Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СОЦИУМ / ДИАГНОСТИКА / ДЕФЕКТ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьянова Е.Г., Болдырева В.Э.

В статье рассматриваются особенности технологий педагогического общения. Также дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в профессиональной помощи, специального педагога по общению. Рассмотрение различных методов и приемов по социализации детей с умственной отсталостью. Изучение и решение проблем формирования социальных умений у детей с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демьянова Е.Г., Болдырева В.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION WITH CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article discusses the features of pedagogical communication technologies. Also, children with mental retardation who need professional help, a special teacher for communication. Consideration of various methods and techniques for the socialization of children with mental retardation. Study and solution of problems of formation of social skills in children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Демьянова Е.Г. студент

ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова

Болдырева В.Э. старший преподаватель кафедра СДО

ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье раccматриваются отбенности технологий педагогического общения. Также дети с умственной отсталoстью, которые нуждаются в профессиональной помощи, специального педагога по общению. Рассмотрение различных методов и приемов по социализации детей с умственной отсталостью. Изучение и рeшение проблем формирования социальных умений у детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: сoциализация; адаптация; умственная отсталость; социум; диагностика; дефект; коррекция.

Demyanova E. G.

student

GBOUVO RK KIPU named after Fevzi Yakubov

Boldyreva V.E. senior lecturer Department of SDO GBOUVO RK KIPU named after Fevzi Yakubov

TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION WITH CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Annotation. The article discusses the features of pedagogical communication technologies. Also, children with mental retardation who need professional help, a special teacher for communication. Consideration of various methods and techniques for the socialization of children with mental retardation. Study and solution of problems of formation of social skills in children with mental retardation.

Key words: socialization; adaptation; mental retardation; society; diagnosis; defect; correction.

Актуальность проблемы: В настоящее время сильно возрастает интерес к проблеме помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.

Появляются в исследованиях все больше новых управленческих форм работы с такими детьми, установление их способности к обучению, изучается их возможность интегрирования в обществе. Дети с наличием интеллектуальных отклонений - самая обширная группа детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Также имеет большое значение, такой факт, что в большинстве детских домов интернатного типа Министерство труда и социального развития с обучающимися работают специалисты, которые нуждаются в специальной методической литературе.

Цель статьи - изучение технологий педагогического общения с детьми, имеющими умственные отклонения.

Изложение основного материала. В обществе отмечается достаточно активный интерес к членам общества с какой либо недостаточностью в развитии. Лица с умственной отсталостью - это значительная группа социально уязвимых граждан. К детям из данной группы уделяется особое внимание. Эти дети развиваются с плохо сформированной психикой, в частности имеют озлобленность на мир который их не принимает.

Причин способствующих отклонению у ребенка в интеллектуальном развитии очень большое разнообразие. Патологии могут быть связаны с генетическими повреждениями центральной нервной системы, внутриутробными патогенными воздействиями, травмой и асфиксией во время родов, инфекционным воздействием на мозг ребенка, интоксикаций, травм и других вредоносных агентов в раннем периоде развития. Множеству социальным работникам приходится работать с детьми, имеющими отклонения в развитии в школе и семье, в приюте и детдоме, в реабилитационных центрах.

Имеется множество профессиональных функций специалиста при социальной работе в целом, такие как: диагностическая функция; прогностическая функция; организаторская функция; посредническая функция. В диагностической функции опираясь на принципы адресности социальной работы, специалист по педагогическому общению определяет степень необходимости и достаточности специальной помощи для конкретной личности индивидуально. Реализация прогностической функции осуществляется на уровне практической работы с личностью и на административно-управленческом уровне. В организаторской функции педагог по социальной работе организует работу по оказанию социальной помощи личности. Посредническую функцию часто называют одной из главных задач педагога по социальной работе. Каждая из функций занимает значимое место в педагогической деятельности специалиста по педагогическому общению [2,с.162-185].

Лица с интеллектуальными отклонениями, являются объектом практической работы специалиста по педагогическому общению.

Показатели развития социума зачастую формируется из его отношения к детям с интеллектуальными и физическими недостатками. Оптимизация приемлемых условий для благополучной коррекции нарушений в развитии лиц с отклонениями, обучения и воспитания, ее социально-трудовой адаптации и адаптации в обществе относятся к числу главных задач любого государства[10,с.324].

Разработка, развитие и применение технологий педагогического общения являются одним из наиболее актуальных факторов подходящих педагогического общения, благодаря которым способствует более качественному достижению определенных целей общения.

Технология педагогического общения - это умение передавать сведения, познавать состояние человека, в процессе осуществления педагогической связи с детским коллективом, искусство влияния на ребенка в результате общения и искусство управлять своим эмоциональным и душевным состоянием.

При педагогическом общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью и помощи им в адаптации в обществе, трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков социального взаимодействия в обществе, не желание потребности в данном общении, низкое самоуважение, негативное восприятие окружающего общества, чрезмерная эгоистичность, предрасположенность к социальной беспомощности. Специалисту необходимо помочь такому ребенку наиболее безболезненно справится с данными проблемами[5,с.272].

Методы в педагогическом общении - это способы профессиональной взаимосвязи педагога и ребёнка с интеллектуальной недостаточностью с целью содействия в разрешении его социальных проблем.

Суть и методика практики специалиста в работе с детьми в каждом отдельном случае определяется с учетом индивидуальных качеств каждого ребенка отдельно и его возраста. Для более интенсивного развития высших психических функций ребенка являются достаточно важными такие формы работы как:

• Формирование двигательной системы ребенка: укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук, упражнения с пальцами.

• Для развития ориентировки в пространстве предлагаются: определение правой и левой стороны у себя, на своем изображении в зеркале, на картине.

• Для становления памяти эффективны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других, повторение слов и цифр.

• Становлению всех видов мышления способствуют занятия рисованием, лепка, конструирование, аппликация.

Такие занятия помогут сформировать сенсорные способности ребенка, пробудить познавательные интересы. На протяжении всей работы специалисту по педагогическому общению важно развивать и корректировать речь ребенка, формировать планирующую и регулирующую функции речи. Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности. Необходимо что бы коррекционно-педагогическая деятельность включала все формы средового, личностного и коллективного воздействия на индивида.

Для воплощения в своей педагогической работе педагогу необходимо точно определять направление развития индивида:

• правильное формирование личности ребенка;

• формирование личности по нисходящей линии;

• преобразование личности.

В результате этого, в коррекционно-педагогическую работу специалиста входят два основных вида действия:

• анализирующее;

• корректирующее.

В прагматической деятельности социалиста по педагогическому общению эти два действия регулярно взаимодействуют между собой. Анализ сотрудничества личности с окружающей средой дополняется анализом его поступков[7,с.68-70].

Социалист по педагогическому общению в своей деятельности активно использует все группы методов социальной работы, но основными являются социально - психологические и социально - педагогические методы.

Не смотря на новые усовершенствования в образовании лиц с интеллектуальной недостаточностью, большинство специалистов активно пользуются старыми методами и формами социальной работы. Все же активное внимание уделяется инновационным разработкам методов и форм обучения, но они также опираются на опыт прошлого. В результате использования определенных методов в педагогическом общении с детьми с умственной недостаточностью, выбирая определенные подходы к каждой личности отдельно, имеет большое значение, в конечном итоге дает свои положительные результаты. Каждая личность особенна, и благодаря правильному выбору использованных методов и форм в деятельности специалиста по педагогическому общению, в большинстве случаем имеет положительный результат[4,с.41].

Программа педагогического общения с детьми с интеллектуальной недостаточностью особое место занимает помощь в выработке у детей специальных форм поведения. Помочь детям овладеть навыками поведения в обществе, при посещении различных мероприятий. При рассмотрении перспектив помощи детям с умственной отсталостью, программа их обучения, требует значительного внимания. Стоит главная

задача, разработать педагогические техники для работы с детьми, подготовка частных методик по общеобразовательным предметам. Вся коррекционная работа специалиста по педагогическому общению строится по индивидуальным программам и нацелена на возможную интеграцию детей в обществе.

В основе педагогического общения с детьми имеющими умственную отсталость, лежат поучительные и вспомогательные принципы. Помимо поучительных принципов в педагогической работе с детьми с умственной отсталостью, также , используются и вспомогательные, применяемые в дефектологии. В социальной работе с семьями и детьми с умственной отсталостью специалиста по педагогическому общению главная задача помочь адаптироваться к социуму и воспринимать его таким какой он есть[6].

Детям, имеющим интеллектуальные отклонения, в современном обществе жить крайне сложно, так как они не похожи на большинство окружающих, они особенны. К сожалению в большинстве случаев такие дети попадают в специальные учреждения - интернаты, и тогда их дальнейшая судьба полностью зависит от созданных там бытовых условий, от квалифицированности и человечности руководства учреждения и медицинских сотрудников.

Необходимость в интегрированном образовании возникла в результате с увеличения количества детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. Из-за большого количества причин отклонения в развитии, такие дети не могут получить полноценное обучение в специализированных коррекционных учреждениях. В следствии этого в учреждениях подобного типа были созданы условия для проведения целенаправленной работы по управлению образованием каждого умственно отсталого ребенка, вне зависимости от стадии его интеллектуальных нарушений.

Использованные источники:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.И. Акатов. - М: ВЛАДОС, 2003. - 386 с.

2.Басов И.Ф. Основы социальной работы. - М.: Издательский центр "Академия", 2004, с.162 - 185.

3.Бердсолл К. Гидденс Э. Социология: Учебник для вузов (под ред. Мазо В.Д.; пер. с англ. Беркова А.В., Мурат В.П., Ольшевского И.В. и др.).

4.Васенков, Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся // Г.В. Васенков. Дефектология. - 2004. - №

4. - 40-41 с.

5.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Н.Ф. Головнова. - СПб. - 2004. - 272 с.

6.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучения детей с отклонениями в развитии. - Москва, 2000

7.Сорочинская Т.В., Арсенова Л.А. "Особый" ребенок в центре внимания. // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 5, с.68 - 70.

8. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении Г. М. Андреева. - Аспект Пресс, 2001. - 378 с.

9.Тихомирова Л.Ф., Макеева Т.В. Профессиональные компетенции специалистов в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в инклюзивной образовательной среде. / Инновационные технологии российского и зарубежного образования: коллективная монография. Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2018.

10.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. - Речь, 2005. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.