Научная статья на тему 'Средства массовой информации как инструмент воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание'

Средства массовой информации как инструмент воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3097
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / "ФУРГОН С ОРКЕСТРОМ" / "СПИРАЛЬ МОЛЧАНИЯ" / "ОКНА ОВЕРТОНА" / THE HUMANITIES TECHNOLOGIES / MANIPULATION / THE MASS MEDIA / PUBLIC CONSCIOUSNESS / "BANDWAGON" / "SPIRAL OF SILENCE" / "OVERTON WINDOWS"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сазонова Анжелика Александровна

В настоящей статье рассматривается роль средств массовой информации в реализации созидательного и преобразовательного потенциала современных гуманитарных технологий. Объектом внимания в работе выступает воздействие гуманитарных технологий на общественное сознание и общественное мнение посредством медийных средств. Для достижения поставленной цели на примере конкретных гуманитарных технологий проводится анализ механизма их реализации и внедрения нужных ценностей, идей и смыслов. Делается вывод о том, что средства массовой информации выступают наиболее эффективным инструментом воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание и управление социальными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MASS MEDIA AS A TOOL OF INFLUENCE OF THE HUMANITIES TECHNOLOGIES ON THE PUBLIC CONSCIOUSNESS

The article examines the role of the mass media in realizing the creative and transformational potential of the modern humanities technologies. The object of the author’s attention is the impact of the humanities technologies on the public consciousness and public opinion through the media. To achieve this goal, by the example of the specific humanities technologies the paper analyzes a mechanism for their realization and the implementation of necessary values, ideas and meanings. The author comes to the conclusion that the mass media are the most effective tool of the humanities technologies influence on the public consciousness and managing social processes.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации как инструмент воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-1.17

Сазонова Анжелика Александровна

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

В настоящей статье рассматривается роль средств массовой информации в реализации созидательного и преобразовательного потенциала современных гуманитарных технологий. Объектом внимания в работе выступает воздействие гуманитарных технологий на общественное сознание и общественное мнение посредством медийных средств. Для достижения поставленной цели на примере конкретных гуманитарных технологий проводится анализ механизма их реализации и внедрения нужных ценностей, идей и смыслов. Делается вывод о том, что средства массовой информации выступают наиболее эффективным инструментом воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание и управление социальными процессами. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2018/1 /17.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(87) C. 78-81. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

78

ISSN 1997-292X. № 1 (87) 2018

28. Стасов В. В. Новые художественные издания. I (Рисунки В. Г. Шварца) // Стасов В. В. Собрание сочинений: в 4-х т. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. Т. 2. Художественные статьи. С. 290-298.

29. Степанова С. С. Искусство и действительность: живая натура и художественный образ // Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова: личность и художественный процесс. СПб.: Искусство-СПб, 2011. С. 179-195.

30. Степанова С. С. Человеческая комедия и драма жизни в зеркале искусства Павла Федотова [Электронный ресурс] // Третьяковская галерея. 2015. № 2 (47). URL: http://www.tg-m.ru/artides/2-2015-47/chelovecheskaya-komediya-i-drama-zhizni-v-zerkale-iskusstva-pavla-fedotova (дата обращения: 03.09.2017).

31. Таранушенко С. А. Вячеслав Григорьевич Шварц // Вячеслав Григорьевич Шварц: переписка, 1838-1869: к 175-летию со дня рождения. Курск: ПОЛСТАР, 2013. С. 13-37.

32. Толстой В. П. Вячеслав Григорьевич Шварц // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 723-736.

33. Турчин В. С. Мифы салонов // Искусство «золотой середины»: русская версия / отв. ред. Т. Л. Карпова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 25-34.

34. Цветкова М. В. Возможности рецептивного подхода в рамках компаративистского исследования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vozmozhnosti-retseptivnogo-podhoda-v-ramkah-komparativistskogo-issledovaniya (дата обращения: 28.01.2018).

35. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности [Электронный ресурс]. URL: http://az. lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0410.shtml (дата обращения: 30.08.2017).

36. Шумова М. Н. Русская живопись середины XIX века. М.: Искусство, 1984. 240 с.

37. Эфрос Н. К. А. Горбунов - портретист Белинского [Электронный ресурс]. URL: http://old.old.imIi.ru/litnasledstvo/Tom 57/18_Эфрос_го!57^ (дата обращения: 10.09.2017).

GENDER APPROACH AS AN ANALYTICAL DEVICE TO STUDY THE RUSSIAN PAINTING OF THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY

Perel'man Irina Vladimirovna

State Institute for Art Studies, Moscow perelman7655@mail. ru

The article examines the Russian painting of the middle of the XIX century within the comparative approach, which is based on the synthesis of gender text expertise, culturology, history of art and receptive esthetics. The author analyzes the images of genre and portrait painting in the context of gender-sensitive colouring and proposes a typology of storylines and motives that prevailed at this development stage of the Russian painting. The paper identifies the system of gender stereotypes and situational gender practices, which were most clearly manifested in the art of this period.

Key words and phrases: masculinity; feminity; gender; gender stereotypes; artistic image; Russian painting; representation; receptive esthetics.

УДК 101.1:316 Дата поступления рукописи: 27.02.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-1.17

В настоящей статье рассматривается роль средств массовой информации в реализации созидательного и преобразовательного потенциала современных гуманитарных технологий. Объектом внимания в работе выступает воздействие гуманитарных технологий на общественное сознание и общественное мнение посредством медийных средств. Для достижения поставленной цели на примере конкретных гуманитарных технологий проводится анализ механизма их реализации и внедрения нужных ценностей, идей и смыслов. Делается вывод о том, что средства массовой информации выступают наиболее эффективным инструментом воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание и управление социальными процессами.

Ключевые слова и фразы: гуманитарные технологии; манипуляция; средства массовой информации; общественное сознание; «фургон с оркестром»; «спираль молчания»; «Окна Овертона».

Сазонова Анжелика Александровна

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь sazonova. anjelika@yandex. т

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Современный мир уже невозможно вообразить без комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых технологических воздействий, которые формируют механизм реализации тех или иных управленческих решений. При этом данный тренд базируется не только на естественнонаучных знаниях и технологиях, но и на технологиях социально-гуманитарных. В середине XX века английский физик и писатель Чарлз Сноу указывал на возникшую

«пропасть двух культур»: естественнонаучной (ориентированной на будущее, на прогресс, на новые возможности) и гуманитарной (опирающейся на прошлое, на традицию) [8, с. 118].

Однако мы видим, что в настоящее время произошла переоценка управленческого потенциала гуманитарных наук, обнаружена их способность стать внутренним двигателем прогресса. По словам Г. Г. Мали-нецкого, «главными технологиями сверхдержавы XXI века станут технологии стратегического и исторического прогноза, проектирования будущего, высокие гуманитарные технологии, методы "сборки" и "разборки" исторических субъектов» [5, с. 51].

Политическая практика показала, что современные гуманитарные технологии способны принципиальным образом менять ход политического процесса и социокультурного развития в целом как в позитивную, социально-созидательную, так и в негативную, деструктивную стороны. В связи с этим актуальной темой в социально-философской науке выступает исследование созидательного и преобразовательного потенциала современных гуманитарных технологий, а также анализ методов и инструментов их воздействия на общественное сознание.

Задачей настоящего исследования выступает анализ средств массовой информации (СМИ) как эффективного инструмента гуманитарных технологов при воздействии на общественное сознание и управлении социальными процессами. В работе представлены авторское понятие гуманитарных технологий, а также система методов их влияния на общественное сознание. Для достижения поставленной задачи автор использует методы диалектики, систематизации и структуризации, а также метод индукции. Воздействие на общественное сознание посредством СМИ показано автором на примере конкретных гуманитарных технологий и анализе механизма их действия.

Поскольку в качестве объекта применения гуманитарных технологий выступает личность, общественная группа и общество в целом, важное место в изучении, конструировании и применении гуманитарных технологий занимает наука, эксплицирующая фундаментальные основания и смыслы взаимодействия человека и общества, - социальная философия.

В философской доктрине нет единого подхода к смысловому содержанию понятия «гуманитарные технологии». В настоящей статье под гуманитарными технологиями понимается вид социальных технологий, основанный на «мягком» воздействии субъекта на ценностный пласт сознания объекта. Данные технологии относятся к особому типу влияния, связанному с информационной революцией, самим объемом информации и его ростом, а также со скоростью ее распространения и территориальным охватом благодаря новейшим коммуникативным технологиям.

При всем многообразии определений в научной литературе отмечается единство связи гуманитарных технологий с манипулятивным компонентом, который позволяет внедрять в массовое сознание ту информацию, которая желательна для определенной группы лиц под видом объективной и достоверной. При этом под массовым сознанием следует понимать особый тип общественного сознания [7, с. 21]. Оно формируется посредством осознания людьми той информации, которую они воспринимают из СМИ, зачастую не подвергая ее внутренней переработке и переосмыслению, из социальных сетей, из социальных условий своей жизнедеятельности, своего социального бытия, социальной и политической коммуникации.

В связи с этим СМИ представляют собой значимый источник формирования общественного мнения. При этом под СМИ следует понимать «социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе» [12, с. 134]. По словам одного из основоположников коммуникативистики Уолтера Липпмана, «СМИ являются основным связующим звеном между событиями в мире и людьми, и они определяют, как эти события будут отражены в умах общественности» [4, с. 7].

Не случайно СМИ рассматриваются как средства, обеспечивающие и осуществляющие массовую коммуникацию (mass communication), с помощью которой информация распространяется на «большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории» [13, p. 42]. Современные технологии позволяют влиять на сознание, на психику огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними. Именно поэтому СМИ выступают наиболее эффективным инструментом воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание и управления социальными процессами.

Либертарианская теория прессы, в основу которой легла философская концепция свободы воли, позволила заинтересованным группам лиц использовать в борьбе за общественное мнение СМИ в целях пропаганды и манипуляции. До XX века термин «манипуляция» использовали в основном применительно к политической сфере, политическому влиянию и воздействию. Сейчас данный термин применяют в значении контроля над населением, над его программированием и психическим состоянием, позволяющим добиться управляемости и послушания [2, с. 104]. Так СМИ стали важнейшим ресурсом гуманитарных технологов для внедрения в массовое сознание нужных смыслов, идей и ценностей. Это осуществляется различными способами.

Во-первых, путем размывания границ между «иллюзорным» и реальным (метод мифологизации). Сегодня СМИ способны не только отражать реальную действительность, но и по воле определенной властной структуры становиться инструментом производства «иллюзорной реальности». Процесс симуляции происходит вследствие тотальной семиотизации бытия, когда изобилие знаков ведет к утрате ими своего значения и превращению в симулякры [9, с. 127].

Проблема заключается в том, что, как правило, искусственно созданная реальность в значительной степени отличается от объективной действительности, однако, по выражению Н. Больца, «у современного человека мировосприятие заняло только восприятие информации, он уже не может самолично сравнивать предлагаемую информацию с "действительностью"» [1, с. 98].

80

^БЫ 1997-292Х. № 1 (87) 2018

Данный метод зачастую используется при применении гуманитарных технологий в информационных войнах. Например, одним из мифов, распространяемых Западом и направленных на ослабление России и ее имиджа на международной арене, является миф о «русском варварстве». Он основан на положениях о русской безграмотности, «отсталости» от европейской цивилизации, устаревшем укладе быта и слабо развитой культуре. Данный миф с использованием СМИ прочно укрепился в сознании развитых западных обществ. По словам С. В. Ткаченко, внедрение данного мифа влечет за собой формирование в русском сознании комплекса неполноценности перед Западом [10, с. 185]. Это является примером деструктивного воздействия гуманитарных технологий посредством СМИ на общественное сознание.

Во-вторых, внедрение в общественное сознание нужных идей осуществляется гуманитарными технологами путем формирования определенного мировоззренческого состояния общества при помощи СМИ. Это происходит посредством применения таких гуманитарных технологий, как «фургон с оркестром», «спираль молчания» и др.

Суть «фургона с оркестром» заключается в том, что субъект его применения апеллирует к мнению «якобы большого количества людей». Как подчеркивает С. Г. Кара-Мурза, «приводя доказательства своей "правоты", манипулятор указывает, что "все так думают" или что "подавляющее большинство населения так считает". Он не обращается напрямую к реципиенту, но приводит ему в пример "желания" большого коллектива людей. В данном случае манипулятор фактически паразитирует на коллективном сознании, присущем нашему народу, - ведь идти против "мнения коллектива" реципиенту, скорее всего, не захочется» [3, с. 481]. Распространение мнения «якобы большинства» наиболее эффективно происходит посредством медийных средств, зачастую с привлечением людей, обладающих авторитетом в обществе. Аналогичным образом применяется технология «спираль молчания», наиболее полно изложенная в работе Э. Ноель-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» [6]. Данная технология состоит в том, что СМИ предоставляют слово меньшинству вместо большинства. И человек, чья точка зрения отличается от высказанного публично мнения и представленного в качестве достоверного и правильного, боится остаться в одиночестве и, вопреки своим взглядам, присоединяется к позиции «большинства».

Примером действия описанных технологий выступает пропаганда коммунизма в СССР. Посредством медийных средств представления и воля первых лиц государства доносились до общества. На местных партийных съездах просто не могло быть принято противоположное решение, никто из членов партии не осмеливался высказать иную точку зрения, чем озвученное публично мнение лидера. В. П. Шейнов приводит афоризм, отражающий реальную ситуацию того времени: «У нас на собрании каждый в отдельности "против", а все вместе - "за"» [11, с. 9].

Еще одним способом воздействия гуманитарных технологий на общественное сознание посредством СМИ является отвлечение внимания общества от наиболее важных проблем и непопулярных решений органов власти. Это достигается путем непрерывного насыщения информационного пространства освещениями незначительных событий, не имеющих содержательной ценности. Такие события посредством тиражирования в различных СМИ искусственно приобретают статус актуальных и злободневных и привлекают к себе внимание общественности.

При применении данной гуманитарной технологии на передний план в СМИ выступают такие события, как «громкие» скандалы в шоу-бизнесе, «резонансные» и непозволительные танцы студентов, кризисы в зарубежных странах, драки в селах, а также развлекательный и рекламный материал. А в это время происходит повышение пенсионного возраста, сокращение государственного финансирования образования и здравоохранения, отказ от строительства крупных межрегиональных дорог и т.д.

Еще одной гуманитарной технологией, реализуемой посредством медийных средств, является создание или использование проблемы, для решения которой понадобятся меры, выгодные заинтересованным кругам. Так, реальные и иллюзорные террористические угрозы активно тиражируются в СМИ, после чего используются властью для ограничения гражданских и политических прав и свобод, а публичное обсуждение случаев детского суицида и употребления наркотиков приводит к созданию единого реестра запрещенных сайтов и фактической цензуре в Интернете. При других обстоятельствах общество более остро отреагировало бы на подобные нововведения, однако посредством умелого применения гуманитарных технологий в общественном сознании укрепляется мнение, что иными путями и мерами ситуацию не изменить.

Управленческий потенциал СМИ также широко используется гуманитарными технологами при подготовке и проведении «цветных революций». Это осуществляется различными способами.

Во-первых, путем генерирования протестных настроений в обществе. При этом в медийном пространстве искусственно формируется негативная картина окружающей действительности. Ответственность за все бедствия и проблемы возлагается СМИ на правящую верхушку или ту ее часть, которую необходимо свергнуть. Постепенно в сознание общества внедряется уверенность в необходимости смены власти.

Во-вторых, путем распространения в СМИ информации о планируемых протестных акциях. До сведения людей доводится время и место проведения массовых выступлений, сообщаются их организаторы и основные лозунги. Зачастую эта информация поступает от влиятельных политиков, деятелей культуры, искусства, авторитетных в обществе лиц. В связи с тем, что данная информация активно тиражируется всеми СМИ, она становится известна широкому кругу людей. Важно, чтобы до народа была не просто донесена информация об акциях, но и обоснована необходимость участия в них.

В-третьих, путем поддержки и одобрения любых действий протестующих и дискредитации ответных действий властей. При этом СМИ прибегают к таким приемам, как умалчивание информации (в случае неудач протестующих или их чрезмерной агрессии), «раздувание» неблаговидных действий властных структур, направленных на подавление мятежей и протестов, вбрасывание в информационное пространство ложных новостей и т.д.

На этом этапе также эффективным приемом выступает создание «сакральной жертвы» в виде погибшего лица из числа протестующих. Ему искусственно создается героический образ, транслируются передачи о его жизни и смерти во имя идеи или свободы. Успех проведения операции по ненасильственной смене власти во многом зависит от четко выверенной и грамотной системы действий, направленных на подготовку общественного сознания и обеспечение достаточного социального накала.

Информационное пространство является важной составляющей реализации такой базовой лонгитюдной гуманитарной технологии девиации смыслов, как «Окна Овертона». Она заключается в незаметной трансформации изначальных мотиваций человека и его целеполаганий, что впоследствии позволяет внедрить в общественное сознание изначально морально недопустимые явления. Как указывают И. Ю. Сундиев и А. А. Смирнов, «чтобы добиться нужного результата, необходимо проделать всего пять шагов, пройдя пять "Окон Овертона"» [9, с. 219]. Каждый необходимый для внедрения тезис проходит пять этапов: «Немыслимое - радикальное - приемлемое - популярное - политическое». Сначала общество начнет осуждать какую-либо ранее неприемлемую для него идею, переведя ее в ранг уместных для обсуждения, а затем смирится с новым законодательным актом, в котором будет закреплено право на ее существование как недавно немыслимого. Переход к каждому последующему этапу осуществляется с помощью медийных средств, куда вбрасывается нужная информация.

Таким образом, с учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что сегодня, вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ активно конструируют его. Представленная в работе система методов образует механизм реализации гуманитарных технологий, направленных на манипуляцию общественным мнением и сознанием, а также на управление социальными процессами. В данной статье освещена лишь часть гуманитарных технологий, реализуемых с помощью СМИ. Мощный потенциал СМИ для формирования и управления общественным сознанием и общественным мнением является актуальной темой для дальнейшего исследования и выработки мер по противодействию их манипулятивному и деструктивному воздействию.

Список источников

1. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 с.

2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. Изд-е 3-е. М.: Речь, 2003. 304 с.

3. Кара-Мурза С. Г., Смирнов С. М. Манипуляция сознанием - 2. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009. 528 с.

4. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

5. Малинецкий Г. Г. Новая реальность и будущее глазами синергетики // Прогнозы и стратегии. 2008-2009. № 1. С. 50-59.

6. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / пер. с нем.; общ. ред. и предисл. Н. С. Мансурова. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996. 352 с.

7. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

8. Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. 283 с.

9. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М.: Русский биографический институт; Институт экономических стратегий, 2016. 433 с.

10. Ткаченко С. В. Информационная война против России. СПб.: Питер, 2011. 224 с.

11. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). Мн.: Харвест, 2009. 816 с.

12. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 488 с.

13. Janowitz M. The Study of Mass Communication // International Encyclopedia of Social Sciences: in 9 vol. N. Y.: Macmillan and Free Press, 1968. Vol. 3. P. 41-53.

THE MASS MEDIA AS A TOOL OF INFLUENCE OF THE HUMANITIES TECHNOLOGIES ON THE PUBLIC CONSCIOUSNESS

Sazonova Anzhelika Aleksandrovna

North-Caucasus Federal University, Stavropol sazonova.anjelika@yandex. ru

The article examines the role of the mass media in realizing the creative and transformational potential of the modern humanities technologies. The object of the author's attention is the impact of the humanities technologies on the public consciousness and public opinion through the media. To achieve this goal, by the example of the specific humanities technologies the paper analyzes a mechanism for their realization and the implementation of necessary values, ideas and meanings. The author comes to the conclusion that the mass media are the most effective tool of the humanities technologies influence on the public consciousness and managing social processes.

Key words and phrases: the humanities technologies; manipulation; the mass media; public consciousness; "bandwagon"; "spiral of silence"; "Overton Windows".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.