Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАТЯЖНОГО СТРЕССА'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАТЯЖНОГО СТРЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное благополучие / эмоциональный интеллект / затяжной стресс / студенты / технологии повышения уровня саморегуляции / технологии стресс-менеджмента / поведенческие технологии / арт-терапевтические технологии / тренинговые технологии / emotional well-being / emotional intelligence / prolonged stress / students / technologies for increasing the level of self-regulation / stress management technologies / behavioral technologies / art therapy technologies / training technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е А. Кравчишина

В представленной статье раскрыто сущность понятия «эмоциональный интеллект». Проведен обзор научных исследований по проблеме формирования эмоционального благополучия студентов в условиях затяжного стресса, в результате чего определен комплекс технологий, целью которых является развитие эмоционального интеллекта будущих специалистов педагогических профессий, что является средством оптимизации их профессионального становления на этапе профессиональной подготовки. Представлены сущностные характеристики технологий формирования эмоционального благополучия студентов в условиях затяжного стресса, среди которых: технологии повышения уровня саморегуляции, технологии стресс-менеджмента, поведенческие технологии, арт-терапевтические технологии, тренинговые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е А. Кравчишина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF STUDENTS' EMOTIONAL WELL-BEING IN CONDITIONS OF PROLONGED STRESS

The article reveals the essence of the concept of «emotional intelligence». In the context of the considered problem of forming the emotional well-being of students under prolonged stress, a set of technologies has been identified, the purpose of which is to develop the emotional intelligence of future specialists in teaching professions, which is a means of optimizing their professional development at the stage of professional training. The author included five groups of technologies in the technology package, namely: technologies for increasing the level of self-regulation, stress management technologies, behavioral technologies, art therapy technologies, and training technologies. The author presents the essential characteristics of these technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАТЯЖНОГО СТРЕССА»

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАТЯЖНОГО СТРЕССА

Е.А. Кравчишина, канд. пед. наук, доцент

Луганский государственный педагогический университет

(Россия, г. Луганск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-41-45

Аннотация. В представленной статье раскрыто сущность понятия «эмоциональный интеллект». Проведен обзор научных исследований по проблеме формирования эмоционального благополучия студентов в условиях затяжного стресса, в результате чего определен комплекс технологий, целью которых является развитие эмоционального интеллекта будущих специалистов педагогических профессий, что является средством оптимизации их профессионального становления на этапе профессиональной подготовки. Представлены сущностные характеристики технологий формирования эмоционального благополучия студентов в условиях затяжного стресса, среди которых: технологии повышения уровня саморегуляции, технологии стресс-менеджмента, поведенческие технологии, арт-терапевтические технологии, тренинговые технологии.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, эмоциональный интеллект, затяжной стресс, студенты, технологии повышения уровня саморегуляции, технологии стресс-менеджмента, поведенческие технологии, арт-терапевтические технологии, тренинго-вые технологии.

Современный человек живет в эпоху, которая характеризуется научно-техническим прогрессом и стремительными изменениями в информационной, общественно-политической, экономической и профессиональной отраслях. Сфера деятельности расширяется, увеличивается количество направлений для работы, однако конкуренция растет все больше, как и требования к человеку современности. За последние годы в мире произошли события, которые оказали определенное влияние на всех жителей планеты, это пандемия, переход в режим онлайн в учебной, профессиональной деятельности, а также в сфере межличностных отношений.

Кроме того, эти и другие события привели к возникновению стресса, негативным эмоциям, которые лишь усугубляют нежелательное влияние на самочувствие, деятельность человека, его мотивацию к саморазвитию и личностному росту. Пребывание в состоянии длительного стресса отражается на психическом и физическом здоровье, желаниях и целях, а также на взаимоотношениях с близкими и коммуникации в целом. Именно поэтому, все большую актуальность обретает проблема

поиска эффективного инструментария для восстановления и поддержания психоэмоционального благополучия, а также формирования эмоционального интеллекта личности.

Проблема целенаправленного развития эмоционального интеллекта впервые была затронута зарубежными исследователями. Дж. Мэйер, П. Саловей, Д. Карузо утверждали, что эмоциональные знания, как разновидность информации, которой оперирует эмоциональный интеллект, - относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения. Исследования таких ученых как И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Е.Л. Носенко, Г. Орме, А.А. Панкратова, также подтверждают необходимость развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (Дж. Мэйер, П. Саловей, Д. Карузо) определяют как совокупность не когнитивных (эмоциональных и социальных) способностей, знаний и умений, влияющих на возможность индивида успешно соответствовать требованиям окружающей среды и противостоять его давлению; способность анализировать свои эмоции с целью улучшения процесса

мышления, включающего умение безошибочно воспринимать эмоции, оценивать и генерировать их таким образом, чтобы помогать мышлению; понимать эмоции и идентифицировать их, а также рефлектор-но направлять эмоции с тем, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [2].

Следует отметить, что эмоциональное благополучие личности имеет принципиальное значение для совершенствования процессов общей и учебной социализации человека, является индикатором психической устойчивости, переходных состояний адаптации-дезадаптации и ресурсов стрес-соустойчивости.

Как было указано выше, в современном обществе актуализируется проблема поиска эффективного инструментария для восстановления и поддержания психоэмоционального благополучия личности, в частности студентов педагогических специальностей, которые по роду своей деятельности несут ответственность не только за свое, но и за эмоциональное благополучие своих воспитанников. Исходя из этого, считаем целесообразным использование технологического подхода для решения поставленной задачи.

Технология должна соответствовать следующим признакам: универсальность, конструктивность, результативность, оперативность, относительная простота, надежность, гибкость [5, с. 151]. Кроме этих факторов, при выборе технологии формирования эмоционального интеллекта необходимо учитывать, что рассматриваемая категория студентов находится в условиях затяжного стресса, поэтому важным является исследование личных качеств студентов, их склонность к вербализации чувств, эмоциональная раскованность или замкнутость, способность к самоконтролю, отзывчивость и открытость, склонность к коммуникации (интровертность-

экстравертность), доминантность или ригидность в общении и т.д.

По результатам анализа широкого разнообразия классификаций и собственно конкретных технологий обучения был определен комплекс технологий, которые являются наиболее эффективными для

формирования эмоционального благополучия студентов в условиях затяжного стресса. Технологии были объединены в блоки, представленные ниже:

- первый блок - технологии повышения уровня саморегуляции, направленные на выработку и развитие регуляторных навыков, способствующие общей оптимизации самочувствия;

- второй блок - технологии стресс-менеджмента (или копинг-технологии, например, «Прививка от стресса»), позволяющие освоить эффективные стратегии совладания со стрессовыми и экстремальными ситуациями;

- третий блок - поведенческие технологии с применением ролевых и деловых игр, позволяющие выработать навыки успешного адаптивного поведения в широком спектре ситуаций социально-психологического взаимодействия;

- четвертый блок - арт-терапевтические технологии, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, самоанализ, лучшее понимание собственных эмоций, чувств и мотивов поведения, гармонизацию эмоционального состояния, решение внутренних конфликтов, раскрытие личностного потенциала;

- пятый блок - тренинговые технологии, направленные на повышение уровня составляющих эмоционального интеллекта и оптимизацию социально-психологической адаптации, предполагают включенность личности в интеграционные процессы учебной группы, отношения с окружающей средой.

Охарактеризуем более детально сущностные характеристики технологий, указанных выше.

Так, в комплекс технологий повышения уровня саморегуляции, направленных на выработку и развитие регуляторных навыков, способствующие общей оптимизации самочувствия целесообразно включить следующие приемы [1]:

1. Методы и приемы сознательного контроля за эмоциональными компонентами психического состояния: устранение внешних признаков проявления эмоций, специальные физические упражнения на

расслабление и напряжение, дыхательные упражнения.

2. Направленные на аттенционные, сенсорно-перцептивные и мыслительные характеристики состояния: приемы переключения внимания на объекты и мыслительные (идеомоторные) действия, не связанные со стрессовыми ситуациями, сенсибилизация или десенсибилизация сенсорно-перцептивных процессов.

3. Мотивационно-волевые техники: самоубеждение, самоодобрение, самоприказ, самоуспокоение и различные самовнушения.

Использование указанных методов и приемов будет способствовать формированию и урегулированию у студентов внутреннего самоконтроля за эмоциональным состоянием, снятию эмоциональной напряженности.

Технологии, которые были включены во второй блок, а именно - технологии стресс-менеджмента - включают систему мероприятий, в том числе профилактического характера, осуществляемые с целью борьбы со стрессом. В данную группу технологий могут быть включены: ролевые игры; деловые игры; моделирование стрессовых ситуаций и выход из них; практикумы по арт-терапии, медитации; физические упражнения, гимнастика; различные техники релаксации и дыхательной гимнастики. На важность использования ролевых игр указывает Д. Гоулман, считая их эффективным средством формирования эмоционального интеллекта. По мнению автора использование указанного вида игр будет не только способствовать укреплению различных когнитивных навыков и способностей, но и обеспечивать базу для эмоционального и социального развития [2, с. 124].

Помимо ролевых игр эффективным средством развития эмоционального интеллекта у студентов в условиях затяжного стресса, на наш взгляд является использование деловых игр. Поддерживаем концепцию ученого В.Я. Платова, который считает, что деловую игру можно рассматривать как репетицию производственной или общественной деятельности человека; в процессе деловой игры любая конкрет-

ная ситуация, проигрываемая в лицах, позволяет лучше понять психологию человека, стать на его место, понять мотивы его действий в тот или иной момент реальной ситуации [4, с. 58].

Следующими не менее эффективными технологиями способствующими повышению уровня эмоционального интеллекта, являются арт-технологии, которые основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более эмоциональной и гармоничной. Арт-технологии способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, самоанализу, лучшему пониманию собственных эмоций, чувств и мотивов поведения, гармонизации эмоционального состояния, решению внутренних конфликтов, раскрытию личностного потенциала [6, с. 128]. Наиболее продуктивными арт-технологиями развития эмоционального интеллекта являются музыкальная терапия, изотерапия, сказкотера-пия, кинезитерапия, драматическая терапия и психодрама.

Важно отметить, что арт-техники в работе со студентами, которые находятся в условиях затяжного стресса стоит направлять на создание позитивного эмоционального настроения, творческого самовыражения, развитие воображения и художественных способностей, повышение уровня притязаний, снижение усталости, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, преодоление страхов, тревоги и др.

Использование трениноговых технологий для развития эмоционального интеллекта у студентов, находящихся в условиях затяжного стресса, основывается на основных принципах социально-психологической тренинговой практики -установление связи (аффилиация), сопереживание, принятие других, познавательная обработка опыта. Базовым принципом является включение субъекта в процесс тренингового взаимодействия, в котором задействованы три основных сферы: когнитивная, эмоциональная, поведенческая - изменение одной из которых, приводит к изменению всех остальных [3]. Основные

средства тренинговой работы связаны с приемами социально-психологической рефлексии и социально-психологической перцепции - осмысление собственных переживаний, переживаний других в процессе коммуникативного взаимодействия [2].

Целью описанных выше технологий является развитие эмоционального интеллекта будущих специалистов педагогических профессий, что является средством оптимизации их профессионального становления на этапе профессиональной подготовки. Указанная цель конкретизируется в выполнении следующих задач: расширение эмоционального опыта; повышение уровня развития эмоционального интеллекта на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях по следующим значимым характеристикам, таким как:

ции других, способность управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих людей.

Таким образом, использование комплекса рассмотренных технологий будет способствовать развитию способности студентов понимать собственные эмоции (распознавать собственные состояния, их причины, осознавать взаимосвязь между чувствами и действиями), контролировать собственные эмоции, что предполагает избегание внутренней и внешней агрессии, наличие позитивных взглядов на себя, окружающих, своей деятельности, управления стрессом, понимать эмоции других (эмпатия, умение слушать, компетентное решение конфликтов и межличностных проблем, адаптирование к современным условиям).

способность понимать свои эмоции и эмо-

Библиографический список

1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 299 с.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем ^ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой; [науч. ред. Е. Ефимова]. - 11-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 544 с.

3. Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко // Психологический журнал. - 2008. - № 2 (18). - С. 79-84.

4. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. -Москва: ИПО Профиздат, 1991. - 191 с.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.

6. Сергеева, Н.Ю. Основы арт-педагогической деятельности: учебное пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 234 с.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF STUDENTS' EMOTIONAL WELL-BEING IN CONDITIONS OF PROLONGED STRESS

E.A. Kravchyshyna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Luhansk State Pedagogical University (Russia, Lugansk)

Abstract. The article reveals the essence of the concept of «emotional intelligence». In the context of the considered problem of forming the emotional well-being of students under prolonged stress, a set of technologies has been identified, the purpose of which is to develop the emotional intelligence of future specialists in teaching professions, which is a means of optimizing their professional development at the stage of professional training. The author included five groups of technologies in the technology package, namely: technologies for increasing the level of self-regulation, stress management technologies, behavioral technologies, art therapy technologies, and training technologies. The author presents the essential characteristics of these technologies.

Keywords: emotional well-being, emotional intelligence, prolonged stress, students, technologies for increasing the level of self-regulation, stress management technologies, behavioral technologies, art therapy technologies, training technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.