Научная статья на тему 'Нравственные качества личности будущего врача как основа проявления гуманного отношения к человеку'

Нравственные качества личности будущего врача как основа проявления гуманного отношения к человеку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1809
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ВРАЧ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ / PERSONAL MORAL QUALITIES / MORAL CULTURE / FUTURE DOCTOR / HUMANE ATTITUDE TO A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лямова Оксана Олеговна

Рассматривается классификация основных нравственных качеств личности будущего врача, необходимых для проявления гуманного отношения к человеку. Представлено их обоснование и краткая характеристика. В процессе определения каждого из исследуемых качеств устанавливается взаимная связь между определенными нравственными качествами личности и проявлением гуманного отношения к человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL QUALITIES OF FUTURE DOCTORS AS THE BASIS OF HUMANE ATTITUDE TO A PERSON

The article deals with the classification of the main moral qualities of future doctors necessary for showing humane attitude to a person. The article presents their explanation and characteristics. In the process of describing of every moral quality which is investigated the author shows the interconnection between particular moral qualities and humane attitude to a person.

Текст научной работы на тему «Нравственные качества личности будущего врача как основа проявления гуманного отношения к человеку»

УДК 614.253

Лямова Оксана Олеговна

доцент кафедры иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера Минздрава России», Пермь, Россия

614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26, тел. + 7 (342) 217-10-31

e-mail: palina_o82@mail.ru

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА КАК ОСНОВА ПРОЯВЛЕНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ

Oksana O. Lyamova

Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Training "Perm State Medical University named after ac. E.A. Wagner " of the RF Ministry of Health Care 26, Petropavlovskaya, 614000, Perm, Russia e-mail: palina_o82@mail. ru

MORAL QUALITIES OF FUTURE DOCTORS AS THE BASIS OF HUMANE

ATTITUDE TO A PERSON

Аннотация. Рассматривается классификация основных нравственных качеств личности будущего врача, необходимых для проявления гуманного отношения к человеку. Представлено их обоснование и краткая характеристика. В процессе определения каждого из исследуемых качеств устанавливается взаимная связь между определенными нравственными качествами личности и проявлением гуманного отношения к человеку.

Ключевые слова: нравственные качества личности, нравственная культура, будущий врач, гуманное отношение к человеку.

Abstract. The article deals with the classification of the main moral qualities of future doctors necessary for showing humane attitude to a person. The article presents their explanation and characteristics. In the process of describing of every moral quality which is investigated the author shows the interconnection between particular moral qualities and humane attitude to a person.

Key words: personal moral qualities, moral culture, future doctor, humane attitude to a person.

О нравственных и психологических качествах врача написано немало. О них говорили выдающиеся представители медицины всех народов и во все

© Лямова О.О., 2018

времена (Г.Л. Захарьин, А.А. Остроумов, В.М. Бехтерев, Ф.Г. Японский и т.д.). Классики отечественной медицины уделяли особое внимание необходимости постоянного совершенствования личности врача, так как хорошо понимали, что без этих качеств врачебная деятельность, как справедливо заметил Л.Н. Толстой, «ничего не стоит».

Вопросы гуманистического воспитания будущих врачей находят широкое освещение преимущественно в этико-деонтологической литературе. Данной проблеме посвящены труды Г.Е. Батрака, Е.А. Вагнера, А.А. Грандо, В.В. Ермакова, И.Ф. Матюшина, Г.В. Морозова, Ю.Д. Павлова, Б.В. Петровского, А.А. Росновского, П.М. Сапроненкова и других, а также современные исследования в области врачебной этики и деонтологии (Т.П. Саитова, И.В. Силуянова, А.А. Сыромятникова, М.Я. Яровинский и др.). Несмотря на то что эти книги и монографии рассматривают различные этико-деонтологические проблемы, все труды указанных авторов проникнуты одной идеей - гуманизма медицинской профессии, воспитания нравственной культуры и нравственных качеств будущих врачей.

Современная психолого-педагогическая наука выделяет достаточно широкий спектр нравственных качеств личности. Это обусловлено тем, что исследователи разных направлений рассматривают нравственную культуру личности через призму своей науки, выделяя, тем самым, различные более и менее сложные нравственные качества. Совокупность менее сложных нравственных качеств, благодаря процессу интеграции, приводит к образованию более сложных.

На основе анализа научных исследований по проблеме гуманистического воспитания студентов медицинского вуза мы попытались выделить и систематизировать основные нравственные качества, необходимые врачу для проявления гуманного отношения к человеку. Они представлены в следующей классификации:

1. Гуманность:

- человеколюбие - доброта, человечность, сердечность, душевность, непримиримость к жестокости (справедливость, неравнодушие);

- гуманистическая направленность - приветливость, внимательность, чуткость, доброжелательность;

- эмпатия - сопереживание, сочувствие, сострадание, сорадование, отзывчивость, эмоциональная теплота;

- милосердие (альтруизм) - заботливость, стремление помочь, готовность прийти на помощь, бескорыстие, великодушие.

2. Толерантность - терпимость, уступчивость.

3. Коммуникативная компетентность - дар слова, общительность, коммуникативная толерантность.

4. Эмоциональная стабильность (устойчивость) - отходчивость, сдержанность, самообладание, выдержка, волевая саморегуляция.

5. Воспитанность - порядочность, искренность, деликатность, тактичность, вежливость, благородство, ответственность, чувство долга, совесть, дисциплинированность, добросовестность.

В качестве обоснования своего выбора дадим краткую характеристику каждого из представленных качеств.

Основным сложным нравственным качеством личности, выступающим одновременно и условием, и следствием проявления гуманных отношений, является гуманность. В русском языке гуманность - «человечность, человеколюбие, уважение к людям, человеческому достоинству» часто отождествляется с понятием гуманизм. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Гуманность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому» [1, с. 58].

В педагогике гуманность - это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения. В современной педагогической науке гуманность рассматривается с двух сторон: как отдельное качество и как интегральная характеристика личности. В рамках нашего исследования мы придерживаемся второго подхода. С точки зрения В.Л. Сластенина, Р.А. Валеевой, О.С. Газмана, И.С. Марьенко, И.В. Романовой, К.В. Гавриловец, гуманность - это не просто черта личности, а ее «интегральная характеристика, целый комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку и к самому себе. Она представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности» [4, с. 60].

В структуру гуманности зачастую вкладывается разное содержание: дружба, товарищество, великодушие, самоотверженность (А.В. Тихонова), взаимопомощь, самопожертвование, непримиримость к злу (А.Г. Нестеренко); любовь, уважение, благородство, чуткость, доброжелательность, сочувствие (Н.С. Сидоров, А.С. Скиндер, Л.В. Руднева) и т.д. Для нашего исследования принципиально важными становятся именно те нравственные качества, которые необходимы врачу для установления гуманных взаимоотношений с пациентом. Следовательно, в структуру гуманности мы включаем такие сложные нравственные качества, как человеколюбие, гуманистическую направленность, эмпатию, милосердие (альтруизм).

Смысл термина «человеколюбие» очевиден, исходя из семантики самого слова, поэтому не требует тщательного объяснения. Любовь врача особая, исполненная сострадания к больному человеку, это любовь не к одному или нескольким людям, а к каждому и любому больному. Любить больного человека - это значит уметь внушить ему веру в себя и надежду на выздоровление. Человеколюбие проявляется в доброте, человечности, сердечности, душевности, непримиримости к жестокости (неравнодушие).

Психологическое ядро гуманности составляет гуманистическая направленность личности. Исходя из основных принципов гуманизма и специфики медицинской профессии, гуманистическая направленность личности врача связана с основным объектом деятельности - человеком, который рассматривается как высшая ценность. Данное качество строится на основе присвоенных базовых концептов: человек, жизнь, здоровье, милосердие. Исследователь Ю.М. Ежова определяет гуманистическую направленность

личности врача как внутреннюю устремленность и готовность действовать для блага другого (помогать, сочувствовать, поддерживать, понимать и т.п.); это потребность помогать лично даже незнакомому человеку, «чужому», обществу, человечеству. Гуманистическая направленность опирается на такие личностные качества, как доброжелательность, взаимоуважение, приветливость, внимательность, чуткость и т.д.

Еще одним нравственным качеством, входящим в структуру гуманности, является эмпатия. Глубокое сострадание к больному человеку испокон веков является одним из самых светлых, кристально чистых и благородных чувств, присущих самой природе гуманного человека. Еще С.П. Боткин говорил: «Щадить больного и сопереживать ему - ведь это так естественно для исцелителя, имеющего дело с болью и переживаниями человека!» [2, с. 21].

В зарубежной и отечественной психологии содержание понятия «эмпатия» трактуется неоднозначно и рассматривается под терминами эмпатийность, эмоциональная отзывчивость, морально-эмоциональная отзывчивость, нравственная отзывчивость, нравственная чувствительность, морально-эмоциональная восприимчивость, моральная чувствительность, нравственная чуткость, социальная сензитивность, эмоциональная идентификация и т.д. Представители аффективного направления характеризуют эмпатию как способность эмоционально отзываться на переживания других людей, осознанное эмоциональное сопереживание другому человеку. В когнитивном плане - это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, способность увидеть мир его глазами. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. К эмпатическим качествам врача мы относим сопереживание, сочувствие, сострадание, сорадование, отзывчивость, эмоциональную теплоту.

Действенный компонент гуманности, по нашему мнению, выражается в милосердии и альтруизме как высшей степени его проявления. Термин «милосердие» является калькой латинского слова «ш1вегуеогё1а» - «милующее сердце». В словарях милосердие определяется как: сердолюбие, сочувствие, жалостливость, мягкосердность; любовь на деле; готовность делать добро всякому, помочь, простить кого-нибудь, проявить снисхождение, оказать помощь из сострадания, человеколюбия; сострадательная и деятельная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся и т.д. В диссертационных исследованиях И.А. Княжевой, Т.А. Недоводеевой, Л.С. Ощепковой, В.А. Шутовой и др. «милосердие» трактуется как интегративное нравственное качество личности, определяющее способность человека к содействию, сотрудничеству, внимательному и заботливому отношению к окружающим, действенной бескорыстной помощи нуждающимся, любви и заботы о ближнем и т.д. В данных определениях можно отметить одну главную характеристику милосердия - деятельное

участие в жизни другого человека. Под милосердием врача мы понимаем деятельное участие в жизни пациента, которое выражается в готовности оказать различного рода помощь, поддержку, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся, сердечное участие на основе проявления терпимости, сострадания и человеколюбия к окружающим. Высшую степень милосердия можно определить таким понятием как «альтруизм» - моральный принцип жизни ради других. В основе милосердного отношения лежит заботливость, стремление помочь, готовность прийти на помощь, бескорыстие, великодушие.

Таким образом, рассматривая гуманность врача как интегральную характеристику личности, мы определяем ее как основное профессионально значимое нравственное качество, необходимое для установления гуманных взаимоотношений с пациентом, в структуру которого входят такие компоненты, как человеколюбие, гуманистическая направленность, эмпатия и милосердие.

Профессионально значимым нравственным качеством врача, необходимым для проявления гуманного отношения к человеку, является толерантность. Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу «tolero» - «терпеть» - и английскому существительному - «tolerance» -«терпимость, терпение». По определению словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [1, с. 456]. Данное моральное качество характеризуется терпимым, уважительным отношением к другим людям, их мнению и личностным особенностям; оно выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Врачу особенно необходимо терпение, так как больной, зачастую, находится в неконтролируемом состоянии сознания и проявляет негативные качества характера. Умение терпеть дает возможность врачу видеть разницу между болезнью и больным.

Мыслители прошлого и настоящего не раз отмечали значимость общения в работе врача. Древняя мудрость гласит: «Три орудия есть у врача: слово, растения и нож». Не случайно в этом изречении на первом месте поставлено «слово», поэтому такое профессионально значимое качество будущего врача, как коммуникативная компетентность также является необходимым в процессе установления гуманных взаимоотношений с пациентом. Различные аспекты изучения коммуникативной компетентности студентов-медиков нашли отражение в исследованиях С.Н. Барышниковой, Л.Н. Васильевой, С.В. Миловановой, Л.В. Стояновой, Л.А. Цветковой и др. Рассматривая содержание данного понятия с позиций субъектного (личностного) подхода, авторы характеризуют коммуникативную компетентность врача как многоуровневое интегральное качество личности, опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса». В деятельности врача коммуникативная компетентность обеспечивает осуществление эффективной коммуникации,

взаимопонимание, доверие в отношениях. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Развитая коммуникативная компетентность является важным лечебным фактором, определяющим в большинстве случаев успех лечения в целом.

Как известно, профессия врача предъявляет требования, связанные с частыми эмоциональными перегрузками и стрессовыми ситуациями. Существование в подобных условиях требует от медика высокой эмоциональной стабильности (устойчивости, выдержанности). В понятие «эмоциональная стабильность», в зависимости от трактовки авторов, включаются различные эмоциональные феномены: устойчивость эмоций и эмоциональных состояний (П.А. Баданина, Н.Д. Левитов, Е.А. Милерян, В.М. Писаренко, Б.А. Ясько); преобладание положительных эмоций (Л.М. Аболин, О.П. Ольшанникова). Нам близка точка зрения Я. Рейковского, определяющего эмоциональную стабильность как степень эмоционального возбуждения, не превышающую пороговой величины и не нарушающую поведение человека. В таком понимании она представляет собой способность подавлять эмоциональные реакции, т.е. силу воли, проявляемую в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке, самообладании. К основным проявлениям эмоциональной стабильности мы относим отходчивость, сдержанность, самообладание, выдержку, волевую саморегуляцию, умения противостоять стрессу, эмоциональным перегрузкам, сглаживать конфликты. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Как говорил академик Б.В. Петровский, «болезни приходят в тело человека от необузданных чувств. И тот, кто лечит, должен уметь сам обуздывать чувства» [3, с. 42].

Еще одно сложное нравственное качество врача, детерминирующее характер его отношений с пациентом, мы определили собирательным понятием «воспитанность». В широком смысле под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития, в узком - это нравственная воспитанность личности, соответствие неким принятым в данном обществе правилам хорошего тона, благовоспитанность, которая проявляется в культуре поведения и общения, уважительном отношении к другому человеку. Мы полагаем, что воспитанность отражает, прежде всего, внутреннюю нравственную культуру человека, когда двигателем поведения становятся представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения не позволяют ему вести себя иначе. Воспитанный человек умеет понять окружающих, учитывает и уважает их интересы, желания, привычки, настроения, искренне отзывается на их чувства и переживания. Под воспитанностью врача мы понимаем нравственное свойство личности, характеризующееся совокупностью следующих сформированных социально значимых качеств: вежливость, тактичность, ответственность, деликатность, порядочность, искренность, благородство, чувство долга,

совесть, уважение, дисциплинированность, добросовестность, которые в обобщенной форме помогают установлению гуманных взаимоотношений в диаде «врач - больной».

Таким образом, мы полагаем, что все вышеперечисленные нравственные качества, как в совокупности, так и в частности, являются определяющими для проявления гуманного отношения к человеку. Известный психолог, исследователь отношений Б.Г. Ананьев доказал, что существует определенная последовательность в переходе гуманных отношений в свойства характера. Отношения к людям превращаются в устойчивые образования - качества личности. Нравственные качества представляют собой стабилизированные отношения, а характер человека - система закрепившихся в нем отношений. Следовательно, гуманные качества личности являются и следствием проявления гуманного отношения к человеку, и условием его дальнейшего существования.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - С. 58.

2. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. - Киев: Выща школа, 1988. - 192 с.

3. Деонтология в медицине: в 2 т. / под общ. ред. Б.В. Петровского. - М.: Медицина, 1988. - Т. 1. - 414 с.

4. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985. -С. 56-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.