Неофилология ISSN 2587-6953 (Print) ISSN 2782-5868 (Online)
Neofilologiya = Neophilology
http://journals.tsutmb.ru/neophilology/
Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭВ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 378.147.227
DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-690-696
Чтение как фактор успешного обучения школьников и студентов
Галина Михайловна ПЕРВОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н gmp47(й)yandex.ru
Аннотация. Во вступительной части названы педагогические условия успешного обучения в школе и в вузе, при этом чтение выделено как наиболее продуктивный вид учебной деятельности детей, подростков и молодёжи. Чтение рассмотрено как универсальный и активный вид речевой деятельности, имеющий разносторонние характеристики. В соответствии с задачей исследования, определены функции чтения: интеллектуальная, эстетическая, гедонистическая, мировоззренческая, познавательная, коммуникативная и прикладная - и в дальнейшем прослежена динамика развития читателя. В основной части показаны этапы читательской подготовки обучающихся: начинающие читатели в начальной школе проходят период формирования способов и навыка чтения, добиваются такого личностного результата, как читательская самостоятельность. Школьники среднего звена образования осваивают стратегии чтения произведений разных стилей и жанров. Студенты обучаются основам профессионального чтения и читательской культуры. Указаны направления литературоведческой науки, занимающиеся читателями. За результаты обучения чтению отвечают методисты и педагоги, поэтому подробно рассмотрена сюжетно-ролевая игра как вид учебной деятельности и вариант читательской подготовки учителя. Результативность процесса обучения чтению включает ряд показателей: читательский кругозор, наличие полноценного навыка чтения, групп читательских умений в работе с текстами и книгами, продуктивные способы работы до чтения, в процессе чтения и после прочтения текста и книги, связанные с типом правильной и культурной читательской деятельности. Теоретико-деятельностный подход к читательской подготовке студентов соотносится с практико -ориентированным подходом к читательской подготовке школьников. Выводы основаны на научных школах становления читателей в разных направлениях исследования проблемы. Ключевые слова: чтение, читательская деятельность, этапы формирования читателя, результаты
Для цитирования: Первова Г.М. Чтение как фактор успешного обучения школьников и студентов // Неофилология. 2022. Т. 8, № 4. С. 690-696. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-690-696
Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная
(сс)
OPEN
9
ACCESS
© Первова Г.М., 2022 Неофилология. 2022. Т. 8, №4. С. 690-696.
ORIGINAL ARTICLE
DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-690-696
Reading as a factor in the successful education of schoolchildren and students
Galina M. PERVOVA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation H gmp47(S)yandex.ru
Abstract. In the introductory part, we name the pedagogical conditions for successful learning at school and university, while reading is singled out as the most productive type of educational activity for children, adolescents and youth. Reading is considered as a universal and active type of speech activity, which has versatile characteristics. In accordance with the task of the study, the functions of reading are defined: intellectual, aesthetic, hedonistic, ideological, cognitive, communicative and applied - and further we trace the dynamics of the reader's development. The main part shows the stages of reading training of students: beginning readers in elementary school go through a period of formation of reading methods and skills, achieve such a personal result as reading independence. Schoolchildren of the middle level of education master the strategies of reading works of different styles and genres. Students are taught the basics of professional reading and reading culture. We indicated the directions of literary science dealing with readers. Metho-dologists and teachers are responsible for the results of teaching reading, therefore, the role-playing game as a type of educational activity and a variant of teacher's reading training is considered in detail. The effectiveness of the process of teaching reading includes a number of indicators: the reader's outlook, the presence of a full reading skill, groups of reading skills in working with texts and books, productive ways of working before reading, in the process of reading and after reading the text and book, associated with the type of correct and cultural reading activity. The theoretical-activity approach to the reading preparation of students correlates with the practice-oriented approach to the reading preparation of schoolchildren. The conclusions are based on the scientific schools of the formation of readers in different directions of the study of the problem. Keywords: reading, reader activity, stages of reader formation, results
For citation: Pervova G.M. Chteniye kak faktor uspeshnogo obucheniya shkol'nikov i studentov [Reading as a factor in the successful education of schoolchildren and students]. Neofilologiva -Neophilology, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 690-696. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-690-696 (In Russian, Abstr. in Engl.)
lmw^m
This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN ACCESS
ВВЕДЕНИЕ
Проблема статьи вызвана недооценкой такого способа обучения, как чтение учебного литературного материала. Довелось услышать от преподавателя высшей школы, что он считает чтение самым неэффективным видом обучения студентов, якобы «если человек читает, то усваивает 10 % из потребляемой информации». Такое отношение педагога к чтению вызывает естественное воз-
ражение. На наш взгляд, чтение как активный вид речевой деятельности начинает и заканчивает любую форму обучения: и теоретическую, и практическую, нельзя так легковесно сказать о чтении, даже если иметь в виду некое механическое чтение или просмотровое чтение источника знаний.
Чтение играет огромную роль в развитии личности, о чтении в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития человека от рождения до смерти, написано множе-
ство признаний, эта идея раскрыта в трудах выдающихся учёных, писателей, философов, политических и иных деятелей. Более подробно и не менее убедительно раскрыто чтение в филогенезе, то есть чтение как явление, пронизывающее все периоды эволюционного развития человечества, связанное с допись-менной, письменной, книжной, печатной и электронной культурой. В 2021 г. вышел долгожданный эециклопедический словарь «Чтение», составителями которого стали социологи, культурологи, филологи, методисты и другие специалисты, связанные с данной областью культуры. Тем, кто отказывает чтению в ведущей роли в обучении, следует полистать эту фундаментальную книгу [1].
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
К весомым факторам обучения относятся зрительное и слуховое восприятие учебного материала. Весьма распространены сегодня тестирование и презентации изучаемых тем, соединяющие наглядные, словесные и практические методы обучения. Слушание информационных и проблемных лекций преподавателя является традиционной формой, отражённой в учебном плане, и на современном этапе такой лекцией, как правило, нельзя ограничиться. Лектор активизирует участников учебного процесса включением в беседу с помощью актуального вопроса, затевает дискуссии по изучаемой проблеме, чаще всего организует комбинированный, семинар-ско-лекционный вариант занятия, когда одну и ту же тему раскрывают несколько выступающих, оппонируя друг другу.
Среди условий успешного освоения вузовского программного материала самым продуктивным считается активная, деятельная позиция обучающихся, и начинается она с чтения источников. Чтение является активным видом умственной и прикладной деятельности, если мы изучаем научную, научно-популярную и учебную литературу, становится фактором эстетической и гедонистической деятельности, когда мы наслаждаемся художественными, поэтическими произведениями. Чтение - активный вид коммуникативной деятельности, ибо мы реагируем на речь автора, соглашаемся с ним или спорим.
Нельзя не упомянуть тривиальную воспитательную роль детского чтения. Но если подходить строго к оценке письменной культуры, то мировоззренческое и познавательное влияние на читателя любых видов литературы трудно опровергнуть. Таким образом, можно утверждать, что чтение является универсальным в функциональном отношении видом деятельности.
Чтобы добиться полифункционального восприятия учебного литературного материала, обучающиеся должны пройти ряд ступеней обучения.
МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотрим этапы обучения чтению на разных ступенях образования. В дошкольной педагогике присутствует ознакомление ребёнка с детской литературой в выразительном чтении взрослого. Читательской деятельности обучают в начальной школе. Навык чтения первоклассника несовершенен, поэтому образцы читательской деятельности вначале задаёт учитель, однако со второго года обучения навык приобретает необходимые качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность, которые развиваются в следующие два года начального обучения. Помимо навыка, ученики получают несколько десятков читательских умений: умение определять основную мысль текста, находить средства создания образа, делить текст на части и составлять композиционный план, передавать сюжет или содержание произведения в целом, по частям, выборочно, кратко и т. д. Дети осваивают технологию продуктивного чтения книг, работы с книгой до чтения (первичный синтез восприятия), в процессе чтения (анализ содержания и формы) и после прочтения текста (вторичный синтез постижения смысла).
В средней школе складываются стратегии чтения произведений разных жанров. Читательская самостоятельность младшего школьника переходит в стадию сознательного подросткового чтения, с осознанными целевыми установками, с умением выбрать нужные источники чтения, выполнить все необходимые действия среди книг в библиотеке, с отдельно взятой книгой и с нужным
текстом. Так реализуется изучающее, ознакомительное, выборочное и другие виды чтения, которые осваивают в основной школе.
Выпускники средней школы владеют некоторыми основами читательской культуры, которые они демонстрируют, изучая соответствующую дисциплину в вузе. Мы неоднократно убеждались в этом, опрашивая вчерашних абитуриентов.
Предмет «Основы читательской культуры» на 1 курсе Педагогического института позволяет осуществить замеры читательской подготовки студентов. Им предлагаются несколько видов текста (научный, публицистический, художественный), измеряется скорость и способы их чтения, проверяется понимание и отношение к тексту, предлагается сделать выводы в виде самохарактеристики «Я - читатель». Задача вуза - в продолжении развития читательских возможностей обучающихся, в переходе на ступень профессионального чтения.
В монографии «Читательская культура педагога» [2] мы предлагаем будущим учителям повторить и обобщить литературоведческие и книговедческие представления, влияющие на качество чтения, научиться образцовому выразительному чтению произведений разных жанров, комплексному анализу прозаических и поэтических текстов. Профессиональный уровень чтения предполагает совершенствование собственных читательских умений и приобретение компетенций по формированию аналогичных умений у будущих учеников. При этом учитель осознаёт дистанцию, разницу между чтением начинающего и квалифицированного читателя.
Чтобы будущий учитель приобрёл уверенность в том, что чтение - продуктивный вид активной учебной работы в школе, мы проводим на практических занятиях моделирование профессиональной деятельности в виде деловых игр, имитирующих урок литературного чтения в определённом классе. Студенты разбиваются на группы и получают задания для каждой группы, которые впоследствии они синтезируют в педагогической практике. Первая группа студентов исполняет роль учащихся школы, которые затрудняются понять и правильно воспринять текст учебной книги. Они готовят каверзные ученические вопросы учителю. Вторая группа
осуществляет лингвистический разбор учебного материала, поэтому продумывает виды и способы словарной работы, анализ языка изучаемого текста. Третья группа - так называемые литературоведы, формирующие представления об основных компонентах содержания произведения (тема, проблема, жанр, образы, сюжет, идея), а также составляющие композиционный план текста. Четвёртая группа (артистическая) готовит образец выразительного чтения изучаемого текста и методы обучения детей качественному прочтению произведения. Пятой группе самых опытных в профессиональном плане студентов поручается подобрать методические приёмы работы на уроке, соответствующие специфике текста и возрасту детей.
Затем начинается проверка выполненных заданий. Как правило, начинаем с «учеников», которые искажают восприятие учебного материала и ставят перед учителем проблемы, достойные методических дискуссий. Самыми эффектными являются выступления студентов-«артистов», которые подготовленным исполнительским анализом и своим выразительным чтением снимают ряд проблем непонимания текста. Затем деловую игру по освоению литературного учебного материала значительно углубляют «лингвисты» и «литературоведы», они являются толкователями содержания и формы произведения. Им в унисон работают «методисты», составившие план-конспект урока с заданиями, доступными и интересными ученикам определённого класса.
Итогом такого рода интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр становится сложное умение будущего педагога планировать, проектировать свою основную работу - составление сценария и ведение урока, на котором основным действенным способом обучения станет активная читательская деятельность ученика.
Наибольшие проблемы создаёт чтение художественных произведений и преподавание литературы в школе и вузе. В XX веке С.Я. Маршак признавался в статье «О талантливом читателе»: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели» [3]. К качествам «талантливого читателя» он относил развитое воображение, сопереживание героям, понимание
содержания и соответствующей ему формы произведения, заинтересованное отношение к автору.
В науке о литературе сегодня получили развитие направления исследований, которые рассматривают участие читателей в процессе освоения литературы: читателей как истолкователей текста (герменевтика), как активных участников «диалога с автором» в художественной коммуникации (нарратоло-гия), которые основным предметом изучения считают восприятие литературных произведений читателем или слушателем (рецептивная эстетика). Объединяет эти направления идея: художественное произведение возникает в сознании и воображении писателя как определённый замысел, а реализуется последний только в процессе встречи с читателем. Другими словами, триада «автор - текст - читатель» определяет конкретно-исторический характер бытования произведения и творческую деятельность читателя. Школьным педагогам, на наш взгляд, ближе всего положения рецептивной эстетики, которая изучает спектр читательских реакций на литературные произведения. Сущность научного подхода в рецептивной эстетике можно сформулировать так: художественный текст не может быть воспринят всегда и всеми одинаково, он существует как «партитура, рассчитанная на постоянно обновляющееся восприятие» [4, с. 134-135].
Литературоведение, как видим, интересует контакт писателя и читателя. Более всего отношение читателя к тексту интересует методистов и преподавателей литературы. Что известно методической науке о читателе и чтении? Существует несколько научных школ в России, которые отвечают на этот вопрос. Московская научная школа методистов детского чтения разрабатывает проблемы формирования квалифицированного читателя, становления читателя средствами чтения-общения (H.H. Светловская, Г.М. Первова, Л.С. Сильченкова, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасова, Е.А. Швайкина, А.Н. Хлысталова, Л.А. Павлова и др.). Петербургская научная школа активно занимается вопросами культуры чтения и социализации читателя (М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, М.И. Гринёва и др.). В каждом регионе страны выполняются исследования, раскрывающие аспек-
ты процесса становления читателя (О.В. Чин-дилова, В.П. Чудинова, H.H. Сметанникова, И.Г. Жукова, Н.Е. Колганова, C.B. Тихонова, И.А. Шкабура и др.).
В методике обучения чтению с 70-х гг. прошлого века существует понятие «квалифицированный читатель» - это «читатель, который владеет правильной читательской деятельностью и обнаруживает читательскую самостоятельность» [5, с. 44]. Задача формирования квалифицированного читателя в определённой мере может быть выполнена уже в начальной школе, в которой в течение четырёх лет учитель вырабатывает у детей тип правильной читательской деятельности, а результатом обучения считает читательскую самостоятельность младшего школьника. В начальной школе можно говорить об основах читательской компетентности, так как здесь закладывается литературный кругозор, вырабатываются умения работать с книгой и текстом, формируется качественный навык чтения. Чтобы проверить достижимость цели формирования компетенций читателя в начальных классах, мы неоднократно проводили экспериментальную работу в МБОУ лицее № 29 г. Тамбов и в гимназии № 46 г. Липецк. По результатам данной деятельности вышли пособия1 и монография, показывающие, что в начальной школе учитель не просто учит детей читать, он формирует у младших школьников все необходимые компоненты читательской деятельности средствами классного и внеклассного чтения [6].
Тип правильной читательской деятельности учащегося включает следующие структурные компоненты: цель чтения, погружение в мир источников чтения, умелое выполнение действий с книгами, умение осознанно читать тексты и мотивированно обращаться к новым источникам чтения. Помимо целеполагания и умений работать с книгой и текстом, компетентный читатель должен использовать свой личностный ресурс: способности к воссоздающему и творческому воображению, разные типы мышления (образное, логическое, критическое и др.) и связанной с ним речи, оперативную и дол-
1 Инновационная начальная школа: из опыта областной экспериментальной площадки МБОУ лицей № 29 г. Тамбова. Тамбов, 2008 и др._
говременную память. Компетентность включает знания, умения, навыки, способности, охватывает развитие личностных качеств. Освоение такого непростого, интеллектуального вида деятельности, как чтение, требует усилий воли, умственного напряжения, творческого труда учителя.
Выработаны количественные и качественные параметры успешного чтения [7]. Назовём пять основных критериев читательской компетентности школьников и студентов и их показатели:
1) наличие читательского кругозора (показатели: представления о литературных явлениях, жанрах, темах, авторах произведений);
2) сформированные умения работать с текстом (в разных программах обучения насчитывается от 25 до 40 умений);
3) умение работать с книгами методом ознакомительного чтения-рассматривания (сопоставлять три ориентира на обложке, считывать информацию с вводных листов, постраничных иллюстраций, предполагать содержание книги по её справочным элементам, ставить цель чтения и достигать её путём правильного выбора способа чтения);
4) наличие продуктивного способа и навыка чтения (показатели зависят от этапа обучения, о чём мы писали выше);
5) читательская самостоятельность (показатели: интерес к книгам и их авторам, правильный выбор доступных источников чтения, продуктивное чтение познавательной и художественной литературы, стремление к её полноценному восприятию).
ВЫВОДЫ
Чтение учебного материала не должно быть рутинной, механической работой, оно носит творческий характер у профессионального читателя-педагога. Это касается не только уроков литературного чтения и изучения художественных произведений в школе. На уроке математики нужны все те же профессиональные компетенции педагога: умение выразительно прочитать текст задачи, чтобы стало понятно, что в ней известно (позитивная интонация утверждения), а что требует логических размышлений над неизвестным и применения математических знаний (интонация удивления, незавершённости и вопроса). На уроке математики большое место также занимает словарная работа, а не только работа с числами, нужно умение точно ответить на вопрос полным предложением, то есть необходима языковая грамотность. В задаче есть сюжет, как и в литературном тексте, и он требует своего разбора.
Какой бы предмет ни преподавал школьный учитель, активная читательская деятельность его не минует. Как учитель научится комплексному подходу к учебному материалу, так и в определённой мере передаст детям свои практические умения читать текст с максимальной пользой для развития и обучения.
Теоретико-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению в вузе предполагают, что чтение не только не будет проигнорировано преподавателями разных дисциплин, но и останется ведущим способом получения образования, а чтобы дискутировать этот вопрос, надо отдать должное традиции: изучить проблему методом чтения специальных работ в данной области знаний.
Список источников
1. Чтение: энциклопедический словарь / под ред. Ю.П. Мелентьевой. М.: Наука, 2021. 438 с.
2. Первова Г.М. Читательская культура педагога. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2018. 250 с.
3. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Сов. писатель, 1964. 542 с.
4. Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины: энциклопедический справочник / отв. A.B. Дранов и др. М.: Интрада, 1996. 317 с.
5. Светловская H.H., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011. 213 с.
6. Первова Г.М., Колганова НЕ. Формирование читателя в начальной школе. Липецк: Веда-социум, 2018.183 с.
7. Первова Г.М. Типология уроков литературного чтения // Начальная школа. 2020. № 2. С. 22-25.
References
1. Melentyeva Y.P. (ed.). Chtenive: entsiklopedicheskiy slovar' [Reading: Encyclopedic Dictionary], Moscow, NaukaPubl., 2021, 448 p. (In Russian).
2. Pervova G.M. Chitatel'skaya kul'tura pedagoga [Reading Culture of the Teacher], Tambov, Tambov Regional Institute for Advanced Studies of Education Workers Publ., 2018, 250 p. (In Russian).
3. Marshak S.Y. Vospitanive slovom [Education by the Word]. Moscow, Soviet Writer Publ., 1964, 542 p. (In Russian).
4. Dranov A.V. et. al. (executive eds.) Sovremennove zarubezhnove literaturovedenive: Stranv Zapadnoy Evropv i SSHA: Kontseptsii, shkolv, terminy: entsiklopedicheskiy spravochnik [Modern Foreign Literary Criticism: Countries of Western Europe and the USA: Concepts, Schools, Terms: Encyclopedic Reference Book], Moscow, Intrada Publ., 1996, 317 p. (InRussian).
5. Svetlovskaya N.N., Piche-ool T.S. Nauka stanovleniva lichnosti sredst\>ami chteniya-obshcheniya: slovar '-spravochnik [The Science of Becoming a Personality by Means of Reading and Communication: a Dictionary-Reference Book], Moscow, Ekon-InfonnPubl., 2011, 213 p. (InRussian).
6. Pervova G.M., Kolganova N.E. Formirovanive chitatelva v nachal 'nov shkole [Formation of the Reader in Elementary School]. Lipetsk, Veda-sociumPubl., 2018, 183 p. (InRussian).
7. Pervova G.M. Tipologiya urokov literaturnogo chteniya [Typology of lessons of Literary reading], Nachal 'nava shkola - Elementary School, 2020, no. 2, pp. 22-26. (In Russian).
Информация об авторе
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 00000002-5777-2832, §тр47(й>уапс1ех.т
Вклад в статью: концепция исследования, анализ процесса чтения, анализ функций чтения, обобщение опыта исследователей, написание текста статьи.
Поступила в редакцию 30.03.2022 Одобрена после рецензирования 07.06.2022 Принята к публикации 29.08.2022
Information about the author
Galina M. Pervova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-00025777-2832, gmp47(S>yandex.ru
Contribution: study conception, reading process analysis, reading functions analysis, synthesis of researches experience, manuscript text drafting.
The article was submitted 30.03.2022 Approved after reviewing 07.06.2022 Accepted for publication 29.08.2022