Научная статья на тему 'Технологии формирования общественного мнения'

Технологии формирования общественного мнения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12060
1545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / PUBLIC OPINION / TECHNOLOGY / MANIPULATION / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Веснин Алексей Владимирович

В статье дается определение технологий формирования общественного мнения, выделяются некоторые виды технологий и методы информационного манипулирования, раскрываются основные их положения. Отмечается, что последовательное применение технологий формирования общественного мнения может изменять массовое сознание и окружающую действительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF PUBLIC OPINION

In the present historical juncture, the international community pays great attention to the development of democracy and civil society. This leads to the increasing importance of public opinion in the political sphere and its influence on political processes. The article gives a definition for technologies of public opinion formation, highlights some types of technologies and techniques of information manipulation, and reveals their basic position. It is noted that the consistent application of technologies for shaping public opinion can change not only the mass consciousness but also the surrounding reality. The article concludes that the formation of public opinion through the manipulation impedes the development of democracy.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования общественного мнения»

70

ВЛАСТЬ

201 6'06

RYBAKOV Andrei Vyacheslavovich, Dr.Sci.(Pol. Sci.), Professor, Head of the Chair of Political Science, Moscow Aviation Institute (National Research University) (4 Volokolamskoye Dr, Moscow, Russia, 125993; rybackov@ rambler.ru)

KVON Daniil Andreevich, Cand.Sci.(Pol.Sci), Associate Professor of the Chair of Political Science, Moscow Aviation Institute (National Research University) (4 Volokolamskoe Dr, Moscow, Russia, 125993; docentkvon@yandex.ru)

MULTICULTURALISM AS SOCIAL THEORY AND POLITICAL PRACTICE

Abstract. The article analyzes multiculturalism, which is one of the models of integration poc in the countries with multiethnic population. The authors show that multiculturalism does not mean an unconditional acceptance of cultural differences, but is considered as a sort of compromise between state, representing the culture of the majority, and minorities of the country. Although more than thirty years of testing the concept of multiculturalism in such countries as the USA, Canada, Australia, Singapore, have shown that the concept does not always work in such a way, as its apologists believe. Yet a constructive alternative to multiculturalism has not been invented.

Keywords: multiculturalism, ethnic policy, ethnic differences, political correctness, culture

ВЕСНИН Алексей Владимирович — адъюнкт кафедры политологии Военного университета Министерства обороны РФ (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; Ьвтапске@ yandex.ru)

технологии формирования

общественного мнения

Аннотация. В статье дается определение технологий формирования общественного мнения, выделяются некоторые виды технологий и методы информационного манипулирования, раскрываются основные их положения. Отмечается, что последовательное применение технологий формирования общественного мнения может изменять массовое сознание и окружающую действительность. Ключевые слова: общественное мнение, технологии, манипуляция, демократия

На современном историческом этапе международное сообщество все большее внимание уделяет развитию демократии и гражданского общества. Это обусловливает повышение значимости общественного мнения в политической сфере и его влияния на политические процессы. В демократических государствах на законодательном уровне закреплено включение общественного мнения в управленческий процесс. Созданы каналы и механизмы влияния общественного мнения на органы государственной власти. Это институты прямой демократии (выборы и референдумы), институты гражданского общества (политические партии, движения, организации, объединения и т.д.), средства массовой информации, Интернет, институты опросов общественного мнения.

Вместе с тем интересы различных политических сил часто не совпадают, и тогда для достижения своих целей они стремятся привлечь на свою сторону общественное мнение, применяя при этом различные политические технологии.

Технологии формирования общественного мнения представляют собой совокупность последовательных приемов, способов и методов, направленных на выработку в определенной группе людей или обществе в целом требуемых субъектам

влияния взглядов, убеждений и отношения к тем или иным фактам, событиям, явлениям (процессам) действительности.

Основными субъектами формирования общественного мнения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества (политические партии, движения, организации, объединения, различные лоббистские ассоциации и т.д.). Каждый из этих субъектов использует собственные силы и средства для влияния на общественное мнение. Но алгоритмы технологий формирования общественного мнения универсальны и подходят для использования любым субъектом в различных ситуациях.

Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации и Интернет, которые в настоящее время являются не только каналами выражения общественного мнения, но и основными инструментами его формирования. Их главенствующая роль в информационном пространстве обусловливается широким охватом аудитории, скоростью передачи информации, интерактивностью процесса передачи информации. Но главным фактором является их доступность.

Развитие средств массовой коммуникации и информации в современном мире достигло такого уровня, который позволяет управлять поведением и действиями большого числа людей, формировать их мнения о мире и конкретных фактах, событиях, явлениях (процессах) социальной действительности. Для этого используются определенные технологии манипуляции массовым сознанием.

Под манипуляцией сознанием следует понимать воздействие на психику, которое производиться скрытно, незаметно и, как правило, в ущерб лицам, на которых оно направленно. Целью является контролирование манипулируемых лиц и управление как их мыслями (сознанием), так и поведением (действиями). Объект манипуляции, получая искаженную информацию, формирует в своем сознании представление об окружающей действительности в заданном манипулятором направлении. Соответственно формируется и поведение, которое будет соответствовать желаниям самого объекта манипуляции. Другими словами, объект манипуляции будет думать, что он самостоятельно делает свой выбор, но на самом деле выбор за него делает тот, кто им управляет.

Главная задача манипулятора заключается в ограничении доступа к информации, лишении свободы выбора. Объект должен получать только препарированную информацию, не дающую возможность мыслить по-другому, видеть мир в целом, таким, каков он есть на самом деле. Так, например, С. Кара-Мурза разделяет реальность на действительную и воображаемую: «для многих людей воображаемая реальность в большей степени влияет на их поведение, нежели действительная» [Кара-Мурза 2015: 7].

Для ограждения объекта манипуляции от фактов, событий и явлений (процессов) действительности и формирования воображаемого мира используются следующие методы манипулирования общественным мнением:

- внушение - воздействие на психику человека с помощью вербальных и невербальных средств;

- перенос частного факта в сферу общего;

- использование слухов и домыслов в качестве доводов;

- уменьшение значения одних фактов, событий, явлений (процессов) и преувеличение других;

- замалчивание (секретность) - сокрытие существенных фактов, событий, явлений (процессов) действительности;

- подмена фактов;

- подмена понятий (когда по отношению к какому-то явлению вводятся новые термины, не отражающие всю его суть, скрывающие истинное значение либо не

72

ВлАсть

2016'06

соответствующие данному явлению); сюда относится и так называемая политика двойных стандартов, когда, к примеру, под лозунгами свободы и демократии развязывают войны и уничтожают государственный суверенитет);

- метод фрагментации - предоставление только части информации о фактах, событиях и явлениях;

- метод многократного повторения (если многократно повторять ложь, то через некоторое время она будет восприниматься людьми уже как правда, т.к. сильно укрепится в сознании человека);

- метод абсолютной лжи (чем ужаснее ложь, тем быстрее в нее поверят).

Технологии формирования общественного мнения широко используются

в процессах политической легитимации, которая представляет собой процесс общественного признания законности и правомерности политической власти, политических решений и политической деятельности. Она необходима в процессе формирования, удержания и использования власти.

В процессе формирования власти политические технологии используются для влияния на электоральное поведение избирателей. Главными задачами РЯ-технологов предвыборных компаний являются формирование положительного имиджа одного кандидата и дискредитация его конкурентов по принципу: если невозможно сделать своего кандидата лучше, то нужно сделать так, чтобы его соперники казались хуже.

Формирование власти также может проходить путем осуществления «цветных революций». Политические технологии формирования общественного мнения в этом случае, как правило, направлены на внушение населению государства мысли, что такой захват власти является вынужденным и служит освобождению населения от власти диктатора.

В процессе удержания и использования власти политические технологии формирования общественного мнения применяются в принятии политических решений, действий, формировании законодательства. Ввиду того, что позиции власти и общества по тем или иным политическим вопросам могут различаться, власть стремится «подогнать» общественное мнение под требуемые ей параметры. Такое формирование общественного мнения носит практически во всех случаях манипулятивный характер, т.к. в своей основе имеет скрытый от общественности замысел.

Технологии политической легитимации можно разделить по масштабам на долгосрочные (стратегические) и краткосрочные (ситуативные).

Долгосрочные технологии формирования общественного мнения заключаются в поэтапном использовании различных методов манипуляции массовым сознанием. На каждом временном этапе формирование общественного мнения возможно только в определенных рамках, допускающих применение тех или иных методов.

Технология легитимации в долгосрочной (стратегической) перспективе хорошо описана американским социологом и политологом Джозефом Овертоном (19602003). Суть данной технологии заключается в том, что существуют пределы терпения общественного мнения, в рамках которых можно осуществлять определенные поэтапные операции для перестраивания сознания людей. Автор выделил следующую линейку отношения общественного мнения к тому или иному явлению: немыслимо; радикально; приемлемо; разумно; популярно; политика [Веск 2010].

Если на первом этапе общественное обсуждение той или иной темы немыслимо, то, например, за нее берутся ученые, которые по своему профессиональному долгу обязаны исследовать все проблемы. На втором этапе меняется название того или иного явления, причем может меняться несколько раз, чтобы окон-

чательно запутать обывателя и забыть его истинное значение. На третьем этапе эта проблема начинает активно обсуждаться в средствах массовой информации. И даже не обязателен факт одобрения этого явления, можно его и критиковать, этого вполне достаточно в данном окне возможностей. Главное - соблюдать постоянное навязывание этой проблемы сознанию масс. На последующих этапах манипуляторы начинают убеждать население в обыденности данного явления, в том, что оно сложилось еще с давних времен. Появляются различные организации и движения в поддержку этого явления, известные люди высказывают свое одобрение и т.д. В итоге все эти поэтапные действия приводят к формированию общественного мнения, допускающего существование данного явления, что дает основания для его законодательного закрепления, т.е. для его легитимации.

Д. Овертон описывал эту технологию на примере такого явления, как каннибализм. Однако она универсальна и, в частности, применялась западными странами для развала Советского Союза.

В постсоветском обществе была проведена большая работа по переформатированию общественного мнения. По мнению С. Кара-Мурзы, основные изменения сознания прежнего, советского общества сводились к следующему: во-первых, в общественном сознании произошел переход от концепции «сокращение страданий» к концепции «увеличение наслаждений»; во-вторых, в общественном мнении создавался миф о «красивой» западной жизни и ущербности социалистического общества; в-третьих, разрушалась система межличностных отношений советского общества. На смену принципам равенства и солидарности пришел принцип так называемого социал-дарвинизма, предполагающего превосходство одних людей над другими. В-четвертых, с помощью различных манипуляций удалось превратить личности и организованные коллективы в толпу национального масштаба, не имеющую способности к рациональному размышлению; в-пятых, произошла подмена понятий (белое называли черным, а черное - белым); в-шестых, в общественном сознании разрушалась историческая память [Кара-Мурза 2005: 328-334].

В постсоветском обществе произошел перелом в сознании, связанный с переходом от концепции, что каждый человек трудится во благо общества, а общество в свою очередь заботится о каждом своем члене, - «один за всех и все за одного», к концепции, в которой каждый человек работает только на себя, для личной выгоды, - «каждый сам за себя».

Все эти изменения перестроили общественное мнение под новую, еще только формирующуюся капиталистическую реальность. Таким образом, капитализм с помощью технологий общественного мнения сначала формировался в сознании граждан, а уже потом воплотился в действительность.

Краткосрочные (ситуативные) политические технологии формирования общественного мнения часто используются при необходимости принятия того или иного закона, достижения какой-либо краткосрочной политической цели либо в процессе политической борьбы. Такие технологии могут иметь следующий алгоритм:

- планирование информационной операции - определение целей, задач, сил, средств и т.д.;

- выбор или создание события, проблемы в качестве информационного повода;

«раскрутка» информационного повода - формирование или разрушение стереотипов, установок;

- плавное завершение информационной операции [Литвиненко 2000].

Применение технологии легитимации в краткосрочной (ситуативной) пер-

74

ВЛАСТЬ

2 01 6' 06

спективе связано в основном с тем, что принятие политических решений в демократических политических системах обусловлено процедурами апелляции к массовым социальным оценкам. Решения или законы, принятые без учета общественного мнения, могут привести к их приостановке или даже отмене.

Таким образом, применение технологий формирования общественного мнения является обыденной практикой политической борьбы. Формирование общественного мнения на основе манипулирования по своей сути является недобросовестным делом и препятствует развитию демократии. Однако формирование общественного мнения на основе информатизации общества - раскрытия информации, просвещения населения, устранения всех преград для доступа к ней - представляет собой разумную и демократическую стратегию формирования общественного мнения, для которой по сути и не нужны никакие технологии. Правда и есть та сила, которая способна перестроить в нужном направлении сознание человека и общества в целом.

Список литературы

Кара-Мурза С.Г. 2005. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо. 832 с.

Кара-Мурза С.Г. 2015. Манипуляция сознанием. Век ÄÄI. М.: ТД «Алгоритм». 464 с.

Литвиненко А.В. 2000 Специальные информационные операции и пропагандистские кампании. Киев: Высшая школа. 463 с.

Beck G. 2010. The Overton Window. N.Y. 321 p.

VESNIN Alexei Vladimirovich, Adjunct of the Chair of Political Science, Military University of the Ministry of Defense of Russia (14Bolshaya Sadovaya St, Moscow, Russia, 123001; bernancke@yandex.ru).

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF PUBLIC OPINION

Abstract. In the present historical juncture, the international community pays great attention to the development of democracy and civil society. This leads to the increasing importance of public opinion in the political sphere and its influence on political processes. The article gives a definition for technologies of public opinion formation, highlights some types of technologies and techniques of information manipulation, and reveals their basic position. It is noted that the consistent application of technologies for shaping public opinion can change not only the mass consciousness but also the surrounding reality. The article concludes that the formation of public opinion through the manipulation impedes the development of democracy. Keywords: public opinion, technology, manipulation, democracy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.