■ ■ ■ МЕДИАТИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Автор: ВОЛОДЕНКОВ С.В.
ВОЛОДЕНКОВ Сергей Владимирович - доктор политических наук, доцент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, д.1. Тел: +7 (495) 648-53-28 E-mail: s.v.cyber@gmail.com
Аннотация: данная статья посвящена теме виртуализации и медиатизации современной публичной политики в условиях функционирования глобального информационного общества. В работе анализируется роль современных технологий массовой коммуникации в формировании политической медиареальности. Виртуализация современного пространства публичной политики приводит к новым эффектам, рассматриваемым в данной работе, и связанным с существенными функциональными изменениями в сфере массмедиа, которые выступают в качестве активного актора в конструировании виртуальных ценностных, смысловых и символьных пространств, становящихся удобным в потреблении и понятным заменителем традиционных моделей мировосприятия и массового поведения, основанных на рефлексии по отношению к объективной действительности. Автор показывает, что посредством применения современных технологий массовой политической коммуникации в общественном сознании формируются редуцированные модельные представления о социально-политической действительности, выполняющие объяснительную, мотивационную, аксиологическую, мировоззренческую и гносеологическую функции. В силу значительного усложнения всех сторон жизнедеятельности современного общества, включая политическую составляющую, массмедиа начинают играть не только основную роль информирования, но и выступать в качестве регулятивного и заместительного механизма, позволяя формировать искусственно сконструированные симуляции общественно-политической реальности, имеющие существенные отклонения от объективной действительности. Такого рода отклонения в массовых представлениях активно применяются в процессах современного политического управления, позволяя внедрять в общественное сознание медиазаменители реальных фактов, событий, процессов и явлений, значительным образом влияя на процессы формирования и трансформации массовых стереотипизированных политических представлений.
Ключевые слова: медиатизация, виртуализация, симулякры, медиаре-альность, псевдореальность, массовое сознание.
Технологические изменения в способах политической коммуникации в современном обществе самым непосредственным образом влияют
на значимые характеристики всей имеющей коммуникационную основу системы политического управления.
К числу таких ключевых изменений мы относим в первую очередь медиатизацию и виртуализацию современного коммуникационного пространства политики.
Очевидно, что существенная часть параметров и характеристик процесса политического управления напрямую определяется той коммуникационной средой, в рамках которой он осуществляется, в связи с чем медиатизация и виртуализация политического пространства выступают в качестве ключевых факторов, влияющих на содержательные и технологические особенности управленческой деятельности в сфере политики. По сути, само политическое управление является на сегодняшний день медиатизированным и виртуализированным процессом.
В условиях информационного общества коммуникации становятся инструментом конструирования различных и порой конкурирующих друг с другом моделей политической медиареальности для масс, что вызывает значимые последствия во всей сфере политического управления.
По сути, политическая реальность трансформируется при помощи средств массовой коммуникации в политическую медиареальность, в большинстве случаев существенно искажающую восприятие в общественном сознании реальных политических процессов, событий и явлений.
Неслучайно Мишель Фуко писал о том, что современный человек существует в рамках созданного именно информацией мира, а не мира, о котором у него есть какая-либо информация [1].
При этом само общество становится активным потребителем предлагаемых на политическом рынке моделей медиареальности, используя в качестве основного и, как правило, единственного источника получения знаний о реальной политической действительности средства массовой коммуникации, транслирующие идеологический и пропагандистский контент в общественное сознание.
Можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день в мире сформировался такой тип общества, которое можно назвать «обществом информационного потребления».
В связи с вопросом медиатизации современного политического пространства важно также отметить позицию У Липпмана, который считал, что современное общество взаимодействует с псевдосредой, существенно отличающейся от объективной реальности.
Исходя из этого, Липпман критически относился к возможностям обычного человека вырабатывать собственные решения в общественно-политической сфере самостоятельно ввиду сложности контроля над осуществлением скрытых подмен в политике как таковой [2].
Иными словами, речь идет о том, что объективная реальность, по сути, становится недоступной для понимания обществом, которое оперирует ее заменителем - моделями медиарельности, включая политическую, формируемыми посредством использования каналов массовой коммуникации.
И именно содержание медиамоделей определяет, какой будет политическая действительность в восприятии людей, так как медийная псевдосреда перестает быть для современного общества просто посредником между ним и реальным миром, в котором происходят реальные политические события и протекают реальные политические процессы.
Эта псевдосреда замещает собой реальную действительность, беря на себя функции единственного источника знаний и представлений об окружающем мире. Средства коммуникации, а точнее, контролирующие их силы, монополизируют право трансляции информации о реальности, и сами начинают формировать представление о мире и отношение к нему [3].
По сути, современный человек не соприкасается с политической реальностью, ему доступен лишь уровень медиарепрезентации этой реальности через средства массовой коммуникации.
Неслучайно один из ведущих теоретиков направления радикального конструктивизма Н. Луман отмечал, что, несмотря на попытки сопротивления манипуляционному влиянию массмедиа, в конечном счете, средства массовой информации все равно формируют определенную модель представлений, на основе которой и осуществляется познание мира человеком [4].
Таким образом, мы можем констатировать, что обстоятельства постижения политической реальности посредством медиаресурсов и каналов массовой коммуникации являются определяющими при восприятии общественным сознанием политических явлений, событий и процессов, оставляя, выражаясь языком И. Канта, обстоятельства их существования в пространстве ноуменов.
Соответственно, конструируемые медиафеномены выполняют объяснительную и регулятивную функции, обеспечивая обществу простое, понятное и удобное для субъектов политического управления представление о фактах объективной политической действительности.
С учетом модельного восприятия человеком любого сложного явления или процесса, коммуникационные технологии становятся эффективным инструментом редуцирования реальности в политической сфере, а созданные виртуальные медиаконструкты начинают жить самостоятельной жизнью, вытесняя из политического пространства реальных акторов.
В связи с этим необходимо упомянуть о позиции представителей Франкфуртской школы М. Хоркхаймере, Т. Адорно, Г. Маркузе, которые считали, что главную роль в определении потребностей уже играет не
собственный выбор человека, а то, что покажут на экранах телевизора или прозвучит по радио [5].
Средства массовой коммуникации привели к стандартизации и сте-реотипизации запросов аудитории [6], редукции сложности и многообразия политической реальности, сформировав даже единые и удобные универсальные модели потребления.
При этом средства массовой информации и коммуникации настолько сильно интегрированы в процесс формирования политической медиареальности для масс, что, по мнению Герберта Маркузе, лишь разрушение традиционных СМИ может привести к разрушению сложившейся капиталистической системы и подрыву массовой лояльности к устоявшемуся порядку вещей [5].
Обладая крайне высоким потенциалом для формирования политической реальности и представлений о существующем мироустройстве, средства массовой информации являются одновременно одним из главных инструментов и каналов влияния на общественное сознание.
Действительно, именно в результате деятельности современных СМИ и в зависимости от их политической ангажированности формируется информационная повестка дня и событийные ряды, определяется, что из реальных политических процессов получит статус явления, события, новости, угрозы, а что останется незамеченным и «непроизошед-шим» в медиарельности. Таким образом из сформированной посредством СМИ медиареальности исключаются нежелательные, неудобные и даже представляющие опасность для стабильности политического режима факты объективной действительности [7].
Неслучайно М. Паренти уделяет важное значение средствам массовой информации в условиях современного общества, считая, что одной из основных функций СМИ является отбор основной информации и дезинформации, используемой в дальнейшем обществом для формирования представления о социально-политической реальности и ее оценки. При этом само понимание того, что является проблемой или явлением, определяется именно контролирующими коммуникационные каналы акторами политики [8].
Более того, по мнению П. Бурдье, «заставить воспринимать себя в политическом поле агенты могут только с помощью медиа» [9].
Таким образом, именно средства массовой информации выступают мощнейшим инструментом конструирования политической реальности, являясь своеобразным информационным фильтром, существенно редуцирующим существующую политическую реальность.
При этом у человека резко снижается критичность восприятия поступающей к нему информации, несмотря на то, что практически любая потребляемая нами информация не может быть объективной, ибо информационный повод зачастую кем-то и с какой-то целью инициируется, со-
ответствующая информация для трансляции целевым аудиториям готовится людьми, имеющими свои осознанные или неосознанные предпочтения, убеждения, особенности восприятия, свое отношение к информационному поводу, о котором идет речь в сообщении, а во многих случаях и собственные цели передачи информации, кроме того, само средство массовой информации (его владельцы) также придерживается определенной позиции и осуществляет определенную редакционную политику.
В результате средства массовой информации выступают не просто информационным фильтром, посредством которого осуществляется отбор контента для массового потребления, но также активно используются в интерпретации различного рода событий, фактов, процессов, которые приобретают соответствующую «политическую окраску».
Как пишет в связи с этим в своей работе С.Г. Кара-Мурза, в процессе ознакомления массового потребителя информации с любыми фактами одновременно происходит процесс навязывания и внушения внешнего мнения об этих фактах [10].
Кроме того, средства массовой информации выступают в качестве инструмента формирования массовых предпочтений, представлений, стереотипов, благодаря внедрению которых в общественное сознание обеспечивается конструирование удобных для правящей политической элиты моделей поведения, заданных реакций, норм и ценностей, направленных на поддержание стабильности существующего политического режима. Готовое мнение, транслируемое СМИ, во многом оказывается определяющим при конструировании политической медиареальности, а также позволяет получить доступную, не требующую глубоких размышлений и критического анализа модель восприятия различных фактов объективной действительности.
По мнению В. Самохваловой, общественное сознание в значительной степени является структурированным при помощи внедряемых в него посредством трансляции через СМИ утверждений, что в конечном итоге формирует систему мнений, установок, стереотипов и ограничений, которые в свою очередь непосредственным образом влияют на реакции, оценки и модели поведения массовой публики [11].
В значительной степени такая значимая роль средств массовой информации применительно к формированию массовых предпочтений, реакций, ценностных норм и представлений о реальной действительности во многом определяется существующими в современном мире информационными перегрузками, в условиях которых огромные массивы информации не поддаются структурированию и упорядочиванию простым обывателем, в результате чего в его сознании формируется своего рода информационный хаос, а картина мира является максимально фрагментированной, разбитой на бесконечное число смысловых осколков, имеющих порой весьма противоречивый характер.
В итоге актуализируется потребность человека в получении простой, понятной и непротиворечивой картины мира, которую ему и предлагают средства массовой информации.
Применительно к этому М. Лернер пишет о том, что в условиях современного общества у человека смешивается большинство понятий, а происходящие события выглядят как бессвязные, случайные и хаотичные. В результате человек вынужден пользоваться системой сформировавшихся в его сознании стереотипов [12].
В целом можно констатировать, что феномен медиатизации современной политики стал одним из основных факторов, влияющих на восприятие обществом политической действительности в условиях плотного взаимодействия и взаимовлияния политической и медийной систем [4].
При этом на сегодняшний день ключевым источником получения политической информации для значительной части людей выступает телевидение, в связи с чем многие эксперты и политологи говорят о существовании на современном этапе развития общества так называемой теледемократии, в рамках которой огромную роль играет политическая манипуляция общественным сознанием.
Как писал Теренс Маккенна, «основная суть телевидения - не видение, а сфабрикованный поток данных, которые можно так или иначе обрабатывать, чтобы защитить или навязать те или иные культурные ценности» [14].
В свою очередь Н.В. Анохина также приходит к выводу о том, что в рамках современного политического управления телевидение выступает в качестве ведущего инструмента формирования политического мировоззрения и управления массовым сознанием [15, 16].
Данное положение дел верно и для России. Согласно результатам опросов, подавляющее большинство россиян доверяет телевидению, как основному каналу получения новостной и общественно-политической информации. На сегодняшний день подавляющее большинство россиян является активными потребителями телевизионного контента, при этом уровень доверия к телеканалам является самым высоким среди всех типов СМИ [17], что непосредственным образом демонстрирует высокую значимость и ведущую роль телевидения в системе современного политического управления.
В этой связи небезынтересна позиция руководителя Института современного развития И. Юргенса, осуществлявшего консультационное сопровождение Д.А. Медведева на посту Президента РФ в 2008-2012 гг.: «простой российский обыватель не обязан выискивать, что там хорошего делает правительство или начальство ... Ему это должна разжевать машина, которая называется телевидением» [18].
По большому счету, современный человек существует не в реальном пространстве объективных процессов, явлений и фактов, но в простран-
стве стереотипов, образов, представлений, сформированных при помощи инструментов массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации стали практически единственным источником отражения и интерпретации политических событий и явлений, формируя информационную повестку дня и определяя степень общественной значимости тех или иных фактов и событий в сфере политики. Посредством транслируемого при помощи коммуникационных каналов в общественное сознание контента определяется характер общественной оценки социально-политической действительности, а также то, что можно считать фактами или событиями. При этом объективные факты, которые не вписываются в формируемую псевдореальность, исключаются из трансляции и не находят своего отражения в общественном сознании.
В связи с этим можно говорить о том, что определяя параметры и содержание политической реальности для общества, формируя медиадей-ствительность, современные средства коммуникации выступают в свою очередь фактором влияния на реальное политическое пространство.
Такое замещение политической реальности сконструированной псевдодействительностью во многом определяет базовые свойства современного политического процесса. Искусственно конструируемые образы политической действительности, целенаправленно создаваемые в медиапространстве ценности и смыслы, а также символы и идеи наполняют политическую реальность содержанием, определяемым контролирующими средства массовой коммуникации акторами.
При этом очевидно, что такого рода процессы не являются случайными и медиатизация современной политики носит целенаправленный характер, предполагая в качестве основной цели поддержание стабильности существующего мирового порядка и функционирующих в современных государствах политических систем.
Как писал Г. Маркузе в своей работе «Одномерный человек», со стороны государства осуществляется формирование выгодной и управляемой одномерной медиареальности по каналам массовой коммуникации, искусственно конструируются массовые потребности, формируется и внедряется в массовое сознание удобная система ценностей, обеспечивающая безопасное функционирование капиталистического общества [5].
Однако, если, согласно позиции Маркузе, традиционные медиа ориентированы в первую очередь на поддержание существующего общественного устройства и политического режима в рамках отдельных государства, то интернет-ресурсы на сегодняшний день, исходя из анализа реальной практики, направлены в первую очередь на дестабилизацию и разрушение извне существующих национальных политических систем путем подмены традиционного ценностного и идеологического
пространства, замены существующих символов, смыслов и образов на сконструированные новые.
При этом сами сконструированные образы могут не иметь своего прототипа в действительности, о чем писал Ж. Бодрийяр в своей работе «Симу-лякры и симуляции»[18], демонстрируя, как посредством создания и трансляции в общественное сознание искусственных симулякров, отражающих несуществующие псевдообъекты политической реальности осуществляется формирование медиареальности. Такого рода симулякры играют на сегодняшний день ведущую роль в жизни современного общества.
При этом следует заметить, что, по сути, большинство членов общества являются на сегодняшний день носителями сконструированных виртуальных образов, представлений, ценностей, символов и смыслов, а также активными распространителями такого рода виртуальных конструкций среди таких же рядовых граждан на уровне горизонтальных коммуникаций (так виртуальные ценности и смыслы становятся «реальными» руководящими принципами действия и поведения, приобретая достоверность за счет ретрансляции от лица реально существующих людей, что позволяет скрыть истинный источник информационно-коммуникационного воздействия и значительно повысить уровень доверия к ретранслируемой внутри общества информации).
Таким образом, медиатизация и виртуализация современного процесса политического управления на первый план выводят не реальные политические действия и смыслы, а виртуальную борьбу за умы представителей общества, которые получают в рамках информационно-коммуникационного воздействия, перерабатывают и далее самостоятельно распространяют как свои собственные сконструированные виртуальные симулякры.
Современная политическая борьба в большинстве случаев также приобретает характер конкуренции за умы масс, в сознание которых транслируются виртуальные конструкции, отвечающие интересам субъектов политического противостояния.
При этом в публичной борьбе участвуют опять-таки не реальные акторы, а их виртуальные образы-заместители, основной целью которых является формирование и удовлетворение потребностей и ожиданий целевых общественных аудиторий на виртуальном коммуникативном уровне посредством влияния на общественное создание при помощи арсенала информационно-коммуникационных технологий.
По сути, не являются исключением и современные политические режимы. Сегодня можно говорить о том, что демократии, тирании, автократии являются, по большому счету, сконструированными виртуальными представлениями в медиапространстве для широких масс людей.
Одновременно один и тот же политический режим может выступать по отношению к потребителям информации, в зависимости от ситуа-
ции, в качестве демократического либо авторитарного, что определяется содержательными характеристиками транслируемого по каналам массовой коммуникации контента.
В большинстве государств виртуальная модель демократии подменяет собой реальные демократические институты, процессы и процедуры. Во внешней среде при этом такого рода институты, процессы и процедуры могут представляться в коммуникационном пространстве в качестве автократической или тоталитарной модели в зависимости от степени ангажированности различных СМИ, представляющих интересы тех или иных акторов политики.
В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что медиатизация и виртуализация современного политического пространства существенным образом изменяют как содержательную, так и технологическую сторону всей системы политического управления в целом в силу существенных изменений как самого пространства политических коммуникаций, так и значительного роста потенциала влияния коммуникационных технологий виртуализации политики на формирование представлений в современном обществе о социально-политической реальности.
По сути, в рамках современного политического управления для достижения политических целей все в большей степени применяются виртуальные конструкции и симуляции, достоверность которых обеспечивается косвенным характером коммуникации, осуществляемой при помощи средств массовой информации, выступающих в условиях медиатизации политического пространства в качестве инструментов управления социально-политической реальностью для подавляющего числа людей.
Виртуализация процесса современного политического управления особенно яркое выражение получила в интернет-пространстве, в рамках которого сформировался мощный арсенал технологий и инструментов замещения реальных объектов, процессов и явлений их искаженными виртуальными моделями, не имеющими во многих случаев ничего общего с реальной действительностью, однако способных существенным образом трансформировать общественные представления о политическом пространстве и его составляющих элементах в интересах субъектов информационно-коммуникационного воздействия.
Список литературы:
1. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. -С.332.
2. ЛиппманУ. Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - С.202.
3. Поветьев В.П. Бренд-коммуникация в публичной политике: концептуальные основы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nirsi.ru/74 (Дата посещения 01.06.2016)
4. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005. - С.8.
5. Маркузе Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: АСТ, 2003. - 528 с.
6. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.
7. Дзялошинский И.М. СМИ как субъект публичной политики // Публичная политика в современной России: субъекты и институты: сборник статей. - М.: ТЕИС, 2006. - С.192-218
8. ПарентиМ. Демократия для немногих. - М.: Прогресс, 1990. - C.216.
9. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3054 (Дата посещения 01.06.2016)
10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. - М.: Эксмос, 2007. - С.577
11. Самохвалова В. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества (материалы конференции «Проблема человека: мультидисци-плинарный подход»). - М., 1998. - С.23-31
12. ЛернерМ. Развитие цивилизации в Америке. - М., Радуга, 1992. - C.52
13. Маккенна Т. Пища богов. - М.: Издательство Трансперсонального Института, 1995. - C.412
14. Анохина Н.В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение: основные подходы // Вестник Самарского государственного университета, 2000. №1. - С. 26-38.
15. Анохина Н.В., Брандес М.Э. Роль СМИ в избирательном процессе // Политическая наука / ИНИОН РАН, 2000. №3. - С.137-151
16. Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Телевидение в нашей жизни» Пресс-выпуск №1499. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// old.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13518.html (Дата посещения 01.06.2016)
17. Юргенс И.: «Чтобы избежать погромов, ребят с Манежной надо тащить в политику». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/ 25621.5/788756/ (Дата посещения 01.06.2016)
18. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. - Тула, 2013. - 204 с.
■ ■ ■ MEDIATIZATION AND VISUALIZATION OF MODERN SPACE OF PUBLIC POLICY
Author: VOLODENKOV S.V.
VOLODENKOV Sergey Vladimirovich, PhD, Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Department of public policy, Lomonosov Moscow State University. Address: 1, Leninskiye gory, 119991 Moscow, Russia. E-mail: s.v.cyber@gmail.com
Abstract: This article is devoted to the topic of virtualization and mediatization of modern public policy in the context of a global information society. The paper examines the role of modern technologies of mass communication in the
formation of political mediareality. Virtualization of modern space of public policy leads to new effects, considered in this paper, and is associated with significant functional changes in the sphere of mass media, which now serve as an active actor in the design of virtual value, semantic and symbolic spaces, becoming comfortable in consumption and the obvious substitute for traditional worldview models and models of mass behavior, based on the reflections in relation to the objective reality. The author shows that through the use of modern technologies of mass political communication political actors construct the reduced model representations of the socio-political reality, performing explanatory, motivational, axiological, philosophical and epistemological functions for mass opinion. Due to significant complication of all sides of life in modern society, including the political component, the media are beginning to not only play a major role to inform, but also to act as a regulatory and substitution mechanism allowing to form an artificially constructed simulation of socio-political reality, with significant deviations from the objective reality. Such deviations in mass representations are actively used in the processes of modern political management, allowing to introduce into the public consciousness media substitutions of real facts, events, processes and phenomena, significantly affecting the processes of formation and transformation of mass stereotyped political views.
Keywords: mediatization, virtualization, simulacra, mediareality, pseudoreality, mass consciousness
References
1. UebsterF. Teorii informacionnogo obshhestva. - M.: Aspekt Press, 2004. - S.332. [F. Webster. Theories of the Information Society. - M.: Aspekt Press, - P. 332].
2. Lippmann U. Obshhestvennoe mnenie. - M.: Institut Fonda «Obshhestvennoe mnenie», 2004. - S. 202. [Lippmann, W. Public opinion. - M.: Institute of Foundation "Public Opinion", 2004. - P. 202].
3. Povet'ev V.P. Brend-kommunikacija v publichnoj politike: konceptual'nye osnovy. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nirsi.ru/74 (Data posescheniya 01.06.2016) [Povetiev V.P. Brand communication in public policy: conceptual bases. [Electronic resource]. - Access: http://www.nirsi.ru/74 (Date of Visit 06.01.2016)].
4. Luman N. Real'nost' massmedia. - M.: Praksis, 2005. S. 8. [Luman, N. Reality of massmedia. Moscow, 2005. P. 8].
5. Markuze G. Odnomernyj chelovek // Eros i civilizaciya. Odnomernyi chelovek. M., 2003. 528 s. [Marcuse, H. One-Dimensional Man // Eros and Civilization. One-Dimensional Man. Moscow, 2003. 528 p.].
6. HorkhaimerM., Adorno T. Dialektika prosveshhenija. Filosofskie fragmenty. - SPb.: Medium, Juventa, 1997. 312 c. [Horkheimer, M., Adorno,T. The dialectic of enlightenment. Philosophical fragments. - SPb. 312 p.].
7. Dzyaloshinskii I.M. SMI kak subjekt publichnoj politiki // Publichnaja politika v sovremennoj Rossii: subekty i instituty: sbornik statey. M., TEIS, 2006. - S. 192-218. [Dzyaloshinskii I.M. Media as a subject of public policy // Public policy in modern Russia: the actors and institutions: a collection of articles. Moscow, 2006. P. 192-218].
8. ParentiM. Demokratija dlja nemnogih. - M.: Progress, 1990. -S.216. [Parenti, M. Democracy for the Few. Moscow, 2006. P. 216].
9. Burd'eP. Social'noe prostranstvo i genezis «klassov». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3054 (Data posescheniya 01.06.2016)
kommyhmkoflornq - communicology
[Bourdieu, P. Social Space and the Genesis of Classes. [Electronic resource]. - Access: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3054 (Date of visit 06.01.2016)].
10. Kara-Murza S.G. Manipulyacii soznaniem. - M., 2007. S. 577. [Kara-Murza S. Manipulation of consciousness. Moscow, 2007. P. 577].
11. Samokhvalova V. «Massovyj chelovek» - real'nost' sovremennogo informacionnogo obshhestva (materialy konferencii «Problema cheloveka: mul'tidisciplinarnyj podhod»). -M., 1998. - S. 23-31. [Samokhvalova V. "Mass Man" - the reality of the modern information society (conference materials "Human problem: a multidisciplinary approach"). Moscow, 1998. P.23-31].
12. LernerM. Razvitie civilizacii v Amerike. - M., 1992. - S.52. [Lerner. M. America as a Civilization. Moscow, 1992. P.52].
13. Makkenna T. Pishcha bogov. - M.: Izdatel'stvo Transpersonal'nogo Instituta, 1995. -S. 412. [McKenna. T. Food of the Gods. Moscow, Transpersonal Institute Publishing, 1995. P. 412].
14. Anokhina N.V. Vliyanie sredstv massovoj informacii na jelektoral'noe povedenie: osnovnye podhody // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2000. №1. -S. 26-38. [Anokhina N.V. The impact of the media on electoral behavior: basic approaches // Bulletin of Samara State University, 2000. #1. P.26-38].
15. Anokhina N.V., Brandes M.E. Rol SMI v izbiratel'nom processe // Polit. nauka / INION RAN, 2000. №3. - S. 137-151. [Anohina N.V., M. Brandes M.E. The role of the media in the electoral process // Political science / Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2000. No. 3. -P. 137-151].
16. Vserossiiskii centr izuchenija obshhestvennogo mneniya. «Televidenie v nashei zhizni» Press-vypusk №1499. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://old.wciom. ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13518.html (Data posescheniya 01.06.2016). [Russian Public Opinion Research Center. "Television in our lives," Press release №1499. [Electronic resource]. - Access: http://old.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/ single/13518.html (Date of Visit 06.01.2016)].
17. Yurgens I.: «Chtoby izbezhat' pogromov, rebjat s Manezhnoj nado tashhit' v politiku». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kp.ru/daily/25621.5Z788756/ (Data posescheniya 01.06.2016) [Yurgens I. "To avoid confusion, it's necessary to drag the guys from the Manege into politics." [Electronic resource]. - Access: http://www.kp.ru/ daily/25621.5/788756/ (Date of Visit 06.01.2016)].
18. Bodriyar, Zh. Simuljakry i simuljacija. - Tula, 2013. - 204 s. [Baudrillard, J. Simulacra and Simulation. - Tula, 2013].