Научная статья на тему 'Технологии дополненной реальности в музейном пространстве'

Технологии дополненной реальности в музейном пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2222
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЗЕЙ / INFORMATION TECHNOLOGY / AUGMENTED REALITY / MULTIMEDIA / VIRTUAL EXHIBITION / INTERACTIVITY / MUSEUM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьева Александра Анатольевна

В статье рассматривается опыт использования технологии дополненной реальности (AR) в контексте пространства музея: организации выставок и экспозиций, создания приложений для навигации, 3D-туров и пр. Использование AR-технологий направлено на активизацию восприятия музейного пространства, возможность осмотра экспонатов в собственном контексте, достижение максимальной коммуникации с посетителями. Вместе с тем, технология виртуальной реальности позволяет добавить интерактивности, а также быстро внести изменения в экспозицию в соответствии с тематиками проводимых мероприятий. Кроме того, в статье приводятся примеры использования подобных технологий в мировой практике. Дается оценка использования AR-технологий в музее как новой формы взаимодействия зрителя и музейных экспонатов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Соловьева Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Augmented reality technologies in the museum space

The article discusses the experience of using augmented reality (AR) technology in the context of a museum space: organizing exhibitions and expositions, creating applications for navigation, 3D tours, etc. The use of AR technologies is aimed at enhancing the perception of museum space, the possibility of viewing exhibits in one’s own context, achieving maximum communication with visitors. At the same time, AR technologies allows you to add interactivity, as well as quickly make changes to the exposition in accordance with the topics of the events. In addition, the article provides examples of using AR technologies in world practice. Using AR-technologies in museums are evaluated as a new form of interaction between the visitors and museum spaces.

Текст научной работы на тему «Технологии дополненной реальности в музейном пространстве»

УДК 004.946

ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Соловьева Александра Анатольевна, магистрант, Научный руководитель: Шуклин Дмитрий Анатольевич,

кандидат педагогических наук, доцент; Университет ИТМО, Санкт-Петербург, РФ

В статье рассматривается опыт использования технологии дополненной реальности (AR) в контексте пространства музея: организации выставок и экспозиций, создания приложений для навигации, 3D-туров и пр. Использование AR-технологий направлено на активизацию восприятия музейного пространства, возможность осмотра экспонатов в собственном контексте, достижение максимальной коммуникации с посетителями. Вместе с тем, технология виртуальной реальности позволяет добавить интерактивности, а также быстро внести изменения в экспозицию в соответствии с тематиками проводимых мероприятий. Кроме того, в статье приводятся примеры использования подобных технологий в мировой практике. Дается оценка использования AR-технологий в музее как новой формы взаимодействия зрителя и музейных экспонатов.

Ключевые слова: информационные технологии; дополненная реальность; мультимедиа; виртуальная выставка; интерактивность; музей.

AUGMENTED REALITY TECHNOLOGIES IN THE MUSEUM SPACE

Soloveva Alexandra Anatolievna, master student, Academic supervisor: Shuklin Dmitry Anatolievich, PhD (Cand. Ped. Sci.),

associate professor; ITMO University, Saint-Petersburg, Russian Federation

The article discusses the experience of using augmented reality (AR) technology in the context of a museum space: organizing exhibitions and expositions, creating applications for navigation, 3D tours, etc. The use of AR technologies is aimed at enhancing the perception of museum space, the possibility of viewing exhibits in one's own context, achieving maximum communication with visitors. At the same time, AR technologies allows you to add interactivity as well as quickly make changes to the exposition in accordance with the topics of the events. In addition, the article provides examples of using AR technologies in world practice. Using AR-technologies in museums are evaluated as a new form of interaction between the visitors and museum spaces.

Keywords: information technology; augmented reality; multimedia; virtual exhibition; interactivity; museum.

Для цитирования: Соловьева А.А. Технологии дополненной реальности в музейном пространстве // Наука без границ. 2020. № 1(41). С. 48-53.

Информационно-коммуникационные технологии стремительно проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в музейное пространство.

Традиционно музей - это социальный институт, хранящий наследие, опыт и достояние общества прошедших лет. С самого момента возникновения му-

зеев их главная задача заключалась в сохранении и преумножении культурного наследия. Вопрос же передачи всех накопленных достижений и ценностей, сохранённых в музее, был не на первом месте. До недавнего времени поведение публики в музее скорее было пассивным, посетители могли осмотреть экспонаты и, возможно, прослушать сухую и сжатую лекцию. Подобная организация музейных пространств далеко не у каждого стимулировала желание повторно посетить экспозицию [1].

В настоящее время происходит принципиальная трансформация культурного пространства: при сохранении научно-исследовательской функции музея в качестве ведущей не менее важной становится задача привлечения посетителей и формирование постоянной заинтересованности публики.

Для привлечения посетителей музеи по всему миру исследуют возможности использования информационных технологий, которые бы обеспечили новые практики демонстрирования исторических экспонатов. Одна из таких технологий - технология дополненной реальности, позволяющая интерактивно подавать информацию. Применение технологий дополненной реальности, одной из самых перспективных и быстро-развивающихся интерактивных форм коммуникации с посетителями, позволит музеям приспособиться к современным реалиям.

Применение AR-технологий существенно расширит возможности работы с экспозициями музеев и привлечет искушённую современными технологиями аудиторию молодого поколения. Также внедрение дополненной

реальности привнесёт в экспозиции элемент интерактивности, тем самым способствуя погружению посетителей и улучшению восприятия информации в целом.

Также в пространстве музея AR-тех-нологии дают возможность решить многие проблемы [2, 3, 4, 5]:

1. Хрупкость объектов экспозиции. Дополненная реальность позволит посетителям в деталях изучить любой экспонат, буквально «покрутить и ощупать» его со всех сторон, что невозможно сделать в реальном мире и при этом задействовать минимальное пространство реального мира.

2. Отсутствие экспонатов. Музейные экспонаты путешествуют вместе с выставками, временно хранятся в фондах или отсутствуют в связи с реставрацией, а возможно, габариты объекта просто не позволяют ему поместиться в данной экспозиции. В таком случае AR-технологии незаменимы, они позволят показать точную 3D модель объекта;

3. Показать то, что показать невозможно. AR-технологии позволяют «оживить» сам объект, добавить к нему эффекты, воссоздать подходящее окружение, тем самым погрузив посетителя в мир экспоната. Впечатление, оставленное после осмотра экспоната, обновленного дополненной реальностью, будет ярче и более запоминающимся;

4. Недоступность информации об экспонате. Довольно часто публика посещает музеи самостоятельно и не пользуется услугами экскурсоводов. В таком случае большинство информации остается без внимания. Дополненная реальность позволяет «прикрепить» к экспонату информационную текстовую, аудио- и даже видеокар-

точку.

Внедрение технологий дополненной реальности в музейное пространство с успехом происходит за рубежом и в России. Один из первых наиболее заметных проектов подобного типа -CHESS (Cultural Heritage Experiences through Socio-personal inter-actions and Storytelling), получивший грант Евро-комиссии в 2011 г., посвящён усовершенствованию посещения музея с помощью введения различных сюжетов. В рамках этого проекта в Британском музее была реализована детская игра «Подарок для Афины»: дети должны были находить статуи по их контуру. В дополненной реальности статуи были представлены в отреставрированном виде, например, раскрашены, при этом каждую статую сопровождала небольшая историческая справка (рис. 1). Перед тем, как приступить к игре, посетителям было предложено пройти опрос, на основании которого программа предложит сюжет и маршрут, наиболее подходящий именно этому посетителю. При отклонении от заданного маршрута система сама всё скорректирует и вернёт посетителя на исходный маршрут. Таким образом, организаторы этого проекта для привлечения посетителей ввели дополненную реальность как элемент игры.

Рис. 1. Проект CHESS

Раздвигаются границы привычной выставки. Дарвинский музей в 2014 г. открыл экспозицию «Путешествие с животными», где посетители могли в реальном времени оказаться рядом с «ожившими» животными, буквально дотронуться до антилопы, льва, кошачьего лемура и прочих зверей [2] (рис. 2). Нечто подобное сделал и Королевский музей в Торонто в экспозиции «Динозавры»; всё это стало доступно благодаря новым технологиям дополненной реальности, совмещающей в реальном времени виртуальные, созданные на компьютере, 3d-объек-ты, наложенные на реальность.

Рис. 2. Интерактивный комплекс «Путешествие с животными»

Детройтский институт искусств в январе 2017 г. презентовал функциональное приложение «Цитат», где были использованы AR-технологии для знакомства посетителей с экспонатами коллекции и внедрено несколько игр по мотивам экспонатов. Кроме того, в приложении успешно функционирует внутренняя навигация в музее посредством камеры смартфона, и с по-

мощью технологий Google Tango путь в любое место прокладывается прямо на экране смартфона (рис. 3).

Рис. 3. Внутренняя навигация в музее, скриншот с «Lumin»

Для музеев России Министерством культуры РФ было разработано приложение дополненной реальности «Artefact». Оно позволяет распознавать музейные объекты и получать о них дополнительную информацию. Это новая форма взаимодействия зрителя и музея, интерактивный гид по выставкам, дающий музеям возможность самостоятельно добавлять контент. Приложение универсальное и постоянно расширяется, на данный момент в нём содержится информация из более чем 90 музеев и организаций. Весомый недостаток «Artefact» состоит в том, что оно лишь предоставляет информацию, возможности взаимодействия с объектами пользователи лишены.

Технологии дополненной реальности позволяют музеям выделиться среди остальных, привлекать внимание к собственным проектам, заинтересовать посетителей, вовлекая их в процесс получения информации. Например, в Музее истории Екатеринбурга можно полистать виртуальную книгу, на страницах которой представлена ожившая история города, а интерактивные песочницы в Тольятти, Самаре, Северном Приладожье и Хан-

ты-Мансийске наглядно иллюстрируют формирование гор и водоёмов нашей планеты.

Шведский музей Средиземноморья в Стокгольме использовал технологии дополненной реальности для возможности взглянуть по-новому на египетские мумии. Изучать содержимое саркофага и анатомию мумий по слоям появилась благодаря томографическому сканированию и отображению цифровой 3D-модели на интерактивном столе (рис. 4).

Рис. 4. Интерактивный стол в Стокгольмском музее Средиземноморья

Музеи не отстают от реалий современного мира и проделывают огромную работу по внедрению новых зрелищных цифровых систем, зачастую останавливая свой выбор на AR-тех-нологиях. Однако, недостатки у использования технологий дополненной реальности тоже есть - это дороговизна технологии и, как следствие, недоступность малым музеям. На данный момент для реализации подобных вышеописанных проектов нужна государственная поддержка или же заинтересованность крупного бизнеса.

Технологии дополненной реальности обладают потенциалом для действительного переворота в представлении музейного пространства. Исследовательская компания Gartner в докладе Цикла зрелости технологий

за 2018 год спрогнозировала стабилизацию рынка технологий дополненной реальности в срок от 5 до 10 лет [6].

AR-технологии призваны «дополнять» реальность, создавать и реконструировать любую среду, выстраивать любой визуальный ряд, предоставлять детальный осмотр экспонатов, осуществлять доступ к несохранившимся объектам, демонстрировать их виртуальное восстановление. Технологии дополненной реальности в музейном пространстве позволяют достичь максимальной коммуникации экспоната

и посетителя, ввести элементы интерактивности. Дополненная реальность предоставляет большие возможности на небольшом пространстве. Учитывая рост интереса потребителей к дополненной реальности, внедрение AR-технологий в музейную среду положительно отразится на заинтересованности посетителей и улучшит культурно-образовательную функцию музеев за счёт облегчения процесса восприятия и усвоения нового материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Салахов Р., Каазик Е. 3D-технологии в экспозиционной деятельности музеев изобразительного искусства // Мир искусств: Вестник международного института антиквариата. 2015. № 4(12). С. 86-88.

2. Петрухина О.В. Дополненная реальность в пространстве музея // Месмахеров-ские чтения - 2019: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21-22 марта 2019 г. / науч. ред. А.О. Котломанов. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. С. 122-125.

3. Родионова Д.Д., Сергеев А.В. Технологии дополненной реальности как перспективное направление развития музейного пространства на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 332. С. 51-56.

4. Румянцева А.Г., Шуклин Д.А. Анализ применения технологий дополненной реальности в музейном пространстве // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО. Том 1: материалы XLVIII науч. и уч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 29 янв-1 фев. 2019 г. / отв. ред. Л.Н. Точилина. СПб.: Университет ИТМО, 2019. С. 247-248.

5. Елесин С.С., Хаминова А.А. Внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности в музейную практику: проблемы и решения // Цифровая гуманитари-стика: ресурсы, методы, исследования: материалы междунар. науч. конф., Пермь, 16-18 мая 2017 г. / отв. ред. С.И. Корниенко. Пермь: ПГНИУ, 2017. С. 174-177.

6. Trends Emerge in the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies [Электронный ресурс]. // Gartner.com. Available at: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-emerge-in-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2018/ (accessed 07 January 2020).

REFERENCES

1. Salakhov R., Kaazik E. 3D-tekhnologii v ekspozitsionnoy deyatel'nosti muzeev izobrazitel'nogo iskusstva [3D technologies in the exhibition activities of fine art museums]. Mir iskusstv: Vestnik mezhdunarodnogo instituta antikvariata, 2015, no. 4 (12), pp. 86-88.

2. Petrukhina O.V. Dopolnennaya real'nost' v prostranstve muzeya [Augmented reality in the museum space]. Mesmakherovskie chteniya - 2019: materialy mezhdunar. nauch.-

prakt. konf., Sankt-Peterburg, 21-22 march 2019. Nauch. red. A.O. Kotlomanov. SPb.: SPGKhPA im. A. L. Shtiglitsa, 2019, pp. 122-125.

3. Rodionova D.D., Sergeev A.V. Tekhnologii dopolnennoy real'nosti kak perspektivnoe napravlenie razvitiya muzeynogo prostranstva na sovremennom etape [Augmented reality technologies as a promising direction of museum space development at the present stage]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015, no. 33-2, pp. 51-56.

4. Rumyantseva A.G., Shuklin D.A. Analiz primeneniya tekhnologiy dopolnennoy real'nosti v muzeynom prostranstve [Analysis of the use of augmented reality technologies in the museum space]. Al'manakh nauchnykh rabot molodykh uchenykh Universiteta ITMO. Tom 1: materialy XLVIII nauch. i uch.-metod. konf., Sankt-Peterburg, 29 jan.-1 feb. 2019. Otv. red. L.N. Tochilina. SPb.: ITMO University, 2019, pp. 247-248.

5. Elesin S.S., Khaminova A.A. Vnedrenie tekhnologiy virtual'noy i dopolnennoy real'nosti v muzeynuyu praktiku: problemy i resheniya [Introduction of virtual and augmented reality technologies into museum practice: problems and solutions]. Tsifrovaya gumanitaristika: resursy, metody, issledovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf., Perm', 16-18 may 2017. Otv. red. S.I. Kornienko. Perm': PGNIU, 2017, pp. 174-177.

6. Trends Emerge in the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies. Gartner.com. Available at: https://www. gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-emerge-in-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2018/ (accessed 07 January 2020).

Материал поступил в редакцию 10.01.2020

© Соловьева А.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.