Научная статья на тему 'Технологии формирования доброжелательных отношений подростков'

Технологии формирования доброжелательных отношений подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / МИЛОСЕРДИЕ / ТЕРПИМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажалова Наида Сулеймановна

Рассмотрены технологии формирования доброжелательных отношений подростков в школьной среде, к которым отнесены отзывчивые, милосердные, сострадательные, сочувствующие, самокритичные и справедливые отношения, обоснована эффективность предложенных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования доброжелательных отношений подростков»

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

© 2012 Нажалова Н.С.

Дагестанский государственный университет

Рассмотрены технологии формирования доброжелательных отношений подростков в школьной среде, к которым отнесены отзывчивые, милосердные, сострадательные, сочувствующие, самокритичные и справедливые отношения, обоснована эффективность предложенных технологий.

The article deals with the technologies of forming the benevolent relations among the teenagers at school, such as charity, sympathy, compassion, self-criticism and justice. The author proves the efficiency of the given technologies.

Ключевые слова: доброжелательные отношения, справедливость, отзывчивость, милосердие, терпимость, педагогические технологии.

Keywords: kindness, benevolent relations, justice, compassion, tolerance, pedagogic

methods, moral education.

В связи с изменением социальноэкономических условий в России, характера многих видов деятельности человека, интенсивностью научных исследований в области образования, вариативностью и открытостью образования в последние годы возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. В новых условиях педагоги столкнулись со сложной проблемой подготовки детей к жизни в быстроменяющемся мире, поиска эффективных технологий воспитания.

Целью нашего исследования явилось определение педагогических

технологий, способствующих

реализации подростков в школе, семье, обществе. При этом предполагалось, что такая реализация возможна в условиях доброжелательных отношений с окружающими, соответственно,

ставилась задача поиска средств и технологий формирования таких отношений в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

В философии, этике, педагогике и культуре сложилось разное понимание добра и доброжелательности как нравственных категорий. Так, понятие добра объясняется через положительные, полезные и хорошие мысли и деяния

человека. Доброжелательность

характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей [4].

В этике выделяют добро как благо, моральное добро и добро как долженствование. При этом добром в обобщенной форме понимают «все, что способствует самовыявлению,

самораскрытию и самореализации личности», если это связано с положительным, хорошим и полезным как для самой личности, так и для других людей. Добро в этике объединяет все, имеющее положительное

нравственное значение, отвечающее нравственности, служащее отграничением нравственности от безнравственности и противостоящее злу [2]. Это определение характеризует моральное добро как поступки и поведение, направленные на благо другого человека, на счастье и возвышение близких и других людей.

Идея добра в этической деонтологии рассматривается как «регулятор поведения людей, выступающий в виде социального требования и

долженствования» [5]. С таких позиций доброжелательность в этике можно понять как намерение, определяющее решение человека совершить действие и достигнуть благоприятного результата. Но намерение еще остается мысленной

формой добра, а не практической его реализацией.

Спецификой характеристики добра в философии является его рассмотрение в аксиологическом аспекте. Это означает то, что добро не имеет динамики, роста от малого до великого, оно или есть, или его нет. Динамика же характерна доброжелательным отношениям,

которые формируются постепенно и непрерывно. В таком процессе не следует забывать об отношениях добра и зла: добро больше связано с жизненной слабостью, спокойствием, иногда пассивными переживаниями людей, а злу характерны энергичность, изобретательность и

целеустремленность, которые человеку нужны не меньше, чем

доброжелательность - желание добра другому человеку [1].

Можно предположить, что в традиционных обществах в условиях

компактного проживания народов в горном Дагестане сохранились добрые человеческие отношения в их первозданном, истинном виде. Однако в последние годы изучение таких проблем национальной школы ослабло в связи с преднамеренным или опрометчивым снятием в официальных документах об образовании понятий «национальная

школа» и «этническая культура» [3].

Формирование доброжелательных отношений было одной из основных задач во всех исторических типах образования и рассматривалось как составная часть нравственного

воспитания. Впервые задачу воспитания у детей доброжелательности как самостоятельного направления

воспитательной работы школы поставил В. А. Сухомлинский. Ориентиром программы творения добра в детском сердце он считал понимание того, что нравственная убогость человека происходит от низкого уровня

благородных человеческих чувств,

мыслей и отношений [6].

В целях выявления характера

отношений подростков к

доброжелательности нами был

разработан тест, позволяющий

определить характер и уровни

доброжелательных отношений

подростков и включающий пять непреходящих нравственных

отношений, лежащих в основе

доброжелательности: отзывчивость,

милосердие, сострадание,

самокритичность, справедливость.

Каждая из форм проявления доброжелательности в тесте

раскрывалась в четырех вопросах на уровне знаний, рассуждений, намерений и отношений. Таким образом, тест состоял из двадцати полуоткрытых вопросов, каждый из которых имел три варианта возможных ответов, а респондент мог выбрать тот, который ближе его пониманию. Параметры ответов задавались отношением к себе, к родным, к окружающим людям. Опрос был проведен в трех средних общеобразовательных учреждениях города Махачкалы Республики Дагестан (средняя школа № 28, инновационное образовательное учреждение - гимназия № 52 и школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 4) с охватом 150

подростков (по 50 учащихся из каждого учебного заведения).

Количественный анализ результатов первого этапа тестирования показал, что степень доброжелательности подростков к себе и родным людям недостаточно высока, к сверстникам их отношение снисходительное, к посторонним людям наблюдается безразличие и даже отмечается агрессия. При этом важным для человека качеством считают: отзывчивость - 59,9% опрошенных,

милосердие - 58,6%, сострадание -63,9%, самокритичность - 53,8%,

справедливость - 61,1% школьников. Сравнение полученных ответов с

результатами наблюдений учителей и дополнительных бесед с учащимися выявило, что наша технология позволила получить достоверные результаты, она доступна и проста для использования учителями и классными руководителями в школе.

Результаты опроса еще раз

подтвердили актуальность нашего исследования и позволили наметить эффективные пути формирования таких отношений у подростков.

На следующем этапе были разработаны педагогические технологии, включающие диспуты, круглые столы, беседы на этические темы, ролевые игры, тренинги, которые проводились во внеурочное время. Их отличие от традиционных форм воспитательной

работы заключалось в цели -формирование понимания сущности и значения основных форм проявления доброжелательных отношений в поступках и поведении людей. Особенностью предложенных

технологий явилась направленность на понимание подростками истинного значения предложенных нравственных категорий через сравнение разных их смыслов у разных народов и в разных жизненных ситуациях.

В соответствии с заданной логикой формирования доброжелательных

отношений работа была начата с изучения различных ситуаций проявления доброты, знаний о доброте, представлений о доброте, нашедших отражение в сказках разных народов. Данное направление работы под названием «Доброта в нас и вокруг нас» включало чтение сказок «Самое

прекрасное сердце», «Мешочек с гвоздями», «Дети двух матерей» и др. и их обсуждение с классом, а также анализ пословиц и поговорок народов Дагестана о добрых человеческих отношениях.

Другое направление - «Будем

милосердны» - включало комплекс бесед с подростками о милосердии, обсуждение категорий людей, нуждающихся в

милосердии, о тех, кто просит милостыню, кому нужно ее давать. Дети высказывали свое мнение по поводу того, что заставляет некоторых людей выйти на улицу с протянутой рукой, знакомились с особенностями поведения людей из категории «профессиональные попрошайки». В ходе серии бесед «Учимся терпимости» выяснялось

понимание учащимися значения

толерантности, толерантного отношения, отрабатывались умения находить

компромисс в конфликтных ситуациях, решать споры.

Для отработки добрых намерений учащихся в программу были включены круглые столы «Как стать добрым по-настоящему» и диспуты «Твори добро», где обсуждались сложные жизненные ситуации, отраженные в СМИ, для того, чтобы развить в детях умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Для учащихся были организованы встречи с детьми из «Дома ребенка» и пожилыми людьми из пансионата «Забота», когда подростки могли

реализовать свои доброжелательные намерения. В ходе этих мероприятий создавались ситуации сопереживания, правильного нравственного выбора в общении с людьми, которые

действительно нуждаются в доброте и заботе.

В течение 2008-2010 гг. нами

проводилась апробация разработанных мероприятий в трех образовательных учреждениях города Махачкалы в восьми экспериментальных классах. В ходе экспериментальной работы дети приобретали знания о нравственных ценностях и сообразно полученным знаниям - желание действовать в реальных жизненных ситуациях. У подростков воспитывался интерес к

самому себе, желание познать себя и самосовершенствоваться, формировалось позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа, развивалось и укреплялось стремление участвовать в жизни коллектива, формировалось чувство гордости за свой коллектив.

Качественный анализ результатов эксперимента позволил проследить

конкретные новообразования в

нравственных ценностях подростков и выявил следующую тенденцию. По всем показателям нашего исследования наблюдались положительные сдвиги. Так, например, число отзывчивых к себе подростков в экспериментальных классах увеличилось с 54,6% до 66,6%, в отношении родных и близких активную отзывчивость уже готовы проявить 63,3%, а в отношении своих сверстников - 80,6% участников эксперимента.

Количество подростков, готовых

проявить милосердие к своим близким, возросло с 82,0% до 85,3%. К окружающим, но не близким людям будут милосердны уже не 48,6%, а 52,0% из числа опрошенных.

Сострадание к себе на первом этапе исследования проявили только 8,0% респондентов, остальные старались не давать выхода эмоциям. После совместной работы количество их увеличилось до 38,6%, что можно считать признаком глубоких позитивных изменений в сознании подростков. Они стали глубже анализировать, переживать истинное значение доброжелательных отношений для себя и любого человека. Сострадание к родителям на первом

этапе проявляли 80,6% респондентов, далее их количество возросло до 82,6%.

Самоанализ своих поступков ежедневно проводили 20,6% подростков в начале эксперимента, а конце работы -51,3%. Радует то, что после проведенной работы число тех, кто прислушивается к замечаниям старших, увеличилось с 68,6% до 72,6%.

Позитивные сдвиги наблюдались и в отношении справедливости в

человеческих отношениях: оценка

справедливости своих намерений и отношений возросла с 28,0% до 40,6%, также возросло число подростков, выступающих за справедливость в

отношениях со сверстниками, на 6,6%, с родными и близкими - на 8,6%.

Сравнительный анализ результатов тестирования дал возможность проследить динамику развития

доброжелательных отношений

школьников в сторону значимого роста и сделать вывод о том, что разработанные нами материалы классных часов и внеклассных мероприятий оказали положительное воздействие на формирование доброжелательности подростков, чего и следовало ожидать. По нашему предположению, в ходе учебно-воспитательной деятельности формируется нравственность ребенка, приобретаются знания о нравственных нормах, накапливается опыт доброжелательных отношений.

Знания школьников о нравственных нормах, формируемые из жизненных наблюдений, нередко бывают

разрозненными и неполными в силу того, что различные институты жизни предъявляют разные, часто

противоречивые требования. Поэтому необходимо проводить специальную

работу по коррекции социального

поведения детей. Результаты

эксперимента показали, что при такой

целенаправленной работе можно подвести учащихся к истинному пониманию значения добра и добрых намерений в общении с людьми. Проведение подобных мероприятий

способствует приобретению

подрастающим поколением

нравственных знаний, выработке у школьников правильных представлений о нравственных категориях, интереса к нравственным проблемам общества, стремлению к развитию своей нравственной культуры.

Обобщая результаты исследования, можно сформулировать ряд выводов. Воспитательную работу в школе по формированию доброжелательных

отношений учащихся следует начинать с выявления характера уже сложившихся отношений, чему послужат специальные методики диагностики. Необходима целенаправленная подготовка учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, психологов и руководителей школы к реализации технологий формирования

доброжелательных отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учащихся. Такую работу целесообразно строить по логике - от знаний о добре, рассуждений о сущности и значении добра к намерению совершать добрые дела и проявлению доброжелательности в самих отношениях. Эффективность формирования доброжелательных

отношений учащихся зависит от создания соответствующего социальнопсихологического климата в школьном коллективе. Для проявления

доброжелательных намерений

подросткам необходим опыт общения с людьми, нуждающимися в заботе, справедливом отношении и поддержке, что возможно в сотрудничестве школы и семьи с социальными учреждениями (детскими домами, реабилитационными центрами, домами инвалидов и престарелых).

Важно, чтобы все технологии были комплексно и разумно реализованы в педагогической деятельности

образовательных учреждений. Педагог должен помочь подростку в осознании и понимании этических норм поведения в обществе, способствовать

формированию доброжелательных

отношений к окружающим, что возможно при условии творческого, ответственного отношения педагога к своей работе, приоритетом в которой является воспитание нравственной личности.

Примечания

1. Апресян Р. Г. Добро // Новая философская энциклопедия. URL:http:www.iph.ras.ru /elib/ 0993.html 2. Добро и зло // Этика. URL:http:www.abccda.ru/abc 48.php 3. Нюдюрмагомедов А. Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодежной среде. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2005. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 1999. 4. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова. М. : Политиздат, 1989. 5. Сухомлинский В. А. Как воспитать у детей доброжелательность // Как воспитать настоящего человека. М. : Педагогика, 1990. С. 162-169.

Статья поступила в редакцию 11.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.