Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2119
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства / административное выдворение / контрольно-надзорная деятельность в сфере миграции / administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons / administrative expulsion / control and supervisory activities in the field of migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.Н. Ахметова

Сложная экономическая ситуация в мире, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своего государства. Российская Федерация не является исключением. Законодательство в сфере контроля и надзора, а также обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Проверочные мероприятия осуществляются на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков и становятся более точными и эффективными. Основная задача, возлагаемая на подразделения по вопросам миграции МВД России, заключается в том, чтобы контроль для нарушителей был неотвратим, как и сама ответственность. В данной статье обозначены проблемы, возникающие в деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF DIVISIONS ON MIGRATION ISSUES OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA ON COMBATING ILLEGAL MIGRATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The difficult economic situation in the world has caused the development of modern migration trends. The main task of the migration policy of any state is to protect the interests of its state. The Russian Federation is no exception. Legislation in the field of control and supervision, as well as ensuring security in the field of migration, is being improved. Verification activities are carried out on the basis of monitoring and assessment of relevant risks and become more accurate and effective. The main task assigned to the migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia is to ensure that control for violators is inevitable, as is the responsibility itself. This article identifies the problems that arise in the activities of the migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

9. Закон Польши от 12 мая 2011 г. Составлено на основании: Вестник Законов за 2011 г., № 126, поз. 714, N° 203, поз. 1192 о Национальном совете юстиции URL: https://worldconstitutions. ru/?p=1210 (дата обращения: 16.02.2021).

10. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: 29 июня 2006 г., № 139-3: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.12.2020. № 63-3. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0= Hk0600139 (дата обращения: 16.02.2021).

11. Бибило В. Н. Система органов судейского сообщества в Республике Беларусь // Право.Ьу. 2017. № 5 (49). С. 103 - 110.

© Чернова Э. Р.

© Олейник Р. Р.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ БЛОК

УДК 351.756:342.924.03(470)

И. Н. АХМЕТОВА, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)

I. N. AKHMETOVA, Senior Instructor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs of East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Irkutsk)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ACTIVITY OF DIVISIONS ON MIGRATION ISSUES OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA ON COMBATING ILLEGAL MIGRATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

Аннотация. Сложная экономическая ситуация в мире, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Основная задача миграционной политики любого государства - защита интересов своего государства. Российская Федерация не является исключением. Законодательство в сфере контроля и надзора, а также обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Проверочные мероприятия осуществляются на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков и становятся более точными и эффективными. Основная задача, возлагаемая на подразделения по вопросам миграции МВД России, заключается в том, чтобы контроль для нарушителей был неотвратим, как и сама ответственность. В данной статье обозначены проблемы, возникающие в деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России.

Ключевые слова и словосочетания: административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, административное выдворение, контрольно-надзорная деятельность в сфере миграции.

Annotation. The difficult economic situation in the world has caused the development of modern migration trends. The main task of the migration policy of any state is to protect the interests of its state. The Russian Federation is no exception. Legislation in the field of control and supervision, as well as ensuring security in the field of migration, is being improved. Verification activities are carried out on the basis of monitoring and assessment of relevant risks and become more accurate and effective. The main task assigned to the migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia is to ensure that control for violators is inevitable, as is the responsibility itself. This article identifies the problems that arise in the activities of the migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords and phrases:administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons, administrative expulsion, control and supervisory activities in the field of migration.

Современное развитие межгосударственных отношений характеризуется неуклонным увеличением объемов миграционных потоков. Несмотря на ситуацию, связанную с пандемией и закрытием границ во всем мире, «в 2020 году поставлено на миграционный учет 9,8 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, выдано 127 тысяч разрешений на работу. Приобрели гражданство Российской Федерации 656 тысяч (в 2019 году - 498 тысяч)» [1]. Основной целью миграционной политики Российской Федерации является «создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере обеспечения безопасности государства, а также защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе» [2].

Одним из направлений деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России является «осуществление федерального государственного контроля в сфере миграции» [3]. Контрольно-надзорную деятельность осуществляют 4196 человек (14,4 %), 2707 (9,3 %) из них осуществляют контроль за пребыванием, проживанием и осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Для снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений действую-

щего законодательства подразделениями по вопросам миграции проводится проверочные мероприятия. В рамках складывающейся эпидемиологической обстановки на территории Иркутской области проведено 9629 проверок, по результатам которых выявлено 8214 нарушений миграционного законодательства. В отношении иностранных граждан, нарушивших сроки своего пребывания в России и неоднократно привлеченными к административной ответственности, принято 1526 решений о неразрешении въезда. Направлено 1821 представление о закрытии въезда в Россию, вынесено 134 решения о депортации [4].

Анализ проверочных мероприятий и выявленные административные правонарушения показывают, что наиболее типичными нарушениями в сфере миграции, совершаемыми иностранными гражданами, являются:

- нарушение правил въезда;

- отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

- осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешительных документов;

- уклонение от выезда по истечении срока пребывания.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» закре-

пляет, что «срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток» [5]. По окончании срока пребывания иностранец обязан выехать из страны, если он не оформил документы на осуществление трудовой деятельности или иные разрешительные документы.

Несмотря на то, что норма «девяносто суток в течение каждого периода в сто восемьдесят суток» действует с 2013 года, нарушения указанных правил имеют место быть. Наиболее типичным нарушением в данном случает является то, что иностранцы, у которых закончился срок пребывания в нашей стране, выезжают из России и в тот же день или последующий возвращаются обратно, ошибочно считая, что новый въезд дает им право вновь на законных основаниях находиться в Российской Федерации. Однако если мигрант находился в России в срок до девяноста суток с момента въезда и выехав из страны, вновь возвращается, срок его законного срока пребывания органичен днями, которые в совокупности с предыдущим сроком пребывания составит девяносто суток.

Указанные факты свидетельствуют не о злостном нарушении миграционного законодательства со стороны мигрантов, а о неверном понимании ими сроков своего нахождения на территории России. Ошибочно связывая свое законное нахождение в Российской Федерации и исчисление нового срока пребывания только с пересечением границы. Подразделениями по вопросам миграции проводится значительная работа по разъяснению миграционного законодательства путем размещения информации на стендах территориальных органов, на официальных сайтах, выступлениях в СМИ и т. д.

Нарушение законодательства в сфере миграции являются тем обстоятельством,

которое влечет применение такого вида наказания, как административное выдворение. Однако «на практику привлечения к административной ответственности иностранных граждан большое влияние оказывают нормы международного права» [6, с. 236]. Как неоднократно отмечалось, наиболее часто иностранные граждане, длительный период времени находящиеся в России без законных на то оснований, «высказывают позицию о невозможности назначения наказания в виде административного выдворения, в связи (по мнению выдворяемого) с нарушением его прав, предусмотренных ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» [7, с. 53].

Зная о том, что срок пребывания на территории России закончился, иностранные граждане уклоняются от выезда в страну своей гражданской принадлежности и не предпринимают никаких действий по легализации своего нахождения. Они не имеют документов, удостоверяющих личность, и не принимают каких-либо действий по их восстановлению, длительное время не состоят на миграционном учете, работают без оформления соответствующих документов. Правонарушение пресекается лишь должностными лицами подразделений полиции.

Так, гражданин Таджикистана Д. прибыл в Российскую Федерацию в 2008 году с целью работы по найму. Имел разрешение на работу, а также разрешение на временное проживание до 27 июня 2012 года. Однако по его окончанию из России не выехал, каких-либо разрешительных документов не оформил. Кроме того, у Д. в 2012 году истек срок действия паспорта гражданина Республики Таджикистан. Из представленных копий свидетельств о рождении 4 детей установлено, что гражданин Таджикистана Д. отцом детей не указан.

Постановлением районного суда от 10 декабря 2019 года гражданин Таджикистана Д. был признан виновным

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа без выдворения. Однако Д. до февраля 2020 года действий для документирования и законного пребывания на территории России не предпринял. В феврале 2020 года он вновь был выявлен сотрудниками полиции.

Опрошенная в качестве свидетеля Д. Д., пояснила, что состоит с Д. в фактических брачных отношениях с 1996 года, имеет четверых детей, отцом которых является Д., с которым они ведут совместное хозяйство, проживают совместно. Она и дети являются гражданами Российской Федерации. Отчество детей в свидетельствах о рождении детей указано с ошибкой по её вине. Других доказательств, свидетельствующих о фактических брачных отношениях с гражданином Д., не представлено. Вместе с тем «суд посчитал что назначение Д. дополнительного вида наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не будет являться соразмерным и единственно возможным способом достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства» [8].

Данный пример показывает, что иностранный гражданин, длительное время незаконно находящийся на территории Российской Федерации, неоднократно привлекаемый к административной ответственности за нарушение режима пребывания, не делает попыток для легализации своего пребывания в России, а дальнейшие его действия по законному пребыванию вызывают сомнения. Как верно отметил Ю. В. Морозов, «используемые меры административной ответственности не всегда достигают своих целей» [9, с. 231].

«Развитие иммиграционных процессов порождает высокий уровень незаконной миграции, которая создает проблемы обеспечения безопасности государств»

[10, с. 19]. Верховный суд РФ сформулировал свою позицию, отмечая, что «наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы» [11].

Российская Федерация является второй страной в мире по числу мигрантов, и численность их остается стабильной на протяжении последних лет. Большинство мигрантов прибывают в страну на законных основаниях, но в течение срока пребывания по какой-то причине утрачивают это право. Нелегальная миграция ведет к росту социальной напряженности, что значительно осложняет криминогенную обстановку. Осознавая важность и масштабы миграции, которая затрагивает миллионы людей, принимая во внимание тот факт, что миграция является причиной серьезных проблем, важно выработать конкретные меры противодействия незаконной миграции.

Действующее законодательство не предусматривает ни постановку на миграционный учет [12], ни предоставление права на дальнейшее пребывание на территории нашей страны иностранца, длительное время незаконно находящегося в Российской Федерации и в отношении которого суд назначил административное наказание в виде штрафа, без назначения дополнительного вида наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России не могут самостоятельно легализовать мигранта. Необходимо решить вопрос о судьбе таких иностранных граждан.

В качестве варианта решения проблемы можно применить аналогию о регистрации по месту жительства или

по месту пребывания граждан Российской Федерации на основании решения суда. Внести в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» дополнительное основание постановки на миграционный учет - «на основании решения суда». Если установить при подобном решении вопроса даже минимальные сроки постановки на миграционный учет, например 30 дней, это дало

бы возможность мигранту предпринять какие-либо действия для своего дальнейшего нахождения в России (например, получить патент на осуществление трудовой деятельности). При принятии подобного решения, значительно упростилась бы процедура легализации и дальнейшего пребывания лица, длительный период времени находящегося на территории Российской Федерации без законных оснований и имеющего родственников, граждан Российской Федерации.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года. URL: httpsV/мвд.рф (дата обращения: 23.02.2021).

2. О Концепции государственной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Положения о главном управлении по вопросам миграции МВД России: приказ МВД России от 23 декабря 2019 г. № 940. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 23.02.2021).

4. Информация о реализации полномочий в сфере миграции на территории Иркутской области по результатам деятельности за 12 месяцев 2020 года // https://38.мвд.рф (дата обращения: 23.02.2021).

5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Потапенкова И. Н., Ярмонова Е. Н. Некоторые особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 235 - 239.

7. Майорова Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства // Актуальные проблемы предварительного расследования в ОВД. 2015. № 4 (7). С. 51 - 55.

8. Постановление по делу об административном правонарушении Октябрьского суда г. Иркутска от 13 февраля 2020 г. URL: http://oktiabrsky.irk.sudrf.ru (дата обращения: 23.02.2021).

9. Морозов Ю. В. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации: основные проблемы и пути их реализации // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова. 2016. № 5. С. 231 - 237.

10. Ахметова И. Н., Горевая А. А. Меры принудительного возвращения иностранных граждан // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 6 (9). С. 19 - 23.

11. Постановление Верховного суда Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 64-АД20-3. URL: https://legalacts.ru (дата обращения: 23.02.2021).

12. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Ахметова И. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.