Научная статья на тему 'Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством сюжетно-ролевой игры'

Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством сюжетно-ролевой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки общения / сюжетно-ролевая игра / умственная отсталость / старший дошкольный возраст / communication skills / role-playing game / mental retardation / senior preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискун Ольга Юрьевна, Сморгонская Екатерина Александровна

В статье раскрывается проблема развития навыков общения дошкольного возраста с умственной отсталостью. Авторами обсуждаются актуальные вопросы поиска путей и создания психолого-педагогических мероприятий для успешного развития навыков общения в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Рассматриваются методологическая основа исследования, диагностическая процедура, основные направления коррекционных воздействий. Приводятся доказательные аргументы эффективности коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискун Ольга Юрьевна, Сморгонская Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF PRESCHOOL WITH MENTAL DISABILITY BY MEANS OF PLOT AND ROLE PLAY

The article reveals the problem of developing communication skills of preschool children with mental retardation. The authors discuss current issues of finding ways and creating psychological and pedagogical measures for the successful development of communication skills in the plot-role play in older preschool children with mental retardation. The methodological basis of the study, the diagnostic procedure, the main directions of corrective actions are considered. Evidence is given for the effectiveness of remedial work.

Текст научной работы на тему «Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством сюжетно-ролевой игры»

УДК 376.4

DOI 10.38163/978-5-6043858-5-2_2020_124

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Пискун Ольга Юрьевна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, руководитель Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, o-piskun@yandex.ru.

Сморгонская Екатерина Александровна.

Россия. г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся», воспитатель, smorgonskayaea@gmail.com.

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития навыков общения дошкольного возраста с умственной отсталостью. Авторами обсуждаются актуальные вопросы поиска путей и создания психолого-педагогических мероприятий для успешного развития навыков общения в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Рассматриваются методологическая основа исследования, диагностическая процедура, основные направления коррекционных воздействий. Приводятся доказательные аргументы эффективности коррекционной работы.

Ключевые слова: навыки общения, сюжетно-ролевая игра, умственная отсталость, старший дошкольный возраст.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF PRESCHOOL WITH MENTAL DISABILITY BY MEANS

OF PLOT AND ROLE PLAY

Piskun Olga Yuryevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Novosibirsk State Pedagogical University», Associate Professor of the Department of Corrective Pedagogy and Psychology of the Institute of Childhood, Head of the Resource Center for Supporting Students with Disabilities, o-piskun@yandex.ru.

Smorgonskaya Ekaterina Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal budget institution Center for the rehabilitation of children and adolescents with disabilities «Olesya», educator, smorgonskayaea@gmail.com.

Abstract. The article reveals the problem of developing communication skills of preschool children with mental retardation. The authors discuss current issues of finding ways and creating psychological and pedagogical measures for the successful development of communication skills in the plot-role play in older preschool children with mental retardation. The methodological basis of the study, the diagnostic procedure, the main directions of corrective actions are considered. Evidence is given for the effectiveness of remedial work.

Keywords: communication skills, role-playing game, mental retardation, senior preschool age.

Основным содержанием нашего научного интереса является проблема развития навыков общения дошкольного возраста с умственной отсталостью. Поэтому актуальными становятся вопросы поиска путей и создания психолого -педагогических мероприятий для успешного развития навыков общения в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Цель нашего исследования - изучить развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Объектом является развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Предмет нашего исследования - сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что в условиях краткосрочной реабилитации детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью система коррекционно-воспитательных мероприятий по развитию у них навыков общения будет более эффективна, если:

1) будет основана на адекватной диагностической оценке индивидуальных характеристик сформированности их общения со взрослыми и сверстниками;

2) будет включать эти два направления работы (совершенствование общения с взрослым и сверстником), первое из которых должно рассматриваться как базовое по отношению ко второму;

3) будет состоять из индивидуально-ориентированных и завершенных циклов коррекционно-развивающей работы, реализующихся в условиях инициированного взрослым активного взаимодействия.

Научно-методической основой исследования являются:

- исследования М.И. Лисиной, Д.И. Аугене, А.В. Мудрик посвященные общению детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [4; 5; 7];

- труды педагогов Л.Б. Баряевой, Е.А. Стребелевой, Л.В. Лопатиной, Е.Т. Логиновой, изучавших воспитательные возможности игры и проблему целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью [1; 2;

3].

Ученые спорят о том, является ли потребность в общении характерной, отличной от других социальных или духовных потребностей, или она представляет собой их разновидность. В то же время встает вопрос о

происхождении этой потребности: является ли она природной или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка.

Известно, что М.И. Лисина и ее школы начали одними из первых изучать общение в психологии как особую коммуникативную деятельность и первыми смогли представить концептуальную схему этой сложной деятельности [4].

Важнейшей стороной действия общения на психическое развитие детей состоит в том, что, наблюдая за трудом взрослых, ребенок постигает все новые образцы для подражания.

Существует три периода общения в дошкольном возрасте, возникающие во время становления мотивов: изначально это деловые мотивы общения, затем познавательные и наконец, как у младенцев, личностные [7]. Смена главного мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и местом общения в системе общего жизненного процесса детей.

Таким образом, в возникновении коммуникативных потребностей ребенка первостепенную роль играет отношение взрослых к ребенку как к личности. Основными методами развития навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью являются оживленная мимика взрослого, привлечение внимания ребенка, включения его в разговор с целью добиться эмоционального и речевого отклика.

Практическое исследование развития навыков общения было проведено в сроки февраль 2019 - февраль 2020 г. на базе МБУ Центр реабилитации детей и подростков «Олеся».

В качестве диагностической методики нами было принято решение использовать наблюдение за детьми в контактах с взрослым и сверстниками. Протокол наблюдения был составлен на основе критериев общения из программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» в разделе «Навыки общения» [6] и учебно -методического комплекса по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР), разработанной псковским Центром лечебной педагогики под руководством А.М. Царева в разделах, «Коммуникация», «Альтернативная коммуникация», «Формирование базовых учебных действий» [8].

На их основе нами были составлены два протокола наблюдений «Ребенок - взрослый » и «Ребенок - ребенок». В протоколе «Ребенок - взрослый» представлено 13 критериев, в протоколе «Ребенок - ребенок» - только 10. Это объясняется тем, что мы целенаправленно не учитывали эти критерии, потому как участвующие в обследовании дети в своем абсолютном большинстве безречевые. Что касается обучаемости, то данный критерий сообразно рассматривать, на наш взгляд, только в контексте общения ребенка с взрослым. Каждый критерий, в свою очередь, содержит несколько подкритериев (показателей), среднее арифметическое которых дает средний балл по определенному критерию.

У всех детей целевой группы низкий уровень развития общения со взрослым по всем четыре параметрам. 5 детей (41,6%) не умеют правильно реагировать на предложение к общению и, соответственно, вступить в контакт

с взрослым. Развитие личностных особенностей, необходимых для эффективного общения, на очень низком уровне у 4 детей (33,3%). Низкий уровень развития игровой деятельности наблюдается у всех детей, двое из которых вообще не владеют навыками игры (16,7%), у двоих она на начальном этапе формирования (16,7%). В принятии помощи взрослого не обнаружились умения у одного ребенка (8,3%). Только один ребенок (8,3%) переступил по данному виду общения барьер в 1 средний балл, у шестерых он близок к одному (50%).

Если сравнивать показатели уровня развития общения со сверстниками, то их уровень гораздо уступает общению со взрослым. Шестеро детей (50%) из -за несформированности личностных качеств абсолютно не умеют откликаться на предложение к общению и вступать в игровой контакт со сверстником, у всех остальных (50%) только в незначительной степени проявления. Таким образом, максимальный рубеж по данному виду общения составил 0,4 балла, что позволяет говорить о неумении детей с умственной отсталостью отвечать, инициировать и поддерживать общение со сверстниками.

По результатам констатирующего этапа исследования нами была специально организована коррекционно-развивающая среда и проведена коррекционно-воспитательной работа, способствующая развитию сферы общения старшего дошкольника с умственной отсталостью со взрослыми и сверстниками и экспериментальным путем доказана результативность этой работы в условиях временного коллектива детей. Сроки проведения этапа 4 недели. Напомним, что целенаправленная работа осуществлялась по двум основным направлениям: 1) создание условий для развития общения в соответствии с потребностями возраста и особенностями психической структуры «зоны ближайшего развития» ребенка и 2) решение коррекционных задач, направленных на компенсацию и коррекцию общения.

Надо отметить, что для определенного ребенка границы каждого этапа условны. Чтобы ребенок плавно и безболезненно перешел в другой, большая роль отводится взрослому. Сначала он вызывает у ребенка эмоциональный отклик на присутствие взрослого, затем вызывает интерес к себе посредством использования привлекательных игрушек и своего эмоционально окрашенного поведения. Постепенно ребенок сам начинает проявлять элементарные направленные действия на взрослого. Одновременно с этим начинается обучение способам невербальной коммуникации.

Такая работа организуется через все режимные моменты и организованные занятия, а также в свободной игровой деятельности детей.

Практически сразу взрослый начинает работу по развитию подражательной активности, сначала с помощью приема «рука в руке», постепенно минимизируя свою помощь.

Динамика развития общения в контрольной и экспериментальной группах представлена показывает, что к концу экспериментального исследования средние значения в обоих группах по двум видам общения (общение со взрослым и сверстником) очень заметно разнятся: показатели в

экспериментальной группе практически в два раза превышают средние показатели в контрольной.

У всех детей по окончании эксперимента наблюдается средняя положительная и незначительная положительная динамика по всем критериям общения с взрослым.

Для подтверждения эффективности проведенной работы по развитию общения со сверстником на контрольном этапе был использован метод математической статистики по U-критерию Манна-Уитни.

Итак, в ходе экспериментального исследования нами была организована база исследования, проведен анализ существующих методик для диагностики сферы общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, разработан подробный протокол наблюдения за проявлением общения с взрослым и сверстниками у детей целевой группы, был проведен качественный и количественный анализ уровня развития общения у данной категории детей.

Нами была проведена эффективная коррекционная работа по развитию навыков общения и взаимодействия на этапе формирующего этапа, о чем свидетельствуют экспериментальные данные контрольного этапа.

Таким образом, нами была достигнута поставленная цель, выполнены задачи необходимые для её достижения, а также подтверждена выдвинутая нами гипотеза.

Библиографический список.

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург: СОЮЗ , 2001. - 320 с.

2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. - 416 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. Научно-методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2008. 336 с.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 320 с.

5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

6. Питерси Мойра, Трилор Робин. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Москва: Ассоциация Даун Синдром, 2001. - 80 с.

7. Развитие общения у дошкольников/под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. Москва: Педагогика, 1974. - 288 с.

8. Царев А.М. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Центр лечебной педагогики, 2016. [Электронный ресурс]. URL: httpV/умксипр.рф/ (дата обращения 10.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.