in the modern context; to consider the hierarchical levels of business ethics, the main approaches to the formation of business ethics in the organization; to study the formation and compliance with the principles of business ethics within the organization on the example of the leading Russian company PJSC SIBUR Holding; the authors attempt to summarize the list of obligations to the main groups of stakeholders within the framework of the code of corporate Ethics of PJSC SIBUR Holding»; The interrelation and interdependence of such indicators of the organization as revenue, personnel costs and the average number of employees is analyzed, a steady trend of growth in personnel costs and the formation of a system of corporate social responsibility in PJSC SIBUR Holding is revealed.

The main method used in writing the article is the method of analysis and generalization, which allows, on the basis of systematization of theoretical and practical material, to generalize the information base in the field of assessing the phenomenon of business ethics in the modern context of organization management.

The paper reveals that the modern market environment, as well as its business communities (businessmen and entrepreneurs, politicians, representatives of public and non-profit organizations). There is an increasing awareness of the urgent need to increase the degree of moral responsibility and ethics at all levels. The priority mode is to focus on the socially significant priorities of the company and society as a whole, creating a safe, comfortable and stable working environment for employees.

The use of the research results is advisable in theoretical studies aimed at studying the conceptual foundations of business ethics, as well as in practical activities, for rethinking the role and importance of business ethics by the organization's management, shifting the focus to the principles of ethical business conduct, following the priorities of ethical functioning and development of organizations.

Современный контекст управления организациями все больше насыщается терминологией, связанной с понятиями этичности и этики: этичное потребление, этичная продукция, этичный менеджмент, предпринимательская этика или бизнес-этика и т.д. В данной работе авторами будет предпринята попытка проанализировать несколько имеющихся на данный момент подходов к трактовке понятия бизнес-этики и её роли в трансформации современных организаций. На примере нескольких промышленных компаний будут наглядно представлены несколько практических кейсов, подчеркивающих значимость бизнес-этики не только для успешного функционирования современных организаций, но и их устойчивого развития в будущем, формирования благоприятной репутации и роста конкурентоспособности на рынке.

Прежде всего, нужно начать с уточнения терминологии. Этимология слова «эти-

ка» происходит от греческого «ethos», обозначающее «нрав, обычай». Одной из первых трактовок этого понятия было совместное проживание (общежитие) и правила, соблюдаемые при этом. Впоследствии, термин «этика» стал частью философской науки, которая направлена на изучение норм морали и нравственности, сущности данных понятий, функций, законов развития и их роли в жизни общества. В общем смысле «этика» также обозначает систему или свод нравственных норм поведения конкретного индивидуума или определенной социальной группы.

Формирование научной школы деловой этики принято относить ко второй половине ХХв., первые научные работы по данной тематике были опубликованы в США. Но уже к 1970-м годам во многих странах появляются публикации и научные исследования бизнес-этике. Это было обусловлено возникновением общественной

потребности в осмыслении морально-нравственных норм в предпринимательской среде. Многочисленные факты коррупции, мошенничества и воровства нарушили доверие к бизнес-сообществу в различных государствах.

Говоря об «этике бизнеса» или «деловой этике», необходимо различать два разреза данного понятия: контекст этических норм и принципов в специализированной профессиональной сфере человеческой деятельности (предпринимательская, медицинская, военная деятельность и т.д.), либо контекст совокупности правил, применяемых в деловой среде, которые основаны на общепринятых морально-этических ценностях социума. Согласно одной из точек зрения, не существует этики бизнеса как таковой, поскольку есть общепринятая этика, как набор определенных правил поведения людей.

Необходимо отметить, что для разных регионов характерны совершенно непохожие этические нормы. И если что-то считается общепринятым для скандинавского бизнесмена, в некоторых азиатских странах может быть неприемлемым правилом поведения. Данная точка зрения позволяет говорить о бессмысленности изучения неких абстрактных этических норм, поскольку они слишком отличаются в зависимости от национальных особенностей, но их в обязательном порядке нужно учитывать для успешного и устойчивого развития организации на новых рынках.

Управленческий подход к проблемам этики заключается в необходимости понимания современными руководителями, почему сотрудники организации и сами менеджеры придерживаются определенной линии поведения, и что влияет на этот паттерн поведения. Безусловно, подавляющая часть менеджеров стремится к продуктивному труду своих подчиненных, производству качественной продукции и максимальной удовлетворенности клиентов в рамках соблюдения этических принципов и норм.

Итак, сформулируем понятие бизнес-этики в рамках современного контекста управления. Деловая этика или бизнес-этика - это разделяемые всеми сотрудниками организации правила и нормы, ценно-

сти и убеждения, манера общения и стиль работы, внешний вид и другие факторы, которые регламентируют поведение и образ мысли как при внутриорганизационном взаимодействии членов компании, так и в отношениях с внешней средой. Нормы деловой этики формируют внутриорганизацион-ное представление о справедливости, совести, правильности поведения, честности, правдивости, уважении интересов, верности своему слову и т.д.

Помимо внутриорганизационного контекста, как было сказано выше, бизнес-этика распространяется и на взаимодействие с внешней средой, в частности, с конкурентами - запрет на использование неэтичных приемов конкурентной борьбы. Этика направлена на максимизацию благосостояния участников рынка и равнодоступность к всевозможным видам ресурсов.

Современные исследователи [1] выделяют три иерархических уровня бизнес-этики: глобальный уровень, макроуровень и микроуровень.

Глобальный (мировой) уровень или гипернормы деловой этики включают в себя основные факторы корпоративной социальной ответственности: увеличение общественного благосостояния, обеспечение рабочих мест, научно-технические инновации и модернизацию производственных процессов, инвестиционную привлекательность и укрепление доверия к бизнесу, содействие развитию глобальной интеграции бизнеса и обеспечение равных конкурентных условий, этичное отношение к окружающей среде, содействие законности и легитимности условий ведения бизнеса.

Особое место в диапазоне глобального уровня принято уделять обязательствам организаций по отношению к следующим категориям:

- потребители (качество товаров и услуг на высшем уровне, честность в маркетинговых приемах, уважение чести и достоинства и т.д.);

- сотрудники организации (конкурентоспособный уровень заработной платы, благоприятные условия труда, охрана труда и здоровья, отсутствие дискриминации при трудоустройстве и т.д.);

- акционеры и инвесторы (гарантии справедливого распределения прибыли, равнодоступность и прозрачность информации, и т.д.);

- поставщики (честность и правдивость взаимоотношений, отсутствие давления и угроз, легитимность взаимодействия, открытый информационный взаимообмен, своевременность расчетов и т.д.);

- организации-конкуренты (взаимоуважение, взаимодействие на открытых рынках продукции и капитала, отказ от недобросовестной конкуренции и т.д.);

- местное население (соблюдение культурных ценностей и правил, обычаев и норм поведения определенной местности, и т.д.).

Мировой уровень бизнес-этики является приоритетным по отношению к национальным или региональным этическим кодексам и сводам правил.

Макроуровень деловой этики принято рассматривать в масштабах национальной экономики или отдельной отрасли. Данный уровень интегрирует такие понятия как уважение частной собственности и принципов рыночной конкуренции, информационная прозрачность и равнодоступность для всех участников рынка, отсутствие какой-либо дискриминации на рынке труда и т.д.

Микроуровень бизнес-этики сужается до спектра отдельных организаций и их клиентов. К данному уровню относят такие принципы как: доверие и отсутствие дискриминации в отношениях между контрагентами, между сотрудниками и менеджерами, морально-нравственный климат в организации и т. д. Нарушение этих принципов может повлечь за собой различные конфликтные ситуации, всевозможные потери и недополучение прибыли организациями. Также этот уровень предназначен для урегулирования частых этических проблем, возникающих в сфере управления человеческими ресурсами.

В процессе идентификации проблем и выбора различных альтернативных вариантов для принятия управленческих решений, современные организации всё чаще начинают создавать корпоративные кодексы или декларации этических норм, позволяющие

устанавливать ценностные ориентиры, нормы и правила поведения. В настоящее время не существует единого стандарта для формирования таких организационных кодексов корпоративной этики, присутствуют существенные различия для организаций из разнообразных сфер деятельности, но большинство таких кодексов как правило базируется на четырех основных сформировавшихся подходах: утилитарном, индивидуальном, морально-правовом и справедливом. Наглядно суть данных подходов представлена в таблице 1.

Одним из практических примеров формирования и соблюдения принципов бизнес-этики в рамках организации является ПАО «СИБУР Холдинг», крупнейшая нефтехимическая компания в России.

В данной организации ещё в 2004 году был сформирован «Кодекс корпоративной этики», который регулярно актуализируется и утверждается Советом директоров. Основная цель данного кодекса - укрепление деловой репутации ПАО «СИБУР Холдинг», содействие честному и этичному ведению бизнеса, предотвращение злоупотреблений и нарушений законодательства. Кодекс является обязательным для соблюдения всеми сотрудниками ПАО «СИБУР Холдинг».

Согласно данному кодексу компания принимает на себя обязательства перед основными группами заинтересованных лиц, а именно:

- перед акционерами и инвесторами: сохранять инвестиционные вложения акционеров и обеспечивать рост стоимости их капиталовложений, на уровне ведущих компаний нефтехимической отрасли; минимизировать риски потерь от вложений акционеров в структуру капитала организации; выстраивать свои отношения с акционерами и инвесторами следуя принципам максимального соблюдения их законных прав;

- перед работниками: уважать права и свободу всех работников, выстраивать взаимоотношения с сотрудниками на основе доверия, предоставлять им равные возможности, безопасные, достойно оплачиваемые условия труда, предоставляя возможности для карьерного и личностного роста;

Таблица 1 - Подходы формирования бизнес-этики в организации

Название

Суть

Недостатки

Утилитарный подход

Вектор бизнес-этики направлен на максимальный социальный результат для наибольшего количества людей

Несопоставимость измерения параметров (денежная форма и полезность для индивидуумов), преобладание мнения большинства над мнением меньшинства

Индивидуальный подход

Действия в контексте бизнес-этики соответствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов человека и, как следствие, достижение совокупного полезного эффекта для всего общества в целом

Сложность согласования индивидуальных интересов с интересами коллектива

Морально-правовой подход

Приоритеты: права человека в широком понимании (право на частную жизнь, на свободу слова, совести, и т.д.), взаимоуважение, ценность личности

Дилемма согласования противоположных интересов личностей, организации и личности, и т.д.

Справедливый подход

Основа принятия этичных решений - соблюдение принципов справедливости, равенства, непредвзятости, честности._

Несовершенство нормативно-правовых аспектов в части соблюдения процедурной справедливости

- перед потребителями: быть открытыми и честными с потребителями; завоевывать и поддерживать их доверие, разрабатывая и предлагая продукцию, отличающуюся выгодной ценой, качеством, безопасностью для человека и окружающей среды;

- перед деловыми партнерами:

стремиться к долгосрочному сотрудничеству и партнерским отношениям с подрядчиками, поставщиками, партнерами по совместным предприятиям на основе взаимной выгоды, уважения, доверия, честности и справедливости, последовательно выполнять договорные обязательства;

- перед обществом: придерживаться принципов честного и открытого ведения бизнеса, осуществлять деятельность с учетом принципов социальной ответственности, добросовестно соблюдать действующее законодательство, быть ответственным налогоплательщиком, не прибегать к незаконным формам конкурентной борьбы, уделять необходимое внимание охране здоровья, труда, окружающей среды и безопасности человека.

Согласно кодексу корпоративной этики, в группе СИБУР провозглашается прин-

цип нетерпимости к нарушениям в сфере охраны труда и промышленной безопасности. Все, без исключения, травмы, инциденты и аварии на производстве, а также предпосылки к ним, подлежат расследованию. Одним из важных эффектов соблюдения данного принципа в СИБУРе является снижение показателей травматизма. Вовлечение рабочих в процесс создания реестров потенциально опасных процессов и оценки рисков при стандартных видах работ повысило осведомленность и создало дополнительных акцент при ежедневных рутинных, но потенциально опасных, операциях. Например, в 2018 году было зарегистрировано 16 несчастных случаев среди работников СИБУРа, что на 20% ниже по сравнению с 2017 годом. Также ПАО «Сибур Холдинг» ежегодно минимизирует показатель LTIF (коэффициент частоты травм с потерей рабочего времени) в среднем на 5% среди сотрудников и подрядчиков. Компания стремится развивать программу «Соблюдение прав человека на рабочем месте» в соответствии с кодексом корпоративной этики [3]. Численность персонала СИБУРа за четыре года программы с 2015 по 2018 гг. оставалась почти неизменной, а вот выручка

в расчете на одного сотрудника возросла за 5 лет почти на 60% и осталась неизменной даже при существенном сокращении персонала в 2019 году, а также сохранился устой-

Распределение показателей Выручка по Холдингу, млрд руб. Среднесписочная численность, тыс. чел. Затраты на персонал по Холдингу, млрд руб.

Работа в группе СИБУР - сфера максимально честной конкуренции талантов, способностей и компетенций. Для успешной карьеры в организации необходимо, прежде всего, следовать принципам корпоративной культуры, непрерывно совершенствовать выполнение своей деятельности, стремиться овладевать новыми знаниями и умениями, проявлять инициативу по улучшению операций и процессов. Рост уровня материального вознаграждения каждого работника напрямую зависит от результатов работы всей организации в целом благодаря эффективной системе материального поощрения. Результатами данного тренда развития СИБУРА являются следующие факты: с 2003 по 2019 год выручка компании выросла в 6 раз; показатель EBITDA - в 45 раз, производительность труда, как и средняя зарплата, - в 10 раз [4].

В соответствии с кодексом корпоративной этики, сотрудники принимаются на работу в группу СИБУР и получают равные возможности карьерного роста, независимо от их возраста, пола, расы, национальности, этнической принадлежности, цвета кожи, языка, вероисповедания и религиозных убеждений, имущественного, социального, должностного, семейного положения, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Компания декларирует постулат: самый главный капитал компании - это люди, а не оборудование, технологии или производство. Вклад СИБУРа в развитие своих сотрудников в последнее время осуществляется особенно интенсивно: компания является одним из лидеров по объемам инвестиций в корпоративное обучение и образование. Затраты на обучение сотрудников только за последние

чивый тренд роста расходов на персонал (staff costs) и формирование системы корпоративной социальной ответственности, что наглядно представлено в таблице 2.

-2019 гг.

2014 2015 2016 2017 2018 2019 361 380 412 455 569 531 25,9 27,1 27,7 27,3 27,3 22,9 27 31 35 38 43 46

4 года составили 1,7 млрд рублей. Помимо этого, в компании существует практика управлять траекториями развития людей. Производится непрерывный анализ на каких позициях и в каких регионах те или иные сотрудники принесут максимальную пользу и смогут двигаться далее по карьерной лестнице.

Таким образом, в контексте практической реализации подходов к формированию бизнес-этики на примере ПАО «СИБУР Холдинг» можно отметить черты как индивидуального подхода, так и справедливого подхода в соответствии с приведенной выше классификацией (таблица 1). Данная компания наглядно демонстрирует соблюдение принципов равенства, непредвзятости, честности, взаимоуважения, приоритетности человеческого капитала, соблюдение мировых стандартов по охране труда и промышленной безопасности на всех своих предприятиях.

Подводя итог, целесообразно отметить, что современная рыночная среда, а также входящие в неё бизнес-сообщества (бизнесмены и предприниматели, политические деятели, представители общественных и некоммерческих организаций) все больше осознают острую необходимость в увеличении степени морально-нравственной ответственности и этики на всех уровнях. Именно такая ответственность и этичность является ценнейшей составляющей бизнеса, нацеленного на эффективное и устойчивое развитие, с максимально высокими показателями рентабельности. ПАО «Сибур холдинг» является примером российской компании, которая стремятся к тому, чтобы формировать и реализовывать на практике современный этичный подход к ведению

Таблица 2 - Корпоративные показатели ПАО «Сибур Холдинг» за период 2014

бизнеса, фокусироваться на социально-значимых приоритетах компании и общества в целом, создавать безопасную, комфортную и стабильную рабочую среду для сотрудников, способствуя не только собственному процветанию, но положительным изменениям в более глобальном масштабе. Организации, реализующие программы корпоративной деловой этики, согласно докладу о социальных инвестициях в России за 2019 г., являются более доходными, конкурентоспособными, инвестиционно привлекательными [5]. За счет этично ори-

ентированного подхода они формируют свое дополнительное конкурентное преимущество, так как обладают более привлекательными характеристиками по сравнению со своими конкурентами.

Таким образом, бизнес-этика в современном мире рассматривается как мощный инструмент для достижения конкурентных преимуществ компании, а формирование корпоративной этики занимает центральное место в теории и практике управления современных организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кафтан, В.В. Деловая этика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 301 с.

2. Спивак, В.А. Деловая этика: учебник и практикум для вузов / В. А. Спивак. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 463 с.

3. Кодекс корпоративной этики ПАО «СИБУР Холдинг»: [Электронный ресурс]. -URL: https://www.sibur.ru

4. Финансовые результаты ПАО «СИБУР Холдинг»: [Электронный ресурс]. - URL: http://investors.sibur.com/results-centre/financial-results.aspx?sc_lang=ru-RU

5. Доклад о социальных инвестициях в России за 2019г. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mveb.m/attachments/artide/402/_Доклад0/o20о0/o20социальных~.pdf

6. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов ; под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2018. — 320 с. — (Бакалавриат).

7. Соловьева М.В., Смирнова И.Л. Некоторые подходы к оценке устойчивого развития предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - Т. 2. № 1. С. 219-226.

8. Смирнова И.Л., Соловьева М.В. Глобализация в современном контексте управления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - Т. 2. № 3 (46). С. 132-139.

9. Смирнова И.Л. Стратегия в области устойчивого развития на примере нефтехимического предприятия. // В сборнике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегии бизнеса и их интернационализация». Москва, 2020. -с. 282-288.

10. Деловая этика. Методические рекомендации для российских компаний Разработчики: Ассоциация независимых директоров и Российский институт директоров. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.business-standards.ru/upload/iblock/125/ PDF%204%20fglkbopyqwlzsup_ fhawdgicsw_webzdqojygxstngnuskdgxer_ eiznygwndisbpzkd_ xrlmznm.pdf.

11. Wayne, Leslie. A Promise to be Ethical in an Era of Immorality, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nytimes. com/2019/05/30/business/30oath.html

12. Velasquez, Manuel G. Business Ethics: Concepts and Cases. 2018.

13. Trevino L.K., Nelson K.A. Managing Business Ethics: Straight Talk About How To Do It Right. 2019.

14. Werther, William B., Chandler, David B. Strategic Corporate Social Responsibility: Stakeholders in a Global Environment. 2019.

15. Benn, Suzanne & Bolton, Dianne. Key Concepts in Corporate Social Responsibility (SAGE Key Concepts series). 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Blewitt, John. Understanding Sustainable Development. 2018.

Дата поступления: 31.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.