Научная статья на тему 'Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
2358
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / HIGHER EDUCATION FOR HANDICAPPED PEOPLE AND PEOPLE WITH HEALTH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INCLUSIVE EDUCATION / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / ACCESSIBLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPLEX ASSISTANCE TECHNOLOGY / INTEGRATED EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Збировская Елена Павловна, Тарасенко Елена Анатольевна

В статье анализируется первый практический опыт ряда российских университетов по созданию инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено необходимости создания доступной образовательной среды, разработке и внедрению унифицированных технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian University Expertise. The Development of the Inclusive Educational Environment for the Disabled and Physically Handicapped Students

The article analyzes the first practical experience of a number of Russian universities in creating an inclusive educational environment for handicapped students and students with health disabilities. Special attention is paid to the necessity of creating an accessible learning environment, the development and implementation of standardized technologies of integrated support for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Образование и общество

Е.П. Збировская, Е.А. Тарасенко

Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируется первый практический опыт ряда российских университетов по созданию инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено необходимости создания доступной образовательной среды, разработке и внедрению унифицированных технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов.

Ключевые слова: высшее образование для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда, инклюзивное образование, доступная среда, доступная образовательная среда, технологии комплексного сопровождения студентов-инвалидов, интегрированное образование, студенты с инвалидностью.

Экономические, общественные, идеологические и культурные трансформации российского общества наложили свой отпечаток на государственную социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Россия недавно ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, соответственно одним из приоритетных направлений государственной политики провозглашается обеспечение равенства возможностей во всех сферах общественной жизни для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1 (с изменениями и дополнениями) определяет социальную политику в отношении инвалидов. А на основании ст. 19 этого закона государство поддерживает получение инвалидами образования, в том числе профессионального,

© Збировская Е.П., Тарасенко Е.А., 2016

и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 в качестве базового принципа указывается на неотъемлемое право каждого гражданина на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования. А это означает необходимость создания высшего инклюзивного образования для людей с инвалидностью и технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах.

Необходимо отметить, что концептуальные основы представлений об высшем инклюзивном образовании для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и их практическая реализация достаточно широки3. Они базируются на национальных концепциях государственной социальной политики в сфере инвалидности, которые, в свою очередь, не являются раз и навсегда определенными статичными конструктами4.

О необходимости создания инклюзивной образовательной среды и технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах в российском экспертном сообществе активные дискуссии идут с начала 2000-х годов. В качестве примера стоит указать таких ученых, как Е. Ярскую-Смирнову5, П. Романова, Д. Зайцева6, С. Каришеву7, Ю. Кальгина8, Е.Л. Симатову9, В. Швецова, М. Рощину10 и другие.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 гарантирует профессиональное образование гражданам с ограниченными возможностями здоровья путем обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Соответственно за период 2010-2016 годов в области государственной социальной политики в сфере высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья в России произошли серьезнейшие изменения, являющиеся следствием новаторских подходов экспертного сообщества, правительства и Министерства образования РФ к решению проблем инвалидности.

В результате на современном этапе развитие высшего образования в Российской Федерации характеризуется началом трансформационного момента, когда имеется не только весьма развитая законодательная база, декларирующая права абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на высшее образование, но и начали появляться механизмы для практической реализации этих прав. Эти механизмы включают обеспечение равного физического

доступа к объектам инфраструктуры и образовательным ресурсам, дополнительные технологические меры, облегчающие процедуру сдачи вступительного экзамена и дальнейшее обучение в университетах, создание поддерживающего окружения, учитывающего особые образовательные потребности, индивидуальные возможности и особенности состояния здоровья таких студентов. Как результат с каждым годом возрастает доля поступающих в вузы студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Так, в 2016 г. в НИУ Высшая школа экономики обучалось 200 студентов с официально установленной инвалидностью (данные внутренней статистики университета). А в Российском государственном гуманитарном университете в 2016 г. обучалось 92 студента с инвалидностью разных нозологических групп.

Стоит заметить, что реальное число студентов с ограниченными возможностями здоровья может быть больше, поскольку многие из них в силу каких-либо причин в открытую не информируют администрации университетов о своем состоянии здоровья и не просят об особых образовательных условиях.

К передовым отечественным центрам, имеющим многолетний опыт создания инклюзивной образовательной среды, разработавшим и накопившим лучшие практики инклюзивного обучения, можно отнести центры, созданные при Московском психолого-педагогическом университете и Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана. Активную политику по созданию инклюзивной образовательной среды и комплексному сопровождению студентов-инвалидов проводят в Российском государственном социальном университете, Казанском федеральном университете, применяющем кластерный подход к организации инклюзивного образования11, и ряде других вузов.

В большинстве российских университетов в разной степени выраженности начали действовать определенные процедуры информирования абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Уже на этапе поступления им рассказывают об имеющейся в университете системе поддержки таких студентов, наличии в университете доступных общежитий, лифтов, пандусов, возможности получения тьюторской помощи на постоянной основе, дополнительных льготах и денежных выплатах. Тем не менее в большинстве университетов пока не создана единая система сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, не внедрены технологии, облегчающие процедуры текущего контроля, в недостаточном количестве имеются технические средства обучения для незрячих, слабовидящих и слабослышащих студентов.

В качестве положительного опыта стоит отметить, что для развития у преподавателей позитивного восприятия студентов с ограниченными возможностями здоровья во многих университетах разрабатываются авторские образовательные курсы и проводятся дополнительные программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, посвященные особенностям взаимодействия со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы есть как в Российском государственном гуманитарном университете, так и в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

В НИУ ВШЭ «созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включая возможность адаптировать любую образовательную программу, если возникает такая необходимость.

Студент-инвалид может рассчитывать на помощь в учебе, если она ему необходима, а также содействие в решении организационных проблем со стороны учебного консультанта. Получить помощь учебного консультанта студент-инвалид может, обратившись в учебный офис своей образовательной программы.

Материалы к лекционным и семинарским занятиям студент-инвалид может получить через электронную систему поддержки учебного процесса в НИУ ВШЭ (LMS - Learning Management System). Если есть необходимость доступа к учебным материалам в объеме, большем, чем преподаватель определенной учебной дисциплины обычно размещает в LMS, студент-инвалид может уведомить об этом или самого преподавателя, или попросить содействия в решении вопроса учебного консультанта или менеджера своей образовательной программы»12.

В НИУ ВШЭ пока не разработана и отсутствует единая система сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Студенты, нуждающиеся в поддержке, тьюторском сопровождении, обычно обращаются на факультет с просьбой об ее организации и такая помощь оказывается. Промежуточная и итоговая государственная аттестация студентов из числа инвалидов осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. В качестве положительного момента стоит также отметить, что в рамках кадрового резерва университета уже год действует Инициативный образовательный проект «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья». Его задачи: 1) изучение особых образовательных потребностей

студентов с инвалидностью; 2) изучение готовности преподавателей к обучению студентов с особыми образовательными потребностями; 3) обращение к опыту экспертного сообщества и анализ лучших практик в области инклюзивного образования в России; 4) выяснение проблемных зон и актуальных вызовов системе образования лиц с ОВЗ в Высшей школе экономики и др.13

На основании проведенного качественного исследования (16 глубинных интервью) командой проекта «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья» были сделаны следующие выводы о доступности университета для студентов с ограниченными возможностями здоровья:

- большинство опрошенных студентов положительно оценивают обучение в Высшей школе экономики, отмечая доброжелательность и готовность прийти на помощь администрации и профессорско-преподавательского состава университета;

- большинство опрошенных студентов отмечают, что поддержка оказывается студентам с ограниченными возможностями здоровья в необходимом и достаточном объеме.

Однако для усиления качества самостоятельной подготовки часть студентов просили, чтобы профессорско-преподавательский состав предоставлял лекции и дополнительные источники в электронном виде.

Поддержка является адресной и ее получение зависит от «пробивных» качеств и активности самого студента, что может быть расценено как барьер, который способны преодолеть не все реально нуждающиеся в поддержке студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Запросы студентов с ограниченными возможностями здоровья в большей степени обусловлены медицинскими нозологиями.

Слабовидящие, незрячие и слабослышащие студенты отмечали недостаточную техническую оснащенность образовательного процесса и недостаточную подготовленность профессорско-преподавательского состава для работы с ними, что в целом пока является общей проблемой вузов.

Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата озвучили проблемы, связанные с отсутствием универсального дизайна в некоторых старинных зданиях университета.

Студенты с хроническими заболеваниями нуждаются в специализированном диетическом меню в студенческих буфетах, а также при плановых регулярных госпитализациях в индивидуальном графике обучения.

Данная информация представляет собой методологическую базу, на основании которой администрация университета будет в будущем создавать единую систему сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках Инициативного образовательного проекта «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья» на волонтерских началах были проведены открытые лекции и семинары с экспертами по инклюзивному образованию в университетах. Тематика дискуссий была следующая: подходы к пониманию инвалидности в обществе и культуре; барьеры для людей с инвалидностью при получении высшего образования; организация инклюзивной образовательной среды в университете с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и пр. Был создан специальный сайт, где аккумулированы материалы по данному вопросу, статьи экспертов и загружены видеолекции (https://www.hse.ru/inclusive).

Инклюзивное образование в РГГУ направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Толерантная модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни. С июня 2016 г. введена должность помощника ректора по инклюзивному образованию, что является серьезным шагом к формированию доступной образовательной среды и единой системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Университет предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн и другими нормативными актами и локальными нормативными актами университета по обучению студентов с инвалидностью.

Для формирования доступной образовательной среды разработаны такие внутренние документы, как паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, план мероприятий на год и др.

Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий. Также в университете реализуется дистанционная форма обучения и многие мероприятия проходят в режиме онлайн-трансляции.

Стратегия университета в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья включает:

- доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура;

- интеграцию в среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения;

- подготовку экономически независимых профессионалов интеллектуального труда, способных внести вклад в развитие своей страны.

Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой.

В РГГУ реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

- профессиональное образование и профессиональная реабилитация;

- инклюзивная система обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий;

- довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;

- профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;

- вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, а также увеличением продолжительности вступительных испытаний, предоставлением возможности выбора формы вступительных испытаний (письменно, устно);

- социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);

- медицинская реабилитация и профилактика;

- реабилитационный спорт и физкультура;

- социально-средовая и социально-бытовая адаптация в образовательной среде университета;

- безбарьерная архитектурная среда в вузе для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения -

доступность прилегающей территории, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений.

Особое внимание уделяется социально-средовой и социально-бытовой адаптации студентов с инвалидностью в образовательной среде университета; так, 26 октября был проведен семинар «День инклюзивного образования в РГГУ», организованный при поддержке Благотворительного фонда Центрального федерального округа «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации», в котором приняли участие более 100 человек студентов и их родителей, преподавателей.

В РГГУ созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу (П. 6. Положения об образовательной программе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)).

В РГГУ предусмотрена организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов из числа инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (П. 5. Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры).

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то университетом предусмотрено тьюторство в рамках каждого факультета. Для преподавателей и сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют со студентами с инвалидностью, ежегодно проводятся курсы повышения квалификации.

Безусловно, высшими учебными заведениями проделана значительная работа по адаптации образовательной среды с учетом разнообразия особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью. На стадии начала практической реализации находятся вопросы:

- формирования индивидуальных образовательных траекторий для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрения технологий комплексного тьюторского сопровождения студентов-инвалидов;

- создания адаптированных образовательных программ.

В связи с этим для высших учебных заведений задача налаживания системы инклюзивного образования требует большей унификации, концептуальной и методологической поддержки на государственном уровне.

Примечания

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Холл Д., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультур-ный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Там же. С. 7-28. Ярская-Смирнова Е, Романов П. Высшее образование инвалидов: политика и опыт // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 38-50. Зайцев Д.В. В центре внимания студент-инвалид // Там же. 2009. № 5. С. 134-140.

Каришева С.В. Перспективы высшего образования для инвалидов по слуху // Там же. 2011. № 7. С. 157-159.

Кальгин Ю.А. Современные подходы к формированию психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования инвалидов в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 622. С. 119-122.

Симатова ЕЛ. Вопросы организации инклюзивного обучения в высших учебных заведениях Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 2. С. 88-91.

Швецов В.И., Рощина М.А. Модель организации поддержки образовательного процесса студентов инвалидов по зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 11-18.

Ахметзянова А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в Казанском федеральном университете // Филология и культура. 2015. № 1/39. С. 301-306.

Какие образовательные программы НИУ ВШЭ адаптированы для обучения инвалидов? // Сайт НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse. ru/education/access (дата обращения: 17.11.2016).

Лебедева А.А., Волконская М.А., Адемукова Н.В., Урсул Н.В., Калгин А.С. Презентация итогов проекта на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования 16 октября 2016 г.: Тезисы доклада. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/ inclusive/news/195248234.html (дата обращения: 17.11.2016).

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.