Научная статья на тему 'Технология дополненной реальности как перспективное направление развития музейного пространства на современном этапе'

Технология дополненной реальности как перспективное направление развития музейного пространства на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2913
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSURE / 3D-МОДЕЛЬ / 3D MODEL / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL SPACE / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Сергеев Александр Викторович

В статье изложены основные подходы к созданию и применению в музейном пространстве интерактивных технологий, которые представляют собой перспективное направление развития музеев. Одной из таких развивающихся интерактивных технологий является дополненная реальность, которая не может быть создана и существовать без применения современных информационно-коммуникационных технологий. Авторы считают, что дополненная реальность именно в музейной среде смогла бы решить сразу несколько задач. Это и возможность комплексного осмотра экспонатов без вырывания их из контекста, возможность создания контекста, достижение максимальной коммуникации экспоната и посетителя, возможность введения интерактивности, а также вероятность быстрого внесения изменений в экспозицию в соответствии с тематикой проводимых в музее мероприятий. В статье приведены примеры уже существующих проектов с использованием технологии дополненной реальности как на базе музеев Кемеровской области, так и ведущих музеев страны. Обоснована необходимость внедрения данной технологии в музейное пространство региона. Кроме того, в статье приводятся примеры успешного использования еще одной технологии с элементами внутреннего видеомэппинга. Авторами предполагается, что музеи, которые используют элементы дополненной реальности, способствуют привлечению большего внимания посетителей по сравнению с традиционными музеями, так как данный музей выделяется из тысячи обычных, глубоко вовлекает аудиторию в проблему и является интерактивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Augmented Reality as a Promising Direction of Development of Museum Space at the Present Stage

The article describes the main approaches to the development and use of space in the museum’s interactive technologies, which represent a promising area of museums. One of these technologies is developing an interactive augmented reality that can not be created and exist without the use of modern information and communication technologies. The highest point of the demand for augmented reality technologies in museum activity has not yet been reached, however, many foreign and domestic museums are already using them to raise interest in museums and, consequently, improve their cultural and educational function. The authors believe that augmented reality in the museum environment could solve several problems. This and the possibility of a complex examination of exhibits without pulling them out of context, the possibility of creating the context, maximizing communication and exhibit visitor, the possibility of introducing interactivity, and the possibility of rapid changes in the exposure to the subject of ongoing activities at the museum. The article gives examples of existing projects using augmented reality technology on the basis of the museums of Kemerovo region and the country’s leading museums. The article grounded the necessity of introduction of this technology in the museum space in the region. In addition, the article provides examples of the successful use of another technology with elements of the internal projection mapping. The authors suggest that museums, which use elements of augmented reality, contribute to attracting more attention of visitors compared to traditional museums, as the museum stands out from the thousands of ordinary, deep inside, attracts an audience of the problem and is interactive.

Текст научной работы на тему «Технология дополненной реальности как перспективное направление развития музейного пространства на современном этапе»

al heritage")]. Akademicheskie i vuzovskie muzei: rol' i mesto v nauchno-obrazovatel'nom protsesse: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Tomsk, 7-10 dekabria, 2008 [Academic and university museums: the role and place in the scientific and educational process: Proceedings of the Scientific Conference with international participation. Tomsk, 7-10 December, 2008]. Ed. E.I. Cherniak. Tomsk, Tomsk University Publ., 2009, p. 184. (In Russ.).

6. Mezhdunarodnaia konventsiia ob okhrane nematerial'nogo kul'turnogo naslediia [International Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage]. Informatsionnyi biulleten'IKOMRossii [Newsletter of ICOM Russia]. Moscow, 2004, no 2. (In Russ.).

7. Pero Zh. Privetstvie XX konferentsii IKOM v Seule (2 oktiabria 2004 goda) [Greeting XX Conference of ICOM in Seoul (October 2nd. 2004)]. Informatsionnyi biulleten' IKOM Rossii [Newsletter of ICOM Russia]. Moscow, 2004, no 2, p. 7. (In Russ.).

8. Ponomaryov V.D., Iudina A.I., Rodionova D.D., Mukhamedieva S.A., Nasonov A.A. Nauchno-tvorcheskii forum s mezhdunarodnym uchastiem "Istoriko-kul'turnoe i prirodnoe nasledie kak osnova razvitiia vnutrennego turizma v regione" [Scientific and Creative Forum with International Participation "Historical, Cultural and Natural Heritage as a Basis For Development of Domestic Regional Tourism"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no 31, pp. 223-228. (In Russ.).

9. Putin V.V. Vystuplenie na zasedanii Gosudarstvennogo soveta "O gosudarstvennoi podderzhke traditsionnoi natsional'noi kul'tury v Rossii" 26 dekabria 2006 goda [Speech at the meeting of the State Council "On state support of traditional national culture in Russia" on December 26, 2006]. (In Russ.) Available at: archive.Kremline.ru/text/ appears2/2006/12/26/116109.html.

10. Upravlenie kul'tury i kino administratsii Chebulinskogo munitsipal'nogo raiona [Department of Culture and Cinema of Chebula Municipal District Administration]. (In Russ.). Available at: http://chebkult.ucoz.ru/index/ folklornyj_ansambl_druzhenka/0-123.

11. Upravlenie kul'tury i kino administratsii Chebulinskogo munitsipal'nogo raiona [Department of Culture and Cinema of Chebula Municipal District Administration]. (In Russ.). Available at: http://chebkult.ucoz.ru/index/ narodnyj_kollektiv_folklornyj_ansambl_razguljaj/0-133.

12. Upravlenie kul'tury i kino administratsii Chebulinskogo munitsipal'nogo raiona [Department of Culture and Cinema of Chebula Municipal District Administration]. (In Russ.). Available at: http://chebkult.ucoz.ru/news/7page2.

13. Federal'naia tselevaia programma "Kul'tura Rossii (2012-2018 gody)": utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 22 fevralia 2012 goda № 209-r [The federal target program "Culture of Russia (2012-2018)": approved by the Federal Government on February 22, 2012, no 209-p]. (In Russ.). Available at: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9.

УДК 008

ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, магистр музеологии, заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: dasha.d.rodionova@yandex.ru

Сергеев Александр Викторович, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail:aleksandr_3571@mail.ru

В статье изложены основные подходы к созданию и применению в музейном пространстве интерактивных технологий, которые представляют собой перспективное направление развития музеев. Одной из таких развивающихся интерактивных технологий является дополненная реальность, которая не может быть создана и существовать без применения современных информационно-коммуникационных технологий. Авторы считают, что дополненная реальность именно в музейной среде смогла бы решить

сразу несколько задач. Это и возможность комплексного осмотра экспонатов без вырывания их из контекста, возможность создания контекста, достижение максимальной коммуникации экспоната и посетителя, возможность введения интерактивности, а также вероятность быстрого внесения изменений в экспозицию в соответствии с тематикой проводимых в музее мероприятий. В статье приведены примеры уже существующих проектов с использованием технологии дополненной реальности как на базе музеев Кемеровской области, так и ведущих музеев страны. Обоснована необходимость внедрения данной технологии в музейное пространство региона. Кроме того, в статье приводятся примеры успешного использования еще одной технологии с элементами внутреннего видеомэппинга. Авторами предполагается, что музеи, которые используют элементы дополненной реальности, способствуют привлечению большего внимания посетителей по сравнению с традиционными музеями, так как данный музей выделяется из тысячи обычных, глубоко вовлекает аудиторию в проблему и является интерактивным.

Ключевые слова: музей, дополненная реальность, экспозиция, 3D-модель, виртуальное пространство, интерактивность, проект.

TECHNOLOGY OF AUGMENTED REALITY AS A PROMISING DIRECTION OF DEVELOPMENT OF MUSEUM SPACE AT THE PRESENT STAGE

Rodionova Daria Dmitrievna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Master of Museology, Head of the Department of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail:dasha.d.rodionova@yandex.ru

Sergeyev Aleksander Viktorovich, Associate Professor of Department of Design, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: aleksandr_3571@mail.ru

The article describes the main approaches to the development and use of space in the museum's interactive technologies, which represent a promising area of museums. One of these technologies is developing an interactive augmented reality that can not be created and exist without the use of modern information and communication technologies. The highest point of the demand for augmented reality technologies in museum activity has not yet been reached, however, many foreign and domestic museums are already using them to raise interest in museums and, consequently, improve their cultural and educational function. The authors believe that augmented reality in the museum environment could solve several problems. This and the possibility of a complex examination of exhibits without pulling them out of context, the possibility of creating the context, maximizing communication and exhibit visitor, the possibility of introducing interactivity, and the possibility of rapid changes in the exposure to the subject of ongoing activities at the museum. The article gives examples of existing projects using augmented reality technology on the basis of the museums of Kemerovo region and the country's leading museums. The article grounded the necessity of introduction of this technology in the museum space in the region. In addition, the article provides examples of the successful use of another technology with elements of the internal projection mapping. The authors suggest that museums, which use elements of augmented reality, contribute to attracting more attention of visitors compared to traditional museums, as the museum stands out from the thousands of ordinary, deep inside, attracts an audience of the problem and is interactive.

Keywords: museum, augmented reality, exposure, 3D model, the virtual space, interactivity, project.

На современном этапе развития общества становится все сложнее обходиться без информационно-коммуникационных технологий, которые проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в музей. Создание и применение в музейном пространстве интерактивных технологий

представляет собой очень перспективное направление развития музеев. Одной из развивающихся интерактивных технологий является дополненная реальность. Дополненная реальность не может быть создана и существовать без применения современных информационно-коммуникационных

технологий. Интерактивная (компьютерная) графика - это одно из направлений развития современных информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых посетитель имеет возможность оперативно вносить изменения в изображение непосредственно в процессе его воспроизведения и взаимодействовать с ним, то есть предполагается возможность работы с графикой в режиме диалога в реальном масштабе времени. Это своего рода преобразователь визуального контента, отображенного на компьютере. Он может принимать различные формы. Интерактивная графика позволяет пользователям работать с информацией, взаимодействовать с ней и управлять ею. Интерактивная графика делает потребление контента активным.

За последние несколько лет технология дополненной реальности совершила огромный скачок в развитии и расширении сфер применения. Пик востребованности технологий дополненной реальности в музейной деятельности еще не достигнут, однако, многие зарубежные и отечественные музеи уже используют их для повышения интереса к музеям и, соответственно, улучшения их культурно-образовательной функции. Одним из «передовиков» в использовании данной технологии в экспозиционном пространстве является Государственный Дарвиновский музей. Благодаря технологии дополненной реальности, словно в фантастическом фильме животные оживают и покидают свои витрины. Гости музея могут сфотографироваться с ними или записать видео. В проекте участвуют не похожие друг на друга представители фауны нашей планеты.

С первого взгляда, экспозиция музея осталась прежней, однако стоит занять определенное место («встать на волшебную кнопку»), и мир вокруг преображается - на огромном экране прямо перед посетителем животные в витринах неожиданно оживают и стремглав бросаются к экскурсантам. Знакомство происходит в онлайн режиме, не оставляя сомнений в реальности происходящего [1].

Использование дополненной реальности в музее включает возможности рассмотреть 3D-модель чего-либо (например, экспоната, природного явления), взаимодействовать с местом нахождения в режиме реального времени, играть в игры. Включение посетителей как участников

реального процесса увеличивает их интерес к музеям. На наш взгляд музеи активно подхватывают преимущества рассматриваемой технологии, и в целом ожидается рост объема использования дополненной реальности в данных учреждениях культуры.

Подобный передовой опыт уже используется и в музеях Кемеровской области. Так, например, в феврале 2015 года в рамках Научно-творческого форума с международным участием «Историко-культурное и природное наследие как основа развития внутреннего туризма в регионе» КемГУКИ представил проект «Восьмое чудо Кузбасса». Это 3D-проекция пситтакозавра сибирского, найденного на территории Чебулинского района Кемеровской области. Создание интерактивного динозавра состояло из нескольких этапов:

Первый этап - изучение и анализ графического материала (фотографии найденных костей динозавра, палеонтологических рисунков динозавра), для создания 3D-модели сначала был воссоздан скелет. Эту работу можно сравнить с собиранием головоломки-пазла, в которой недостаёт многих кусочков, с помощью современных программ 3DSMAX и ZBrush был смоделирован скелет пситтакозавра сибирского.

Второй этап - моделирование мускулатуры динозавра. Он базируется на уже созданной модели скелета. На окаменевших костях, найденных учеными, сохраняются неровности, по которым можно судить, как именно к ним прикреплялись сухожилия и мышцы, какого они были размера и как работали. Конечно, здесь не обойтись без хорошего знания строения современных животных. Базируясь на этих знаниях, была создана 3D-модель пситтакозавра сибирского.

Третий этап - технический. Создание интерактивной модели включает в себя монтаж и настройку видеопроекционного оборудования, установку проектора Panasonic PT-VX510E на кронштейн, потолочный монтаж, настройку проектора, выбор режима работы, выбор проекционного расстояния, установку углов проецирования, наложение видеоизображения с учетом формы проекционной конструкции. Изготовление трансформируемой металлической конструкции (алюминиевый профиль) для монтажа проекционного голографического экрана, монтаж проекционного экрана (320х430 см).

Данный проект вызвал огромный интерес и, на наш взгляд, может найти свою дельнейшую реализацию как на базе Кемеровского областного краеведческого музея, в рамках экспозиции отдела природы, посвящённой палеонтологическим раскопкам, проведенным на территории Кемеровской области, так и в Чебулинском районном краеведческом музее, то есть в непосредственной близи от места находки пситтакозавра сибирского.

Данному проекту предшествовала реализация нескольких мультимедийных проектов на базе Кемеровского областного краеведческого музея, начиная с 2012 года:

• Видеоинсталляция «Тайна древней маски»;

• Видеоинсталляция «Рождество Христово»;

• Видеоинсталляция «Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский парк мелового периода».

В 2012 году в Кемеровском областном краеведческом музее была представлена выставка одного предмета - древней погребальной маски [4].

Маска является находкой мирового значения - это подлинный артефакт тесинского периода тагарской культуры, дошедший до наших дней в максимальной сохранности. Внутри маски заключен череп священного животного - овна (барана), который почитался в древности как верховное божество. Уникальная маска была обнаружена на территории Сибири в 1968 году при исследовании Шестаковского могильника. Для показа маски были применены современные проекционные технологии с элементами внутреннего видеомэппинга. Изображения проецировались непосредственно на витрину и на сам экспонат, что позволило показать 3D-модель маски в разрезе, а с помощью видеоряда на витрине создать атмосферу таинства погребения в тесинский период тагарской культуры.

В реализации выставочного мультимедийного проекта «Рождество Христово» были применены комбинированные проекционные технологии, видеоряд проецировался на четыре проекционные плоскости, расположенные пространственно на разном удалении, также при проецировании изображения на стену учитывались архитектурные особенности выставочного помещения. В целом сочетание технологий видеомэппинга с видеоконтентом и звуком дало возможность погрузить посетителей музея в атмосферу таинства Рождества Христова.

В рамках выставочного проекта «Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский парк мелового периода» была создана модель пситтакозавра сибирского, а также его скелета на основе иллюстраций российского палеохудожника А. А. Атучина. Используя новые проекционные технологии и материалы (в частности, прозрачную проекционную пленку), был изготовлен экран, на котором проецировалось трехмерное изображение динозавра с эффектом голографии. Проекционные технологии позволили наглядно представить информацию о раскопках динозавра, проводимых палеонтологическим экспедиционным отрядом Кемеровского областного краеведческого музея в районе села Шестаково Чебулинского района Кемеровской области [6].

Конечно, Кемеровский областной краеведческий музей не исключение. Современные проекционные технологии с элементами внутреннего видео-мэппинга с большим успехом использует историко-культурный и природный заповедник «Томская Писаница» [3]. В экспозиции «Архео-дром: павильон погребений» на захоронение, относящееся к тагарской культуре, проецируется лазерное шоу, включающее определенные знаки и символы. В ближайших планах музея расширение данной экспозиции элементами дополненной реальности, которые будут демонстрировать обряд погребения того времени.

Однако создание музейной выставки с элементами дополненной реальности может вызвать некоторые сложности как технические, так и в создании выставки. Такую выставку следует рассматривать как комплекс из двух элементов -технического и смыслового. С одной стороны, это компьютерная технология, для успешного функционирования которой требуется выполнение определенных алгоритмов, наличие специальных технических устройств, и создавать эту технологию пока могут только специалисты в сфере компьютерных и мобильных технологий. С другой стороны, музейная выставка с элементами дополненной реальности - это сложный информационный продукт, к которому необходимо подходить комплексно и серьезно, не забывая ни про один этап создания такой выставки, и заниматься этим должны специалисты.

Прежде всего, необходимо помнить, что технология дополненной реальности требует определенных технических возможностей.

Несмотря на большой потенциал дополненной реальности на различных мобильных платформах, прогресс в развитии данных технологии во многом демонстрируется через инновационные исследования и прототипы сложных устройств. С учетом развития современных технологий можно предположить, что не пришло еще нужное время для повсеместной реализации проектов с дополненной реальностью. Можно проанализировать основные причины этого. Очевидно, что цифровые технологии и вычислительные мощности постоянно возрастают, но все же остаются некоторые проблемные области. К их числу можно отнести вопрос миниатюризации технической продукции, разработка соответствующих таким устройствам источников энергий и систем вентиляции. Вместе с тем, к этому добавляются новые вычислительные стандарты, которые обязательно надо учитывать при вводе в эксплуатацию какого-либо продукта, использующего технологии дополненной реальности.

Существуют также и определенные внешние условия, которые необходимо учитывать. Например, если мы имеем дело с использованием какой-либо технологии дополненной реальности на улицах, то должны учитываться специфические особенности уличной среды, начиная от температуры и заканчивая технологиями цифровой передачи [7].

Существуют другие варианты прикладного применения технологий дополненной реальности при помощи вычислительных систем. Например, в киноиндустрии давно применяется виртуальная реальность. А сегодня технически совершенные компьютеры занимаются наложением виртуальных объектов на видеозапись с физическими объектами. Несмотря на это, все еще остается пласт таких задач в этом процессе, который человек выполняет вручную самостоятельно. И это порой занимает большое количество времени. Вместе с тем, стоит задача максимальной детализации объектов, создание графически очень сложных, но реалистичных объектов.

Но также следует учесть ряд проблем и потенциальных угроз, которые могут возникнуть при внедрении технологии дополненной реальности в музейную среду. Одной из важнейших проблем является возможное уничтожение традиционной статичной музейной среды, какой мы привыкли ее видеть. Это может повлечь за собой

полное изменение концепции музеев в плане подачи информации, а также привести к пресыщению информацией в музее, особенно в формате 3D, повышенному утомлению, усталости от потока информации, созданию дополнительного информационного шума в музейной среде. Нанесение определенного урона музейным экспонатам, например выцветание экспоната из-за постоянно направленного на него света от проектора, повышение температуры в экспозиционном помещении и т. п. Но к таким последствиям данная технология может привести при неграмотном ее использовании, при корректном же ее применении повысится привлекательность музея. Правильное использование дополненной реальности и внедрение ее именно в культурно-образовательную музейную среду позволит при посещении музеев получать в комплексе эстетическое восприятие, новое знание и образование. Технология будет стимулировать проявление самостоятельности, инициативы и творчества.

Обратим внимание на интересный факт: человек запоминает 10 % информации, которую слышит, помнит 20 % прочитанного, запоминает 80 % того, что видит и делает [2]. И если мы говорим о том, что человек запоминает 80 % того, что видит и делает, то в этом случае объединяются два канала восприятия информации: визуальный и кинестетический. Секрет эффективности интерактивной технологии как раз заключается в активации визуального и кинестетического каналов восприятия.

Иными словами, технологии дополненной реальности заставляют человека совершать какие-либо целенаправленные действия во время получения информации. Это значительно облегчает передачу и усвоение информации.

Именно поэтому в современном музейном пространстве становится очень важным процесс освоения и применения в экспозициях интерактивных технологий - дополненной реальности, -так как с помощью нее безгранично расширяются возможности работы с музейными экспозициями.

Виртуальное пространство, создаваемое современными компьютерными технологиями, а именно сочетание приемов и инструментов, которые позволяют создать объемные предметы и объекты при помощи формы и цвета. Объекты и персонажи, которые в нем создаются и существуют, являются виртуальными, то есть немате-

риальными. Само пространство при этом проектируется с помощью специальных программ для 3D-моделирования [8].

Создание трехмерных объектов, полностью имитирующих реальные прототипы на основе исследований ученых, позволяет воссоздать утраченные виды флоры и фауны, традиционную одежду и обряды и т. д., что в свою очередь открывает безграничные возможности представления экспонатов в музейных экспозициях [8].

Значимость технологии дополненной реальности сложно переоценить, так как это - единственная технология, которая так стремительно проделала путь от компьютерных игр, где она выполняет развлекательную функцию, до сложных медицинских аппаратов, неся в себе общественную пользу. Несмотря на то, что эта отрасль стала расширяться и расти совсем недавно, сегодня она одна из самых перспективных сфер в области компьютерных технологий. Связано это с повсеместным распространением современной электроники, планшетов, смартфонов, с помощью которых возможно использование данной технологии не только для научных и технических целей, но и в повседневной жизни.

Дополненная реальность именно в музейной среде смогла бы решить сразу несколько задач. Это и возможность комплексного осмотра экспонатов без вырывания их из контекста, возможность создания контекста, достижение максимальной коммуникации экспоната и посетителя, возможность введения интерактивности, а также вероятность быстрого внесения изменений в экспозицию в соответствии с тематикой проводимых в музее мероприятий. Дополненная реальность в музее - большие возможности на небольшом пространстве. Учитывая рост интереса потребителей к дополненной реальности, внедрение ее в музейную среду сможет повысить интерес к музеям и, соответственно, улучшить их культурно-образовательную функцию [5].

Следовательно, можно сделать вывод, что музеи с использованием элементов дополненной реальности способствуют привлечению большего внимания посетителей по сравнению с традиционными музеями, так как данные музеи выделяются из тысячи обычных, глубоко вовлекают аудиторию в проблему и становятся интерактивными.

Литература

1. Государственный Дарвиновский музей [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://www. darwinmuseum.ru/ (дата обращения: 08.09.2015).

2. Знакомство с UnrealEngine [Электронный ресурс]. - URL: http://habrahabr.ru/post/185232/ (дата обращения: 03.09.2015).

3. Историко-культурный и природный заповедник «Томская Писаница» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://www.gukmztp.ru/ (дата обращения: 03.09.2015).

4. Кемеровский областной краеведческий музей [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://www. kuzbasskray.ru/ (дата обращения: 03.09.2015).

5. Родионова Д. Д., Реховская Т. А. Современные подходы к музейному источниковедению // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 32. - С. 53-57.

6. Сергеев А. В. Современное компьютерное искусство как перспективное направление творчества (на примере развития музейного пространств Кемеровского областного краеведческого музея) // Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России: сб. науч. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - С. 223-230.

7. Фролов А. А., Бычков И. Г., Щербатский В. Б. Управление выставочной деятельностью с использованием информационных технологий: моногр. / под общ. ред. проф., д-ра экон. наук Е. Д. Фроловой. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - С. 56-71.

8. Что такое 3D-графика? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ixbt.com/video/3dgrafx.html. - Загл. с экрана.

References

1. Gosudarstvennyi Darvinovskii muzei: ofitsial'nyi sait [State Darwin Museum: official site]. (In Russ.). Available at: http://www.darwinmuseum.ru/ (accessed 08.09.2015).

2. Znakomstvo s UnrealEngine [Familiarity with UnrealEngine]. (In Russ.). Available at: http://habrahabr.ru/ post/185232/ (accessed 04.09.2015).

3. Istoriko-kul'tumyi i prirodnyi zapovednik "Tomskaia Pisanitsa": ofitsial'nyi sait [Historical, cultural and nature reserve "Tomskaia Pisanitsa": official site]. (In Russ.). Available at: http://www.gukmztp.ru/ (accessed 03.09.2015).

4. Kemerovskii oblastnoi kraevedcheskii muzei: ofitsial'nyi sait [Kemerovo Regional Museum: official site]. (In Russ.). Available at: http://www.kuzbasskray.ru/ (accessed 03.09.2015).

5. Rodionova D.D., Rekhovskaia T.A. Sovremennye podkhody k muzeinomu istochnikovedeniiu [Current approaches to the museum source study]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture andArts], 2015, no 32, pp. 53-57. (In Russ.).

6. Sergeev A.V. Sovremennoe komp'iuternoe iskusstvo kak perspektivnoe napravlenie tvorchestva (na primere raz-vitiia muzeinogo prostranstva Kemerovskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeia) [The modern computer art as a promising area of creativity (for example, the development of the museum spaces of the Kemerovo Regional Museum)]. Vnutrennii turizm kak osnova ustoichivogo razvitiia regionov Rossii [Domestic tourism as a basis for sustainable development of the regions of Russia]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015, pp. 223-230. (In Russ.).

7. Frolov A.A., Bychkov I.G., Shherbatskii V.B. Upravlenie vystavochnoi deiatel'nost'iu s ispol'zovaniem informat-sionnykh tekhnologii: monografiia [Management of exhibition activities with the use of information technology: Monograph]. Ed. E.D. Frolova. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2014, pp. 56-71. (In Russ.).

8. Chto takoe 3D-grafika? [What is a 3D graphics?]. (In Russ.). Available at: http://www.ixbt.com/video/3dgrafx.html (accessed 01.09.2015).

УДК 008

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ Г. КЕМЕРОВО: КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мартынов Анатолий Иванович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: prof_martynov@mail.ru

Леонов Евгений Евгеньевич, кандидат культурологии, заведующий отделом гражданско-пат-риотического воспитания детей и подростков, Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной (г. Кемерово, РФ). E-mail: lucky-number@mail.ru

Онюшева Елизавета Евгеньевна, объединение «Школа юного исследователя», Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной (г. Кемерово, РФ). E-mail: onyusheva0807@mail.ru

Раскрывается значение мемориальных досок, принципы и обоснование необходимости их установки. Даётся анализ мемориализации как направления сохранения культурного наследия. Приводится термин «memory studies», характерный для принципа мемориализации. Перечислены исследователи, которые уделяли повышенное внимание трактовке термина «memory studies». В процессе исследования около 220 мемориальных досок составлена классификация из одиннадцати групп, согласно которой были проанализированы все мемориальные доски города. Все мемориальные доски также были разделены по пяти районам г. Кемерово (Центральный, Ленинский, Заводский, Рудничный, Кировский), что позволило сравнить их по нескольким компонентам, где выделены: стиль, шрифт, пояснительная информация о личности. Количественный состав мемориальных досок раскрыт по районам г. Кемерово. Обозначены четыре основные особенности, которые были выявлены в ходе исследования мемориальных досок г. Кемерово. Отмечены четыре основные проблемы, связанные с исследованием мемориальных досок, на основе которых поднимаются вопросы о муниципальном руководстве охраны мемориальных досок как объектов историко-культурного наследия. Акцентируется внимание на проблемах, связанных с сохранностью мемориальных досок, слабой степенью их популяризации и незаконным снятием, либо переносом с одного места на другое.

Ключевые слова: мемориальная доска, мемориализация, классификация, сохранность, группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.