Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ / ПРАВОПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ МИГРАНТОВ / ДИАСПОРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корчагина Ксения Александровна, Вакуленко Наталья Алексеевна, Топилина Анна Васильевна, Пестов Роман Аркадьевич

В настоящей статье рассматривается влияние миграционной ситуации на состояние защищенности интересов личности и государства. Авторами предложены формализованные параметры (критерии, индикаторы) анализа и оценки влияния миграционной ситуации на состояние правопорядка субъектов Российской Федерации, максимально учитывающие многогранные аспекты миграции (на примере Ростовской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ASSESSING THE IMPACT OF THE MIGRATION SITUATION ON THE PUBLIC SECURITY (BY THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

This article examines the impact of the migration situation on the protection of the individual and state interests. The authors propose the formalized characteristic (criteria, indicators) of the analysis and assessment of the impact of the migration situation on the law and order of the subjects of the Russian Federation, which take into account as much as possible the multifaceted migration aspects (by the example of the Rostov region).

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 325 ББК 67.629

Корчагина Ксения Александровна Korchagina Ksenia Alexandrovna

начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Head of the Research and Editorial and Publishing Department, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]

Вакуленко Наталья Алексеевна Vakulenko Natalya Alekseevna

начальник кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Head of the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]

Топилина Анна Васильевна Topilina Anna Vasilievna

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат философских наук, доцент.

Associate Professor. Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Philosophy, Associate Professor. E-mail: [email protected]

Пестов Роман Аркадьевич Pestov Roman Arkadyevich

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Mechanisms for assessing the impact of the migration situation on the public security

(by the example of the Rostov region)

В настоящей статье рассматривается влияние миграционной ситуации на состояние защищенности интересов личности и государства. Авторами предложены формализованные параметры (критерии, индикаторы) анализа и оценки влияния миграционной ситуации на состояние правопорядка субъектов Российской Федерации, максимально учитывающие многогранные аспекты миграции (на примере Ростовской области).

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, оценка миграционной ситуации, правопорядок, общественная безопасность, преступность мигрантов, диаспоризация общества.

This article examines the impact of the migration situation on the protection of the individual and state interests. The authors propose the formalized characteristic (criteria, indicators) of the analysis and assessment of the impact of the migration situation on the law and order of the subjects of the Russian Federation, which take into account as much as possible the multifaceted migration aspects (by the example of the Rostov region).

Key words: migration, migration policy, assessment of the migration situation, law and order, public security, crime of migrants, diasporiza-tion of a society.

В соответствии с п. 26 Плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 года № 265-р [1], МВД России принимает участие в создании государственной системы планирования и управления миграционными процессами, обеспечивающей увязку миграционной политики с основными направлениями Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [2], социально-экономическими и инвестиционными потребностями субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации указанного пункта предусмотрено проведение мониторинга и оценки миграционной ситуации, однако, в настоящее время, формализованные параметры (критерии, индикаторы) анализа и оценки влияния миграционной ситуации на состояние правопорядка субъектов Российской Федерации отсутствуют, что затрудняет выработку управленческих решений в сфере миграции, основанных на точном, объективном и достоверном представлении о возможном развитии оперативной обстановки.

В целях эффективного управления миграционными процессами, обеспечения миграционной и общественной безопасности России, необходима разработка квалифицированной оценки влияния миграционной ситуации на состояние защищенности интересов личности и государства, общественной безопасности (далее - оценка) с помощью соответствующих критериев, максимально учитывающих многогранные аспекты миграции.

При выработке критериев оценивания миграционной ситуации в контексте обеспечения безопасности населения Российской Федерации необходимо учитывать сочетание как количественных показателей, так и качественных. Общество представляет собой очень сложную структуру, в которой причинно-следственные связи неочевидны, в связи с чем, анализ социальных процессов и их взаимозависимостей невозможно осуществлять исключительно в рамках количественных показателей. При всем желании упростить изучение общественных структур и прийти к некому универсальному показателю невозможно обойтись без качественного анализа социальных составляющих

в отдельных регионах. Одними из важных качественных показателей, влияющих на крими-ногенность поведения мигрантов, являются уровень и структура диаспоризации общества, а также способ и качество интеграции мигрантов в общество.

Оценка миграционной ситуации должна основываться на следующих принципах: актуальность, верифицируемость оценки, прак-тикоориентированность и универсальность.

Для получения объективной оценки эффективности миграционного законодательства РФ в научных кругах предлагается актуальная методика оценки влияния миграции на безопасность социально-экономического развития региона [3], которая и вполне соотносится с указанными выше принципами оценки. Методика основана на индикативном методе и состоит из пяти индикативных блоков, каждый из которых отражает влияние миграции на отдельную сферу жизнедеятельности. В соответствии с данным подходом оценка влияния миграции на безопасность региона проводится по совокупности критериальных показателей -индикаторов.

Аналогичным образом предлагается производить комплексную оценку влияния миграции на безопасность региона по следующим пяти индикативным блокам:

1. Рынок труда. Индикаторы блока отражают количественные (численность иностранной рабочей силы) и качественные (уровень образования и квалификации мигрантов) характеристики трудовой миграции.

2. Экономическая ситуация. Индикаторы блока характеризуют ущерб от нелегальной деятельности трудовых мигрантов и бюджетные расходы на регулирование миграции.

3. Этнический баланс населения. Индикаторы блока отражают общую миграционную нагрузку на местное население и с разбивкой мигрантов по этническим группам.

4. Санитарно-эпидемиологическое благополучие. Индикаторы блока отражают распространенность среди мигрантов инфекционных заболеваний, опасных для населения (ВИЧ-инфекция, туберкулез, сифилис), сравнение распространенности данных нозологий среди местного населения и мигрантов, вклад мигрантов в общую заболеваемость.

5. Правопорядок и общественная безопасность. Индикаторы блока отражают уровень

преступности среди мигрантов, сравнение уровня преступности среди местного населения и мигрантов, вклад мигрантов в общую преступность.

Обратимся к анализу одного из предлагаемых индикативных блоков «Правопорядок и общественная безопасность», который отражает количественные и качественные показатели, влияющие на состояние преступности мигрантов.

Рассмотрим количественные показатели, влияющие на состояние преступности мигрантов. Для реализации оценки может использоваться коэффициент преступности, который должен включать индексы преступности и виктимности мигрантов (статистические показатели), а также результаты определения общественного мнения. Данный подход позволит проанализировать не только имеющиеся статистические данные, но и оценить социальные настроения и восприятие происходящих изменений, что позволит обеспечить комплексность и всесторонность оценки в рамках рассматриваемого коэффициента. Исследования общественного мнения могут быть осуществлены в процессе организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации», проводимого ФГКУ «ВНИИ МВД России».

Структура Коэффициента преступности мигрантов:

1. Индекс криминальной активности мигрантов:

— количество зарегистрированных преступлений, совершенных мигрантами (на 100 тыс. чел. населения);

- количество зарегистрированных административных правонарушений, совершенных мигрантами (на 100 тыс. чел. населения): административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, охрану окружающей среды и природопользование, общественный порядок и общественную безопасность.

Коэффициент преступности определяется путем соотношения числа преступлений или преступников к количеству населения — на 100 тыс., 10 тыс., 1 тыс. — в зависимости от объема и характера изучения преступности.

К = (П х 100 000) : Н,

где П — абсолютное число преступлений (или преступников); Н — численность населения.

В нашем случае в числителе данной дроби будет представлено количество преступлений, совершенных мигрантами.

Кроме того, при расчете и оценке коэффициента преступности необходимо знать некоторые особенности.

При вычислении коэффициента преступности необходимо брать лишь население, достигшее возраста 16 лет, а по отдельным преступлениям — 14 лет, в силу того, что с этого возраста наступает уголовная ответственность. Данная рекомендация не всегда выполнима, поскольку на практике сталкиваемся с отсутствием сведений о населении по возрасту (14-16 лет) по отдельным территориям (краям, областям, районам и т. д.), в связи с чем, вычисление коэффициента преступности осуществляется по отношению ко всему населению, т.е. применяют вышеуказанную формулу, где Н - общее число жителей данной территории.

Для характеристики преступности мигрантов большой интерес представляют следующие три коэффициента:

1) показатель интенсивности преступности, т.е. отношение числа зарегистрированных преступлений, совершенных мигрантами, к численности населения. Частное, полученное от деления данных величин, есть не что иное, как показатель числа преступлений, приходящихся в среднем на одного гражданина, т.е. это показатель, характеризующий, с какой интенсивностью преступления «обрушиваются» на население исследуемой территории;

2) показатель криминогенной активности преступников-мигрантов, т.е. отношение количества преступлений к числу лиц, их совершивших. Этот показатель освещает «интенсивность множественности преступлений, т.е. какое количество преступлений совершает в среднем каждый из преступников-мигрантов, что характеризует их криминогенную активность;

3) показатель тяжести преступлений, совершаемых мигрантами, характеризующий одним числом степень их общественной опасности.

2. Индекс виктимности мигрантов:

- Количество потерпевших лиц из числа мигрантов (на 100 тыс. чел. населения).

Коэффициент виктимности определяется путем соотношения числа потерпевших к ко-

личеству населения — на 100 тыс., 10 тыс., 1 тыс. - в зависимости от объема и характера изучения преступности.

К = (П х 100 000) : Н, где П — абсолютное число потерпевших; Н — численность населения.

3. Возрастной индекс мигрантов: Представляется значимым рассчитать наиболее криминогенный возраст преступника-мигранта. В первичном учетном документе формы 2 — статистической карточке на лицо, совершившее преступление, обозначены следующие возрастные группы лиц (на момент совершения преступления):

до 14 лет (9), 14-15 лет (1), 16-17 лет (2), 18-24 года (3), 25-29 лет (4), 30-39 лет (5), 40-49 лет (8), 50-59 лет (6), 60 лет и старше (7).

Производить расчеты необходимо, используя относительный показатель структуры.

Относительный показатель структуры — отношение части к целому. Относительный показатель структуры характеризует долю отдельных частей в общем объеме совокупности и выражается в долях единицы или в процентах. Они исчисляются по сгруппированным данным (рис. 1):

стические показатели в виде отдельных отчетов по количеству преступлений, совершенных на территории Российской Федерации лицами без гражданства, а также мигрантами с ранжированием по этносам.

Подчеркнем, что представленные данные в таблицах 2, 3 носят региональный статус и были получены путем произведенной выборки, а не автоматическим построением, что затрудняет оперативное получение необходимой информации в официальной отчетности по субъектам Российской Федерации и страны в целом.

В соответствии с представленными Информационным центром Главного управления МВД России по Ростовской области данными, в результате проведенных расчетов коэффициент преступности мигрантов в Ростовской области составил следующие значения:

2016 г. - 2,7; 2017 г. - 2,6; 2018 г. - 1,9; 2019 г. - 1,7; 2020 г. - 1,1.

Показатель криминогенной активности преступников-мигрантов (отношение количества преступлений к числу лиц, их совершивших) соответственно составил:

2016 г. - 1; 2017 г. - 1,0; 2018 г. - 1,1; 2019 г. -1,1; 2020 г. - 1,2.

Показатель по всей совокупности в целом Рис. 1. Расчет относительного показателя структуры

4. Удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем числе предварительно расследованных:

Расчеты осуществляются по формуле нахождения относительного показателя структуры.

В представленных ниже таблицах 1, 2, 3 отражена официальная статистическая информация о количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории ЮФО и Российской Федерации в целом.

Представленные сведения в таблице официальной отчетности содержат количество совершенных преступлений не только иностранных граждан, но и лиц без гражданства. Таким образом, существует необходимость внесения изменений в ведомственную программу учета данных по мигрантам, которые позволили бы получать обобщающие стати-

Очень важны и статистические данные и результаты определения общественного мнения, входящие в коэффициент преступности.

Социологическая информация об уровне защищенности мигрантов своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств.

В анкету (опросный лист) для получения социологической информации необходимо включить следующие вопросы:

- «Если говорить в целом, то чувствуете ли Вы себя защищенным (-ой) от преступных посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество?»;

- «Подвергались ли Вы лично за последние 12 месяцев преступным посягательствам?».

Оценка по каждому вопросу, группе вопросов может быть установлена в интервале от

Таблица 1

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами

без гражданства (2016-2020 гг.) [4]

Количество преступлений, совер- Количество преступлений, совер-

шенных иностранными гражданами и шенных иностранными гражданами и

лицами без гражданства, по которым лицами без гражданства, по которым

материалы и уголовные дела направ- материалы и уголовные дела направ-

лены в суд либо разрешены в отчетном периоде, прибывшими в Россий- лены в суд либо разрешены в отчетном периоде, прибывшими в Россий-

скую Федерацию с целью работы по скую Федерацию нелегально

найму

Всего Темпы прироста к АППГ (в %) Всего Темпы прироста к АППГ (в %)

о РФ 5 950 -14,3 1 402 -2,8

о РО 34 -76,9 40 -42,0

СЧ ЮФО 194 -50,6 106 -30,7

РФ 5 350 -10,1 1 369 -2,4

О РО 41 20,6 48 20,0

СЧ ЮФО 180 -7,2 83 -21,7

00 РФ 4036 -24,6 1146 -16,3

о РО 26 -36,6 38 -20,8

СЧ ЮФО 134 -25,6 91 9,6

о РФ 3 620 -10,3 1 076 -6,1

о РО 14 -46,2 39 -2,6

<4 ЮФО 146 9,0 74 -18,7

О СЧ РФ 3 597 -0,6 854 -20,6

О СЧ РО 21 50,0 62 59,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Количество преступлений, совершенных мигрантами и количество выявленных лиц (мигрантов), совершивших преступления в Ростовской области (2016-2020 гг.)

Совершено мигрантами Выявлено лиц (мигрантов)

Всего из них Всего из них

трудовыми незаконными трудовых незаконных

2016 115 9 66 115 7 72

2017 108 17 61 105 13 67

2018 80 17 40 70 16 37

2019 71 16 36 64 10 38

2020 48 16 8 40 11 8

Таблица 3

Количество населения на территории Ростовской области (2016-2020 гг.)

2016 4 236 000

2017 4 231 400

2018 4 220 500

2019 4 202 300

2020 4 197 800

0 до 100. Подведение общего итога оценки общественного мнения производится посредством расчета среднего арифметического значения.

Содержание индексов и социологической информации в полной мере отражают состояние безопасности жизни, поскольку они относятся к числу основных индикаторов, характеризующих состояние преступности рассматриваемого вида на определенной территории за определенный период времени.

Это позволит выявить оценку мигрантами вероятности подвергнуться угрозам криминального характера, либо оценить испытанный виктимный опыт, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельных субъектов или муниципальных образований.

Далее рассмотрим качественные показатели, влияющие на состояние преступности мигрантов. Среди критериев, учитывающих количество и состав преступлений, совершенных мигрантами-иностранцами, необходимо также вычленить такие критерии, как качественная составляющая. В связи с чем, рассмотрим блок «Этнический баланс населения». Индикаторы блока отражают общую миграционную нагрузку на местное население и с разбивкой мигрантов по этническим группам.

Важнейшим качественным показателем, влияющим на криминогенность поведения мигрантов, является Показатель уровня и структуры диаспоризации общества.

Мигранты, прибывая в определенные регионы РФ, диаспоризируются. Известны наиболее мощные потоки миграции, приводящие к тому, что определенные регионы становятся конечной точной прибытия для мигрантов из определенных стран и регионов. Мигрант, принимая решение о месте проживания, зачастую ориентируется на территорию нахождения соотечественников или земляков. В месте прибытия диаспора помогает вновь прибывшему решить вопросы с документами, трудоустройством, иные социальные вопросы. Несомненно, это позитивная сторона деятельности диаспоры. На территории РФ есть диаспоры, которые существуют в регионах столетиями, выполняя исключительно функции помощи и сохранения культурной идентичности. Такими диаспорами, например в Ростовской области, являются греческая, корейская и армянская. Их представители являются российскими гражданами, вполне благополучными, они пол-

ностью интегрированы в российское общество, и их криминогенный потенциал является очень низким.

Однако, существуют значительные риски, связанные с тем, что, в случае наполнения региона мигрантами и образования многочисленной диаспоры, диаспора не помогает интеграции мигрантов в общество, а, напротив, препятствует ей.

Складывается следующая картина: многочисленные мигранты из определенного региона стремятся селиться вместе, они продолжают соблюдать свои культурные традиции, которые кажутся автохтонному населению чуждыми и вызывают неприязнь. Для мигрантов нет необходимости изучать русский язык, так как все их потребности реализуются внутри диаспоры. Особенно сильные диаспоры монополизируют целые отрасли бизнеса или сферы услуг, предоставляя вновь прибывшим мигрантам возможности для трудоустройства. Таким образом, образуются этнические анклавы, которые представляют собой «государство в государстве» и не желают ассимилировать своих членов в принимающее общество вне зависимости от продолжительности предполагаемого времени пребывания мигранта в стране.

Каковы последствия этого процесса? Представители этносов, имеющих свои анклавы, не воспринимают себя как часть принимающего общества, у них вырабатывается модель поведения «гостя», который может делать все, что хочет. Это приводит к столкновениям с местным населением. Мигранты чувствуют неприязнь автохтонов и сами, в свою очередь, испытывают неприязнь к ним. Представители диаспоры воспринимаются мигрантами как условные «свои», а коренное население - как условные «чужие», в отношении которых допустимо совершать преступления.

Несомненно, изучение качества интеграции мигрантов имеет определяющее значение при анализе их криминогенного потенциала.

Однако как сторонний наблюдатель может отличить анклав от диаспоры?

Существует ряд различий:

1. Изучение языка принимающей страны. В случае, если наблюдатель обнаруживает, что мигрант не говорит на местном языке, однако живет на территории страны уже несколько месяцев, возникает вопрос: как мигрант решает свои социальные вопросы, проблемы

трудоустройства и так далее? Очевидно, что мигрант обходится без знания языка: это говорит о том, что он полностью погружен в анклав. Диаспора решает только вопросы культурные и психологические. В этот состоит отличие классических диаспор от анклавов. Знание языка в данном случае является косвенным признаком отсутствия мотивации для интеграции.

2. Компактность проживания. Анклаву для самоорганизации необходимо, чтобы его представители проживали компактно, это помогает институировать различные сферы жизни. Диаспора, вне зависимости от статуса (зарегистрирована ли она как общественная организация или создала ли органы самоуправления), организует свою деятельность через ряд мероприятий, которые не требуют компактного проживания.

3. Локальная экономика. Если мы обнаруживаем в регионе отрасли производства или сферы услуг, монополизированные мигрантами из строго определенных регионов - мы имеем дело с анклавом. Диаспора, как уже подчеркивалось выше, не решает экономических вопросов.

4. Браки с местным населением. Представители диаспоры, начиная со второго поколения, вступают в брак с автохтонами. Однако этот показатель недостаточно репрезентативен. Например, представители корейской диаспоры в России вступают в брак с представителями других народов достаточно редко. Но следует обратить внимание на то, что принципиально эти браки возможны, даже если их процент невелик. Анклав же характеризуется тем, что подавляющее большинство браков являются внутренними. Представители этнических анклавов избегают общения с местным населением (и это обоюдный процесс), вследствие чего браки невозможны. Другим фактором, мешающим заключению браков между автохтонами и мигрантами, образующими анклав, является этноцентризм. Главным механизмом этноцентризма является приписывание своему этносу всех положительных характеристик, а всем другим этносам - всех отрицательных характеристик. Таким образом, этноцентризм обеспечивает самовосприятие анк-лавизированных мигрантов как превосходящего этноса, в отличие от автохтонов, которые живут по другим правилам и законам. Автохтонам, в свою очередь, мигранты, замыкающиеся исключительно в своей среде, также

видятся варварами.

Однако как мы можем воспользоваться инструментарием, позволяющим отличить диаспору от анклава для целей данного исследования? Трудовые мигранты, прибывающие в страну на небольшой срок, не всегда успевают выучить язык, получить гражданство, оставить потомство, чтобы мы могли проанализировать поведение второго поколения или вступление в брак.

В этом случае полезно иметь экспертную оценку миграционной ситуации в регионе, которая представит уровень консолидации и качество мигрантских сообществ. Экспертную оценку целесообразно проводить раз в пять лет. Миграционные потоки достаточно ригидны, и число прибывающих мигрантов не возрастает без причин, как, скажем, это произошло с мигрантами из Африки в 2014 году. В связи с этим, пять лет - срок, достаточный, чтобы качество интеграции мигрантов могло измениться. Таким образом, если индекс оценивания криминогенной ситуации будет высчи-тываться раз в квартал, то экспертное заключение о состоянии интеграции мигрантов по регионам можно делать раз в 4-5 лет.

Несомненно, большое значение имеет численность мигрантов. Особенно важным является принцип, в соответствии с которым нельзя игнорировать этническую преступность.

Предлагаемая концепция состоит в следующем: на основе количественного анализа качественного состава лиц, совершивших преступление, обнаружить (или опровергнуть) корреляцию между числом мигрантов, проживающих в регионе (в относительных показателях) и числом совершенных ими преступлений. Важно учитывать качество их интеграции: являются ли они частью анклава или атомизированы в регионе.

Данная задача представляется исключительно сложной в связи с трудностями регистрации преступников, так как они могут иметь паспорта нескольких иностранных государств или быть лицами без гражданства. В данном случае предлагается обращать внимание не на гражданство, а на этническую принадлежность, которая является гораздо более мощным идентификационным механизмом, чем государственная.

Далее, необходимо проанализировать данные о том, сколько представителей каждого иностранного государства (или этноса, если государственная и этническая принадлежность

различаются) совершили преступления. Наша гипотеза состоит в том, что представители этносов, образовавших свои анклавы, совершают преступления чаще, чем представители более малочисленных и атомизированны ми-грантских групп. Многочисленность дает возможность образовать социальные институты и создать коррупционные сети, которые формируют в сознании мигрантов чувство безнаказанности. Важно также помнить о психологических факторах, о чувстве этнического превосходства и неприязни.

В случае, если окажется, что, к примеру, представители Таджикистана, имеющие очень сильную и многочисленную диаспору в Москве, совершают преступления чаще, чем грузины (в относительных показателях), то следующим шагом станет вычисление процентного соотношения, в котором численность диаспоры влияет на криминогенный потенциал.

Полученный результат (в процентах) может быть включен в общую формулу расчета критериев оценивания миграционной ситуации.

Например, число мигрантов из страны Т. составляет 800 человек на 10 000 местных жителей, или 8 %. Мигранты из страны Т. совершают 50 преступлений на 1 000 человек, что составляет 5 %.

Число мигрантов из страны М составляет 2 000 человек на 10 000 местных жителей, или 20 %. Мигранты из страны Т. совершают 80 преступлений на 1 000 человек, что составляет 8 %.

Необходимо проанализировать как мини-

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 № 265-р «О плане мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». СПС КонсультантПлюс.

2. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». СПС Кон-сультантПлюс.

3. Васильева А.В. Оценка влияния миграции на безопасность социально-экономического развития регионов России // Фундаментальные исследования. 2014, № 6-11.

4. Официальные статистические данные о преступности. URL: http://crimestat.ru.

мум 10 общностей мигрантов в связи с их численностью и количеством совершаемых ими преступлений.

В результате мы получим модель корреляции между численностью мигрантов из определенной страны и числом совершаемых ими преступлений.

В случае, если такая корреляция будет обнаружена, получившийся процентный показатель можно включить в общую формулу расчета оценки миграционной ситуации.

Для проведения необходимых расчетов следует получить от органов миграционного учета данные о количестве мигрантов - граждан определенной страны - находящихся в исследуемом регионе, а также данные о числе преступлений, совершенных представителями определенных государств.

Таким образом, предлагаем включить в показатели официальной отчетности данные о числе преступлений, совершенных представителями определенных государств. Кроме того, для установления корреляционной связи необходима информация о количестве мигрантов - граждан определенной страны - находящихся в исследуемом регионе.

Использование рассматриваемых коэффициентов, помимо прочих, позволит дать оценку современной миграционной ситуации в России и ее тенденциям в контексте обеспечения общественной безопасности и связанных с этим последствий с целью выработки научно-обоснованных предложений по улучшению ситуации.

Bibliography

1. Decree of the Government of the Russian Federation № 265-r of 22.02.2019 «On the action plan for the implementation in 2019-2021 of the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025». LRS Con-sultantPlus.

2. Decree of the Government of the Russian Federation № 207-r of 13.02.2019 «On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025». LRS ConsultantPlus.

3. Vasilyeva A.V. Assessment of the impact of migration on the security of socio-economic development of Russian regions // Basic research. 2014, № 6-11.

4. Official statistics on crime. URL: http://cri-mestat.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.