Научная статья на тему 'Технологии литературно-методического образования учителя'

Технологии литературно-методического образования учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы педагогических технологий / технологии литературно-методического образования учителя / литературное чтение / types of pedagogical technologies / technologies of literary and methodical teacher education / literary reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первова Галина Михайловна

Актуальность. Цель исследования – отразить поиски наиболее продуктивных способов преподавания литературы. Для достижения цели в методику литературного чтения начальной и основной школы необходимо включить современные технологии подготовки учителя к эффективному проведению урока. Методы исследования. Методы технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с пониманием типовых признаков технологии, классификацией технологий в педагогике и, в частности, в дидактике, с разработкой образовательных и учебных технологий, которые доступны учителям начальной школы и преподавателям-филологам. Результаты исследования. Разработаны и апробированы в практике преподавания технологии многоуровневого восприятия текста учителем, комплексного анализа произведения при подготовке к уроку, достижения выразительного чтения текста, технология сотворческого чтения, дискретного чтения, погружения в художественный текст, подготовки к пересказу, проведения словарной работы и др. Особого внимания заслуживает технология художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности в течение дня, которая имеет не только обучающий, но и здоровьесберегающий, воспитывающий характер. Каждая технология не может быть подробно описана в пределах исследования, поэтому в списке литературы указаны источники, содержащие подробные теоретические обоснования технологий и множественные примеры применения. Выводы. Выводы исследования о технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с самообразованием учителя, которому в настоящее время для этого предоставлены разнообразные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of literary and methodical teacher education

Importance. The purpose of the study is to reflect the search for the most productive ways of teaching literature. To achieve this goal, it is necessary to include modern technologies in the methodology of literary reading in primary and secondary schools to prepare teachers for effective teaching. Research Methods. The technologization methods of the educational process are related to the typical features’ understanding of technology, the classification of technologies in pedagogy and, in particular, in didactics, with the development of educational and training technologies that are available to primary school teachers and teachers of philology. Results and Discussion. The technologies of multilevel perception of the text by the teacher, complex analysis of the work in preparation for the lesson, achievement of expressive reading of the text, technology of co-creative reading, discrete reading, immersion in the artistic text, preparation for retelling, carrying out dictionary work, etc. have been developed and tested in teaching practice. Special attention should be paid to the technology of artistic and speech accompaniment of children’s life activities during the day, which has not only an educational, but also a healthsaving, educating character. Each technology cannot be described in detail within the scope of the study, therefore, the list of references contains sources containing detailed theoretical justifications of technologies and multiple examples of applications. Conclusion. The conclusion of the study on the technologization of the educational process is related to the self-education of the teacher, who is currently provided with a variety of opportunities for this.

Текст научной работы на тему «Технологии литературно-методического образования учителя»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2024. Т. 29. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2024, vol. 29, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 372.882

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1 -27-35

Технологии литературно-методического образования учителя

Галина Михайловна ПЕРВОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

[email protected]

Актуальность. Цель исследования - отразить поиски наиболее продуктивных способов преподавания литературы. Для достижения цели в методику литературного чтения начальной и основной школы необходимо включить современные технологии подготовки учителя к эффективному проведению урока.

Методы исследования. Методы технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с пониманием типовых признаков технологии, классификацией технологий в педагогике и, в частности, в дидактике, с разработкой образовательных и учебных технологий, которые доступны учителям начальной школы и преподавателям-филологам.

Результаты исследования. Разработаны и апробированы в практике преподавания технологии многоуровневого восприятия текста учителем, комплексного анализа произведения при подготовке к уроку, достижения выразительного чтения текста, технология сотворче-ского чтения, дискретного чтения, погружения в художественный текст, подготовки к пересказу, проведения словарной работы и др. Особого внимания заслуживает технология художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности в течение дня, которая имеет не только обучающий, но и здоровьесберегающий, воспитывающий характер. Каждая технология не может быть подробно описана в пределах исследования, поэтому в списке литературы указаны источники, содержащие подробные теоретические обоснования технологий и множественные примеры применения.

Выводы. Выводы исследования о технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с самообразованием учителя, которому в настоящее время для этого предоставлены разнообразные возможности.

Ключевые слова: типы педагогических технологий, технологии литературно-методического образования учителя, литературное чтение

Для цитирования: Первова Г.М. Технологии литературно-методического образования учителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 29. № 1. С. 27-35. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-27-35

© Первова Г.М., 2024

27

PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1 -27-35

Technologies of literary and methodical teacher education

Galina M. PERVOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation [email protected]

Importance. The purpose of the study is to reflect the search for the most productive ways of teaching literature. To achieve this goal, it is necessary to include modern technologies in the methodology of literary reading in primary and secondary schools to prepare teachers for effective teaching.

Research Methods. The technologization methods of the educational process are related to the typical features' understanding of technology, the classification of technologies in pedagogy and, in particular, in didactics, with the development of educational and training technologies that are available to primary school teachers and teachers of philology.

Results and Discussion. The technologies of multilevel perception of the text by the teacher, complex analysis of the work in preparation for the lesson, achievement of expressive reading of the text, technology of co-creative reading, discrete reading, immersion in the artistic text, preparation for retelling, carrying out dictionary work, etc. have been developed and tested in teaching practice. Special attention should be paid to the technology of artistic and speech accompaniment of children's life activities during the day, which has not only an educational, but also a health-saving, educating character. Each technology cannot be described in detail within the scope of the study, therefore, the list of references contains sources containing detailed theoretical justifications of technologies and multiple examples of applications.

Conclusion. The conclusion of the study on the technologization of the educational process is related to the self-education of the teacher, who is currently provided with a variety of opportunities for this.

Keywords: types of pedagogical technologies, technologies of literary and methodical teacher education, literary reading

For citation: Pervova, G.M. (2024). Technologies of literary and methodical teacher education. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 1, pp. 27-35. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1 -27-35

АКТУАЛЬНОСТЬ

В ХХ веке М.Р. Львов, составитель классического «Словаря-справочника по методике русского языка», включал в учебное пособие для студентов педагогических институтов лингводидактические, дидактико-мето-дические и собственно методические понятия и термины, среди которых одно из самых

новаторских было ТСО - технические средства обучения. Это - «современное оборудование учебного процесса, позволяющее воздействовать на слух, зрение учащихся, реализовать принципы наглядности и интереса в обучении» [1, с. 211]. Он выступал против переноса в гуманитарные науки терминов из технической области знаний, в том числе еще в 1999 г. профессор удивлялся использо-

ванию в лексиконе филолога термина «технология».

Время быстротечно, и словарь-справочник Н.Н. Светловской и Т.С. Пиче-оол «Наука становления личности средствами чтения-общения» уже подробно рассматривает «современные технологии становления личности ребенка-читателя средствами чтения-общения». Это «система способов и приемов организации практики обучения младших школьников чтению-общению, гарантирующая нужный обществу результат, так как она основана на открытых наукой и ныне действующих законах, отражающих объективно существующие безусловные или условные связи между компонентами системы «учитель - книга - ученик» [2, с. 81-82]. Учебно-воспитательный процесс в школе сопоставим с любым производственным процессом, где технологии давно не инновации, а необходимость, утверждают авторы. «Материалом» технологии при этом является каждый ребенок, обучающийся в начальной школе, инструменты - книги доступного круга чтения, а мастером, отвечающим за результат применения технологий, становится учитель-профессионал.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Так, обучение грамоте в начальной школе происходит звуковым аналитико-синте-тическим методом, который включает технологию разделения устной речи на звучащие единицы, а затем обозначение изученных звуков буквами и обратную технологию составления речи: из букв формируются слоги, отрабатывается слияние их в слова, слов - в предложения и букварные тексты. Формирование читателя в начальной четырехлетней школе происходит методом чтения-общения, который включает несколько технологий: чтения-рассматривания книги, продуктивного чтения книги и отдельного произведения, осознанного и выразительного воспроизведения текста при чтении вслух и т. д. Правильное построение технологического процесса предполагает пооперационное члене-

ние его на части. Действия участников процесса теоретически обоснованы, реализуются в строгой последовательности, в соответствии с поставленными задачами, предполагают гарантированный положительный результат обучения.

Ранее в методической подготовке учителя были обязательными знания ответов на вопросы: чему учить детей (содержание обучения), зачем этому учить (целевые установки), как обучать (способы и приемы работы) и почему так, а не иначе (научное обоснование действий и деятельности в целом). В XXI веке, когда о технологичности говорят все, от президента до начинающего учителя, который только учится моделировать педагогический процесс, сложились обобщенные признаки технологии:

- это концептуальность (наличие цели или запланированного конечного результата);

- этапность (последовательность, алгоритмизация учебных действий или наличие формулы действий);

- повторяемость (возможность воспроизведения другими людьми).

Методика и метод как более широкие понятия вбирают в себя технологии, что придает любой деятельности конкретность и результативность.

Термин «технология» в педагогике имеет несколько определений:

- система деятельности в определенной области знаний (примеры системной педагогической деятельности предоставляют формы перевоспитания подростков через коллектив А.С. Макаренко, центр академика РАО «Гуманная педагогика» Ш.А. Амона-швили, многопрофильную школу Е.А. Ям-бурга и др.);

- технологии сопряженного научного исследования (примеры использования системы межпредметных знаний для получения надежных результатов предоставляют труды академика РАО М.М. Безруких «Психофизиологические особенности обучения детей чтению и письму», аналогичные исследования влияния работы мозга на чтение и чтения на

развитие мозга доктора филологических и биологических наук Т.В. Черниговской и др.);

- предметные образовательные технологии (совокупность методов и приемов в процессе получения продукта деятельности, например, технология продуктивного чтения книг детьми, технологии формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности младших школьников, разработанные Н.Н. Светлов-ской и сотрудниками ее научной школы методистов детского чтения);

- учебные технологии (алгоритм учебных действий в школьной практике, например, при решении математических задач разного типа, набор действий ознакомительного рассматривания книги при ее выборе по силам и интересам и др.).

Разработка первых трех типов технологий по силам научным работникам, исследователям педагогических проблем обучения и воспитания, а создание последнего типа технологий доступно учителям, приобретшим определенный опыт. Недаром говорят, что методика - это сплав научных знаний, педагогического мастерства (технологий) и искусства проявления личности педагога и наставника, а учебные технологии - это массовое мастерство, доступное учителю любой квалификационной категории.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В практике преподавания на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина нами разработаны образовательные технологии для учителей начальной школы и воспитателей детских садов и учебные технологии для дошкольников и младших школьников.

Наиболее значима для педагога начальной школы технология многоуровневого восприятия и комплексного анализа текста художественной литературы при подготовке к уроку литературного чтения. Цель ее - обеспечить полноценное восприятие художественного произведения учителем с по-

мощью литературоведческого, лингвистического, исполнительского анализа текста, методического и читательского разбора произведения. Реализация результатов аналитической деятельности используется при составлении сценария урока литературного чтения. Обучение такой технологии проводится на старших курсах, когда студентам известны все виды выполняемой работы. На практических занятиях организуется форсайт-игра, игра-предвидение, игра-проект «Технология трех У: читаем текст глазами ученика, учителя и ученого». Группа будущих учителей должна проявить свои качества квалифицированного читателя, для этого она разбивается на пять подгрупп, каждая из них вначале будет выполнять одну роль, а впоследствии все ролевые задачи лягут на плечи одного педагога-практиканта. Это роли:

1) ученика, читающего текст и определяющего, что легко и понятно в нем, а о чем надо спросить учителя или узнать; дети учатся ставить вопросы и проблемы по произведению;

2) студенты-«артисты» выполняют исполнительский анализ, составляют речевую партитуру и готовят образец выразительного чтения произведения;

3) литературоведы выделяют и характеризуют на доступном детям уровне компоненты содержания и формы произведения;

4) лингвисты определяют трудности словаря текста, выделяют изобразительно-выразительные средства языка, которые отвечают критерию оценки художественности текста;

5) методисты выбирают те виды работы с текстом, которые доступны детям данного класса и соответствуют специфике изучаемого жанра.

В результате деловой игры вырабатывается модель подготовки к уроку литературного чтения и схема комплексного анализа текста для дальнейшего использования учителями [3].

Вопрос дисциплины не стоит перед теми воспитателями и учителями первых классов, которые используют здоровьесберегающую

и культуротворческую технологию художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности в течение дня (технология ХРС). Цель ее - отбор и включение в речь взрослого коротких, лапидарных произведений устного народного творчества и детской литературы для организации режимных и иных моментов жизни детей. Речь педагога сопровождает встречи в образовательном учреждении, гигиенические процедуры, питание в столовой, занятия и уроки, игры и прогулки, минуты отдыха и развлечений, полезные дела, другие события детской жизни. Технология формирует положительное поведение, нравственно-эстетические качества личности дошкольников и младших школьников, важна для речевого развития детей, которые стремятся запомнить короткие фразы из приятной речи воспитателя и повторить их для себя и для других. Данная технология не раз публиковалась нами1 и была востребована заинтересованными родителями [4].

С технологией ХРС тесно связана технология слушания в детской аудитории, структурированная как эмоционально-психологическая подготовка к слушанию, интеллектуальная готовность, физическая поза слушателя текстов разных объемов и жанров. Послушными становятся только те дети, которые научились слушать (заметьте родственность слов!) в дошкольном возрасте и в начальных классах. Слушание - такой же вид речевой деятельности, как говорение, чтение и письмо, которому педагоги обязаны обучать, настраивая слуховое восприятие ребенка, как скрипач настраивает инструмент перед концертом [5].

Широко известна в практике школьного обучения технология готовности к выразительному чтению, при этом учителю сообщается примерно пятнадцать показателей образцового чтения художественного текста, по которым жюри оценивает ежегодные конкурсы в Державинском университете. Оценке жюри подвергаются следующие показате-

1 Поговори со мною, мама! Художественно-речевое сопровождение детской жизни с утра до вечера. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2014.

ли выразительного чтения учителя: правильное дыхание; полнозвучность и полетность голоса в аудитории; дикция при произнесении текста; орфоэпическая грамотность; паузы стиховые, логические и психологические; соответствие темпа чтения содержанию; правильность логического ударения слов во фразе; повышение и понижение голоса (управление голосом), эмоциональная интонация (тембр); разделение текста на части, понимание идейного смысла каждой части текста чтецом; запоминание (знание) текста; общение с аудиторией слушателей, невербальные средства воздействия на слушателей, донесение до слушателей подтекста произведения. В этом перечислении показателей очевидны три этапа технологии подготовки к выразительному чтению: формирование техники речи, аналитическая работа с текстом и его риторизация [6, с. 170-194].

Младшие школьники постепенно осваивают часть из критериев: дыхание, дикцию, мелодику голоса, эмоциональную интонацию, паузы и логические ударения во фразе. К обязательному набору технологий, вводящих детей в мир художественной культуры, относится технология запоминания (заучивания) литературного материала, без которого не идет развитие эстетического, литературного вкуса и собственной речи читателя. Заучивание текста имеет несколько приемов: запоминание по смысловым «кускам» текста; по записи прозы в «столбик» или короткой строкой, чтобы было похоже на стихи; по плану, составленному из ключевых слов текста; по элементарным строфам автора и т. д.

В начальной школе, обучая неопытных читателей, мы чередуем технологию дискретного (прерывистого) чтения с технологией погружения в художественный текст (медленного чтения и перечитывания). Первая - это чтение с паузами для осознания прочитанного предложения или абзаца, чтение по коротким смысловым частям. Такое чтение необходимо ребенку, который недавно начал много читать и устает по причине технического раскодирования текста. О технологии дискретного чтения с паузами для

обдумывания мы писали статью в журнал «Начальная школа» [7].

Чтение с погружением проходит с целью развития психических процессов личности, необходимых читателю. Неспешное чтение помогает развитию воображения, мышления, чувственной сферы, памяти, представления, речи. Произведя первичное знакомство с произведением, начинаем погружение детей в художественный (чаще - стихотворный) текст, предлагаем читать «по формуле 5П», то есть даем своеобразную памятку о том, что значит «думать во время чтения»: представляй то, что читаешь (время и место действия, события, обстановку, героев), переживай (настроения, смену эмоций, чувства), понимай (значения слов, предложений, фраз, реплик, мотивы поведения героев, главную мысль), помни (выразительные обороты речи, важные мысли), перечитывай (интересное, кульминационное, главное).

Приведем пример чтения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» во втором полугодии 1 класса. Первичное выразительное чтение произведения выполнил учитель, как всегда, задавая образец и снимая своим чтением массу вопросов на простое воспроизведение содержания. «Что представили, слушая стихи?» - это ключевой вопрос беседы по вторичному чтению текста детьми. Первоклассники представили мысленную картинку: место и время действия - большой двор в городе, куда вечером вышли погулять дети. Уточняем место действия: двор в Тамбове или Рязани? Нет, в Москве! Доказательства: «из нашего окна площадь Красная видна», названы и другие места Москвы: улица Неглинная («мы гуляли по Неглинной, заходили на бульвар»), Зацепа, улица, по которой ездят трамваи. Время действия названо автором и не вызывало трудностей («дело было вечером»), поспорили о времени года (конец весны или теплая осень). Затруднение вызвало историческое время: «Давно ли происходят события во дворе, в наши дни или в далеком прошлом?». Дети с удивлением обнаружили строки, на которые ранее не обратили внимания: ребятишки во дворе хвалятся

тем, что у них в квартире газ, водопровод, что грузовик привез дрова! Оказывается, в центре Москвы еще топят печки! Учитель сообщает, что поэт написал стихотворение в тридцатые годы прошлого века. Но благодаря его таланту оно читается как современное.

Сколько детей вышло во двор? Загибают пальчики: на одной руке, подсчитывая имена мальчиков (оказалось 5), на другой - 3 девочки, всего 8. Все дети названы автором по именам! Так при чтении происходят открытия деталей текста. Что узнали о детях? Вначале дети скучали, пока Боря не начал разговор обо всем на свете. Разделили текст на две части: «Новости двора» и «Разговор о мамах». Первая часть - веселая, даже смешные речи отметили: трехлетние дети путают вчера и сегодня, запоминают цвета воздушных шаров. А вот десятилетний Вова, забравшийся на пожарную лестницу, начал серьезный разговор - о профессиях мам. Ученики даже стали определять, кем работает мама каждого героя стихотворения, так увлеклись изучением текста.

Технология изучающего чтения - это следующая стратегия в развитии начального чтения. Много интересных открытий было сделано при перечитывании произведения по выборочным частям. Наизусть запомнили главные строки: «Мамы всякие нужны, мамы разные важны. Дело было вечером, спорить было нечего». В конце урока долго искали, какие строки С. Михалков написал лично для каждого читателя. Оказалось, заголовок обращен к каждому читающему текст внимательно. Так рождаются наблюдательные, внимательные, вдумчивые читатели, о которых мечтают замечательные авторы детской литературы.

Во всех классах учителя практикуют учебные технологии подготовки к пересказам повествовательных произведений. Этапы этого нелегкого для детей процесса предварительно должен пройти учитель. Во-первых, следует определить необходимость пересказа изучаемого произведения (доступность детям данного возраста, отсутствие многочисленных диалогов и других непре-

одолимых речевых трудностей) и выбор вида пересказа (полный, близко к тексту, своими словами, частичный, выборочный, с изменениями). Во-вторых, педагог произведет составление плана (соответствующего виду пересказа), подбор опорных слов и словосочетаний (желательно включить их в цитатный план пересказа), составит проект изложения нового текста.

Всех школьников надо научить технологии ознакомительного рассматривания детских книг при выборе их для самостоятельного внеклассного чтения: изучаются ориентиры на обложке, надписи на вводных и титульных листах, проводится постраничное рассматривание книги и антиципация содержания по иллюстрациям, определяется характер и доступность книги. Заканчивается процесс постановкой цели чтения и выбором способа чтения. При этом детей обучаем вначале ориентации в одной книге, а впоследствии - в группе книг, предложенных учителем или библиотекарем [8, с. 94-102].

Весьма заботит методистов реализация технологии продуктивной словарной работы на уроках литературного чтения. Считаем дурной «традицией» после знакомства с новым произведением первым делом спрашивать детей о том, какие слова им непонятны или трудны. Работа над неизвестными детям словами, трудными для произнесения, образными и ключевыми словами текста должна идти весь урок, и каждая группа слов должна иметь собственные приемы объяснения и быть прокомментирована в нужное время и в нужном месте урока. До чтения комментируются одно-два слова, важные для общего концептуального понимания произведения; во время чтения проводится попутное объяснение большинства слов: читаются сноски, идет подбор синонимов, уточнение значений вербально и по картинкам. После чтения словарь включается в вопросы беседы, выделяется по инициативе детей. При обобщении и рефлексии следует проверить, включают ли дети новые слова в свои ответы и рассуждения.

Технология дополнения чужого (авторского) текста или технология доказательного фантазирования применяется для заполнения лакун художественного произведения, преобразования элементов сюжета, обоснования вставных эпизодов и предложений. Например, в сказке А.С. Пушкина царь Салтан, вернувшись с войны, не обнаружил жены и ребенка. Почему он сидит на троне «с грустной думой на лице», но ничего не предпринимает для поисков семьи? Этот проблемный детский вопрос заставляет вернуться к тексту, просмотреть поведение коварных героев сказки, объяснить причины нелюбви к царице сватьи Бабы Бабарихи и сестер. Это тот счастливый вид аналитической беседы, когда вопрос один, а ответов -десятки, и все ответы показывают заинтересованность читателей в содержании и форме произведения.

Младшим школьникам нравится технология сотворческого чтения литературного произведения, при которой происходит полилог учеников с писателем, художником-иллюстратором, героями, педагогом-интерпретатором и другими читателями изучаемого текста [9].

Весьма распространена, потому что доступна и самим учащимся, технология рекомендации и презентации творчества писателя, рассказывания об авторе и его произведениях, интерпретирования доступных произведений с учетом их жанровых особенностей.

Большое значение мы придаем технологии продуктивного самостоятельного чтения книги во всех классах. Цель - освоить трехэтапный процесс работы с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения. До чтения проводится ознакомительное рассматривание книги по правилам, в процессе чтения - особое внимание к языку текста, сравнение иллюстраций и текста, после чтения - собеседование и творческие работы. Используются методы чтения-рассматривания, вычитывания информации из текста путем чтения-общения с создателями книги или диалога с автором данной книги и дру-

гие, и ученики добиваются определенной читательской компетентности [10].

Исследовательский уровень носит технология конвергентного литературного образования детей в условиях разновозрастных групп обучающихся. Цель: интеграция методов и приемов учебной и внеурочной деятельности, междисциплинарные формы организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской малочисленной и малокомплектной школы [11].

ВЫВОДЫ

История методики обучения языку и литературе оставила педагогам огромные богатства дидактических технологий с обоснованием теоретических основ и с использованием опыта эмпирической работы читателя с текстом. Знание десятков современных технологий связано с преобразованием традиционных способов и приемов работы, с их адаптацией к реалиям чтения. Те, кто учит других, но не учит себя, не могут называться учителями.

Список источников

1. ЛьвовМ.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011. 213 с.

3. Первова Г.М. Технология многоуровневого восприятия текста как форма филологической подготовки учителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 175. С. 7-11. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-7-13, https://elibrary.ru/yartrz

4. Первова Г.М. Художественно-речевое сопровождение дошкольников в течение дня // Практика управления ДОУ. 2014. № 5. С. 32-45.

5. Маслова М.В., Первова Г.М. Слушание литературных произведений // Практика управления ДОУ. 2018. № 1. С. 19-26.

6. Первова Г.М. Читательская культура педагога. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2018. 250 с.

7. Первова Г.М. Дискретное чтение как ведущий прием обучения творческому чтению на начальном этапе становления читателя // Начальная школа. 2011. № 5. С. 35-39. https://www.elibrary.ru/pajmrl

8. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 285 с.

9. Первова Г.М. Комплексный анализ текста. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 151 с.

10. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 1. С. 27-37. https://www.elib-rary.ru/yndnkl

11. Трегубова Н.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в сельской начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы 8 Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 12-14. https://www.elibrary.ru/vcyrnh

References

1. L'vov M.R. (1988). Slovar'-spravochnikpo metodike russkogo yazyka [Dictionary-Reference Book on the Methodology of the Russian Language]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 239 p. (In Russ.)

2. Svetlovskaya N.N., Piche-ool T.S. (2011) Nauka stanovleniya lichnosti sredstvami chteniya-obshcheniya: Slovar'-spravochnik [The Science of Personality Formation by Means of Reading and Communication: Dictionary-Reference]. Moscow, Ehkon-Inform Publ., 213 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pervova G.M. (2018). Technology of multilevel text comprehension as a form of philological teacher's training. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 23, no. 175, pp. 7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-7-13, https://elibrary.ru/yartrz

4. Pervova G.M. (2014). Khudozhestvenno-rechevoe soprovozhdenie doshkol'nikov v techenie dnya [Artistic and speech support for preschoolers during the day]. Praktika upravleniya DOU [The Practice of Managing a Preschool Educational Institution], vol. 5, pp. 32-45. (In Russ.)

5. Maslova M.V., Pervova G.M. (2018). Slushanie literaturnykh proizvedenii [Listening to literary works]. Praktika upravleniya DOU [The Practice of Managing a Preschool Educational Institution], no. 1, pp. 19-26. (In Russ.)

6. Pervova G.M. (2018). Chitatel'skaya kul'turapedagoga [The Teacher's Reading Culture]. Tambov, TOIP-KRO Publ., 250 p. (In Russ.)

7. Pervova G.M. (2011). Diskretnoe chtenie kak vedushchii priem obucheniya tvorcheskomu chteniyu na na-chal'nom ehtape stanovleniya chitatelya [Discrete reading as a leading method of teaching creative reading at the initial stage of becoming a reader]. Nachal'naya shkola = Elementary School, no. 5, pp. 35-39. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/pajmrl

8. Svetlovskaya N.N., Piche-ool T.S. (2001). Obuchenie detei chteniyu: Prakticheskaya metodika [Teaching Children to Read: a Practical Technique]. Moscow, ACADEMIA Publ., 285 p. (In Russ.)

9. Pervova G.M. (2013). Kompleksnyi analiz teksta [Comprehensive Text Analysis]. Tambov, Tambov Derz-havin State University Publishing House, 151 p. (In Russ.)

10. Kolganova N.E. (2017). Reader's competence of younger school students: essence, structure, indicators. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 16, no. 1, pp. 27-37. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/yndnkl

11. Tregubova N.N. (2015). Podgotovka budushchikh uchitelei nachal'nykh klassov k rabote v sel'-skoi na-chal'noi shkole [Preparing future primary school teachers to work in a rural primary school]. Materialy 8 Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire» [Proceedings of 8th International Scientific Conference "Theory and Practice of Education in the Modern World"]. St. Petersburg, Svoe izdatel'stvo Publ., pp. 12-14. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/vcyrnh

Информация об авторе

Information about the author

Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

Galina M. Pervova, Dr. habil. (Education), Professor, Professor of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-00Q2-5777-2832

https://orcid.org/0000-00Q2-5777-2832

[email protected]

[email protected]

Поступила в редакцию 03.11.2023 Одобрена после рецензирования 22.12.2023 Принята к публикации 17.01.2024

Received 03.11.2023 Approved 22.12.2023 Accepted 17.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.