Образование и общество
Е.П. Збировская, Е.А. Тарасенко
Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья
В статье анализируется первый практический опыт ряда российских университетов по созданию инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено необходимости создания доступной образовательной среды, разработке и внедрению унифицированных технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов.
Ключевые слова: высшее образование для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда, инклюзивное образование, доступная среда, доступная образовательная среда, технологии комплексного сопровождения студентов-инвалидов, интегрированное образование, студенты с инвалидностью.
Экономические, общественные, идеологические и культурные трансформации российского общества наложили свой отпечаток на государственную социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Россия недавно ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, соответственно одним из приоритетных направлений государственной политики провозглашается обеспечение равенства возможностей во всех сферах общественной жизни для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1 (с изменениями и дополнениями) определяет социальную политику в отношении инвалидов. А на основании ст. 19 этого закона государство поддерживает получение инвалидами образования, в том числе профессионального,
© Збировская Е.П., Тарасенко Е.А., 2016
и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 в качестве базового принципа указывается на неотъемлемое право каждого гражданина на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования. А это означает необходимость создания высшего инклюзивного образования для людей с инвалидностью и технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах.
Необходимо отметить, что концептуальные основы представлений об высшем инклюзивном образовании для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и их практическая реализация достаточно широки3. Они базируются на национальных концепциях государственной социальной политики в сфере инвалидности, которые, в свою очередь, не являются раз и навсегда определенными статичными конструктами4.
О необходимости создания инклюзивной образовательной среды и технологий комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах в российском экспертном сообществе активные дискуссии идут с начала 2000-х годов. В качестве примера стоит указать таких ученых, как Е. Ярскую-Смирнову5, П. Романова, Д. Зайцева6, С. Каришеву7, Ю. Кальгина8, Е.Л. Симатову9, В. Швецова, М. Рощину10 и другие.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 гарантирует профессиональное образование гражданам с ограниченными возможностями здоровья путем обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Соответственно за период 2010-2016 годов в области государственной социальной политики в сфере высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья в России произошли серьезнейшие изменения, являющиеся следствием новаторских подходов экспертного сообщества, правительства и Министерства образования РФ к решению проблем инвалидности.
В результате на современном этапе развитие высшего образования в Российской Федерации характеризуется началом трансформационного момента, когда имеется не только весьма развитая законодательная база, декларирующая права абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на высшее образование, но и начали появляться механизмы для практической реализации этих прав. Эти механизмы включают обеспечение равного физического
доступа к объектам инфраструктуры и образовательным ресурсам, дополнительные технологические меры, облегчающие процедуру сдачи вступительного экзамена и дальнейшее обучение в университетах, создание поддерживающего окружения, учитывающего особые образовательные потребности, индивидуальные возможности и особенности состояния здоровья таких студентов. Как результат с каждым годом возрастает доля поступающих в вузы студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Так, в 2016 г. в НИУ Высшая школа экономики обучалось 200 студентов с официально установленной инвалидностью (данные внутренней статистики университета). А в Российском государственном гуманитарном университете в 2016 г. обучалось 92 студента с инвалидностью разных нозологических групп.
Стоит заметить, что реальное число студентов с ограниченными возможностями здоровья может быть больше, поскольку многие из них в силу каких-либо причин в открытую не информируют администрации университетов о своем состоянии здоровья и не просят об особых образовательных условиях.
К передовым отечественным центрам, имеющим многолетний опыт создания инклюзивной образовательной среды, разработавшим и накопившим лучшие практики инклюзивного обучения, можно отнести центры, созданные при Московском психолого-педагогическом университете и Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана. Активную политику по созданию инклюзивной образовательной среды и комплексному сопровождению студентов-инвалидов проводят в Российском государственном социальном университете, Казанском федеральном университете, применяющем кластерный подход к организации инклюзивного образования11, и ряде других вузов.
В большинстве российских университетов в разной степени выраженности начали действовать определенные процедуры информирования абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Уже на этапе поступления им рассказывают об имеющейся в университете системе поддержки таких студентов, наличии в университете доступных общежитий, лифтов, пандусов, возможности получения тьюторской помощи на постоянной основе, дополнительных льготах и денежных выплатах. Тем не менее в большинстве университетов пока не создана единая система сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, не внедрены технологии, облегчающие процедуры текущего контроля, в недостаточном количестве имеются технические средства обучения для незрячих, слабовидящих и слабослышащих студентов.
В качестве положительного опыта стоит отметить, что для развития у преподавателей позитивного восприятия студентов с ограниченными возможностями здоровья во многих университетах разрабатываются авторские образовательные курсы и проводятся дополнительные программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, посвященные особенностям взаимодействия со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы есть как в Российском государственном гуманитарном университете, так и в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
В НИУ ВШЭ «созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включая возможность адаптировать любую образовательную программу, если возникает такая необходимость.
Студент-инвалид может рассчитывать на помощь в учебе, если она ему необходима, а также содействие в решении организационных проблем со стороны учебного консультанта. Получить помощь учебного консультанта студент-инвалид может, обратившись в учебный офис своей образовательной программы.
Материалы к лекционным и семинарским занятиям студент-инвалид может получить через электронную систему поддержки учебного процесса в НИУ ВШЭ (LMS - Learning Management System). Если есть необходимость доступа к учебным материалам в объеме, большем, чем преподаватель определенной учебной дисциплины обычно размещает в LMS, студент-инвалид может уведомить об этом или самого преподавателя, или попросить содействия в решении вопроса учебного консультанта или менеджера своей образовательной программы»12.
В НИУ ВШЭ пока не разработана и отсутствует единая система сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Студенты, нуждающиеся в поддержке, тьюторском сопровождении, обычно обращаются на факультет с просьбой об ее организации и такая помощь оказывается. Промежуточная и итоговая государственная аттестация студентов из числа инвалидов осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. В качестве положительного момента стоит также отметить, что в рамках кадрового резерва университета уже год действует Инициативный образовательный проект «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья». Его задачи: 1) изучение особых образовательных потребностей
студентов с инвалидностью; 2) изучение готовности преподавателей к обучению студентов с особыми образовательными потребностями; 3) обращение к опыту экспертного сообщества и анализ лучших практик в области инклюзивного образования в России; 4) выяснение проблемных зон и актуальных вызовов системе образования лиц с ОВЗ в Высшей школе экономики и др.13
На основании проведенного качественного исследования (16 глубинных интервью) командой проекта «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья» были сделаны следующие выводы о доступности университета для студентов с ограниченными возможностями здоровья:
- большинство опрошенных студентов положительно оценивают обучение в Высшей школе экономики, отмечая доброжелательность и готовность прийти на помощь администрации и профессорско-преподавательского состава университета;
- большинство опрошенных студентов отмечают, что поддержка оказывается студентам с ограниченными возможностями здоровья в необходимом и достаточном объеме.
Однако для усиления качества самостоятельной подготовки часть студентов просили, чтобы профессорско-преподавательский состав предоставлял лекции и дополнительные источники в электронном виде.
Поддержка является адресной и ее получение зависит от «пробивных» качеств и активности самого студента, что может быть расценено как барьер, который способны преодолеть не все реально нуждающиеся в поддержке студенты с ограниченными возможностями здоровья.
Запросы студентов с ограниченными возможностями здоровья в большей степени обусловлены медицинскими нозологиями.
Слабовидящие, незрячие и слабослышащие студенты отмечали недостаточную техническую оснащенность образовательного процесса и недостаточную подготовленность профессорско-преподавательского состава для работы с ними, что в целом пока является общей проблемой вузов.
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата озвучили проблемы, связанные с отсутствием универсального дизайна в некоторых старинных зданиях университета.
Студенты с хроническими заболеваниями нуждаются в специализированном диетическом меню в студенческих буфетах, а также при плановых регулярных госпитализациях в индивидуальном графике обучения.
Данная информация представляет собой методологическую базу, на основании которой администрация университета будет в будущем создавать единую систему сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках Инициативного образовательного проекта «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья» на волонтерских началах были проведены открытые лекции и семинары с экспертами по инклюзивному образованию в университетах. Тематика дискуссий была следующая: подходы к пониманию инвалидности в обществе и культуре; барьеры для людей с инвалидностью при получении высшего образования; организация инклюзивной образовательной среды в университете с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и пр. Был создан специальный сайт, где аккумулированы материалы по данному вопросу, статьи экспертов и загружены видеолекции (https://www.hse.ru/inclusive).
Инклюзивное образование в РГГУ направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Толерантная модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни. С июня 2016 г. введена должность помощника ректора по инклюзивному образованию, что является серьезным шагом к формированию доступной образовательной среды и единой системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Университет предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн и другими нормативными актами и локальными нормативными актами университета по обучению студентов с инвалидностью.
Для формирования доступной образовательной среды разработаны такие внутренние документы, как паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, план мероприятий на год и др.
Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий. Также в университете реализуется дистанционная форма обучения и многие мероприятия проходят в режиме онлайн-трансляции.
Стратегия университета в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья включает:
- доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура;
- интеграцию в среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения;
- подготовку экономически независимых профессионалов интеллектуального труда, способных внести вклад в развитие своей страны.
Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой.
В РГГУ реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:
- профессиональное образование и профессиональная реабилитация;
- инклюзивная система обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий;
- довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
- профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
- вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, а также увеличением продолжительности вступительных испытаний, предоставлением возможности выбора формы вступительных испытаний (письменно, устно);
- социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
- медицинская реабилитация и профилактика;
- реабилитационный спорт и физкультура;
- социально-средовая и социально-бытовая адаптация в образовательной среде университета;
- безбарьерная архитектурная среда в вузе для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения -
доступность прилегающей территории, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений.
Особое внимание уделяется социально-средовой и социально-бытовой адаптации студентов с инвалидностью в образовательной среде университета; так, 26 октября был проведен семинар «День инклюзивного образования в РГГУ», организованный при поддержке Благотворительного фонда Центрального федерального округа «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации», в котором приняли участие более 100 человек студентов и их родителей, преподавателей.
В РГГУ созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу (П. 6. Положения об образовательной программе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)).
В РГГУ предусмотрена организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов из числа инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (П. 5. Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры).
Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то университетом предусмотрено тьюторство в рамках каждого факультета. Для преподавателей и сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют со студентами с инвалидностью, ежегодно проводятся курсы повышения квалификации.
Безусловно, высшими учебными заведениями проделана значительная работа по адаптации образовательной среды с учетом разнообразия особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью. На стадии начала практической реализации находятся вопросы:
- формирования индивидуальных образовательных траекторий для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрения технологий комплексного тьюторского сопровождения студентов-инвалидов;
- создания адаптированных образовательных программ.
В связи с этим для высших учебных заведений задача налаживания системы инклюзивного образования требует большей унификации, концептуальной и методологической поддержки на государственном уровне.
Примечания
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Холл Д., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультур-ный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Там же. С. 7-28. Ярская-Смирнова Е, Романов П. Высшее образование инвалидов: политика и опыт // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 38-50. Зайцев Д.В. В центре внимания студент-инвалид // Там же. 2009. № 5. С. 134-140.
Каришева С.В. Перспективы высшего образования для инвалидов по слуху // Там же. 2011. № 7. С. 157-159.
Кальгин Ю.А. Современные подходы к формированию психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования инвалидов в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 622. С. 119-122.
Симатова ЕЛ. Вопросы организации инклюзивного обучения в высших учебных заведениях Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 2. С. 88-91.
Швецов В.И., Рощина М.А. Модель организации поддержки образовательного процесса студентов инвалидов по зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 11-18.
Ахметзянова А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в Казанском федеральном университете // Филология и культура. 2015. № 1/39. С. 301-306.
Какие образовательные программы НИУ ВШЭ адаптированы для обучения инвалидов? // Сайт НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse. ru/education/access (дата обращения: 17.11.2016).
Лебедева А.А., Волконская М.А., Адемукова Н.В., Урсул Н.В., Калгин А.С. Презентация итогов проекта на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования 16 октября 2016 г.: Тезисы доклада. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/ inclusive/news/195248234.html (дата обращения: 17.11.2016).
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13