Научная статья на тему 'Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования'

Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1601
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КЛАССНО-УРОЧНАЯ ФОРМА / АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичева Наталья Владимировна, Поливаев Алексей Геннадьевич, Волохина Наталья Андреевна, Родионов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются основные достоинства и недостатки комплексного, базово-вариативного, тренировочного, спортивно-ориентированного и валеологического подходов в физкультурном образовании учащихся и студентов, обосновывается инновационный подход на основе развивающего обучения занимающихся физической культурой в школах и вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомичева Наталья Владимировна, Поливаев Алексей Геннадьевич, Волохина Наталья Андреевна, Родионов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования»

УДК 37.016:796

Фомичева Наталья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Ишим-ского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, ffkdekanat@mail.ru, Ишим

Поливаев Алексей Геннадьевич

Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, palex-77@mail.ru, Ишим

Волохина Наталья Андреевна

Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, volohina_n@mail.ru, Ишим

Родионов Алексей Николаевич

Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, ffkdekanat@mail.ru, Ишим

технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования

Аннотация. В статье рассматриваются основные достоинства и недостатки комплексного, базово-вариативного, тренировочного, спортивно-ориентированного и валеологического подходов в физкультурном образовании учащихся и студентов, обосновывается инновационный подход на основе развивающего обучения занимающихся физической культурой в школах и вузах.

Ключевые слова: физическая культура, физкультурное образование, развивающее обучение, двигательные действия, классно-урочная форма, активизация мыслительной деятельности.

Fomitchyeva Natalia Vladimirovna

Candidate ofpedagogical sciences, an Associate Professor of the department of Theory and Methods of Physical Training, Ishim Ershov Teachers Training Institute, ffkdekanat@mail.ru, Ishim

Polivaev Alexei Gennadievich

Senior lecturer of the department of Theory and Methods of Physical Training, Ishim Ershov Teachers Training Institute, palex-77@mail.ru, Ishim

Volohina Natalia Andreevna

Senior lecturer of the Chair of Theory and Methods of Physical Training, Ishim Ershov Teachers Training Institute, volohina_n@mail.ru, Ishim

Rodionov Alexei Nikolaevich

Senior lecturer of the Chair of Theory and Methods of Physical Training, Ishim Ershov Teachers Training Institute, ffkdekanat@mail.ru, Ishim

technologies and approaches to the organizing of educational process on physical culture in the modern system of physical education

Abstract. The article deals with the main advantages and disadvantages of a complex, basic and variation, training, sports-oriented and nature protective approaches in Physical Training education of school children and students; it states an innovative approach based on developing training of the ones who go in for Physical Culture at schools and higher educational institutions.

Keywords: Physical Culture, Physical Culture Training, developing training, motor movements, classes and lessons form, stirring up mental activity.

Многочисленными исследованиями доказано [1; 5-6], что сколько-нибудь существенного воздействия уроков физической культуры (ФК) на развитие двигательных функций и приобщения к ценностям здорового образа жизни (ЗОЖ) средствами физической культуры практически не происходит. Причин тому несколько. Прежде всего, задача, которая звучит в программах следующим образом: обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, на практике не решается и не соответствует действительности. Порой усвоение умений и навыков является целью для получения положительной оценки, а не для изменения собственного состояния в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, собственными потребностями, жизненными целями и планами.

Следующая причина вытекает из первой. Это слабая разработанность технологии реализации подходов в организации учебного процесса, осуществление которого было бы направлено на формирование ФК личности школьника. И поэтому на первое место сейчас должна быть поставлена систематическая целенаправленная работа по разъяснению сути новых концептуальных подходов в процессе обучения, вскрытию причин низкой эффективности традиционных форм обучения. В данном направлении ведется соответствующая работа: выходят в свет документы министерства образования, направленные на совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время в общеобразовательных школах действуют около десятка одобренных Минобнауки РФ учебных программ по ФК. Существуют также утвержденные региональные и авторские программы. По данным исследований (И.И. Сулейманов, 2000) в физкультурном образовании существующие программы по физической культуре имеют четыре основных направления. Проанализируем все четыре направления и их влияние на организацию процесса физического воспитания, а так же на овладение ценностями ЗОЖ.

Первое направление акцентируется на освоении знаний и формировании двигательных умений и навыков. Данное направление является традиционным и отражено в программах по ФК на базе комплексного и базо-

во-вариативного подходов в физкультурном образовании. Основным достоинство данного направления мы считаем тот факт, что обучающиеся овладевают основным набором знаний и умений, необходимых для самостоятельного освоения ценностей ФК и ЗОЖ в дальнейшей их профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Однако, существенным недостатком данного направления мы считаем недостаточное внимание на формирование мотивации и стимулов к занятиям ФК и спортом, к освоению ценностей здоровья. Поэтому, даже владея определенными знаниями и умениями, учащиеся после периода обязательных занятий перестают использовать средства и методы ФК для поддержания своего здоровья и уровня работоспособности.

Второй подход базируется на тренирующем эффекте процесса обучения, в достижении высокого уровня физических качеств в повышении двигательной активности. Это так называемый тренировочный подход (И. И. Сулейманов), когда метод тренировки мышц по указанию тренера-преподавателя не всегда приводит к тренировке умственных и развитию мыслительных способностей для того, чтобы осознанно перенести полученные знания и навыки в жизнь.

Сторонники третьего направления видят главную задачу физического воспитания в оздоровительной направленности (сказали детям: «Заботьтесь о своем здоровье» - и они стали здоровыми). Наряду с положительным эффектом данного направления в формировании здорового стиля жизни обучающихся, необходимо отметить и существенный недостаток. Несмотря на повышение резервов здоровья, валеологические программы физического воспитания детей существенно не развивают физические качества занимающихся, такие как быстрота, сила, и что самое важное выносливость. А данные качества являются прикладными и впоследствии оказывают влияние на работоспособность человека, производительность его труда. И столкнувшись затем с повышающейся производительностью труда в сочетании с неблагоприятными факторами окружающей среды, рабочий теряет свои резерва здоровья, необходимые для выполнения трудовых функций. А при наличии или поддержании высокого уровня выносливости, координа-

ции, силы человек мог бы безболезненно избегать данных проблем.

Авторы четвертого подхода видят назначение физического воспитания в спортивной подготовке (спортизация физической культуры) [1; 3-4]. Достоинствами данного направления является возможность интеграции технологий спортивной подготовки в учебном процессе по ФК в школах, следовательно, повышение интенсивности нагрузки, объема упражнений, объема двигательных умений, которые необходимы человеку, а также формирование более высокого уровня физической подготовленности детей. Недостаток же данного направления - отсутствие материально-технической и кадровой базы для реализации данного спортивно-ориентиро-ваного подхода в большинстве школ России, кроме этого, наличие в школах детей, наименее способных к занятиям каким-либо видом спорта в рамках данного подхода.

Несмотря на применение различных подходов в физкультурном образовании, выпускники наших школ как не владели способами творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности, состояния здоровья, так и не владеют. Отсюда следует вывод, что изменения в учебном процессе должны происходить преимущественно за счет качественных показателей, а занятия должны проходить в оптимальном для каждого школьника режиме, с учетом индивидуальной программы развития.

Во многих публикациях по совершенствованию учебно-воспитательного процесса физического воспитания [1-3] отмечается, что одна из главных причин кроется в самих истоках формирования системы отечественной системы физического воспитания, которая складывалась под влиянием насущных практических потребностей общества. При этом, решение задач прикладной физической подготовки осуществлялось в ущерб комплексному подходу, когда физическая культура декларировалась в качестве важнейшего и эффективного средства интеллектуального, нравственного, эстетического трудового воспитания в теории и не находила отражения в практической деятельности специалистов по физической культуре и спорту. Это естественно, не могло не оказать негативного влияния на всю систему форми-

рования физической культуры, определение её роли и места в обществе, представление об основном содержании процесса физического воспитания.

Одной из главных причин несовершенства физического воспитания школьников ряд авторов [2-3; 6] видят в несовершенстве урочной формы проведения занятий по физической культуре и физического воспитания школьников. По их мнению, необходимо пересмотреть с позиций развивающей парадигмы классно-урочную систему в целом. Во всяком случае, она не может быть одной и той же на различных этапах обучения физическим упражнениям. Не может быть застывшей и структура урока.

Одним из путей решения проблемы мы видим в переходе от традиционной организации учебного процесса к развивающей организации учебной деятельности в физическом воспитании. Каждый ученик при изучении ведущих знаний в процессе развивающего обучения должен реализовать полный цикл учебно-познавательной деятельности - от принятия цели до самооценки полученного результата, от восприятия знаний до их систематизации и применения. Завершается решение каждой учебной задачи фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности.

Однако мелкая структура традиционного процесса физического воспитания не позволяет включать в обучение задачи, требующие относительно длительной работы над ними. В связи с этим организация коллективной деятельности ученика и учителя должна строиться на основе наблюдения, сравнения, группировки, выяснения закономерностей двигательного действия, самостоятельного формулирования выводов по дальнейшему использованию данного движения.

При этом активность учителя направлена на формирование у детей навыков самооценки учебной деятельности как основы умения учиться. Тем самым на уроках физической культуры целенаправленно и осознанно формируются двигательные навыки. В процессе учебной деятельности дети овладевают обобщенными способами ориентации в сфере определенного класса двигательных задач и обобщенными способами их решения.

Ученики становятся активными участниками творческого процесса поиска решения,

начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В этом процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ действия, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися. Приступая к овладению навыком какого-либо движения, школьники с помощью учителя производят следующие действия:

- содержание двигательного действия, выделяют в нем исходные общие закономерности, имеющееся в данном упражнении;

- продолжая анализ двигательного действия, раскрывают закономерные связи этого движения с его различными проявлениями и добиваются содержательного обобщения об изучаемом движении;

- используют содержательную абстракцию и обобщение для последовательного выведения других, более частных задач, затем объединяют их в целостную систему, которая обеспечит положительный результат при решении двигательной задачи.

Безусловно, противопоказано развивающему подходу преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. Поэтому занятия необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, выводили элементарные правила и алгоритмы выполнения двигательных действий. Для этого учитель должен правильно уметь ставить наводящие вопросы, организовывать дискуссию, в процессе которой учащиеся самостоятельно формулируют основные выводы, опираясь на свой двигательный опыт, теоретические знания и своё понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной задачи, способствовать формированию их творческого проявления, убеждая в ценностях использования полученных знаний.

Таким образом, одним из направлений совершенствования системы физического воспитания в целом, и организации учебного процесса по физической культуре в частности, нам видится в разработке и реализации таких программ физического воспитания, которые направлены на формирование творческого отношения к ФК на основе развивающего обучения (Н.В. Фомичева, 2012),

начиная с дошкольного возраста и заканчивая студенчеством, результатом чего должна стать сформированность у занимающихся ответственного отношение к себе, к своему здоровью как гаранту жизненного, профессионального благополучия.

Механизмами реализации программы могут стать повсеместная пропаганда ЗОЖ, социальная реклама, демонстрация возможностей ФК для сохранения, поддержания здоровья, а также во многих случаях и как средства лечения и реабилитации; насыщение программ по ФК оздоровительными методиками, позволяющими нивелировать воздействие таких отрицательных факторов как простудные заболевания, нарушения зрения, типичные бытовые травмы, курение и т.п.; использование новейших технологий для повышение интереса и формирования мотивации к ФК (социальные сети, ИКТ, веби-нары с лучшими учителями, спортсменами, руководителями в сфере ФКиС); интегрированный характер обучения с использованием средств ФКиС.

Библиографический список

1. Бальсевич В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в общеобразовательной школе // Спорт в школе (приложение к «Первое сентября»). - 2004. - №4. - С. 5-7.

2. Иванов И. В. Реорганизация физического воспитания на основе гуманистического подхода // Сибирский педагогический журнал. -2012. - №4. - С. 216-222.

3. Лубышева Л. И. Спортизация в общеобразовательной школе / под общ. ред. докт. пед. наук, профессора Л. И. Лубышевой. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 168 с.

4. Поливаев А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Международный научно-исследовательский журнал=Research Journal of International Studies. - № 5-3. - 2012. - С. 47-49.

5. СулеймановИ. И., Аюшева О. А., Коротае-ва Н. А. Общее физкультурное образование: т.: 2: физкультурное образование в системе профессионального образования: учебник. - Тюмень: Вектор Бук, 2000. - 128 с.

6. Фомичева Н. В. Концептуальные основы развивающего обучения в физкультурном образовании младших школьников / Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2012. - № 53. -С. 57-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.