УКД 376.1
Сухонина Наталья Сергеевна, канд. пед. наук, доц. кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь Батечко Татьяна Александровна, магистрант кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: В статье рассматриваются исторические аспекты развития лечебной физкультуры в коррекционно-развивающей деятельности детей с нарушением интеллекта. Основные выдающиеся русские ученые, благодаря которым лечебная физическая культура стала отдельной медико-педагогической дисциплиной. Лечебная физкультура для детей с умственной отсталостью является неотъемлемой частью укрепления здоровья, профилактики осложнений имеющихся нарушений, развитие двигательных навыков и самореализации.
Ключевые слова: физическое воспитание, лечебная физкультура, нарушение интеллекта, физические упражнения, кинезотерапия, коррекционно-развивающая деятельность.
Annotation: The article deals with the historical aspects of the development of physical therapy in the correctional and developmental activities of children with intellectual disabilities. The main outstanding Russian scientists, thanks to whom therapeutic physical culture has become a separate medical and pedagogical discipline. Physical therapy for children with mental retardation is an integral part of health
promotion, prevention of complications of existing disorders, development of motor skills and self-realization.
Keywords: physical education, physical therapy, intellectual disability, physical exercises, kinesotherapy, correctional and developmental activities.
Целью данной статьи является определить степень разработанности теоретической базы применения лечебной физкультуры в коррекционно-развивающей деятельности детей с нарушением интеллекта.
Как известно применение средств физической культуры с профилактической, реабилитационной и лечебной целью имеет давнюю историю. Еще в-древние времена, для оздоровления использовались физические упражнения, массаж, гидропроцедуры, диеты, закаливания и многие другие методы.
Первые лечебные физические упражнения в России были описаны в трудах выдающихся русских медиков И.М. Сеченова, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта и стали применяться ещё с XVIII в. В них содержатся высказывания о значении и применении физических упражнений для лечения различных заболеваний [7], а также о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало. При этом особую роль в физическом воспитании, П.Ф. Лесгафт отводил преподавателям. Согласно их точке зрения, процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс обязательно должен базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания. К тому же педагог обязан регулировать и направлять учебный процесс, и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление.
П. Ф. Лесгафт, большое внимание уделял в физическом воспитании подвижным играм, как методу познания окружающего мира и рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание и гимнастические упражнения.
Также П.Ф. Лесгафт отмечает, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф. Лесгафта, является необходимым условием для гармонического развития личности; осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. Таким образом, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт, внес огромный вклад в развитие теории физического воспитания и является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России [7, с. 12].
Другие такие выдающиеся ученые, такие как В.В. Гориневский, В.Н. Мошков, В.К. Добровольский сыграли большую роль в развитии реабилитации и распространении лечебной физкультуры. Так, В. В. Гориневский были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В. Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку. В.В. Гориневским придавал огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела, и особенно на деятельность центральной нервной системы.
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В. Кенеман разработала научную основу и значительно углубила методические подходы к физическому воспитанию, которые широко используется в работе с детьми в наше время. А. В. Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать
активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде. Тем самым в своих трудах А. В. Кенеман уделяла обучению двигательным действиям с этапным разучиванием движений с использованием сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых физических упражнений. Ценностью ее методики является то, что воздействуя на фантазию и воображение, она увлекает ребенка в игровой образ [5; с. 12].
Изучением физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта занимались многие известные авторы, такие как П. Ф. Лесгафт, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, В.М. Мозговой и многие другие [7; 4; 8]. В их трудах коррекция рассматривается как обязательная сторона образовательно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
А. А. Дмитриев, В. М. Мозговой экспериментально проверили в своих исследованиях и апробировали на практике важность использования физических упражнений для коррекции двигательной недостаточности детей. Что немаловажно в формирования силы, ловкости, выносливости, их социальной и трудовой адаптации, а также отметили положительное влияние физических качеств на уровень развития высших психических функций, что определяет основное направление коррекционно-развивающей работы [0; 4; 8].
Также значительный вклад в развитие лечебной физкультуры, научное обоснование и разработку методов лечебной физкультуры внесли В.Н. Мошков, В.И. Дубровский Озерецкий, Н. И., Вайзман Н.П. и другие.
Н. И. Озерецкий предложил метрический подход к изучению моторной сферы детей. Им была предложена и апробирована методика массовой оценки моторики для исследования психомоторики детей от 4-х до 16 лет. Методика Н. И. Озерецкого была несколько раз модифицирована.
Так, Н. П. Вайзман рекомендует для изучения психомоторики умственно отсталых детей использовать уровневую теорию построения движений Н. А. Бернштейна. Им была составлена схема обследования моторики, состоящая из 12 тестов. Каждый тест направлен на изучение участия того или иного церебрального уровня управления движениями в данном двигательном
акте. По этим тестам можно судить одновременно о компонентах и уровне организации движений, а также о двигательных качествах. Данная методика исследования позволяет выявлять качественные нарушения психомоторики детей с умственной отсталостью [2; 10].
Психофизиологи А.Л. Сиротюк, Н.М. Кулик подчеркивают тот факт, что под влиянием мышечной тренировки происходит нормализация, уравновешивание процессов возбуждения и торможения, силы и подвижности нервных процессов. Происходит совершенствование функционирования всей нервно-рефлекторной деятельности на всех уровнях, более быстрое формирование межнейронных связей, условных рефлексов, оптимизация умственной работоспособности, начиная с восприятия представлений и до высших ступеней мышления (анализа и синтеза, умозаключения) [6].
Сиротюк А. Л. в своих научных работах раскрывает коррекционно-развивающие методы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В основе, которых лежит использование основной биологической функции организма - движения, которые оформлены в виде физических упражнений. Сиротюк А.Л. разработала развивающую кинезиологическую программу, целью которой является развитие межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий, развитие мелкой моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, речи развитие, мышления.
По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя: растяжки дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук релаксации, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы упражнения с правилами [11].
В последние годы лечебная физкультура как метод лечения движением широко используется в комплексной системе реабилитации в больницах, поликлиниках и специальных коррекционных образовательных учреждениях. Применение методов кинезотерапии в коррекционно-развивающей деятельности
в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует повышению физических возможностей дошкольников с нарушением интеллекта, развивая движения, корректируя двигательные нарушения, координацию движений, а также может использоваться как воспитательное средство, вырабатывая сознательное отношение к физическим упражнениям укрепляя здоровье, прививая гигиенические навыки и дисциплинируя воспитанников.
Библиографический список:
1. Алышева Т. В. Олигофренопедагогика: учеб пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. - М; Дрофа, 2009. -397 с. -(Высшее педагогическое образование). ISBN 078-5-358-05969-6.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М.: Аграф.1997. - 128 с.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
6. Кулик Н.М. Кинезотерапия в медико-педагогической и социальной реабилитации умственно отсталых детей / Н.М. Кулик // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам LXII Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». - № 5(62). - М., Изд. «Интернаука», 2017. - С. 41-44.
7. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. — М.: Физкультура и спорт, 1951 — 1956 Т.4:
Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления, 18741890. — 1953. — 367 с.
8. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
9. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медгиз, 1963. — 356 с.
10. Озерецкий, Н. И. Методы массовой оценки моторики у детей и подростков / Н.И. Озерецкий. - М., 1929. - 64 с.
11. Сиротюк А.Л. С40 Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 60 с. (Развитие и воспитание).
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.