Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача'

Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3123
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / MORAL AND HUMANISTIC ORIENTATIONS DIALOGIZATION DOCTOR-PATIENT RELATIONSHIP / ДИАЛОГИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА / ДОВЕРИЕ / TRUST / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / МИЛОСЕРДИЕ / ЧУТКОСТЬ / SENSITIVITY / COMPASSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савельева М.В.

В данной статье актуализируется проблема выявления нравственногуманистических ориентиров профессиональной медицинской деятельности. С этих позиций анализируются понятия справедливости, милосердия, чуткости и пр., которые, являясь базисом эмоциональной культуры врача, развивают его способность к диалогу, установления подлинных отношений доверия между врачом и пациентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral foundations of patient and physician interaction

This article is updated to identify the problem of moral and humanistic guidelines for professional medical activities. From this perspective, examines the concept of justice, compassion, sensitivity, etc., which, as the basis of the emotional culture of a doctor, and develop its capacity for dialogue, establish the true relationship of trust between doctor and patient.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача»

2. Винокуров Б. Л. Рыночные фазы маркетинга медицинских услуг.// Здравница Причерноморья. - 2001. - №4. - 38-39 с.

3. Георгиевский И.М. Маркетинговые составляющие общих представлений больных об образе врача.// Психология рынка. - 2008. - №4. - 24-26 с.

4. Морева Р.С. Коммуникативная компетентность врача.// Предпринимательское дело. - 2009. - №2. - 61-64 с.

Савельева М.В.

Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача

Духовно-нравственная культура врача предполагает его ориентацию во взаимодействии с пациентом на общечеловеческие ценности, обусловленные понятием «гуманизм». Среди названных ценностей основными можно обозначить жизнь, здоровье пациента, его право на достойное к себе отношение. При этом ведущим целевым ориентиром в профессиональной медицинской деятельности является здоровье человека.

Какие же требования к личности врача и ценностному содержанию его профессиональной деятельности в контексте нравственно-гуманистических ориентиров предъявляет сегодняшняя социальная ситуация в России?

Самое общее требование к профессиональной деятельности врача -справедливость. Суждение Гиппократа - «врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах» - давно уже стало аксиоматичным в медицинской этике [10, с. 185]. Под справедливостью в отечественной науке понимают общую нравственную санкцию совместной жизни людей. «Справедливость рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Специфический предмет справедливости - благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства... Для понимания справедливости существенно признание того, что индивиды рассматриваются в совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и поэтому равные между собой... В этическом аспекте справедливость выступает как равенство в достоинстве быть счастливым и в обладании необходимыми для этого благами. Справедливость предполагает некий набор материальных и духовных благ, на которые все граждане изначально имеют право независимо от заслуг. Здесь точкой отчета справедливости оказывается взаимность золотого правила нравственности». В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство. Нравственная справедливость есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является незаменимым» [7, с.274].

Это определение достаточно обобщенно, но в рамках профессиональной медицинской деятельности, руководствуясь принципом справедливости, врачу необходимо относиться к личности пациента как к самоценности, как к человеку, имеющему право на благо, связанное со здоровьем, хорошим самочувствием и т.д.

При этом врач должен относиться к каждому пациенту (независимо от индивидуальных проявлений даже негативного характера), руководствуясь «золотым правилом» этики.

Справедливость к пациенту невозможна вне эмоционального уровня отношения к нему со стороны врача. Этот уровень отношений основан на таких взаимосвязанных явлениях, как любовь, сострадание, милосердие, чуткость и т.д.

«Уметь любить больного и, прежде всего, быть к нему справедливым, во-первых, дано человеку, т.е. «имеет свой глубокий корень в нашей природе», во - вторых, может быть задано человеку долгом, т.е. сформировано воспитанием, обучением, образованием, опытом профессиональной работы» [5, с. 153]. Любовь к больному - трудное дело. Согласно мнению Аристотеля, «самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью к себе, а тот, который поступает так по отношению к другим, а это трудное дело» [6, с.36]. «Любовь - высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь как глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, Родине, жизни и т.д.) [7, с. 135].

Если говорить о значении феномена любви во врачебной деятельности, то в большей степени необходимо иметь ввиду не индивидуальные привязанности, а любовь к людям в целом, проявляющаяся в своем активном аспекте - в милосердии. «Болезнь -всегда беда, стресс. Эту беду, душевные и психологические нагрузки больному трудно пережить без милосердия со стороны других и прежде всего врача» [6, с.36].

Милосердие проявляется через сострадание и чуткость. Есть два вида сострадания. Так, Стефан Цвейг писал: «Есть два вида сострадания. Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья: это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Другое же сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, что хочет, и полно решимости, страдания, и сострадания сделать все, что в человеческих силах» [там же, с.55-56].

Милосердие проявляется и в чуткости. «Под чуткостью врача подразумевают как внимательное и глубокое понимание переживаний больного, так и оказание помощи, смягчение или устранение причин, вызвавших болезнь... Чуткость врача и каждого медицинского работника - это не только моральная черта, но и сила, побуждающая к творческому поиску в диагностике и лечении, требующих иногда самоотверженности и самопожертвования. В чуткости таится и большая лечебная сила, ускоряющая положительное действие различных мероприятий лечебного характера» [ там же, с. 54].

Все сказанное определяет этический кодекс современного российского врача, который в некоторых сокращениях мы приведем по данным биомедицинской этики.

1. Врач обязан профессионально самосовершенствоваться, накапливать и передавать ученикам и коллегам свой медицинский опыт.

2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не использовать свой профессиональный опыт во вред больному или здоровому человеку.

3. Врач должен быть добрым, сострадательным и милосердным к каждому человеку, который нуждается в его помощи, быть готовым всегда и в любых обстоятельствах прийти на зов страждущего.

4. Врач при любых обстоятельствах должен сохранять врачебную тайну.

5. Врач должен проявлять бескорыстие. Заинтересованность в оплате (гонораре) не должна быть на первом месте, т.к. пациент беспомощен и врач должен показать заранее, что он не намерен этим воспользоваться.

6. Врач должен стремится заранее увидеть возможные опасности для жизни и здоровья, предупредить о них человека. Научить его, как можно избежать этих опасностей. С этой целью нужно распространять знания о медицине и говорить пациентам правду, чтобы обеспечить сознательное взаимодействие с пациентами и обществом.

7. Врач обязан быть законопослушным. Делать для профилактики и лечения все то, чего требуют наука и законы, этика и своя собственная совесть.

Гуманистические ценностные ориентиры, представленные в данном этическом кодексе российского врача, позволяют оперировать такими этико-психологическими понятиями, как долг, совесть, справедливость, любовь, сострадание, милосердие, чуткость. Эти понятия определяют нравственные требования к профессии врача и личности специалистов, работающих в данной сфере социальной практики.

Однако практика в системе российского здравоохранения свидетельствует, что приоритет в оценке личности врача отдается собственно профессиональному компоненту культуры, при относительно полном игнорировании значимости общечеловеческих духовно-нравственных качеств медицинского работника. Между тем, по существующей классификации профессий, медицинские специальности необходимо относить к группе профессий «человек - человек» и, следовательно, недооценивать роль нравственного начала личности врача неправомерно.

Более того, авторитет врача в значительной степени зависит именно от нравственных качеств его личности. Так, В.К. Калиничев при анализе проблемы авторитета личности особо подчеркивал, что в основании авторитета нравственные качества человека имеют особую роль, так как позитивная оценка этих свойств является механизмом запуска доверительных отношений. И только после первоначального оценивая нравственности личности, возникает следующая фаза коммуникативного процесса - умозаключения - можно или нет доверять этому человеку [3]. Следовательно, данный компонент культуры должен является своеобразным базисом профессиональной культуры медика, что и отражено в общих психологических требованиях к профессиям типа «человек - человек»: «стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка; умение сдерживать эмоции отрицательного характера; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними,

организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть вербальной и невербальной речью; способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей» [11, с.591].

Состояние диалогичности, открытости к миру, доверительное отношение к нему многократно умножает творческие потенции человека, ибо продуцирует способность изучать предмет отношений «по его собственным меркам». Это предполагает субъект - субъектное отношение к миру. «Победительно экспансионистская устремленность завоевать и переделать все и вся, не считаясь с собственным содержанием и смыслом явлений в мире, оказывает дурную службу своему носителю. Подобное мироотношение закрывает от человека всю бесконечность многообразия мира, полифонию человеческих смыслов, которыми так богата жизнь и культура. Развитие культуры, поэтому состоит в постоянном расширении объема и масштаба «значимого другого» [4, с. 111].

Способность к диалогу определяется эмоциональной культурой личности, являющейся важным компонентом духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности врача. «Со-чувствие, со-страдание, сопереживание означает эмоциональную, то есть наиболее интимную, непосредственную приобщенность личности к чувственному со-бытию человечества. Вне культуры чувств, то есть ощущении и слитности индивидуальной человеческой жизни с жизнью других людей, невозможно формирование культуры в целом» [ там же, с. 113].

Авторы региональной концепции «Развитие, социализация и воспитание личности», в свою очередь, рассматривают духовно-нравственную культуру через мировоззренческий и эмоциональный компоненты и предлагают следующие ее составляющие:

- мировоззренческая культура (т. е. ценностные ориентации личности);

- эмоционально-чувственная культура (т.е. культура переживаний, их гуманистическая направленность, эмоциональная насыщенность поведения и деятельности);

- психорегулятивная культура (способность к рефлексии, владение умениями настраивать свой организм, свою психику на оптимальный уровень активности соответственно ситуациям жизнедеятельности) [9].

Е.В. Бондаревская выделяет следующие качества духовно-нравственной личности: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость и доброжелательность, стремление к миру и добрососедству, способность к общению, готовность оказывать помощь близким и дальним людям и т.д. [2, с. 11-43].

Кроме этого нравственность врача предполагает его ориентацию на важнейший конструктивный принцип взаимодействия с миром - принцип диалога и, соответственно, выработанные у него умения осуществлять диалогическое взаимодействие с пациентом, используя при этом весь необходимый комплекс коммуникативных средств.

Определяя условия эффективности профессионально обусловленного общения врача с пациентом, необходимо ориентироваться на его духовно-нравственное содержание, поэтому необходимо еще раз актуализировать гуманистический принцип диалога и применить его непосредственно к общению. Так как общение в значительной степени является сферой духовного производства, в ходе которого происходит психологические преобразования в личностных сферах участников общения, то при обосновании принципа диалога в общении врача и пациента для нашего исследования крайне актуальными являются идеи В.А. Петровского, связанные с его теорией отраженной субъектности.

«Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого. Смысл выражения: «человек отражен во мне как субъект» - означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру... Отражаясь во мне, субъект выступает как активное, деятельностное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее передо мной новые цели...» [8, с. 161]. Теория отраженной субъектности глубоко гуманистична, так как обосновывает отношение к партнеру по взаимодействию (в нашем случае к пациенту) как к активному субъекту, как к индивидуальности.

Следовательно, отношение к пациенту как к активному началу означает умение врача настраиваться на его индивидуальность, исходя из потребностей пациента, его интересов в их постоянной динамике. Социальная основа индивидуальности представлена личностными качествами человека и обусловлена сложившимися общественными отношениями, частными обстоятельствами семейной и личной жизни, своеобразными условиями воспитания. Социальный аспект индивидуальности находит свое выражение в характере, способностях и подготовленности как взаимосвязанных составляющих личности человека. И, наконец, интегрирующей сущностью биологической и составляющих человека являются его субъектные качества (активность, инициатива, предприимчивость, креативность и т.д.). Интеграция всех уровней индивидуальности приводит к появлению основных ее признаков: целостности, обособленности, неповторимости, автономности, наличия внутреннего «Я» [1].

Итак, диалог является основным принципом гуманизации взаимодействия врача и пациента, установления между ними подлинных отношений доверия. Диалог осуществляется непосредственно на личностном уровне и предполагает равенство активности и личностных позиций субъектов отношений, вовлечения партнера по общению в процесс удовлетворения своих потребностей.

Говоря о диалогизации отношений врача и пациента необходимо разрешить противоречие, связанное с тем, что отношения всегда по сути субъект-объектные, а их диалогизация требует перестройки в контексте субъект - субъектного взаимодействия. Отсюда возникает закономерный вопрос: «Если отношения всегда по своей сути субъект-объектное взаимодействие, каким образом их можно

перестроить на субъект-объектную основу?». Данное противоречие решается через механизм обратной связи в общении и диалогизм, проявляющийся в периодической смене своих ролевых позиций (коммуникатора и реципиента) участниками взаимодействия.

Итак, определив основные позиции в духовно-нравственной культуры врача, мы может констатировать ее ориентацию на гуманистические ценности, способность строить отношения с пациентом на основе принципа диалога, уважая достоинство его личности.

Литература

1. Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулава// Педагогика: научн.-теорет.журн. - 1996. - № 1. - 9-17 с.

2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. - Часть 1. - Ростов н/Д, - 1993. - 11-43 с.

3. Калиничев В .К. Природа авторитета личности в социалистическом обществе: Автореф. дисс . канд. философ. наук. - М. - 1971. - 22 с.

4. Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования /Под ред. Л.В. Сохань и В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка. - 1989. - 192 с.

5. Леви В. Кассирский о врачевании //Вопросы философии. - 1971. - №1.

6. Орлов А.Н. Милосердие: Избранные лекции по деонтологии. - Изд-во Красноярского университета. - 1993. - 104 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол. : М.М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002. - 528 с.

8. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО «Горбунок». - 1992. - 224 с.

9. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. -Ставрополь. - 1993. - 32 с.

10. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 2001. - 192 с.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. : Издательство «Феникс». -1997 - 736 с.

Тлиш М.М.

Соотношение фармакологических и немедикаментозных инноваций в системе преподавания основ восстановительного лечения больных

зудящими дерматозами

Актуальность соотношения медикаментозных и немедикаментозных схем в преподавании студентам медицинских ВУЗов и слушателям факультетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.