регионов. В настоящее время сеть Университета вошла в единую Азиатскую систему информационной, технической и методической кооперации с такими Университетами и учебными учреждениями,
как Морской Университет Южной Кореи, Морские Университеты Китая в г. Далян и г. Шанхай, Токийский Университет науки и технологий.
Таблица 1
Состав тренажеров Национального морского Университета
НАИМЕНОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВО
Судовой тренажер - имитатор на базе ЕАБАЕ/АКРА (1)
Имитатор двигательного отсека (машинного отделения) 0)
Имитатор глобальной системы связи для обеспечения безопасности судна, а также помощи в аварийных ситуациях (1)
Имитатор главного диспетчера управления судном (1)
АС система старта двигателей (1)
Система автоматического управления судном (1)
Система контроля и диагностики двигателя (1)
Система контроля расхода топлива (1)
Стенд - имитатор паровой турбины 0)
Измерительный комплекс параметров газа (1)
Система запуска моделей имитации (2)
Секстант (20)
Трансивер (20)
Таким образом, созданная в Национальном морском Университете система подготовки и переподготовки специалистов морского транспорта является одной из самых известных и эффективных в Азиатском регионе. Кроме этого, она
НАИМЕНОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВО
Система визуальной помощи при обучении (1)
Оборудование тестирования и диагностики (1)
Измерительное оборудование (1)
Система контроля за расходом масла (1)
Модели работы судового двигателя (1)
Мультимедийная система отображения информации (5)
Имитатор глобальной системы позиционирования GPS (2)
Портативный комплекс GPS (2)
Аудио- видео обучающая система (2)
Цифровая видеокамера (2)
Видео камера визуального представления материалов обучения (1)
Имитаторы двигателей (2)
Инструкции, методические пособия (420 наименований)
имеет большой потенциал для усовершенствования и развития, особенно в международной кооперации с такими морскими государствами, как Россия, Китай, Япония, Южная Корея и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Л.П.Ганчарик, к.т.н., директор Центра образовательных технологий Тел.: (375-17) 226-34-24, факс: (375-17) 222-83-58 E-mail: [email protected] Академия управления при Президенте Республики Беларусь http://www.pacademy.edu.by
Developing a distance learning computer system of open education makes it possible to train efficient civil service personnel, provide for its steady performance and create favorable conditions for professional advancement.
Академия управления при Президен- тивного образования, ключевые характе-те Республики Беларусь осуществляет ристики которой определяются: планомерный переход к модели перспек- • фундаментализацией образования,
направленной на существенное повышение его качества за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учебного процесса;
• опережающим характером системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, ее нацеленности на проблемы постиндустриальной цивилизации, развитие творческих способностей человека;
• доступностью системы образования для населения страны за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научной, учебной и учебно-методической информации.
Последовательное внедрение с 2001 года в образовательный процесс Академии управления методов компьютерного обучения позволило к настоящему времени создать многоуровневую и широкомасштабную организацию учебно-методических комплексов (УМК) системы открытого образования (СОО). Технологическое обеспечение СОО включает в себя:
• базовый программно-технический комплекс Академии управления;
• сетевые Интранет-сайты студентов и слушателей;
• телекоммуникационную сеть;
• электронные учебно-методические комплексы.
Каждый учебно-методический комплекс содержит (рис. 1 - см. цв. вставку):
• учебную программу;
• учебно-тематический план;
• авторский курс лекций;
• аудиолекции по курсу;
• систему контрольного и аудиотес-тирования по темам дисциплины;
• электронную библиотеку дополнительных учебных материалов;
• лабораторные практикумы и компьютерные деловые игры;
• экзаменационные (итоговые) тесты.
В настоящее время электронными учебно-методическими комплексами обеспечены 123 учебные дисциплины системы высшего образования и 30 курсов системы повышения квалификации управленческих кадров. Ежегодно разрабатывается 25-30 новых электронных УМК.
Электронные УМК построены на основе международного IMS стандарта, который объединяет достижения передовых разработок в дистанционном обучении. Многие фирмы и государственные организации, занимающиеся дистанционным обучением, приняли этот стандарт, и сейчас он позиционируется как международный формат обмена данными между учреждениями образования. Использование IMS стандарта позволяет создать пятиуровневую модель изучения каждой темы курса или дисциплины, каждого промежуточного или конечного знания и умения при сетевой организации курса. Пятиуровневая модель включает: базовый уровень изучения тем дисциплин, мультимедиа уровень, уровень практикумов, творческий уровень и очный.
Базовый уровень изучения тем дисциплин
На этом уровне обучающийся осваивает базовые знания и умения, изложенные в электронных авторских курсах лекций, которые составляют основу теоретической подготовки обучающихся. Главная цель курса лекций - дать систематизированные научные знания по курсу, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Общие требования к электронным авторским курсам лекций - это научность, доступность, единство формы и содержания, органическая связь с другими видами и формами учебных занятий. Состав и структура курсов лекций полно-
стью отвечают утвержденным учебно-тематическим планам и рабочим программам.
Авторский курс лекций по каждой дисциплине, как в электронном виде, так и на бумажном носителе, включает:
• текстовые лекции по темам дисциплины;
• перечень лабораторных работ;
• перечень семинарских занятий;
• перечень курсовых работ;
• перечень экзаменационных (зачетных) вопросов;
• перечень основной и дополнительной учебной литературы;
• учебные пособия (в виде приложений).
Каждая текстовая лекция, в свою очередь, включает (рис. 2 - см. цв. вставку):
• номер и название лекции;
• основные понятия и термины;
• текст лекции;
• ссылки (в электронной версии гиперссылки) на основные и дополнительные учебные материалы курса;
• вопросы, включенные в систему контрольного тестирования по лекции;
• номера и названия лабораторных и иных практикумов, выполняемых в результате освоения материалов лекции или нескольких лекций.
Использование текстовых лекций направлено на создание возможности обучающегося многократного обращения к учебному материалу, чередованию способов и приемов работы с ним. Визуальное восприятие облегчает представление общей структуры содержания дисциплины.
Для закрепления и систематизации знаний по изученной теме и проверки усвоенных на базовом уровне знаний и умений предназначены контрольные тесты (рис. 3), которые каждый обучающийся должен сдать прежде, чем перейти к изучению новой темы. Контрольные тесты сдаются в дистанционном режиме или в компьютерных классах Академии управления. По результатам их сдачи формируются сводные ведомости успеваемости, доступные для просмотра на сетевых Ин-транет-сайтах обучающихся.
В условиях принятой модели образовательного процесса, учитывая специфику дистанционного обучения, управление самостоятельной учебной работой обучающихся на всех уровнях изучения курса возлагается на тьютора. В функции тьютора входит: формирование побуждающих мотивов учения; постановка образовательных целей и задач; организационная деятельность; организация взаимодействия между участниками учебного процесса; контроль процесса обучения и его результатов. Тьюторами курсов являются ведущие преподаватели Академии управления.
Мультимедиа уровень изучения тем дисциплин
Второй уровень изучения каждой темы дисциплины - это использование мультимедиа возможностей, включающих аудио- и видеолекции, аудиотесты, предметно-ориентированные среды, мультимедийные иллюстрации.
Содержание, способы и средства разработки мультимедиа материалов позволяют выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:
• визуализация учебной информации;
• моделирование и имитация изучаемых процессов и/или явлений;
• выполнение лабораторных работ в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
• усиление мотивации обучения за счет изобразительных средств или включения игровых ситуаций;
• формирование культуры учебно-познавательной деятельности;
• интенсификация процесса усвоения материала;
• закрепление, углубление и систематизация знаний, полученных на базовом уровне.
В системе открытого образования аудио- и видео учебные материалы (рис. 4, 5) (рис.5 - см. цв. вставку) включены в состав сетевого Интранет-сайта каждого обучающегося.
Ключевые требования к мультимедиа материалам - это обобщение и систематизация содержания обучения в рамках ос-
новного курса лекций, его расширение и углубление за счет демонстрации внутри-и междисциплинарных связей с использованием возможностей мультимедиа технологий. Наглядность учебных мультимедиа материалов с текстовым сопровождением, поясняющим происходящие на экране процессы, максимально приближают обучающихся к реальной ситуации, создают благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала без дополнительного привлечения преподавательского состава.
Большую роль в закреплении полученных знаний играют аудиотесты, позволяющие не только оценить уровень знаний и умений обучающегося, но и систематизировать их. Суть аудиотестов заключается в том, что по ходу аудиолекции обучающемуся задаются контрольные вопросы и сразу оцениваются его ответы. Если обучающийся неверно ответил на поставленный вопрос, его автоматически возвращают на начало того отрезка ау-диолекции, тема которого была им не усвоена. При этом общее время аудиолек-ции ограничивается. Такой подход позволяет сконцентрировать внимание обучающегося и добиться аналитического восприятия материала.
Уровень практикумов дисциплин
• Уровень практикумов освоения тем дисциплин состоит из лабораторных работ и иных практикумов (рис. 6). Данный раздел УМК включает: методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и иных практикумов;
• сборники задач (при необходимости);
• руководство пользователя по работе с программными пакетами (при необходимости);
• варианты индивидуальных заданий.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и иных практикумов содержат:
• цель лабораторной работы или практикума;
• краткое изложение теоретического материала, по которому выполняется ра-
бота;
• виды осваиваемых умений (типовые, логические, творческие) и их характеристики (скорость, полнота, прочность, построение суждений, создание объектов на основе методических разработок и т.д.);
• алгоритм выполнения лабораторной работы или практикума;
• требования к оформлению отчетных материалов;
• правила распределения индивидуальных заданий.
Каждая выполненная лабораторная работа или практикум оценивается и подробно комментируется тьютором курса. Эта информация рассылается на Интра-нет-сайты каждому обучающемуся (рис. 7 - см. цв. вставку).
Творческий уровень изучения тем дисциплин
При создании УМК придается огромное значение развитию творческого потенциала обучающегося, формированию аналитико-синтетического и прогностического мышления и связанных и ним умений. С этой целью в учебном процессе широко применяются активные формы обучения (деловые игры, тренинги, виртуальные семинары, круглые столы и др.). Такие занятия, как правило, строятся на основе обсуждения, дискуссии по рассматриваемой тематике с использованием средств телекоммуникаций в режиме форума (рис. 8 - см. цв. вставку). Занятия проходят в реальном масштабе времени, при этом тьютор оценивает активность участников, а каждый участник видит на экране тексты всех участников занятия.
Деловые игры предоставляют широкие возможности для творческого изучения тем дисциплин с учетом использования в них средств визуализации (рис 9 -см. цв. вставку), анимации, а также возможности принимать самостоятельные решения, требующие творческого подхода к каждой конкретной проблеме, с которой приходится сталкиваться обучающемуся по ходу игры.
Рис. 6. Пример оформления методических рекомендаций по выполнению лабораторной работы
Как дополнительную учебную информацию, способствующую углубленному изучению тем курса, творческому их развитию, следует рассматривать электронную библиотеку дополнительной литературы, которая входит в состав сетевого Интранет-сайта. Электронная библиотека представляет собой банк данных научных и учебно-методических материалов по разным отраслям и разделам знаний, сформированный и постоянно актуализируемый на базе русскоязычных фондов научно-технических библиотек мира. Библиотека доступна всем студентам и слушателям Академии управления и в настоящее время насчитывает около тысячи изданий (рис. 10).
Очный уровень изучения тем дисциплин
Главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса в системе открытого образования является преподаватель. При организации учебного процесса в дистанционном режиме в значительной мере утрачи-
ваются позитивные психологические моменты непосредственного общения с преподавателем. Для восполнения этого пробела в системе открытого образования вводятся обязательные очные занятия. Это, как правило, - обобщающие лекции, которые проводятся перед итоговыми испытаниями обучающихся, и непосредственно итоговые испытания (итоговое тестирование, экзамен или зачет). Цель очных лекций - систематизировать знания, которые самостоятельно изучил обучающийся на четырех уровнях, обратить внимание и подробнее остановиться на наиболее сложных и ключевых вопросах курса, провести учебные консультации, выявить степень усвоения материала.
Итоговый контроль заключается в проверке результатов усвоения обучающимися учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога на предыдущих уровнях учебного про-
цесса. В этой связи значительно повышаются роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний для исключения возможности фальсификации обучения на этапе дистанционного обучения. Итоговый кон-
ЗсхтиотрмюгаЫ&рлкимнх! документы - МкююИ Irttetnrt Explorer
троль обязательно проводится в очном режиме и включает итоговое тестирование как необходимое условие допуска к экзаменам или зачетам, и собственно экзамены или зачеты.
Фойч ffcwo»-.« Вид №бр**«е Сессис Спрлскл
- (Q • > ; у г!»« j
-И X чЬ J □
A4P«:
Ч fl Переход Седом
Ш политология, учеоноепосооне
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
0 Общая педагогика. Курс лекций 0 Основы социального управления 0 Педагогнка
0 Педагогическая конфликтология 0 Политическая психология 0 Психология н педагогнка 0 Психология н этика делового общения 0 Психология публичного общения 0 Психология самоакгуалшацин
0 Социальная психология: Хрестомаптя: Учебное пособие 0 Социальная психология
0 Социально-психологические аспекты исследования конфликта 0 Творческая эволюция 0 Теория и практика аргумеитацттн 0 Хрестоматия по конфликтологин 0 Хрестоматя по психологии
0 Экзистенциальная психология глубинного общения 0 История зарубежной педагогкн 0 Основы конфликтологии. Курс лекций 0 Культура делового общения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
0 Актуальные проблемы кадровой политики 0 Государственное планирование науки
"3
J
[¿Готово
<'Пу«| Л И -J S Q
Jl^CMTCm открытого.
'Г7ПППГ
_А
Мвстшя »«лросеть
Рис. 10. Фрагмент элетронной библиотеки
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.Ф.Мордвинов, докторант, к. воен. н., доц. Тел.: 8-47821-23570, E-mail: [email protected] Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина http://www.voenkomat.ru/showrazdel.php?s=&razdelid=2109
The article reviews abilities and prospects of using new technologies in the system of military education. By the example ofpractical realization of the system of informational protection in the professional adaptation are showed abilities of new informational educational technologies in the area of retraining discharged military mans on the civilian professions.
Современное состояние науки и обра- теризуется повышением требований к ка-зования, обусловленное экономическими честву подготовки специалистов и опре-и социальными факторами, харак- деляет постоянный поиск новых методов