Научная статья на тему 'Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы'

Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордвинов В. Ф.

The article reviews abilities and prospects of using new technologies in the system of military education. By the example of practical realization of the system of informational protection in the professional adaptation are showed abilities of new informational educational technologies in the area of retraining discharged military mans on the civilian professions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы»

цесса. В этой связи значительно повышаются роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний для исключения возможности фальсификации обучения на этапе дистанционного обучения. Итоговый кон-

ЗсхтиотрмюгаЫ&рлкимнх! документы - МкююИ Irttetnrt Explorer

троль обязательно проводится в очном режиме и включает итоговое тестирование как необходимое условие допуска к экзаменам или зачетам, и собственно экзамены или зачеты.

Фойч ffcwo»-.« Вид №бр**«е Сессис Спрлскл

- (Q • > ; у г!»« j

-И X чЬ J □

A4P«:

Ч fl Переход Седом

Ш политология, учеоноепосооне

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

0 Общая педагогика. Курс лекций 0 Основы социального управления 0 Педагогнка

0 Педагогическая конфликтология 0 Политическая психология 0 Психология н педагогнка 0 Психология и этика делового общения 0 Психология публичного общения 0 Психология самоакгуалшацин

0 Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие 0 Социальная психология

0 Социально-психологические аспекты исследования конфликта 0 Творческая эволюция 0 Теория и практика аргумеитацтти 0 Хрестоматия по конфликталогин 0 Хрестоматия по психологии

0 Экзистенциальная психология глубинного общения 0 История зарубежной педагогкн 0 Основы конфликтологии. Курс лекций 0 Культура делового общения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

0 Актуальные проблемы кадровой политики 0 Государственное планирование науки

"3

J

[¿Готово

<'Пу«| И -> S Q

Jl^CMTCm открытого.

'Г7ПППГ

_

Мветпм WirpOCCTb

Рис. 10. Фрагмент элетронной библиотеки

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.Ф.Мордвинов, докторант, к. воен. н., доц. Тел.: 8-47821-23570, E-mail: [email protected] Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина http://www.voenkomat.ru/showrazdel.php?s=&razdelid=2109

The article reviews abilities and prospects of using new technologies in the system of military education. By the example ofpractical realization of the system of informational protection in the professional adaptation are showed abilities of new informational educational technologies in the area of retraining discharged military mans on the civilian professions.

Современное состояние науки и обра- теризуется повышением требований к ка-зования, обусловленное экономическими честву подготовки специалистов и опре-и социальными факторами, харак- деляет постоянный поиск новых методов

и средств повышения эффективности образовательного процесса. Технологии дистанционного обучения обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний, способствуют разработке объективных методов контроля знаний и облегчают накопление учебно-методического опыта.

Анализ научно-педагогических и технических трудов [1, 2, 3] и результаты исследований, проведенных лично автором [4, 5, 6], позволяют сделать вывод об эффективности технологий дистанционного обучения в образовательной деятельности.

К сожалению, сегодня в военном ведомстве превалирует мнение о том, что дистанционное обучение - это совершенно неприемлемая форма обучения военных специалистов. Ряд достаточно влиятельных ученых с предубеждением относятся к роли дистанционного обучения. При этом из виду упускается самое главное - речь ведь не идет о дистанционном обучении как об основной форме обучения военных специалистов, речь идет о применении технологий ДО с определенной степенью использования в различных формах обучения.

Проанализируем основные преимущества и недостатки этих технологий.

Преимущества технологий дистанционного обучения:

гибкость (возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе);

модульность и вариативность (возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать программу обучения, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям);

параллельность (обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. без отрыва от производства, возможность постоянного повышения своего образовательного уровня);

многообразие источников информации (одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации: электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.);

технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных технологий);

модифицируемость (относительная легкость обновления содержания учебного материала, возможности архивации старого материала);

доступность (любой учебный материал остается у обучаемого фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован);

повышение учебной мотивации (стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели);

экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов).

Недостатки технологий дистанционного обучения:

существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;

успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;

отмечается недоверие к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»;

имеет место недостаточная интерактивность (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);

обучаемым сложно воспринимать большие объемы информации с экрана;

обучаемые превращаются в некоторой степени в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания;

наблюдается некоторая социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя;

снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;

на создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, уходит много средств и времени;

программно-методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом;

ограниченные технические возможности (медленные компьютеры и каналы связи) приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;

высокопроизводительные программно-технические и телекоммуникационные средства отличаются достаточно высокой стоимостью.

Названные недостатки носят достаточно объективный характер. И, тем не менее, существуют различные способы устранения некоторых из вышеперечисленных недостатков. Способы компенсации могут быть разными: техническими, организационными, методическими, дидактическими, функциональными. Например, необходимость обладания техническими навыками работы на компьютере полностью исключить нельзя. Однако

влияние данного аспекта компенсируется наличием максимально упрощенного и интуитивно понятного пользовательского интерфейса (меню, диалоговый режим, справки и т. п.). Недостаточная интерактивность восполняется за счет использования определенных дидактических приемов и интеллектуальных технологий моделирования знаний и деятельности, организации регулярных консультаций в очной или дистанционной форме. Ослабление контроля со стороны преподавателя компенсируют сеансы дистанционного контроля, которые проводятся по жесткому графику и предусматривают предоставление обучаемыми отчетных материалов по каждому пройденному разделу.

Приведенные примеры свидетельствуют о целесообразности использования технологий дистанционного обучения в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. При этом понятно, что технологии ДО не являются исключающей альтернативой традиционного обучения, а наоборот должны органично встраиваться в существующую образовательную систему.

У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако, как показывают исследования [1, 2], как минимум 80% обучаемых могут эффективно воспринимать учебные материалы в электронной форме. Это означает, что абсолютное большинство военных специалистов способны эффективно обучаться электронным способом, естественно, при условии наличия качественного учебного контента (содержания) курсов. При этом нелинейность и многоуровневость представления учебной информации дают обучаемым возможность выбирать различные траектории обучения.

Результаты научных исследований, проведенных автором, показали, что в системе высшего профессионального и военно-специального образования доля

технологий электронного (дистанционного) обучения может составлять от 30-40% в форме очного обучения до 60-70% в форме заочного обучения. В принципе, практически для всех военно-гуманитарных дисциплин, где лекционный материал составляет порядка 75% от общего объема, возможно создание и использование компьютерных учебников для полноценной теоретической подготовки обучаемых. Для оперативно-тактических и военно-специальных дисциплин наряду с компьютерными учебниками и обучающими системами целесообразно использование компьютерных задачников (в военной терминологии - оперативно-тактических задач) и тренажеров, предназначенных для практической подготовки обучаемых.

В системе дополнительного профессионального образования доля технологий электронного (дистанционного) обучения может значительно увеличиваться и составлять 80-90% от общего объема обучения. Особенно актуально применение этих технологий для повышения квалификации военных специалистов в системе командирской подготовки, где основным видом является самостоятельное обучение.

Не менее значительна доля технологий ДО для переподготовки увольняемых военнослужащих на гражданские специальности (по предварительным оценкам -до 70-90% от общего объема обучения). Причем проблема с обучением и обеспечением занятости увольняемых военнослужащих ощущается наиболее остро в отдаленных военных городках, где офицеры запаса вынуждены оставаться на постоянное жительство из-за проблем трудоустройства и жилищных трудностей в других районах страны. Такие городки расположены, как правило, в малонаселенных местах, со слаборазвитыми производственными мощностями и объектами инфраструктуры. Здесь практически нет рабочих мест, а значительная отдаленность городков затрудняет прохождение проживающими в них офицерами запаса профессиональной ориентации и переподготовки.

Каким образом обеспечить равные права и возможности увольняемых военнослужащих (или граждан, уволенных с военной службы) независимо от их предыдущей должности и места службы в процессе адаптации на рынке труда? Ответом на данный вопрос стали результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, выполненной в 2002-2003 гг. творческим коллективом Военно-воздушной академией им. Ю.А. Гагарина совместно с представителями Института инженерной физики (г. Серпухов) по созданию системы информационного обеспечения региональной модели (СИО РМ) профессиональной адаптации.

Во взаимодействии с территориальными органами Минтруда были разработаны концептуальные и структурные решения социально-образовательных задач профессиональной адаптации граждан путем внедрения современных информационных образовательных технологий (дистанционного обучения).

Концептуальные и структурные решения явились теоретической базой для разработки программно-технических решений. На базе трех регионов (Московская, Тамбовская, Ярославская области) был развернут опытный участок СИО РМ, основу которого составили технический комплект межрегионального и трех региональных информационных центров профессиональной адаптации СИО РМ, разработанные программные комплексы информационной системы профориента-ционного сопровождения и информационной обучающей системы. Программный комплекс информационной системы профориентационного сопровождения, созданный на основе Интернет-технологий, позволяет осуществлять информирование обратившихся военнослужащих и членов их семей о рабочих вакансиях в различных регионах, выборку по интересующим профессиям по заданным критериям (вид профессии, место работы, зарплата и т. д.), консультирование в плане выбора профессии и необходимой для этого профессиональной переподготовки, направление на трудоустройство. Программный комплекс информационной

обучающей системы, разработанный на базе системы дистанционного обучения «Прометей», позволяет создавать элек-

тронные учебные курсы и осуществлять последующее дистанционное обучение слушателей.

Основа системы информационного обеспечения профессиональной адаптации -современные информационные образовательные технологии

"51

мобильность

доступность

/ 'I

интерактивность

Ж

экономичность

Рис. 1. Облик перспективной системы информационного обеспечения профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих

Облик перспективной системы информационного обеспечения профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих (а в целом и различных категорий безработных граждан) целесообразно представить в виде региональных информационных центров, учебных центров (центров переподготовки) и справочно-консультационных пунктов, объединенных в единую телекоммуникационную среду с использованием унифицирован-

ных распределенных информационных ресурсов. Схематично данная система представленн на рис. 1.

Первоначальный опыт создания такой системы уже убедительно показал, что использование современных информационных образовательных технологий существенно расширяет возможности системы военного образования в области подготовки (переподготовки) военных кадров.

Литература

1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование: Монография. - М.: Наука, 2002. - 527 с.

2. Канаев В.И. Дистанционное обучение: Технологические аспекты: Монография. - М.: СГА, 2004. - 192 с.

3. Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации (аналитический обзор) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2001. http://www.eidos.ru/journal/2001/0320.htm.

4. Мордвинов В.Ф., Тихонова И.М. СДО - аргументы «за» и «против» // Управление компанией. - 2004. - №8 - С. 36-40.

5. Мордвинов В.Ф., Найденов И.Н., Викторова Л.Г. и др. Концепция построения системы информационного обеспечения региональной модели профессиональной адаптации на рынке труда граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Отчетные материалы первого

этапа НИОКР по Государственному контракту №289-юр от 3.06.2002. - Монино: ВВА, 2002. -15 с.

6. Мордвинов В.Ф., Уманский Ю.Н., Быков Г.В. и др. Описание программного комплекса информационной обучающей системы СИО РМ. Отчетные материалы второго этапа НИОКР по Государственному контракту №289-юр от 3.06.2002. - Монино: ВВА, 2002. - 62 с.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА ОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ ИТ-ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Шалыто, д.т.н., проф., зав. каф. Технологий программирования Тел.: (812) 247-95-45,. E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) http://is.ifmo.ru, http://www.ifmo.ru

This article considers the results of the pedagogical experiment in IT education. This experiment is meant to solve three problems: increasing the quality of the education, carrying out a scientific research, and developing the new programming technology based on finite state machines.

Отделить учебное от научного нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного - только блестит. Н.И. Пирогов

ния, что они должны делать. В управляющем устройстве может быть более одного автомата. Эти автоматы могут взаимодействовать между собой, например, за счет вложенности.

Предлагаемая технология была апробирована при создании ПО для судовых систем управления [2]. Эта технология, первоначально предложенная для систем логического управления, требовала своего развития.

2. Все это происходило в России в середине 90-х годов, когда финансирование научных исследований было практически свернуто. По этой причине привлекать к научным исследованиям молодежь было практически невозможно, особенно учитывая то, что для проведения указанных исследований требовались программисты, которые не имели и не имеют проблем с трудоустройством как у нас в стране, так и за рубежом.

В отсутствие материальных стимулов для развития технологии приходилось использовать единственный моральный стимул - аспирантуру, которая в очной форме «защищает» от армии. При этом,

1. В 1991 году в России были разработаны основы технологии автоматного программирования [1], которая была названа также «Б—йсИ-техноло-гия» [2] или «программирование с явным выделением состояний». В настоящее время автоматное программирование рассматривается в работе [3] в качестве одного из стилей программирования.

В соответствии с парадигмой автоматного программирования, программы предлагается строить так, как строятся системы управления технологическими процессами, в которых выделяются источники информации, управляющее устройство и объекты управления. При этом в качестве управляющего устройства используется детерминированный конечный автомат. Он реагирует на входные воздействия и формирует выходные воздействия, «указывающие» объектам управле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.