Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ '

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / полиция / МВД России / органы внутренних дел / общество / системный подход / эффективность / управление / миграция / эффективность / профилактика правонарушений / миграция / artificial intelligence / police / Ministry of Internal Affairs of Russia / internal affairs bodies / society / system approach / efficiency / management / migration / efficiency / crime prevention / migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горошко Ольга Владимировна, Антонова Светлана Геннадьевна

Активное внедрение технологий во множество сфер жизнедеятельности человека порождает новые возможности анализа и выявления правонарушений. Искусственный интеллект, как часть новых технологий может стать важной частью системного подхода позволяющим совершенствовать методы деятельности МВД России по обеспечению общественной и миграционной безопасности. Авторами исследования рассматриваются правовые основы для развития искусственного интеллекта в деятельности МВД России, отмечается, что деятельность подразделений и научных организаций недостаточно трансформируется к фактическим реалиям в силу недостаточных кадровых и материально-технических ресурсов. Исследователями указывается, что технологические достижения вызывают обеспокоенность граждан по поводу стратегий и технических инструментов, используемых в современной полицейской деятельности, в связи с чем делаются выводы о значении психологических и эмоциональных факторов, влияющих на формирование отношения к искусственному интеллекту. Авторами рассматривается возможность применения аналитического прогнозирования в рамках определения миграционной безопасности, представлены принципы и индикационные блоки при оценки миграционной безопасности. Отмечается, что одним из наиболее сложных критериев для определения является оценка длительности пребывания мигрантов на территории. Предложены изменения в показатели официальной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горошко Ольга Владимировна, Антонова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF MIGRATION SECURITY

The active introduction of technologies into many spheres of human activity generates new opportunities for the analysis and detection of offenses. Artificial intelligence, as part of new technologies, can become an important part of a systematic approach that allows improving the methods of activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure public and migration security. The authors of the study consider the legal basis for the development of artificial intelligence in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, it is noted that the activities of departments and scientific organizations are not sufficiently transformed to actual realities due to insufficient personnel and material and technical resources. The researchers point out that technological advances cause citizens' concern about the strategies and technical tools used in modern policing, in connection with which conclusions are drawn about the importance of psychological and emotional factors influencing the formation of attitudes towards artificial intelligence. The authors consider the possibility of applying analytical forecasting within the definition of migration security, principles and indicative blocks are presented in the assessment of migration security. It is noted that one of the most difficult criteria to determine is the assessment of the duration of stay of migrants in the territory. Changes to the indicators of official reporting are proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _232 УДК 342.9

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF MIGRATION SECURITY

ГОРОШКО Ольга Владимировна,

преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России. 344015, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83. Е-mail: olga_loya@mail.ru;

АНТОНОВА Светлана Геннадьевна,

старший преподаватель

кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России. 680020, Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. Е-mail: antonovasg@yandex.ru;

Goroshko Olga Vladimirovna,

Lecturer of the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83 Eremenko str., Rostov-on-Don, 344015, Russia. E-mail: olga_loya@mail.ru;

Antonova Svetlana Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of the Internal Affairs Bodies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680020, Russia, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: antonovasg@yandex.ru

Краткая аннотация: Активное внедрение технологий во множество сфер жизнедеятельности человека порождает новые возможности анализа и выявления правонарушений. Искусственный интеллект, как часть новых технологий может стать важной частью системного подхода позволяющим совершенствовать методы деятельности МВД России по обеспечению общественной и миграционной безопасности. Авторами исследования рассматриваются правовые основы для развития искусственного интеллекта в деятельности МВД России, отмечается, что деятельность подразделений и научных организаций недостаточно трансформируется к фактическим реалиям в силу недостаточных кадровых и материально-технических ресурсов. Исследователями указывается, что технологические достижения вызывают обеспокоенность граждан по поводу стратегий и технических инструментов, используемых в современной полицейской деятельности, в связи с чем делаются выводы о значении психологических и эмоциональных факторов, влияющих на формирование отношения к искусственному интеллекту. Авторами рассматривается возможность применения аналитического прогнозирования в рамках определения миграционной безопасности, представлены принципы и индикационные блоки при оценки миграционной безопасности. Отмечается, что одним из наиболее сложных критериев для определения является оценка длительности пребывания мигрантов на территории. Предложены изменения в показатели официальной отчетности.

Abstract: The active introduction of technologies into many spheres of human activity generates new opportunities for the analysis and detection of offenses. Artificial intelligence, as part of new technologies, can become an important part of a systematic approach that allows improving the methods of activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure public and migration security. The authors of the study consider the legal basis for the development of artificial intelligence in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, it is noted that the activities of departments and scientific organizations are not sufficiently transformed to actual realities due to insufficient personnel and material and technical resources. The researchers point out that technological advances cause citizens' concern about the strategies and technical tools used in modern policing, in connection with which conclusions are drawn about the importance of psychological and emotional factors influencing the formation of attitudes towards artificial intelligence. The authors consider the possibility of applying analytical forecasting within the definition of migration security, principles and indicative blocks are presented in the assessment of migration security. It is noted that one of the most difficult criteria to determine is the assessment of the duration of stay of migrants in the territory. Changes to the indicators of official reporting are proposed.

Ключевые слова: искусственный интеллект, полиция, МВД России, органы внутренних дел, общество, системный подход, эффективность, управление, миграция, эффективность, профилактика правонарушений, миграция

Keywords: artificial intelligence, police, Ministry of Internal Affairs of Russia, internal affairs bodies, society, system approach, efficiency, management, migration, efficiency, crime prevention, migration

Для цитирования: Горошко О.В., Антонова С.Г. Технологии искусственного интеллекта в сфере миграционной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 232-235. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_232.

For citation: Goroshko O.V., Antonova S.G. Artificial intelligence technologies in the field of migration security // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 232-235. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_232.

Статья поступила в редакцию: 13.10.2023

Вопросы новых технологий и в частности искусственного интеллекта (далее - ИИ) совсем недавно занимали умы читателей фантастической литературы, а в настоящее время он все больше входит в различные сферы жизни граждан России, в том числе сферы социального контроля [1] и обеспечения правопорядка. Это с одной стороны обществом воспринимается как механизм разрешения части общественных проблем, с другой стороны консервативная часть социума в силу непонимания сложных процессов связанных с ИИ негативно воспринимает происходящие перемены и препятствует развитию.

Актуальность темы исследования связана с тем, что охрана общественного порядка в современных условиях требует реализации новых эффективных технологий анализа и выявления административных правонарушений и преступлений, а ИИ может стать важной частью системного подхода, позволяющим совершенствовать методы [2] деятельности МВД России по обеспечению общественной безопасности.

В 2019 году Президентом РФ утверждена Стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [3] (далее - Стратегия 2030), а также поставлена задача по массовому внедрению ИИ в сфере государственного администрирования.

Стратегия 2030 под ИИ определяет комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека

[3].

Одним из направлений стратегии 2030 является цифровая трансформация органов государственной власти путем внедрения ИИ в их деятельность, так, приказом МВД России от 06.09.2022 № 650 [4] определен порядок реализации внедрения цифровой трансформации. В приказе МВД России от 13.11.2020 № 767 [5], утвердившем Концепцию научного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ до 2030 отмечается, что деятельность подразделений и научных организаций не в полной степени трансформируется к фактическим реалиям в силу недостаточных кадровых и материально-технических ресурсов.

Согласно ст. 11 федерального закона от 07.02.2011 № 3 «О полиции» [6], органы внутренних дел (далее - ОВД) используют в своей работе достижения науки и техники, что позволяет эффективно противодействовать различным формам правонарушений.

Правовая основа научной и научно-технической деятельности в системе МВД России закреплена в ведомственном приказе от 28.04.2023 № 260 «Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России» [7].

В настоящее время МВД России реализует пилотные проекты по выявлению серийных преступлений, а также определению анатомических признаков человека по биоматериалу с мест преступления. Также необходимо отметить, что вопросы аналитического прогнозирования в рамках выявления правонарушений, процессы, связанные с большими массивами информации, робототехника, информационно-управляющие системы, биометрия, геоинформационное обеспечение это небольшая часть вопросов, связанных с применением ИИ, которые стоят на повестке дня в МВД России.

Вместе с тем, технологические достижения вызывают обеспокоенность граждан по поводу стратегий и технических инструментов, используемых в современной полицейской деятельности, а также опасения по поводу возможных последствий внедрения новых ИИ. Дебаты в этом контексте часто строятся вокруг понятия «компромисс» между конфиденциальностью и безопасностью, что, в свою очередь, способствует распространению нарратива, предполагающего «антагонистические отношения» между полицией и общественностью.

Сопротивление общества можно рассматривать как сознательный выбор, сделанный гражданами, когда они сталкиваются с использованием ИИ и предполагаемыми последствиями для их прав на реализацию свободы выражения мнения. Осложняет ситуацию и то, что некоторые новые технологии через короткий промежуток времени признаются малоэффективными, то есть имеют небольшой жизненный цикл.

В этом контексте заслуживающими внимания является пример западных компаний (IBM и Microsoft), которые под воздействием про-тестных движений связанных с использованием возможностей ИИ в 2020 году прекратили продажу программного обеспечения для распознавания лиц, что демонстрирует влияние социума на деятельность международных IT гигантов.

Вместе с тем обзор зарубежных исследований показывает, что использование ИИ правоохранительными органами для конкретных целей поддерживается большинством граждан, так сторонниками использования ИИ для защиты детей и уязвимых групп являются 90% респондентов, предотвращения преступлений 79% респондентов.

При этом если мы обратимся к сфере обеспечения безопасности движения, то технологии ИИ всеобъемлюще внедряются в качестве помощи водителю или систем безопасности, что позитивно оценивается участниками движения.

П. 3.3 ГОСТ Р 59276-2020 [8] указывает на доверие к системе ИИ как уверенность потребителя за регулирование отношений, связанных с созданием и реализацией ИИ в контексте выполнения в должном объеме задач с заданными качественными параметрами.

Как мы видим, исходя из сферы применения общество воспринимает ИИ как положительно, так и диаметрально противоположено, что говорит о значении психологических и эмоциональных факторов, влияющих на формирование отношения.

Тема миграции является одной из актуальных для общества, несмотря на реализуемую миграционную политику, опросы граждан показывают, что 39% респондентов отмечают напряженность и ухудшение межнациональных отношений [9], в этой связи одним из вариантов использования ИИ является аналитическое прогнозирование текущей ситуации и тенденций в области миграции, включая источники и направления миграционных потоков, а также оценку уровня преступности в связи с миграционными процессами.

В рамках аналитического прогнозирования необходима обработка данных, включающая различные источники: статистика правонарушений и преступлений, данные о миграционных потоках, демографическая информация, социологические опросы и ряд других. На основе полученных результатов возможно определить главные факторы, влияющие на уровень преступности в связи с миграционными процессами.

Важно учитывать, что миграционные потоки могут приводить к появлению социальной напряженности, нарушению глобальной безопасности и правопорядка, поэтому необходимо существенно усилить деятельность по укреплению правопорядка в контексте регулирования миграции на национальном уровне.

Оценка миграционной ситуации должна основываться на следующих принципах: актуальность, верифицируемость оценки, практико-ориентированность и универсальность и может быть рассчитана по следующим пяти индикативным блокам [10]:

- Рынок труда.

- Экономическая ситуация.

- Этнический баланс населения

- Санитарно-эпидемиологическое благополучие.

- Правопорядок и общественная безопасность.

Классификация ситуаций по индикативным показателям должна соотносится с оценкой уровня (категории) угроз (риска) миграции [11].

Наиболее сложным с точки зрения использования ИИ может стать показатель этнического баланса населения, так как важнейшим качественным показателем, влияющим на криминогенность поведения иностранных граждан и лиц без гражданства, является показатель уровня и структуры диаспоризации общества.

Одним из элементов анализа интеграции мигрантов в принимающем обществе является оценка длительности их пребывания на территории данного региона.

В соответствии с исследованием, проведенным З.И. Левиным и изложенным в его работе «Менталитет диаспоры» [12], криминогенный и протестный потенциал мигрантов напрямую связан с фактором времени. Какие процессы наблюдал Левин в мигрантской среде? Первое поколение мигрантов, приехавшее в страну, чтобы натурализироваться, испытывает огромные проблемы с интеграцией: обычно это взрослые люди, имеющие сложившиеся представления о должном и недопустимом, выросшие в определенной культурной и языковой среде. В принимающей стране им приходится постоянно ощущать себя чужаками, они чувствуют, что не соблюдают правил и традиций этой страны, и им кажется, что местное население также воспринимает их как чужаков. Зачастую это отражает реальность. В свою очередь, мигранты, понимая свою ис-ключенность из принимающего общества, часто замыкаются внутри диаспоры, сводя к минимуму контакты с коренным населением.

Второе поколение мигрантов - дети, родившиеся в принимающей стране или прибывшие туда в раннем детстве, испытывает самые большие психологические трудности. С одной стороны, дома или в среде общения своих родителей (между мигрантами) они чувствуют себя представителями своей культуры и этноса, они говорят на родном языке родителей и следуют традициям своего народа. С другой стороны, начиная с детского сада, дети мигрантов оказываются в среде своих сверстников - представителей коренного населения, в социуме они говорят на языке принимающей страны, они постоянно наблюдают традиции принимающего региона. Детям свойственна конформность, поэтому они стремятся не выделяться среди местных детей. В этой ситуации у подростков второго поколения мигрантов происходит кризис идентичности -они чувствуют себя и мигрантами, чужаками, и в то же время местными. Подростки второго поколения мигрантов являются наиболее криминогенной группой мигрантов. Их девиации являются попыткой самоутвердиться как среди местного населения, так и среди мигрантов. Зачастую именно среди молодежи второго поколения мигрантов складываются структуры организованной преступности, однако, это, несомненно, не является правилом.

ретье поколение мигрантов уже практически интегрировано в принимающее общество. Мигранты второго поколения говорят на местном языке как на родном, зачастую лучше, чем на родном, они стремятся заключить браки с автохтонами, следовательно, их дети помнят, что бабушка и дедушка прибыли из другой страны, однако не испытывают никакого диссонанса в идентификации. Они оказываются интегрированными в общество автохтонов и их криминогенный потенциал не отличается от криминогенного потенциала коренного населения.

Таким образом, все старые диаспоры (старше трех поколений) уже достаточно интегрированы в обществе, и их криминогенный потенциал незначителен.

Однако в случае анклавизации интеграции не происходит, и закономерности, описанные Левиным, не работают.

Анклав достаточно многочисленен, чтобы создать все необходимые социальные институты, прежде всего, экономические. Внутри анклава мигранты всегда являются чужаками для местного населения, что повышает криминогенный потенциал автохтонов по отношению к мигрантам и мигрантов по отношению к автохтонам. В то же время, распределение экономических благ внутри анклава - а анклав всегда занимает определенное место в экономической структуре региона, монополизируя некоторые отрасли производства и услуг - провоцирует преступления мигрантов в отношении друг друга, а также их объединение в организованные преступные группы, реализующие схемы теневой экономики.

Временная составляющая в жизни анклава не имеет большого значения. Кубинцы в Майами, русские, итальянцы, китайцы в Нью-Йорке - эти анклавы существуют десятилетиями, некоторые более сотни лет, однако они живут обособленно, не интегрируясь в американское общество, занимая экономические ниши и создавая свои организованные преступные группы.

Однако, как мы можем воспользоваться инструментарием, позволяющим отличить диаспору от анклава для целей данного исследования? Трудовые мигранты, прибывающие в страну на небольшой срок, не всегда успевают выучить язык, получить гражданство, оставить потомство, чтобы мы могли проанализировать поведение второго поколения или вступление в брак.

Таким образом, предлагаем включить в показатели официальной отчетности данные о числе преступлений, совершенных представителями определенных государств. Кроме того, для установления корреляционной связи, необходима информация о количестве мигрантов -граждан определенной страны, находящихся в исследуемом регионе.

Ведение подобной статистики существует во множестве стран, важно понимать, что это не попытка сегрегировать общество или обострить этнические противоречия. Национальная безопасность государства складывается из множества факторов и игнорирование фактора этнической преступности является непродуктивным.

Однако задача, стоящая перед ОВД не может рассматриваться только в одном из контекстов применения ИИ, должен реализовывать-ся комплексный подход по внедрению систем ИИ, так как министерство выполняет разноплановую деятельность, при этом необходимо учитывать, что при внедрении новых технологий необходимо будет изменение параметров статистических данных.

Библиография:

1. Осяк А.Н., Пестов Р.А., Шаповалова Т.Н., Чернобровкина Н.И. Социальный контроль как предмет научной рефлексии // Философия права. -2017. - № 3(82). - С. 137-143.

2. Осяк А.Н., Понежина Л.Ю., Пестов Р.А., Поликарпов Д.И. Административная деятельность полиции: Учебное наглядное пособие. - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - 64 с. - ISBN 978-5-89288-322-1.

3. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства РФ, 14.10.2019, № 41, ст. 5700.

4. Приказ МВД России от 06.09.2022 № 650 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ МВД России от 13.11.2020 № 767 «Об утверждении Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

7. Приказ МВД России от 28.04.2023 № 260 «Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России» // СПС «Консультант-плюс».

8. ГОСТ Р 59276-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы искусственного интеллекта. Способы обеспечения доверия. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2021.

9. ВЦИОМ сообщил о росте положительного отношения россиян к мигрантам URL:https://www.rbc.ru/society/15/08/2023/64dae6c89a79472863404a3bhttps://www.rbc.ru/society/15/08/2023/64dae6c89a79472863404a3b (дата обращения: 05.10.2023).

10. Корчагина К.А., Вакуленко Н.А., Топилина А.В., Пестов Р.А. Механизмы оценки влияния миграционной ситуации на состояние общественной безопасности (на примере Ростовской области) // Философия права. - 2021. - № 3(98). - С. 114-121.

11. «Базовая модель определения критериев и категорий риска» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19(3)) (вместе с «Требованиями к обоснованию предлагаемых федеральными органами исполнительной власти - участниками приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" категорий риска (классов опасности) и критериев риска в отношении осуществляемых ими видов государственного контроля (надзора)» // СПС «КонстультантПлюс».

12. Менталитет диаспоры / З.И. Левин. - М.: ИВ РАН "Крафт+", 2001. - 170, [2] с.; 20 см.; ISBN 5-89282-175-7 (ИВ РАН).

References:

1. A.N. Osyak, R.A. Pestov, T.N. Shapovalova, N.I. Chernobrovkina Social control as a subject of scientific reflection // Philosophy of Law. - 2017. - № 3(82). - Pp.

137-143.

2. A.N. Osyak, L.Y. Ponezhina, R.A. Pestov, D.I. Polikarpov. Administrative activity of the police: A visual aid /- Rostov-on-Don: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017. - 64 p. - ISBN 978-5-89288-322-1.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 490 dated 10.10.2019 "On the development of artificial intelligence in the Russian Federation" (together with the "National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period up to 2030") // Collection of Legislation of the Russian Federation, 14.10.2019, No. 41, Article 5700.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 06.09.2022 No. 650 "On measures on the implementation of the decree of the Government of the Russian Federation of October 10 , 2020

No. 1646" // SPS ConsultantPlus.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 767 dated 13.11.2020 "On approval of the Concept of scientific support for the activities of the internal Affairs bodies of the Russian Federation for the period up to 2030" // SPS ConsultantPlus.

6. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 "On the Police" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 14.02.2011, No. 7, Article 900.

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 28.04.2023 No. 260 "On the organization of scientific and scientific-technical activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia" // SPS Consultant-plus.

8. GOST R 59276-2020. National Standard of the Russian Federation. Artificial intelligence systems. Ways to ensure trust. General provisions // Moscow: Standartin-

form, 2021.

9. VTSIOM reported an increase in the positive attitude of Russians towards migrants URL:https://www.rbc.ru/society/15/08/2023/64dae6c89a79472863404a3bhttps://www.rbc.ru/society/15/08/2023/64dae6c89a79472863404a3b (accessed: 05.10.2023)

10. K.A. Korchagina, N.A. Vakulenko, A.V. Topilina, R.A. Pestov Mechanisms for assessing the impact of the migration situation on the state of public security (on the example of the Rostov region) // Philosophy of Law. - 2021. - № 3(98). - Pp. 114-121.

11. "Basic Model for Determining criteria and risk categories" (approved by the minutes of the project Committee meeting No. 19(3) dated 31.03.2017) (together with "Requirements for Substantiation of risk categories (hazard Classes) and risk criteria proposed by Federal Executive Authorities participating in the priority program "Reform of Control and Supervisory Activities" in relation to types of state control (supervision) carried out by them" // SPS Constultantplus.

12. The mentality of the Diaspora / Z.I. Levin. - Moscow IV RAS "Kraft+", 2001. - 170, [2] p.; 20 cm.; ISBN 5-89282-175-7 (IV RAS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.