3. «Mandala» kak instrument art-terapii [Elektronnyj resurs] ["Mandala" as an instrument of art therapy]. Psiholog-icheskaja gazeta: profes. Internet-izd. [PsychologicalNewspaper]. URL: https://psy.su/feed/4178 (Accessed 20.05.2020).
4. Tishhenko A.T., Sinica N.V. Tehnologija: rabochaja progr. : 5-9 kl. [Technology]. Moscow: Ventana-Graf, 2017. 158 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.И. Кузнецова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и технологического образования, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1690-2247.
К.Ю. Губанова, студентка 4 курса факультета математики, информатики, физики и технологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.I. Kuznetsova, Ph. D. in Technical Sciences, Associated Professor of the Department of Technology and Technological Education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1690-2247.
K.U.Gubanova, 4th-year student, School of Mathematics, Informatics, Physics and Technology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 37.022
Татьяна Эдуардовна Лютова
г. Пыть-Ях
Технологии активизации и интенсификации деятельности обучающихся
В статье рассматривается деятельностью технологии в обучении, позволяющие организовать учебный процесс с самостоятельной, активной и разносторонней познавательной деятельностью учащихся. Автор обращает внимание, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется, когда ребенок воспринимает знания в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В статье обозначены проблемы современного учителя русского языка и литературы, определены цели и задачи педагогической деятельности педагога. Автор делится опытом педагогического мастерства, знакомит с технологией межвозрастного сотрудничества, с технологией концентрированного обучения, рассказывает о преимуществах образовательного модуля. По мнению автора, именно такие формы организации учебной деятельности способствуют личностному росту учащихся, повышают уровень обученности и творческой активности школьника, помогают обучающимся добиваться высоких предметных результатов. Уроки межвозрастного сотрудничества решают проблему нехватки знаний у обучающихся предметного материала. Технология концентрированного обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс. Образовательный модуль помогает скоординировать несколько школьных предметов в одном образовательном событии.
Ключевые слова: деятельностные технологии, межвозрастное сотрудничество, малые группы, концентрированное обучение, учебный блок, образовательный модуль.
Tatyana Eduardovna Lyutova
Pyt-Yakh
Technologies for revitalizing and intensifying students
The article discusses the activity technologies in learning, allowing to organize the educational process with independent, active and versatile cognitive activity of students. The author draws attention to the fact that the formation of the student's personality and his advancement in development is carried out when the child perceives knowledge in the process of his own activity aimed at "discovering new knowledge". The article outlines the problems of the modern teacher of the Russian language and literature, defines the goals and objectives of the pedagogical activity of the teacher. The author shares the experience of pedagogical skills, introduces the technology of inter-age cooperation, the technology of concentrated training, talks about the advantages of the educational module. According to the author, it is precisely these forms of organization of educational activity that contribute to the personal growth of students, increase the level of training and creative activity of a student, help students achieve high objective results. The lessons of inter-age cooperation solve the problem of lack of knowledge among students of subject material. The technology of concentrated learning allows you to intensify the learning process. The educational module helps to coordinate several school subjects in one educational event.
Keywords: active, technology, inter-age, cooperation, small, groups, concentrated, training, training unit, educational, module.
Деятельностный подход в обучении - это такая организация учебного процесса, при которой центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность учащихся. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется когда он воспринимает знания в процессе его собственной деятельности, направ-
ленной на «открытие нового знания». Деятель-ностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он (ребенок): - ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта - умение учиться, то есть учить себя.
Сегодня многие учителя сталкиваются с рядом проблем: сокращение количества учебных часов при увеличении программного материала, снижение читательского интереса и творческого самовыражения. А глубокое всестороннее изучение предмета требует от учащихся большого количества времени, серьезной подготовки, знаний фонового материала. Поэтому важно, чтобы ученик всегда находился в ситуации вызова коммуникативной деятельности, которая требует от него умения рассуждать, анализировать, доказывать.
Задача учителя - создать условия, которые позволят повысить грамотность, интеллектуальную активность учащихся, творческий потенциал, способность к самообразованию, помогут воспитать чувство красоты языка, любовь к своей культуре, чувство патриотизма. Эту высокую задачу учителя решают ежедневно, ежеурочно. Помогают в этом деятельностные технологии, которые дают свободу выбора методов и приемов, позволяют достичь высоких метапредметных результатов.
Одна из инновационных технологий -межвозрастное сотрудничество.
Часто при изучении какого-либо произведения педагоги сталкиваются с нехваткой знаний у учащихся предметного материала. Именно здесь помогают уроки межвозрастного сотрудничества, предполагающие работу в малых группах. Ценность групповой работы на таких уроках заключается в том, что у младших есть помощник, который обладает необходимым багажом знаний и сориентирует в теоретико-литературном пространстве.
В ходе осуществления профессиональной деятельности была разработана структура таких уроков. Их обязательным требованием является то, что под руководством учителя помощник готовит теоретический и практический материал для ученика, объясняет тему, в которой сам уже свободно ориентируется. Потому что при подготовке к уроку он глубоко погрузился в материал. Совместно помощник и ученик решают учебную задачу по повторению или изучению нового материала.
Применение технологии межвозрастного сотрудничества возможно, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Например, на уроке «Проверка орфограмм слабых позиций в словах-действиях разными способами» учащиеся 7 класса стали учителями для младших школьников. В ходе подготовки к уроку семиклассники повторили и углубили свои знания по данной теме. Они разработали задания, схемы-превращения, модели, которые помогли третьеклассникам научиться определять спряжения глаголов и правильно писать безударные личные окончания. Под их руководством малыши составили алгоритм действий. Ре-
зультатом совместной работы стала карточка-помощник.
Одной из положительных сторон этой технологии является то, что она постоянно обновляется новыми методами и приемами и может быть использована не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
По технологии межвозрастного сотрудничества разработан проект «Пыть-Ях, открытый мною...», который был представлен на окружной стажировочной площадке. В ходе работы над ним учащиеся 5 и 7 классов решали проектные задачи по трем направлениям: «История Пыть-Яха», «Архитектура Пыть-Яха», «Литературные страницы Пыть-Яха». Ценность этого проекта не только в том, что ребята открыли город с разных сторон, но и в том, что он заставил задуматься над вопросом об их месте в этом городе.
Совместно с учителем ИЗО разработан и апробирован интегрированный факультативный курс межвозрастного сотрудничества для 5-7 классов «Литературно- художественный аспект в культурном наследии округа», результатом которого стали проекты учащихся «Путеводитель по памятным местам», «Литературный календарь», сборник фольклора разных народов «Пыть-Ях - большая семья».
Создавая проекты, учащиеся встречались с поэтами Пыть-Яха, с работниками Центральной Библиотеки, с представителями администрации города. Именно в ходе этой работы ребята овладели новыми лингвистическими и литературоведческими понятиями, которые пригодились им и на уроках, и на предметных олимпиадах.
Межвозрастное сотрудничество позволяет:
- развивать учебную самостоятельность;
- коммуникативные компетенции;
- организовать индивидуальную работу.
Из опыта работы подтверждает, что знания, полученные на таких уроках, самые прочные.
Такой подход в обучении дает свои результаты: на международной олимпиаде школ развивающего обучения ученики стабильно занимают призовые места в групповом и парном турах, ежегодно становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
Еще одной эффективной формой организации учебной деятельности является концентрированное обучение. В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология, начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др. Психологическое обоснование этой технологии дано Г. Ибрагимовым. Концентрированное обучение начинается с коренного изменения расписания занятий. Число преподаваемых в течение дня дисциплин сокращается до одного-двух, основной организационной единицей
становится учебный блок - занятие. Модульное обучение основано на следующей основной идее: обучающийся должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. В ходе осуществления педагогической деятельности была разработана программа и КТП по технологии концентрированного обучения для проведения уроков литературы.
Изучить произведения классиков за отведенное программой время, конечно, можно. Но глубоко погрузиться в их творчество, узнать все грани личности, прочувствовать глубину таланта писателя очень трудно. Технология концентрированно-
Тематический план-]
го обучения помогает решить эту проблему. Это особая организация учебного процесса, при которой уроки объединяются в блоки - модули.
Фрагмент учебного блока в рамках концентрированного обучения
Учебный блок № 3. Жанровое и тематическое разнообразие творчества А.С. Пушкина.
Цели блока: изучить жанровое разнообразие произведений Пушкина, постичь универсализм автора, понять его новаторство на уровне языка, тематики, жанров, проследить актуальность тематики;
- расширить и углубить знания учащихся о повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;
- способствовать практическому освоению позиций теоретика, читателя, критика, автора, публициста на материале повести.
Таблица 1.
рафик уроков блока
Дата № урока Тема урока
1. Проверочная работа «Сентиментализм. Романтизм» А.С. Пушкин. Лирика, отдельные стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
2. РР. Выразительно чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина на основе смыслового анализа.
3. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Главы 1-2.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблемы чести и достоинства. Главы 3-5.
5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Нравственная красота героев. Главы 6-7.
6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема «русского бунта». Главы 8-14. РР. Чтение притчи.
7. 8. РР. Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» Диагностическая работа. Сочинение по повести «Капитанская дочка».
Лаборатория Исторические личности в повести «Капитанская дочка». Сопоставительный анализ с художественным образом.
Мастерская 1 «Вечные темы» и национальный колорит творчества А.С. Пушкина
Мастерская 2 Анализ эпиграфов к главам повести.
Мастерская 3 Особенности языка произведения повести «Капитанская дочка»
Между учебными блоками 3 недели для самостоятельной работы. За это время обучающиеся выполняют домашнее задание, которое заставляет их обратиться к дополнительным источникам информации. Такая организация работы помогает учащимся еще до начала учебного модуля погрузиться в тему предстоящего блока. Поэтому учебный блок можно начать сразу с постановки учебной задачи и ее решения через глубокое погружение в художественное произведение.
Так, на начало изучения романа «Евгений Онегин» ребята уже достаточно глубоко знают историю создания произведения, знакомы с фоновым материалом, владеют необходимыми литературоведческими понятиями - например, знают, что такое онегинская строфа. В межблочный период они посетили виртуальные экскурсии по пушкинским местам, познакомились с черновыми вариантами романа. Поэтому блок начали с решения учебной задачи «Почему А.С. Пушкина считают основоположником современного литературного языка».
Для решения задачи использовали разные формы и приемы:
- работу в малых группах,
- исследовательскую деятельность,
- выразительное чтение,
- составление кластера, синквейнов, инфо-графики.
Особенно ценным в этой технологии является то, что ребята в рамках каждого блока представляют результаты своей самостоятельной работы. Ребенок выбирает ту форму и ту тему, которая интересна именно ему. Это может быть проект, творческий отчет, инсценирование, стенгазеты. Школьники настолько глубоко погружаются в материал, что эпоха 19 века им становится интересна и близка. Так появились проекты о нарядах, прическах и деятелях искусства 19 столетия.
Это развивает читательскую активность и творческий потенциал. Ребята узнают много нового и интересного из смежных дисциплин и делятся этими знаниями с другими.
В результате всей проделанной работы появилась возможность:
- выявить особенности творчества поэта,
- почувствовать красоту его языка,
- ответить на вопрос, поставленный в начале блока.
Таким образом, концентрированное обучение помогает:
- глубоко погрузиться в тему;
- выйти за рамки программного материала;
- пробудить в учащихся чувство красоты слова, любовь и трепетное отношение к языку.
Это то и помогает ученикам становиться победителями и призерами регионального этапа Всероссийских творческих конкурсов.
Таких же высоких результатов помогает добиваться образовательный модуль как форма организации учебного процесса.
Литература и русский язык подчас требуют исторических, географических, культурологических знаний. В рамках учебного образовательного модуля у учащихся появляется возможность увидеть эти межпредметные связи, так как возникают ситуации, при которых необходимо применить знания по русскому языку и литературе в других дисциплинах или наоборот.
Опыт показывает, что образовательный модуль становится интересной для учеников и учителей современной формой организации учебной деятельности, позволяющей скоординировать несколько школьных предметов в одном образовательном событии.
Его результат - совместный интеллектуальный продукт.
Так в начале учебного года пятиклассники участвуют в образовательном модуле «Наша школа», где создают паспорт школы. Чтобы создать определенные страницы паспорта, ребятам необходимо познакомиться с новыми понятиями в каждом предмете и применить новые знания на практике. Оформляя страничку «Достижения школы», пятиклассникам необходимо познакомиться с жанром интервью, попробовать себя на практике в качестве журналиста, оформить это в виде статьи или эссе, проиллюстрировать страничку, применяя знания ИЗО. Свой продукт «Паспорт школы» надо презентовать для остальных участников модуля в виде слайдовой презентации, а для этого необходимы знания информатики. Во время учебного модуля ребята не занимались непосредственно русским языком и литературой, но научились брать интервью, писать статьи и эссе, приобрели навыки ораторского искусства.
Каждый модуль должен иметь свою изюминку, своеобразный облик, целевой ориентир. В 8 классе, когда важным становится вопрос профориентации, проводится модуль «Моя будущая профессия». А в 9 классе модуль «Шпаргалка для экзаменов».
Метапредметные навыки, полученные в рамках образовательного модуля, позволяют получить
максимально высокие результаты и по предмету. Так выпускницы, Стройкина Александра и Матну-рова Алина, получили 100 баллов на ЕГЭ, где показали знания не только по русскому языку, но и по литературе, истории, обществознанию.
Межвозрастное сотрудничество, концентрированное обучение, образовательный модуль - эти технологии помогают
- способствовать личностному росту учащихся;
- активизировать деятельность учащихся;
- развивать у учащихся привычку говорить красиво;
- повышать уровень обученности и творческой активности;
- добиваться высоких результатов.
Школьники, обучающихся с применением
технологий межвозрастного сотрудничества, концентрированного обучения, становятся победителями и призерами регионального этапа творческих конкурсов: «Шедевры из чернильницы», «Живая классика», «Литературная Югра»; победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений и конкурса «Тень пера». Применение деятельностных технологий позволяет достигать обучающимся высоких предметных результатов:
- Стройкина Александра - 100 баллов по русскому языку (2016 год).
- Матнурова Алина - 100 баллов по русскому языку (2018 год).
- Пасынковская Ангелина - 97 баллов по литературе (2019 год).
- Мамонтова Алина - призер регионального конкурса чтецов «Живая классика» (2016 год).
- Гневашева Варвара - призер регионального конкурса чтецов «Живая классика» (2018 год).
- Гневашева Варвара - призер международного конкурса «Великий и могучий русский язык» (2019 год).
- Воличенко Анастасия - победитель всероссийского конкурса чтецов «Георгиевская лента» (2017 год).
- Воличенко Анастасия - победитель всероссийского конкурса чтецов «Огни России» (2018 год).
- Результаты выпускных экзаменов в 9 и 11 классах стабильно выше окружного показателя.
Эффективность применения деятельностных технологий подтверждается заключением психолога, составленного на основе систематического мониторинга уровня мотивации за 2017-2020 учебный год. Специалист отмечает позитивную динамику изменений роста мотивации обучающихся за последние 3 года, делает акцент на том, что мотивирование со стороны педагога происходит как на уроке (когда формируются цели и задачи урока, подбираются соответствующие формы организации занятий, эмоционально насыщается учебный материал), так и вне урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баянова, Л.А. Технология модульного обучения в школе [Электронный ресурс] / Л.А. Баянова // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - Т. I. - С. 107. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/. - 06.06. 2020.
2. Воронцов, А.Б. Наброски к построению образовательного пространства в подростковом возрасте в рамках системы РО [Текст] / А.Б. Воронцов // Феникс : межрегион. вестн. шк. развития личности. - 1998. - № 7-8. - С. 26-45.
3. Дунаенко, Е.В. Модель реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе [Текст] / Е.В. Дунаенко // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 163-165.
4. Макаров, Р.А. Принципы педагогической системы П.П. Блонского и их значение для современного образования [Электронный ресурс] / Р.А. Макаров, Т.А. Лебедева // Студенческий научный форум 2018 : материалы X Междунар. студ. науч. конф. - М., 2018. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002546. - 06.06.2020.
5. Эльконин, Б.Д. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова [Текст] / Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 118-142.
REFERENCES
1. Bajanova L.A. Tehnologija modul'nogo obuchenija v shkole [Elektronnyi resurs] [School modular technology]. Peda-gogika: tradicii i innovacii. T. I: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheljabinsk, oktjabr' 2011 g.). [Pedagogy: traditions and innovations]. Cheljabinsk: Dva komso-mol'ca, 2011, pp. 107. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (Accessed 06.06. 2020).
2. Voroncov A.B. Nabroski k postroeniju obrazovatel'nogo prostranstva v podrostkovom vozraste v ramkah sistemy RO [Sketches for the construction of educational space in adolescence within the Russian education system]. Feniks: mezhregion. vestn. shk. razvitija lichnosti [Phenix], 1998, no. 7-8, pp. 26-45.
3. Dunaenko E.V. Model' realizacii koncentrirovannogo obuchenija literature v srednej professional'noj shkole [A model for the realization of concentrated literature training in a secondary vocational school]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2014, no. 2, pp. 163-165.
4. Makarov R.A., Lebedeva T.A. Principy pedagogicheskoj sistemy P.P. Blonskogo i ih znachenie dlja sovremennogo obrazovanija [Elektronnyi resurs] [The principles of the pedagogical system P.P. Blonsky and their importance for modern education]. Studencheskij nauchnyj forum 2018: materialy X Mezhdunar. stud. nauch. konf. [Student Science Forum 2018]. Moscow, 2018. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002546 (Accessed 06.06.2020).
5. Jel'konin B.D., Voroncov A.B., Chudinova E.V. Podrostkovyj jetap shkol'nogo obrazovanija v sisteme Jel'konina-Davydova [The teenage stage of school education in the Elkonin-Davydov system]. Voprosy obrazovanija [Education issues], 2004, no. 3, pp. 118-142.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Т.Э. Лютова, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Пыть-Ях, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2129-2474. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
T.E. Lyutova, Teacher of Russian Language and Literature, Secondary Comprehensive School №5, Pyt-Yakh, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2129-2474.
УДК 378.14.015.62
Юрий Всеволодович Маслов
г. Минск, Беларусь
ЕГЭ по английскому языку: частная система упражнений по обучению
письменному высказыванию
Статья посвящена проблеме подготовки учащихся средних школ к сдаче письменной части единого государственного экзамена по английскому языку. Постулируется необходимость системной организации подготовки к написанию высказывания объемом 250 слов, имеющего строгую композиционную структуру. Система основана на 7 основных навыках, которые необходимы для успешного написания высказывания. Каждый навык предлагается формировать и совершенствовать на четырех последовательных уровнях усвоения - различения / запоминания, понимания, репродукции и переноса, поэтому предлагаемая частная система упражнений состоит из 28 (7x4) видов заданий. Каждое задание может быть предложено в серии (5-10 упражнений одного вида). Общее количество заданий может составлять 200-280 единиц, что дает возможность организовать эффективную подготовку либо на протяжении одного-двух лет обучения в классе, либо в форме интенсивного краткосрочного курса. Авторская система положена в основу нового пособия для школьников.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, эссе, речевой навык, уровни усвоения, частная система упражнений.