2. Винокуров Б. Л. Рыночные фазы маркетинга медицинских услуг.// Здравница Причерноморья. - 2001. - №4. - 38-39 с.
3. Георгиевский И.М. Маркетинговые составляющие общих представлений больных об образе врача.// Психология рынка. - 2008. - №4. - 24-26 с.
4. Морева Р.С. Коммуникативная компетентность врача.// Предпринимательское дело. - 2009. - №2. - 61-64 с.
Савельева М.В.
Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача
Духовно-нравственная культура врача предполагает его ориентацию во взаимодействии с пациентом на общечеловеческие ценности, обусловленные понятием «гуманизм». Среди названных ценностей основными можно обозначить жизнь, здоровье пациента, его право на достойное к себе отношение. При этом ведущим целевым ориентиром в профессиональной медицинской деятельности является здоровье человека.
Какие же требования к личности врача и ценностному содержанию его профессиональной деятельности в контексте нравственно-гуманистических ориентиров предъявляет сегодняшняя социальная ситуация в России?
Самое общее требование к профессиональной деятельности врача -справедливость. Суждение Гиппократа - «врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах» - давно уже стало аксиоматичным в медицинской этике [10, с. 185]. Под справедливостью в отечественной науке понимают общую нравственную санкцию совместной жизни людей. «Справедливость рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Специфический предмет справедливости - благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства... Для понимания справедливости существенно признание того, что индивиды рассматриваются в совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и поэтому равные между собой... В этическом аспекте справедливость выступает как равенство в достоинстве быть счастливым и в обладании необходимыми для этого благами. Справедливость предполагает некий набор материальных и духовных благ, на которые все граждане изначально имеют право независимо от заслуг. Здесь точкой отчета справедливости оказывается взаимность золотого правила нравственности». В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство. Нравственная справедливость есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является незаменимым» [7, с.274].
Это определение достаточно обобщенно, но в рамках профессиональной медицинской деятельности, руководствуясь принципом справедливости, врачу необходимо относиться к личности пациента как к самоценности, как к человеку, имеющему право на благо, связанное со здоровьем, хорошим самочувствием и т.д.
При этом врач должен относиться к каждому пациенту (независимо от индивидуальных проявлений даже негативного характера), руководствуясь «золотым правилом» этики.
Справедливость к пациенту невозможна вне эмоционального уровня отношения к нему со стороны врача. Этот уровень отношений основан на таких взаимосвязанных явлениях, как любовь, сострадание, милосердие, чуткость и т.д.
«Уметь любить больного и, прежде всего, быть к нему справедливым, во-первых, дано человеку, т.е. «имеет свой глубокий корень в нашей природе», во - вторых, может быть задано человеку долгом, т.е. сформировано воспитанием, обучением, образованием, опытом профессиональной работы» [5, с. 153]. Любовь к больному - трудное дело. Согласно мнению Аристотеля, «самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью к себе, а тот, который поступает так по отношению к другим, а это трудное дело» [6, с.36]. «Любовь - высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь как глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, Родине, жизни и т.д.) [7, с. 135].
Если говорить о значении феномена любви во врачебной деятельности, то в большей степени необходимо иметь ввиду не индивидуальные привязанности, а любовь к людям в целом, проявляющаяся в своем активном аспекте - в милосердии. «Болезнь -всегда беда, стресс. Эту беду, душевные и психологические нагрузки больному трудно пережить без милосердия со стороны других и прежде всего врача» [6, с.36].
Милосердие проявляется через сострадание и чуткость. Есть два вида сострадания. Так, Стефан Цвейг писал: «Есть два вида сострадания. Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья: это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Другое же сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, что хочет, и полно решимости, страдания, и сострадания сделать все, что в человеческих силах» [там же, с.55-56].
Милосердие проявляется и в чуткости. «Под чуткостью врача подразумевают как внимательное и глубокое понимание переживаний больного, так и оказание помощи, смягчение или устранение причин, вызвавших болезнь... Чуткость врача и каждого медицинского работника - это не только моральная черта, но и сила, побуждающая к творческому поиску в диагностике и лечении, требующих иногда самоотверженности и самопожертвования. В чуткости таится и большая лечебная сила, ускоряющая положительное действие различных мероприятий лечебного характера» [ там же, с. 54].
Все сказанное определяет этический кодекс современного российского врача, который в некоторых сокращениях мы приведем по данным биомедицинской этики.
1. Врач обязан профессионально самосовершенствоваться, накапливать и передавать ученикам и коллегам свой медицинский опыт.
2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не использовать свой профессиональный опыт во вред больному или здоровому человеку.
3. Врач должен быть добрым, сострадательным и милосердным к каждому человеку, который нуждается в его помощи, быть готовым всегда и в любых обстоятельствах прийти на зов страждущего.
4. Врач при любых обстоятельствах должен сохранять врачебную тайну.
5. Врач должен проявлять бескорыстие. Заинтересованность в оплате (гонораре) не должна быть на первом месте, т.к. пациент беспомощен и врач должен показать заранее, что он не намерен этим воспользоваться.
6. Врач должен стремится заранее увидеть возможные опасности для жизни и здоровья, предупредить о них человека. Научить его, как можно избежать этих опасностей. С этой целью нужно распространять знания о медицине и говорить пациентам правду, чтобы обеспечить сознательное взаимодействие с пациентами и обществом.
7. Врач обязан быть законопослушным. Делать для профилактики и лечения все то, чего требуют наука и законы, этика и своя собственная совесть.
Гуманистические ценностные ориентиры, представленные в данном этическом кодексе российского врача, позволяют оперировать такими этико-психологическими понятиями, как долг, совесть, справедливость, любовь, сострадание, милосердие, чуткость. Эти понятия определяют нравственные требования к профессии врача и личности специалистов, работающих в данной сфере социальной практики.
Однако практика в системе российского здравоохранения свидетельствует, что приоритет в оценке личности врача отдается собственно профессиональному компоненту культуры, при относительно полном игнорировании значимости общечеловеческих духовно-нравственных качеств медицинского работника. Между тем, по существующей классификации профессий, медицинские специальности необходимо относить к группе профессий «человек - человек» и, следовательно, недооценивать роль нравственного начала личности врача неправомерно.
Более того, авторитет врача в значительной степени зависит именно от нравственных качеств его личности. Так, В.К. Калиничев при анализе проблемы авторитета личности особо подчеркивал, что в основании авторитета нравственные качества человека имеют особую роль, так как позитивная оценка этих свойств является механизмом запуска доверительных отношений. И только после первоначального оценивая нравственности личности, возникает следующая фаза коммуникативного процесса - умозаключения - можно или нет доверять этому человеку [3]. Следовательно, данный компонент культуры должен является своеобразным базисом профессиональной культуры медика, что и отражено в общих психологических требованиях к профессиям типа «человек - человек»: «стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка; умение сдерживать эмоции отрицательного характера; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними,
организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть вербальной и невербальной речью; способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей» [11, с.591].
Состояние диалогичности, открытости к миру, доверительное отношение к нему многократно умножает творческие потенции человека, ибо продуцирует способность изучать предмет отношений «по его собственным меркам». Это предполагает субъект - субъектное отношение к миру. «Победительно экспансионистская устремленность завоевать и переделать все и вся, не считаясь с собственным содержанием и смыслом явлений в мире, оказывает дурную службу своему носителю. Подобное мироотношение закрывает от человека всю бесконечность многообразия мира, полифонию человеческих смыслов, которыми так богата жизнь и культура. Развитие культуры, поэтому состоит в постоянном расширении объема и масштаба «значимого другого» [4, с. 111].
Способность к диалогу определяется эмоциональной культурой личности, являющейся важным компонентом духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности врача. «Со-чувствие, со-страдание, сопереживание означает эмоциональную, то есть наиболее интимную, непосредственную приобщенность личности к чувственному со-бытию человечества. Вне культуры чувств, то есть ощущении и слитности индивидуальной человеческой жизни с жизнью других людей, невозможно формирование культуры в целом» [ там же, с. 113].
Авторы региональной концепции «Развитие, социализация и воспитание личности», в свою очередь, рассматривают духовно-нравственную культуру через мировоззренческий и эмоциональный компоненты и предлагают следующие ее составляющие:
- мировоззренческая культура (т. е. ценностные ориентации личности);
- эмоционально-чувственная культура (т.е. культура переживаний, их гуманистическая направленность, эмоциональная насыщенность поведения и деятельности);
- психорегулятивная культура (способность к рефлексии, владение умениями настраивать свой организм, свою психику на оптимальный уровень активности соответственно ситуациям жизнедеятельности) [9].
Е.В. Бондаревская выделяет следующие качества духовно-нравственной личности: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость и доброжелательность, стремление к миру и добрососедству, способность к общению, готовность оказывать помощь близким и дальним людям и т.д. [2, с. 11-43].
Кроме этого нравственность врача предполагает его ориентацию на важнейший конструктивный принцип взаимодействия с миром - принцип диалога и, соответственно, выработанные у него умения осуществлять диалогическое взаимодействие с пациентом, используя при этом весь необходимый комплекс коммуникативных средств.
Определяя условия эффективности профессионально обусловленного общения врача с пациентом, необходимо ориентироваться на его духовно-нравственное содержание, поэтому необходимо еще раз актуализировать гуманистический принцип диалога и применить его непосредственно к общению. Так как общение в значительной степени является сферой духовного производства, в ходе которого происходит психологические преобразования в личностных сферах участников общения, то при обосновании принципа диалога в общении врача и пациента для нашего исследования крайне актуальными являются идеи В.А. Петровского, связанные с его теорией отраженной субъектности.
«Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого. Смысл выражения: «человек отражен во мне как субъект» - означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру... Отражаясь во мне, субъект выступает как активное, деятельностное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее передо мной новые цели...» [8, с. 161]. Теория отраженной субъектности глубоко гуманистична, так как обосновывает отношение к партнеру по взаимодействию (в нашем случае к пациенту) как к активному субъекту, как к индивидуальности.
Следовательно, отношение к пациенту как к активному началу означает умение врача настраиваться на его индивидуальность, исходя из потребностей пациента, его интересов в их постоянной динамике. Социальная основа индивидуальности представлена личностными качествами человека и обусловлена сложившимися общественными отношениями, частными обстоятельствами семейной и личной жизни, своеобразными условиями воспитания. Социальный аспект индивидуальности находит свое выражение в характере, способностях и подготовленности как взаимосвязанных составляющих личности человека. И, наконец, интегрирующей сущностью биологической и составляющих человека являются его субъектные качества (активность, инициатива, предприимчивость, креативность и т.д.). Интеграция всех уровней индивидуальности приводит к появлению основных ее признаков: целостности, обособленности, неповторимости, автономности, наличия внутреннего «Я» [1].
Итак, диалог является основным принципом гуманизации взаимодействия врача и пациента, установления между ними подлинных отношений доверия. Диалог осуществляется непосредственно на личностном уровне и предполагает равенство активности и личностных позиций субъектов отношений, вовлечения партнера по общению в процесс удовлетворения своих потребностей.
Говоря о диалогизации отношений врача и пациента необходимо разрешить противоречие, связанное с тем, что отношения всегда по сути субъект-объектные, а их диалогизация требует перестройки в контексте субъект - субъектного взаимодействия. Отсюда возникает закономерный вопрос: «Если отношения всегда по своей сути субъект-объектное взаимодействие, каким образом их можно
перестроить на субъект-объектную основу?». Данное противоречие решается через механизм обратной связи в общении и диалогизм, проявляющийся в периодической смене своих ролевых позиций (коммуникатора и реципиента) участниками взаимодействия.
Итак, определив основные позиции в духовно-нравственной культуры врача, мы может констатировать ее ориентацию на гуманистические ценности, способность строить отношения с пациентом на основе принципа диалога, уважая достоинство его личности.
Литература
1. Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулава// Педагогика: научн.-теорет.журн. - 1996. - № 1. - 9-17 с.
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. - Часть 1. - Ростов н/Д, - 1993. - 11-43 с.
3. Калиничев В .К. Природа авторитета личности в социалистическом обществе: Автореф. дисс . канд. философ. наук. - М. - 1971. - 22 с.
4. Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования /Под ред. Л.В. Сохань и В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка. - 1989. - 192 с.
5. Леви В. Кассирский о врачевании //Вопросы философии. - 1971. - №1.
6. Орлов А.Н. Милосердие: Избранные лекции по деонтологии. - Изд-во Красноярского университета. - 1993. - 104 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол. : М.М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002. - 528 с.
8. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО «Горбунок». - 1992. - 224 с.
9. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. -Ставрополь. - 1993. - 32 с.
10. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 2001. - 192 с.
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. : Издательство «Феникс». -1997 - 736 с.
Тлиш М.М.
Соотношение фармакологических и немедикаментозных инноваций в системе преподавания основ восстановительного лечения больных
зудящими дерматозами
Актуальность соотношения медикаментозных и немедикаментозных схем в преподавании студентам медицинских ВУЗов и слушателям факультетов