Научная статья на тему 'Технологии дистанционного обучения по дисциплинам экономического профиля для реализации инклюзивого образования'

Технологии дистанционного обучения по дисциплинам экономического профиля для реализации инклюзивого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / REMOTE TECHNOLOGIES / INCLUSIVE EDUCATION / ECONOMIC PROFILE / NOSOLOGICAL GROUPS / ELECTRONIC COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоренко Ирина Николаевна

В статье раскрываются особенности создания специальных условий образования, в том числе дистанционных технологий по дисциплинам экономического профиля для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе, доказывается необходимость учитывать особенности нозологических групп. Автор показывает интегративные механизмы организации самостоятельной работы студентов. В статье раскрывается содержание этапов создания компьютерного учебного курса по дисциплине «Финансовый контроль и аудит» (ОП Экономика) и возможные принимаемые решения, включая проведения тестирования студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в рамках образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоренко Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF REMOTE TRAINING ON ECONOMICS COURSES FOR INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION

The article reveals the characteristics of creation of special educational conditions (including distance teaching technologies) for disabled people and people with HIA studying economics in the university; the necessity to take into account the peculiarities of nosological groups is proven. The author shows integrative mechanisms for organizing independent work of the students. The article reveals the content of the stages of creating a computer training course on "Financial control and audit" (OP Economics) and possible solutions to the problems, including testing for students with disabilities and disabled people in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Технологии дистанционного обучения по дисциплинам экономического профиля для реализации инклюзивого образования»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-4-79-23 УДК 378

Федоренко Ирина Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: Fedorenko.irina@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются особенности создания специальных условий образования, в том числе дистанционных технологий по дисциплинам экономического профиля для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе, доказывается необходимость учитывать особенности нозологических групп. Автор показывает интегративные механизмы организации самостоятельной работы студентов. В статье раскрывается содержание этапов создания компьютерного учебного курса по дисциплине «Финансовый контроль и аудит» (ОП Экономика) и возможные принимаемые решения, включая проведения тестирования студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в рамках образовательных учреждений.

Ключевые слова: дистанционные технологии, инклюзивное образование, экономический профиль, нозологические группы, электронный курс

© ©egopeHKO H.H., 2017

Fedorenko Irina Nikolaevna

PhD (Economics), associate professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: Fedorenko.irina@mail.ru

TECHNOLOGIES OF REMOTE TRAINING ON ECONOMICS COURSES FOR INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION

Abstract. The article reveals the characteristics of creation of special educational conditions (including distance teaching technologies) for disabled people and people with HIA studying economics in the university; the necessity to take into account the peculiarities of nosological groups is proven. The author shows integrative mechanisms for organizing independent work of the students. The article reveals the content of the stages of creating a computer training course on "Financial control and audit" (OP Economics) and possible solutions to the problems, including testing for students with disabilities and disabled people in educational institutions.

Keywords: remote technologies, inclusive education, economic profile, nosological groups, electronic course

Введение

Инклюзивный подход к обучению в современной России выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования и рассматривается как разработка социальных, психологических и педагогических условий, необходимых для обучения, воспитания, реабилитации лиц с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время идет процесс формирования российских моделей инклюзивного образования, в том числе - региональных. Это, безусловно, возможно на условиях создания безбарьерной среды, равных возможностей, решения проблем в инклюзивном образовании.

Использование дистанционных методов в обучении позволит:

- повысить доступность высшего образования для студентов, не имеющих возможность посещать учебное заведение;

- работать как самостоятельно, так и под наблюдением преподавателя, с использованием интегративной системы организации самостоятельной работы студентов;

- использовать дистанционные технологии по дисциплине экономического профиля «Финансовый контроль и аудит» с учетом нозологических групп.

Основная часть

Закон «Об образовании в Российской Федерации» представляет гарантии гражданам в получении того уровня образованности, который соответствует потребностям обучаемого, независимо от состояния здоровья и социального положения. В табл. 1 представлены данные об инвалидах-студентах организаций высшего образования в России за период 2010-2016 гг.

Таблица 1

Сведения об инвалидах-студентах образовательных организаций высшего образования

на начало учебного года в России

2010 / 2011 / 2012 / 2013 / 2014 / 2015 /

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Численность студентов, чел. 22939 20080 18919 16779 16768 18043

Принято студентов- 6670 5599 5530 5194 5179 5966

инвалидов, чел.

Выпуск специалистов, чел. 3080 2783 2712 2500 2561 4120

Составлено по:

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. ЦКЪ: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

Люди с ограниченными возможностями здоровья получают образование и хотят быть на равных условиях в обществе. Дистанционные технологии позволяют студенту работать как самостоятельно, так и под наблюдением преподавателя, использовать интегративную систему организации самостоятельной работы студентов (СРС). Интегративная система отображает процесс самоуправляемой СРС, когда студент не имеет возможности посещать учебного заведение, либо в момент организации самостоятельной работы дома [1].

В Череповецком государственном университете по различным направлениям подготовки, в том числе по экономическому профилю, обучаются студенты с особыми образовательными потребностями, имеющие разную степень инвалидности -сахарный диабет, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение органов слуха и зрения. Инклюзивное образование в современных условиях основано на здо-ровьесберегающем подходе к образовательному процессу с акцентами на вариативность учебных дисциплин и избирательность в отношении учебного материала.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется организацией самостоятельно, с учетом индивидуальных возможностей студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Череповецком государственном университете (ЧГУ) создан уникальный Ресурсный центр поддержки

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц для выполнения следующих задач:

• разработка методических рекомендации по проектированию компонентов для всех направлений, по которым осуществляется подготовка в вузе и для всех нозологических групп;

• создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ к методическому инструментарию с рекомендациями по разработке и реализацию образовательных программ в вузе, с описанием особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

• описание алгоритма создания специальных условий образования, в том числе дистанционных технологий инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе [2].

Следует отметить, что все рабочие программы (модули) в ЧГУ содержат раздел, отражающий особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этим положением определяется актуальность разработки и использования дистанционных технологий по дисциплине экономического профиля «Финансовый контроль и аудит» с учетом нозологических групп (см. табл. 2).

Таблица 2

Особенности использования дистанционных технологий по дисциплинам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Перечень нозологических групп Отличительные характеристики условий преподавания дисциплин

1. Студенты с поражениями опорно-двигательного аппарата 2. Студенты с нарушениями слуха 3. Студенты с нарушениями зрения Технологии дистанционного обучения обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: - получать варианты заданий и отправлять выполненные; - узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; - получать справочную информацию, касающуюся учебного процесса и отправлять сообщения преподавателю и любому из администраторов; - иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; - проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов; - получать онлайн-консультирование

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения, адаптированного при необходимости для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [3]. Основные этапы создания компьютерного учебного курса по дисциплине «Финансовый контроль и аудит» (ОП Экономика) и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения представлены на рис. 1.

Подготовительный этап

Формирование идеи (выбор дисциплины)

Подбор материала

Лекционный курс

Эскизы интерфейса

Сценарии отдельных блоков

Создание ЭУП

1. Объединение блоков.

2. Тестирование.

3. Доработка.

4. Регистрация

Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляется онлайн-консультирование

Рис. 1. Этапы создания электронного курса для дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине «Финансовый контроль и аудит» (ОП Экономика)

На предварительном этапе осуществляется выбор темы мультимедиа-издания для представления в среде мультимедиа. Должно быть определено время, необходимое для создания комплекса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Мультимедиа-материал специального образования должен учитывать уровень подготовки, давать возможность не повторять уже известные темы.

Пакет SunRav BookOffice содержит в себе две программы. Программа SunRav BookEditor предназначена для создания и редактирования разнообразных электронных книг и учебников. Любая книга может состоять из неограниченного количества глав, разделов и подразделов. Программа интегрирована с пакетом SunRav TestOfficePro - можно сделать в своих учебниках ссылки на тесты и пользователь сможет пройти тестирование во время ознакомления с учебником. TestOfficePro -это пакет для создания, проведения различных тестов и обработки результатов тестирования. В тестах можно использовать различные шрифты, формулы, схемы, таблицы, аудио- и видеофайлы, HTML документы и любые OLE документы. К тестам можно добавлять комментарии: они необходимы при обработке ответов по одной теме. С помощью команд главного меню осуществляется работа по созданию и изменению различных разделов учебного пособия (см. рис. 2).

Рис. 2. Главное меню программы Sun Rav Book Editor Рассмотрим назначение команд главного меню (см. табл. 3)

Таблица 3

Назначение команд главного меню программы Sun Rav Book Editor

Команды главного меню Назначение

Файл Установление свойств книги, импорт книги, компиляция книги, сохранение книги, печать книги, выход

Вставка • mk:@MSITStore:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/310.html (документ) • mk:@MSITStore:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/300.html • mk:@MSITStore:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/320.html (формулы, таблицы, графики, звук, видео и т.д.) • mk:@MSITStore:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/330.htmlmk:@MSIT Store:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/330.html • mk:@MSITStore:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/340.htmlя • mk:@MSITStore:D:\PROGRA~1\SUNRAV~3\srbo.chm::/200.htmlа

Вид Установление видимости различных панелей в программе

Формат Работа с текстом (выбор шрифта, стиля текста), выбор абзаца, установление фона

Сервис Проверка правописания, редактирование контекстно-зависимой справки

Таблица Вставка и редактирование таблиц в учебном пособии

Текст Установление закладок, гиперссылок, подсказок к тексту

Раздел Создание и редактирование разделов, создание подразделов

Стиль Установление определенного набора параметров текста (таких как название шрифта, его размер, набор символов, цвет, стиль)

Справка Информация по работе с программой, версия программы

Выводы

Таким образом, рассмотрены некоторые инструменты создания электронного учебного курса с использованием дистанционных технологий по дисциплинам экономического профиля для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С помощью программы Sun Rav BookOffice были разработаны приложения учебного материала в виде лекций, а также глоссарий экономических терминов. С

помощью программы Sun Rav TestOficePro были разработаны приложения в виде самопроверки и итоговых тестовых заданий, что является готовым комплексным решением для проведения тестирования студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в рамках образовательных учреждений.

Литература

1. Витвицкая Л. А., Студеникина О.В. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании // Вестник ОГУ. Оренбург, 2016. № 12 (200). С. 9-12.

2. Денисова О.А., Леханова О.Л. Проектирование содержания подготовки студентов к введению инклюзивного образования в вузе // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Череповец: ЧГУ, 2015. С. 14-16.

3. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Проблемы организационно-методического обеспечения и поддержки инклюзивного онлайн образования // Молодой ученый. Казань, 2016. № 16.1 (120.1). С. 29-33.

References

1. Vitvitskaia L.A., Studenikina O.V. Realizaciia distancionnogo obucheniia v inkliuzivnom ob-razovanii [Realization of distance learning in inclusive education]. Vestnik OGU [Herald of the OSU], 2016, no. 12 (200), pp. 9-12.

2. Denisova O.A., Lehanova O.L. Proektirovanie soderzhaniia podgotovki studentov k vvede-niiu inkliuzivnogo obrazovaniia v vuze [Designing the content of the preparation of students for the introduction of inclusive education in the university]. Aktual'nye problemy korrekcionnoipedagogiki i special'noi psihologii: Materialy IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii [Current problems of correctional pedagogy and special psychology: Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference]. Cherepovets, 2015, pp. 14-16.

3. Mikhelkevich V.N., Ovchinnikova L.P. Problemy organizacionno-metodicheskogo obespe-cheniia i podderzhki inkliuzivnogo onlajn obrazovaniia [Problems of organizational and methodical support and support of inclusive online education]. Molodoi uchenyi [The Young Scientist]. Kazan, 2016, no. 16.1 (120.1), pp. 29-33.

Федоренко И.Н. Технологии дистанционного обучения по дисциплинам экономического профиля для реализации инклюзивого образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №4(79). С. 148-153.

For citation: Fedorenko I.N. Technologies of remote training on economics courses for inclusive education implementation. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 4 (79), pp. 148153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.