Научная статья на тему 'Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства'

Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8415
1198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА МУЗЕЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / INTERACTIVITY / INTERACTIVE MUSEUM / INTERACTIVE MUSEUM SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ванеева Ольга Валентиновна

С развитием информационных компьютерных технологий, наблюдающемся в последние десятилетия, музейному посетителю нового поколения стало недостаточно чисто визуального восприятия экспонатов. У него появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи. Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ванеева Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated use of interactive technologies within museum space

Given development of information and computer technology, demonstrated in the recent decades, purely visual perception of exhibits can no longer satisfy museum visitors of the new generation. They manifest their desire for direct interaction with the exhibits, that will give them not merely tactile sensations, but also instill the presence of feedback. This opportunity is provided by advanced interactive technologies, raising the museum exhibition to a new level. They allow visitors to actively interact with the exhibits and in this way receive sufficiently detailed information that meets individual interests, facilitating better perception of its effects through the creation of ownership.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства»

УДК 004.031.42:069

О.В.Ванеева

Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства

С развитием информационных компьютерных технологий, наблюдающемся в последние десятилетия, музейному посетителю нового поколения стало недостаточно чисто визуального восприятия экспонатов. У него появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи. Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивность, интерактивный музей, интерактивная система музея

Olga V. Vaneeva

Integrated use of interactive technologies within museum space

Given development of information and computer technology, demonstrated in the recent decades, purely visual perception of exhibits can no longer satisfy museum visitors of the new generation. They manifest their desire for direct interaction with the exhibits, that will give them not merely tactile sensations, but also instill the presence of feedback. This opportunity is provided by advanced interactive technologies, raising the museum exhibition to a new level. They allow visitors to actively interact with the exhibits and in this way receive sufficiently detailed information that meets individual interests, facilitating better perception of its effects through the creation of ownership.

Keywords: interactive technology, interactivity, interactive museum, interactive museum system

Мы живем в уникальное время, когда каждый может выбрать для посещения музей по своим интересам и предпочтениям. В XX в. появилось множество типов музеев, таких как литературные, музыкальные, театральные, промышленные, сельскохозяйственные музеи и т. д. Однако в конце XX - начале XXI вв. происходит бурное развитие компьютерных технологий, в связи с чем привлекать посетителей в музеи становится все сложнее. Посетители становятся более требовательны, им уже недостаточно быть просто «наблюдателями», они хотят быть «участниками».

Одним из способов выхода из сложившейся ситуации могут стать интерактивные технологии. Что же такое интерактивность? Интерактивность - это способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. При этом интерактивное взаимодействие может

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

189

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

осуществляться как с компьютерными системами (программами, веб-сайтами), так и с другими людьми - при условии, что это взаимодействие обеспечивается современными средствами коммуникации.

Следует отличать интерактивные технологии от мультимедийных: например, обычный просмотр видеофильма об экспозиции музея или человеке, которому она посвящена, еще не предполагает интерактивности. Если же посетитель получит возможность управления просмотром, причем совершаемые им для этого действия будут определенным образом обрабатываться в текущем времени, и на их основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной.

Музеи, в которых не используются интерактивные технологии, постепенно уходят в прошлое. С появлением и развитием Интернета людям стало недостаточно просто ходить по музеям и любоваться экспонатами. У них появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи.

Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности. Интерактивные средства также способствуют увеличению разнообразия форм работы с детьми. Понимание подрастающим поколением сложного языка музея может достигаться через игру в интерактивной форме, предусматривающую не пассивное наблюдение, а активное участие.

Необходимость практического внедрения интерактивных технологий в музеях подтверждается проведенным нами опросом, в котором приняло участие 106 человек. На вопрос, нужны ли в музее интерактивные технологии, утвердительно ответило 79 человек, что составляет 74,5% от общего числа проголосовавших. Против внедрения интерактивных технологий выступило всего 19 человек, т. е. 17,9% от общего количества участников опроса. Оставшиеся 8 человек (7,5%) не смогли определиться с однозначным ответом. В качестве обоснования необходимости внедрения интерактивных технологий участники опроса называли такие достоинства, как легкодоступность и индивидуализированность информации, а также удобство ее восприятия. Проголосовавшие против внедрения интерактивных средств, опираясь на личный опыт, обосновывали свою позицию их низкой востребованностью - по мнению некоторых участников опроса, технические новшества в музеях вызывают интерес, как правило, лишь у детей и подростков.

Интерактивные средства уже несколько десятилетий находят самое разнообразное применение во многих музеях по всему миру, а в последние годы стали приобретать все большую популярность и в России. Современные технологии

190

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

успешно используются в музеях различной тематической направленности не только в столице, но и в регионах. Одним из наиболее популярных в российских музеях интерактивных средств являются так называемые «информационные киоски». Одним из первых отечественных музеев, где были установлены сенсорные киоски, стал в начале 2001 г. Государственный Эрмитаж. Сейчас такие информационные системы используются во многих музеях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Музее-институте семьи Рерихов и др. Различные интерактивные средства использованы при создании электронных экспозиций Музея личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, Соловецкого музея-заповедника, Музейного центра «Наследие Чукотки», Сахалинского областного краеведческого музея, Мемориального центра «Дом Гоголя». Яркими примерами реализации интерактивных технологий среди прочего являются проект Политехнического музея «Бомба заговорила», представляющий собой интерактивную оболочку для модели атомной бомбы, интерактивная система «Посох Святителя Стефана» в Пермском краеведческом музее, воссоздание трехмерной модели мамонта в Ханты-мансийском Музее Природы и Человека, организация экспозиционного пространства Музея истории шоколада и какао с использованием аудиовизуальных средств.

Внедрение интерактивных компонентов в рамках музейного пространства также происходит посредством интеграции современных компьютерных технологий, уже успевших найти широкое применение в повседневной жизни. Так, в некоторых музеях целям информирования посетителей служат так называемые QR-коды, по сути представляющие собой двумерный штрих-код, в котором могут быть зашифрованы различные сведения об экспонируемых объектах. Размещаемый рядом с экспонатами музея QR-код можно считать с помощью установленного на смартфон или планшетный ПК специализированного приложения, например Smart Museum, и таким образом получить расширенную информацию о соответствующем экспонате. Использование упомянутого выше ПО позволяет посетителям прослушивать аудиокомментарии к экспонатам как на русском, так и на английском языке, а также просматривать фото- и видеоматериалы и круговые панорамы выставок.

Причем если многие «традиционные» музеи приобретают интерактивные черты путем внедрения соответствующих технологий, то некоторые изначально создаются как интерактивные. В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое1. Данные средства призваны обеспечить соответствие экспозиции ключевому принципу интерактивных музеев, состоящему в необходимости «активных действий посетителя в различных формах. Такие действия включают непосредственный кон-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

191

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

такт с интерактивным экспонатом или участие в каком-либо интерактивном действии»2, например, в проведении химических опытов.

Одной из ключевых особенностей интерактивных музеев является персонализированный подход к посетителю, которому предоставляется свобода действий. Это достигается посредством двух обязательных инструментов - информационных технологий и игр. В результате экскурсия по интерактивному музею превращается в увлекательное приключение с продуманным сценарием, игровыми заданиями и призами для участников3.

Интерактивные музеи начали появляться во второй половине XX в. в непосредственной связи с бурным развитием информационных технологий и стали настоящим феноменом последних десятилетий. Большинство крупных музеев такого типа находятся за рубежом в технически высоко развитых странах, среди наиболее популярных - Eksperimentarium (Копенгаген, Дания), Музей науки, Детский музей (Бостон, США), Музей занимательной науки (Онтарио, Канада).

Первые в России интерактивные музеи, которые, как и их зарубежные «прообразы», носят преимущественно технический характер, появились несколько лет назад. К их числу среди прочего относится музей «Лунариум», который находится в Большом планетарии Москвы, музей занимательных наук «Экспериментаниум», а также «ЛабиринтУм». Экспозиция музея «Лунариум» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса» и включает более восьмидесяти экспонатов, которые в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления природы. В «Экспериментаниуме» каждый может принять участие в опытах и экспериментах. Более 300 интерактивных экспонатов музея увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии и головоломки. В петербургском музее «ЛабиринтУм» - более 60 экспонатов, которые наглядно демонстрируют принципы действия различных законов физики и объясняют природу происхождения самых удивительных и красивых явлений окружающего мира. Например, в «Черной комнате» можно поймать свою тень или создать молнию4.

Интерактивные музеи, в отличие от традиционных, зачастую имеют целью демонстрацию не экспонатов как таковых, а, скорее, «принципов действия механизмов физических законов или принципов функционирования различных систем живых объектов»5. В таких условиях очень важно определить четкую грань между музеем как учреждением культуры и музеем как объектом индустрии развлечений, не допуская трансформацию первых в последние.

Неотъемлемой частью любого современного музея - как традиционного, так и интерактивного - должен являться развитый, регулярно обновляемый веб-сайт. Сайты многих музеев уже сейчас содержат различные интерактивные элементы: они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые

192

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

системы, игры, чаты, онлайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др6. Основной аудиторией музейных сайтов является молодежь, заинтересованная в получении актуальной информации, например сведений о текущих и предстоящих выставках. Однако некоторые тематические сайты предлагают также контент развлекательного характера: так, «игры на сервере «Музеи России» оказываются для этой аудитории не менее привлекательными, чем возможности поиска материалов для скачивания в его огромной базе данных»7.

Повсеместное распространение широкополосного Интернета сделало возможным создание наряду с музейным сайтом виртуального музея, доступ к которому позволяет получать информацию вербального и визуального характера, не выходя из дома.

В дополнение к сказанному выше следует упомянуть о том, что во многих музеях также применяются интерактивные средства нетехнического характера. К их числу относятся «интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие новых технологий»8.

В то время как традиционный музей многими по-прежнему отождествляется, прежде всего, с процессом «архивирования» культуры, понятие «интерактивный музей» почему-то трактуется как некая замена или альтернатива музейной экспозиции. Однако целью интерактивных технологий является предоставление информации, но никак не замена экспоната. В связи с этим крайне желательно избегать принципиальной установки на исключительно интерактивные формы экспонатов, которая может существенно снизить, а иногда совсем уничтожить исторический или культурологический аспект экспозиций9. Это позволит сохранить культурноисторическую составляющую экспозиции без снижения уровня интереса к ней со стороны посетителей, а следовательно, и уникальную музейную атмосферу.

Другой возможной опасностью, как замечал еще Ф. Оппенгеймер, «может быть механическое смешение старых, традиционных форм подачи музейных экспонатов и интерактивных новоделов. Такого рода эклектика раздражает посетителей со стажем и портит вкус молодежи»10.

Тем не менее, рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь новых посетителей в музей, пробудить интерес к самому музею и подготовить, по сути дела воспитать, людей с развитым вкусом восприятия музейных экспозиций.

В подтверждение необходимости активного внедрения интерактивных технологий в музейном пространстве хотелось бы также затронуть возможности потенциального использования различных интерактивных средств, которые могли бы найти практическое применение в современном музее. Реализация данной концепции предполагает построение единой интерактивной системы музея, в основе которой находятся следующие тесно взаимосвязанные компоненты:

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

193

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...____________

- мобильное приложение;

- подсистема централизованного управления аудиовизуальной аппаратурой и элементами информационных технологий;

- веб-сайт.

Ключевым звеном системы является бесплатно распространяемое мобильное приложение для смартфонов и планшетных компьютеров, совместимое с большинством распространенных мобильных операционных систем и призванное обеспечить комплексную взаимосвязь между пользователем / посетителем и различными компонентами интерактивной системы музея - как общего, так и локального характера. При этом приложение может выступать как средство удаленного доступа к информационно-справочным и новостным ресурсам музея, например, посредством новостной ленты, а также предоставлять множественные дополнительные возможности непосредственно посетителям музея, включая управление различными интерактивными компонентами. Другой полезной функцией приложения может стать «умная» схема музея, показывающая текущее местоположение посетителя и позволяющая быстрее сориентироваться в экспозиции.

Концепция предусматривает централизованное управление множественными компонентами интерактивной системы музея посредством специализированного программного обеспечения на стороне сервера. При этом интерактивные компоненты, как упоминалось выше, могут использоваться как на всей территории экспозиции, так и локально, в отдельных залах. Примером компонентов первого типа может стать «умный» аудиогид, реализованный на основе упомянутого выше мобильного приложения и использующий в качестве информационного канала беспроводную связь (например, Wi-Fi или Bluetooth соединение). При этом приложение может предоставлять возможность сохранения выбранных фрагментов аудиорассказа в текстовой форме.

Важным элементом концепции интерактивного музея является также использование такого перспективного технического средства, как очки дополненной реальности. Данная технология получила широкое развитие лишь несколько лет назад, и первые устройства на ее основе, такие как Google Glass и META. 01, пока находятся в стадии подготовки к серийному производству. Вместе с тем данная разработка обладает исключительным потенциалом использования, в том числе в музейной сфере. Так, при осмотре экспозиции встроенная в очки камера будет фиксировать направление взгляда человека, при этом на расположенный непосредственно перед глазами дисплей будет выводиться информация о соответствующем экспонате.

В качестве интерактивного средства локального характера возможна реализация демонстрации произведений изобразительного искусства, находящихся в запасниках музея, на реставрации или в экспозициях других музеев, на экране плазменного / ЖК-телевизора с возможностью индивидуального управления про-

194

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

смотром посредством мобильного приложения, а также загрузки изображений уменьшенного размера на смартфон. Это может стать уникальной возможностью для посетителей увидеть экспонаты, не представленные в открытых экспозициях музеев.

Удобным средством демонстрации трехмерных объектов могут также служить виртуальные стереоскопические витрины, использующие технологию «смешанной реальности» и позволяющие выполнять наложение реконструированных на компьютере частей экспоната на реальные. При этом посетитель может взаимодействовать с витриной, манипулируя представленными в ней объектами и запуская анимацию, что определяет ее интерактивный характер. Просмотр восстановленных таким образом экспонатов предполагает использование стереоочков.

Возможности применения стереоочков в рамках музейного пространства не ограничиваются стереоскопическими витринами. Они могут применяться для демонстрации объемных, полученных посредством 3D-сканирования изображений не представленных в открытой экспозиции музея объектов, а также других визуальных материалов, таких как тематические видеоролики в формате 3D. Последнее может быть реализовано в специально подготовленном помещении с помощью мультимедийного проектора. Помимо этого, современные технологии обеспечивают возможность создания 3D-изображений произведений изобразительного искусства, демонстрация которых может выполняться как с использованием интерактивных средств, так и в традиционной выставочной форме.

Другой пример локального компонента системы - интерактивная карта, показывающая, например, маршрут экспедиции или направления военных действий, которая может использоваться как дискретно, так и в сочетании с очками дополненной реальности, что позволяет значительно упростить доступ к информации, а также повысить наглядность ее представления и удобство восприятия.

Отдельно следует уделить внимание интерактивному взаимодействию с посетителем, происходящему за рамками музейной экспозиции. В данном отношении показателен пример Лондонской Национальной галереи, реализующей совместно с компанией Hewlett Packard проект по установке сенсорных киосков, которые обеспечивают не только информационную поддержку посетителей, но и возможность заказа копий известных картин. С помощью киоска посетитель может выбрать любой из экспонатов, указать, на каком материале его печатать и какого размера должна быть репродукция. Пока посетитель дойдет до выхода, заказ распечатают и упакуют.

В перспективе возможности музеев в отношении дополнительных услуг, таких как распространение сувенирной продукции, могут быть существенно расширены за счет использования 3D-принтеров, позволяющих выполнять печать трехмерных объектов из различных материалов. К сожалению, производительность таких устройств пока не позволяет на выходе из музея получать заказанную перед нача-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

195

______________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._______________

лом осмотра экспозиции копию выбранного экспоната, однако, уже через несколько лет с увеличением скорости печати такая возможность должна появиться.

Рациональное внедрение услуг такого рода обеспечивает не только реализацию новых интерактивных технологий в рамках музейного пространства, но и дополнительный доход, позволяющий в короткие сроки окупить затраты на приобретение соответствующего оборудования.

Последним, но не менее значимым компонентом интерактивной системы музея является развитый, по возможности мультиязычный веб-сайт, который, помимо чисто информативной, выполняет и другие важные функции, такие как продажа билетов и сувенирной продукции, участие посетителей сайта в различных проектах как реального, так и виртуального характера, общение на форуме и в гостевой книге и др. К основному сайту музея могут также создаваться сайты-сателлиты, посвященные различным самостоятельным долгосрочным проектам и направлениям, таким как, например, экспедиционная деятельность. Такие дополнительные сайты также могут строиться на интерактивной основе, используя необычные формы представления основного объема контента, включая видеообзоры, а также трансляцию с места событий в реальном времени, например, посредством веб-камеры.

Внедрение рассмотренных выше интерактивных технологий - как в комплексе, так и по отдельности - способно значительно повысить интерес к музейной экспозиции и поддерживать его в длительной перспективе, обеспечивая тем самым устойчивый дополнительный приток посетителей и способствуя формированию нового, интерактивного восприятия музея в контексте стремительного развития информационных технологий и общества в целом.

Примечания

1 Трошина Т. М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Медиакультура новой России: материалы междунар. науч. конф. / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург; М. 2007. Т. 2. С. 306-318.

2 Аксенов В. П. Интерактивные методы в науч.-технич. музее // ТЗН: библиотека. М. URL: http: // t-z-n. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

3 Лаврентьев С. Экспонаты трогать руками // Газета. ру: портал. М., 2013. 04 июня. URL: http: // gazeta. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

4 Там же.

5 Аксенов П. В. Указ. соч.

6 Трошина Т. М. Указ. соч. Т. 2. С. 306-318.

7 Там же.

8 Там же.

9 Аксенов П. В. Указ. соч.

10 Оппенгеймер Ф. Целесообразность научного музея // ТЗН: библиотека. М. URL: http: // t-z-n. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

196

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.