Практическая психология: опыт, проблемы
ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОИ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Профессиональная мотивация является системообразующим фактором в деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД), реализующей социально-управленческие функции. Она формируется в процессе профессионального становления личности, включая не только опыт профессиональной деятельности, но и этап обучения. Профессиональная мотивация имеет системно-иерархическую структуру, включающую три основных компонента: потребности, мотивы, ценностные ориентации. Ценностные ориентации являются значимым психологическим компонентом профессиональной мотивации сотрудника ОВД, отражающим ее зрелость. Они позволяют более полно характеризовать особенности личной мотивационной сферы представителя определенной профессиональной группы.
В целях определения иерархии, степени реализован-ности ценностных (смысложизненных) ориентаций и их места в профессиональной мотивации сотрудника ОВД на примере слушателей в Академии управления МВД России было проведено эмпирическое исследование. В качестве инструмента диагностики была выбрана батарея психологических тестов, состоящая из методики изучения ценностных ориентаций - (МИЦО) (2), теста смысложизненных ориентаций (СЖО) (3), Калифорнийского психологического опросника - СР1 (4) и Стандартизированного многофакторного метода исследования личности - СМИЛ (5). Анализ данных, полученных по методике МИЦО, с помощью коэффициента рангово-вой корреляции Спирмена (г = 0,77 с уровнем значимости Р < 0,01) позволил выявить наиболее значимые для современных сотрудников ОВД индивидуальные ценностные ориентации (табл. 1). Наиболее значимой ценностью для современных сотрудников является здоровье (физическое и психическое благополучие). По всей видимости, это связано с чрезвычайно напряженным характером профессиональной деятельности сотрудников ОВД, так как сложно добиться социального успеха и оказывать социальное влияние, имея проблемы со здоровьем. Следующей по значимости ценностью была выявлена счастливая семейная жизнь, так как она позволяет удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке и ощущении стабильности и безопасности. Далее
Канд. психол. наук, доцент В. В. Вахнина
Академия управления МВД России, г. Москва
сотрудники ОВД выделяют активную деятельную жизнь и наличие интересной работы. Указанные ценности способствуют удовлетворению потребности в уважении окружающих, самоуважении, позволяют испытывать чувство собственной значимости и нужности для организации. Это является важным для мотивации высших руководителей, так это сама работа и социальный престиж положения.
Следующими были выделены такие ценности, как уверенность в себе, развитие (физическое и духовное совершенствование) и познание (интеллектуальное развитие). По нашему мнению, в процессе саморазвития человек получает возможность проявить свое стремление к независимости, способность брать на себя ответственность. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самореализуется. Данные ценности реализуются не только в самоактуализации, но и в осознании смысла жизни. Потребность смысла жизни есть свойство индивида, обусловливающее тот факт, что без возникновения в его жизнедеятельности таких ценностей, которые он признает или может признавать сообщающими смысл его жизни, он не может правильно функционировать.
Иерархия индивидуальных ценностных ориентаций сотрудников ОВД, таких, как состояние здоровья, наличие тесных эмоциональных связей и признания окружающих, социальный статус, уровень удовлетворения достигнутым, являющихся смыслом жизни каждого индивида, отражает его потребности и мотивы.
Для изучения особенностей содержания ценностных ориентаций сотрудников ОВД применялся тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (табл. 2). Методика направлена на измерение мотивационной тенденции к поиску смысла жизни, наличия смысложизненных целей и определяет степень общей осмысленности жизни. Она включает шесть факторов. Первые три фактора направлены на изучение конкретных смысложизненных ориентаций - цели в жизни (субшкала 1), насыщенности жизни (субшкала 2) и удовлетворенности самореализацией (субшкала 3). Данные субшкалы соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результа-
том (прошлым), соответственно, индивид может находить смысл жизни в будущем, настоящем или прошлом либо во всех трех составляющих жизни. Следующие два фактора характеризуют аспекты внутреннего локуса контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана, один из них (ЛК-ж) характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а другой (ЛК-я) отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль. Шестой фактор оценивает (ОЖ) - общий показатель осмысленности жизни. Данная методика адаптировалась и использовалась Д. А. Леонтьевым на группе (80 чел.) студентов и аспирантов высших учебных заведений.
В целях проверки гипотезы о влиянии возраста и социального статуса индивида на зрелость смысложизненных ориентаций по методике СЖО был проведен анализ двух выборок по 1-критерию Стьюдента и получены достоверные различия по всем показателям субшкал. Как видно из таблицы, показатели по всем субшкалам у сотрудников ОВД выше, чем у студентов и аспирантов высших учебных заведений, что позволяет выделить особенности содержания смысложизненных ориентаций сотрудников ОВД. Для них характерно яс-
ное, четкое целеполагание, удовлетворенность самореализацией, наличие определенных целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Свою жизнь в настоящий момент сотрудники характеризуют как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Они оценивают пройденный отрезок жизни как продуктивный и осмысленный, склонны оценивать себя как сильную личность, которая строит свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни. Они считают, что могут контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь. Факторы локуса (сосредоточения) контроля за своим поведением, выделенные в методике СЖО, включают элементы побуждения к действию.
Полученные эмпирические данные позволяют выявить особенности локуса контроля сотрудника ОВД. Для них характерно наличие преимущественно внутреннего локуса контроля. Они убеждены в своей способности влиять как на внешние события (ЛК-ж), так и на собственную судьбу (ЛК-я). По нашему мнению, выраженный внутренний локус-контроль способствует активному и инновативному поведению личности. Результаты
ТаблицаП
Сравнительный анализ рангов ценностных ориентаций слушателей первого факультета
№ Ценностные ориентации Ранг ценности Ранг реализованности
1 Активная деятельная жизнь 3 9
2 Жизненная мудрость 6 13
3 Здоровье 1 3
4 Интересная работа 4 5
5 Любовь 5 2
6 Красота природы, искусства 16 14
7 Наличие верных друзей 7 6
8 Общественное признание 8 8
9 Познание 12 7
10 Продуктивная жизнь 9 11
11 Развитие личности 11 12
12 Развлечения 17 17
13 Свобода, независимость 13 10
14 Счастливая семейная жизнь 2 1
15 Благосостояние 14 16
16 Творчество 15 15
17 Уверенность в себе 10 4
ТаблицаО
Сравнительный анализ результатов тестирования слушателей первого факультета Академии управления МВД России и аспирантов вузов
Субшкала СЖО Первый )акультет Аспиранты и студенты 1-критерий Уровень значимости Р<
Среднее М1 Стат. откл. Б1 Среднее М2 Стат. откл. Б2
Цель 38,06 5,72 32,90 5,92 5,61 0,001
Процесс 34,59 6,10 31,09 4,44 4,15 0,001
Результат 29,55 4,25 25,46 4,30 6,05 0,001
ЛК-я 24,54 3,94 21,13 3,85 5,54 0,001
ЛК-ж 34,10 6,63 30,14 5,80 4,02 0,001
ОЖ 118,20 15,68 103,10 15,03 6,22 0,001
проведенных исследований показали, что существует позитивная связь между потребностью в достижении и интернальностью личностного контроля. В результате корреляционного анализа данных, полученных по дополнительным шкалам СМИЛ и субшкалам локуса контроля (ЛК-ж, ЛК-я) СЖО, были получены положительные корреляции. Так, Бо (доминирование), 1е (интеллектуальная эффективность), Ьр (лидерство), Sf (самодостаточность), 81 (социальный статус) коррелируют с уровнем значимости Р < 0,05, а шкала Ну1 (вытеснение социальной тревоги) - с уровнем значимости Р < 0,01. Полученные данные характеризуют личность сотрудника с выраженным интернальным локусом контроля как имеющую потребность в социальном статусе, удовлетворенную своими достижениями, характером, судьбой. Присутствует уверенность в позитивном восприятии себя окружающими. В межличностном взаимодействии проявляются соперничество, соревновательность, стремление к доминированию, высокий уровень мотивации достижения цели. Сотрудники уверены в себе, имеют позитивную самооценку, способность к руководству, настойчивость и умение аргументировать свои действия.
Таким образом, наличие интернальности локуса контроля - это не только составляющая стремления к успеху, но и предпосылка физического и психического здоровья, так как чем больше человек ощущает способность контролировать свою жизнь, тем лучше он себя чувствует. Результаты, полученные по методике СЖО, показали, что смысложизненные ориентации сотрудника ОВД характеризуются направленностью на достижение поставленной цели, самореализацию и эмоциональную насыщенность настоящего. Они выражают уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора. По нашему мнению, интернальный локус-контроль служит важной характеристикой профессионально важных качеств личности сотрудника ОВД, проявляющейся в особенностях его профессиональной мотивации. Полученные по методике МИЦО данные были обработаны с помощью методов анализа ранговой корреляции. С использованием значений коэффициента ранговой корреляции Спирмена с порогом не ниже г = 0,48, Р < 0,01 нами проанализированы показатели В, С и Б. По показателю В оценивалась степень корреляции между ценностными ориентациями индивида и степенью их реализации в настоящий момент. В зависимости от полученных данных по показателю В были выделены две подгруппы: А (сотрудники, у которых реализованы ценностные ориентации) и Б (сотрудники, у которых не реализованы ценностные ориентации). С помощью показателя С определялась степень корреляции рангов ценностных ориентаций личности с общегрупповыми ценностными ориентациями, а показателем Б оценивалась степень корреляции рангов ценностных ориентаций индивида со среднегрупповыми рангами учебной группы. Результаты, полученные по показателям С и Б, свидетельствуют о высокой степени идентификации ценностных ориентаций индивида и группы. На наш взгляд, это свидетельствует о наличии тенденции к
формированию ценностно-ориентационного единства индивида с профессиональной и учебной группами, что также может служить одним из показателей зрелости профессиональной мотивации и основой для групповой сплоченности.
По нашему мнению, групповая сплоченность детерминируется факторами личностного и группового характера. Полученные нами данные свидетельствуют, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для личности лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, мотивам, входящим в мотивационную основу тяготения к группе. Мотивационная основа тяготения личности к группе включает в себя совокупность ее потребностей, мотивов и ценностей, под влиянием которых она стремится войти в ту или иную социальную группу. Прежде всего необходимо сходство основных жизненных ценностей членов группы и групповых целей, так как в основе деловых и эмоциональных предпочтений индивидов лежат причины ценностного характера (1). Следствием усиления групповой сплоченности является также удовлетворение потребности индивида в личной безопасности, выражающееся в повышении самооценки и снижении уровня тревожности. Следовательно, степень идентификации ценностных ориентаций индивида и группы может отражать зрелость профессиональной мотивации сотрудника ОВД.
Таким образом, результаты, полученные по методикам СЖО и МИЦО, содержательно раскрывают особенности смысложизненных ценностных ориентаций сотрудника ОВД, которые являются одной из основных составляющих профессиональной мотивации.
Для установления влияния личностных особенностей сотрудника ОВД на профессиональную мотивацию был проведен корреляционный анализ данных, полученных по методикам МИЦО, СЖО и CPI (табл. 3).
Проведенный корреляционный анализ результатов, полученных по методикам СЖО и CPI, показал, что группа шкал, характеризующих стиль межличностного взаимодействия (Do - доминирование, Cs - способность к статусу, Sy - общительность, Sp - социальное присутствие и In - независимость), имеет положительные корреляции с субшкалами СЖО с уровнем значимости P < 0,01 и P < 0,001. Группа шкал, определяющих общий интеллектуальный уровень личности и ее ориентированность на достижение социального успеха (Ie - интеллектуальная эффективность), имеет значимые корреляции с субшкалами ОЖ и ЛК-ж с уровнем значимости P < 0,01. При анализе результатов групп А и Б, по критерию В полученных по методике МИЦО, и сопоставлении с результатами, полученными по тестам CPI и СЖО, были выявлены достоверные различия между группами по ряду показателей. Достоверность отличий средних арифметических между двумя группами (А - реализованные ценностные ориентации; Б - нереализованные ценностные ориентации) оценивалась по критерию Стьюдента (t), при этом использовалась таблица критических значений критерия Стьюдента для уровня значимости Р < 0,05.
Результаты сравнительного анализа по методикам СЖО и CPI в группах А и Б
Группа А (26 чел.) Группа Б (37 чел.) t-критерий Уровень значимости
Среднее значение Статистическое отклонение Среднее значение Статистическое отклонение
СЖО Субшкала 1 (цели в жизни) 39,62 13,93 37,08 6,60 1,77 P<0,05
CPI Em (эмпатия) 16,69 18,38 17,84 11,08 1,93 P<0,05
To (толерантность) 19,42 18,89 17,22 12,56 2,22 P<0,05
Разность между усредненными показателями двух групп обследованных (А и Б) по субшкале 1 (СЖО) «Цели в жизни» составляет 2,54 Т-балла, по шкалам (CPI) Em (эмпатия) - 4 Т-балла, To (толерантность) - 5 Т-баллов, Fx (гибкость) - 4 Т-балла. При этом показатели шкал «Цели в жизни», Em (эмпатия), To (толерантность), Fx (гибкость) в группе А превышают значения по этим же шкалам в группе Б. По остальным шкалам методик СЖО и СPI значимых отличий выявлено не было. В то же время разность по шкалам Sy (общительность) - 3 Т-балла, Sp (социальное присутствие) - 2 Т-балла, Sa (самопринятие) -2 Т-балла, Wb (чувство благополучия) - 2 Т-балла, Ai (достижение через независимость) - 3 Т-балла, Ie (интеллектуальная эфективность) - 3 Т-балла. Поэтому результаты, полученные по данным шкалам, мы можем рассматривать лишь в качестве тенденции.
Важно отметить общие мотивационные характеристики, которые свойственны обеим группам сотрудников ОВД. Современные сотрудники ориентированы на достижение цели, уверены в себе и могут убеждать других. Комфортно себя чувствуют в хорошо организованной и структурированной среде. Обладают достижениями в интеллектуальном развитии и в сфере профессиональной деятельности. Переменам предпочитают стабильность и предсказуемость. Были также выделены и некоторые особенности в мотивационных характеристиках. Так, обобщенными отличительными чертами представителей группы А являются активность в достижении цели. Им более комфортно в социальной среде, так как они легко устанавливают социальные контакты и создают вокруг себя атмосферу уверенности, охотно принимая на себя ответственность. Дружелюбны, удовлетворены собой и своей жизнью. Имеют адекватную самооценку, самодостаточны и способны работать независимо. В принятии решений им необходима некоторая свобода. Честолюбивы, являются эффективными лидерами, ориентированными на сотрудничество. Способны быть новаторами, быстро приспосабливаются к переменам, организованны и эффективны, планируют свои действия заранее, дипломатичны, терпимы и способны завоевать доверие окружающих.
Представители группы Б, напротив, характеризуются как более сдержанные в социальных контактах, осмотрительные и внимательные. Склонны к конформизму и спокойствию. Могут испытывать недостаток уверенности в себе, так как не всегда удовлетворены собой и той социальной поддержкой, которую получают. Мало
доверяют другим, склонны скорее осуждать, чем пытаться понять. Не полагаются на кого-либо, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности. Репро-дуктивны в работе, так как не расположены к творческому поиску и проявлению личной инициативы. Предпочитают работать, скорее, с конкретными задачами, чем с концептуальными проблемами.
Таким образом, были выявлены общие и отличительные мотивационные характеристики представителей групп А и Б, выделенных в зависимости от степени реализации ценностных ориентаций. Так, для представителей группы А характерно наличие более выраженной мотивации достижения. Определены корреляционные связи между шкалами СР1 и показателями МИЦО. В частности, отрицательные корреляции между шкалой «доминирование» (Бо) и критериями С и Б, которые оценивают степень идентификации ценностных ориентаций индивида с ценностными ориентациями общегрупповыми и учебной группы с уровнем значимости Р < 0,05. Были также получены положительные корреляции между критерием В и шкалами Wb (чувство благополучия), То (толерантность) с уровнем значимости Р < 0,01 и критерием В со шкалами Ст (обычность) и 1е (интеллектуальная эффективность) с уровнем значимости Р < 0,05.
Получены положительные корреляционные связи между шкалами СМИЛ и показателем В. В частности, со шкалами Ас (способность к обучению), Ао (отношение к другим), Ну1 (вытеснение тревоги), Sf (самоудовлетворенность) с уровнем значимости Р < 0,05 и положительные корреляции показателей В и С со шкалами 1е (интеллектуальная эффективность), (интеллектуальный коэффициент), Ьр (лидерство), 8о (социальная желательность), То (толерантность к стрессу) и Тр (способность к преподаванию) с уровнем значимости Р < 0,01.
Таким образом, была выявлена положительная корреляционная связь степени реализованности ценностных ориентаций индивида с наличием способности к обучению, заинтересованностью во взаимоотношениях с окружающими людьми и наличием самоудовлетворенности (самодостаточности). Важно отметить также наличие положительной корреляционной связи между степенью реализации ценностных ориентаций, их идентификацией с ценностями профессиональной группы с наличием развитых интеллектуальных способностей, стремлением к лидерству и толерантностью к стрессу. Реализация ценностных ориентаций более позитивно характеризует личность сотрудника, прежде всего, как
более мотивированную в профессиональной деятельности. Это говорит об особой природе ценностных ориентаций по сравнению с потребностями: реализованная потребность угасает, а реализуемая жизненная ценность, напротив, усиливает профессиональную мотивацию. На это указывал также и А. Маслоу, когда отмечал особенность потребности в самоактуализации как в принципе не насыщаемой.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволяют сделать общий вывод о том, что ценностные ориентации взаимосвязаны с актуальными мотивами и потребностями индивида. Методики МИЦО и СЖО позволяют выявить иерархию индивидуальных ценностных ориентаций сотрудника ОВД, а также определить степень их реализованности, содержание смысложизненных ориентаций и факторы локус-контроля, влияющие на профессиональную мотивацию сотрудника ОВД. Личность в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в ре-
ферентной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, становясь основой выбора собственных поступков. Реализация ценностных (смысложизненных) ориентаций личности сотрудника повышает уровень и служит показателем зрелости профессиональной мотивации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кричевский\В.Ш.,ЩубовскаяШ.М. Социальная психология малой группы. - М., 2001.
2.ШеонтъевЩ.\А. Методика изучения ценностных ориентаций // Психодиагностическая серия. - М., 1992. - Вып. 2.
3.ШеонтъевЩ.\А. Тест смысложизненных ориентаций // Психодиагностическая серия. - М., 1992. - Вып. 2.
4. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2003.
5. СобчикШШ. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1998.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОВД В ХОДЕ САММИТА «08»
Канд. психол. наук В. Е. Петров
ВИПК МВД России
В целях поддержания профессиональной работоспособности личного состава, подразделений и учреждений органов внутренних дел Санкт-Петербургского гарнизона и сотрудников приданных сил в период подготовки и проведения Международного саммита «Группы восьми» («08»), профилактики возникновения чрезвычайных происшествий, улучшения социально-психологического климата в коллективах сводным отрядом психологов в количестве 112 человек осуществлялось психологическое сопровождение служебной деятельности.
Общая координация деятельности психологов Санкт-Петербургского гарнизона и приданных сил была возложена на временный оперативный штаб по психологическому обеспечению. Образована мобильная группа для оказания экстренной психологической помощи личному составу. Организовано взаимодействие ведомственных психологов при осуществлении профессиональной деятельности (схема).
В соответствии с требованиями Приказа МВД России от 19 декабря 2005 г. № 0100 для организации психологического сопровождения деятельности личного состава приданныхСил сформировано 13 групп психологов (2-6 чел.). В каждой группе был назначен старший
психолог, ответственный за организацию психологической работы в подразделении, ее учет и контроль. Нагрузка на одного психолога составляла в среднем около 110 человек, что позволило индивидуализировать психологическую работу, сделать ее доступной каждому сотруднику, перейти от технологий изучения к методам оказания психологической помощи. Более 50,0% всех реализуемых психологических мероприятий составляли сеансы по восстановлению профессиональной работоспособности, 35,0% - психологические мероприятия обучающего характера, 10,0% - профилактического. Психологической работой ежедневно охватывалось около 20,0% личного состава. Всего за период с 1 по 18 июля 2006 г. психологические мероприятия с сотрудниками приданных сил были проведены в объеме 13 600 челове-ко-встреч (т. е. за данный период психолог работал с каждым сотрудником в среднем более 2 раз). Рабочий день психологов приданных сил определялся графиком несения службы «обслуживаемым» личным составом (в среднем суммарная продолжительность рабочего времени психолога составляла 9,5 часов). Зачастую основная нагрузка приходилась на вечер (с 19.00 до 24.00). Положительный отклик от личного состава был получен при
Схема
Временный оперативный штаб по психологическому обеспечению деятельности сотрудников органов,
подразделений и учреждений внутренних дел
Группа оказания экстренной психологической помощи
Психологи приданных сил
Психологи СЗ УВДТ
Психологи подразделений ОВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Психологи ОВО Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Психологи образовательных учреждений МВД России