Научная статья на тему 'Формирование графической грамотности средствами информационных технологий в процессе занятий внеурочной деятельности'

Формирование графической грамотности средствами информационных технологий в процессе занятий внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР / МАНДАЛА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GRAPHIC LITERACY / COMPUTER TECHNOLOGY / GRAPHIC EDITOR / MANDALA / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Ивановна, Губанова Кристина Юрьевна

В условиях современного развития техники во всех областях человеческой деятельности общепризнано значение графической грамотности для образования всесторонне развитой личности. Привлечение учащихся к изучению и освоению графических средств создания информации посредством применения компьютерных технологий необходимо при разработке и конструировании новых изделий. Формирование графических знаний и умений на уроках технологии затруднено недостаточным количеством часов, более обширное объяснение и изучение учениками теоретического и практического материала зависит от рационального построения траектории обучения и требует затрат дополнительного времени. В статье актуализируется необходимость формирования графической грамотности во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Елена Ивановна, Губанова Кристина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GRAPHIC LITERACY BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE COURSE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

In the conditions of the modern development of technology in all areas of human activity, the importance of graphic literacy for the education of a comprehensively developed personality is universally recognized. Involving students in the study and development of graphic means of creating information by means of computer technology is necessary in the development and design of new products. The formation of graphic knowledge and skills in technology lessons is hindered by an insufficient number of hours, a more extensive explanation and study by students of theoretical and practical material depends on the rational construction of the learning path and requires additional time. The article actualizes the need for the formation of graphic literacy in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование графической грамотности средствами информационных технологий в процессе занятий внеурочной деятельности»

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378.14

Елена Ивановна Кузнецова

г. Омск

Кристина Юрьевна Губанова

г. Омск

Формирование графической грамотности средствами информационных технологий в процессе занятий внеурочной деятельности

В условиях современного развития техники во всех областях человеческой деятельности общепризнано значение графической грамотности для образования всесторонне развитой личности. Привлечение учащихся к изучению и освоению графических средств создания информации посредством применения компьютерных технологий необходимо при разработке и конструировании новых изделий.

Формирование графических знаний и умений на уроках технологии затруднено недостаточным количеством часов, более обширное объяснение и изучение учениками теоретического и практического материала зависит от рационального построения траектории обучения и требует затрат дополнительного времени. В статье актуализируется необходимость формирования графической грамотности во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: графическая грамотность, компьютерные технологии, графический редактор, мандала, внеурочная деятельность.

Elena Ivanovna Kuznetsova

Omsk

Кristina Urevna Gubanova

Omsk

Formation of graphic literacy by means of information technology in the course of extracurricular activities

In the conditions of the modern development of technology in all areas of human activity, the importance of graphic literacy for the education of a comprehensively developed personality is universally recognized. Involving students in the study and development of graphic means of creating information by means of computer technology is necessary in the development and design of new products.

The formation of graphic knowledge and skills in technology lessons is hindered by an insufficient number of hours, a more extensive explanation and study by students of theoretical and practical material depends on the rational construction of the learning path and requires additional time. The article actualizes the need for the formation of graphic literacy in extracurricular activities.

Keywords: graphic literacy, computer technology, graphic editor, mandala, extracurricular activities.

Важность обучения графической грамотности подрастающего поколения, которому предстоит трудиться и творить в новой реальности, диктуется ее ролью в развитии проектного мышления и познавательных способностей, пространственных представлений и пространственного воображения, овладение профессиональными приёмами выражения творческой мысли и графическими способами формообразования.

Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации заявлены как предметные результаты освоения программы по технологии, соответствующих требованиям ФГОС [4].

В современном мире человеку нет необходимости совершать большой объём работы вручную, не обязательно каждый раз прибегать к линейке, карандашу и транспортиру для выполнения чертежа. Современная техника вышла на такой уровень, что многое можно сделать при помощи определённых компьютерных программ. Как известно, компьютерная поддержка позволяет учащимся озна-

комиться с основными методами проектирования, научиться читать и выполнять графические изображения как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.

Графический редактор - программа позволяющая создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (чертежи, рисунки, таблицы, картинки, фотографии) на компьютере. Существует множество разнообразных, удобных в использовании графических программ и редакторов. Например: графический редактор GIMP, KOMnAC-3D, AutoCAD, Gravit Designer и прочие [1].

Paint является одним из самых распространённых графических редакторов и входит в состав стандартных программ операционной системы Windows, что является немаловажным фактором для организации учебного процесса. Хотя по своим возможностям он значительно уступает профессиональным графическим редакторам, однако располагает необходимым минимумом средств для освоения приемов работы с графической информацией. Изображения в программе создаются при помощи таких чертежно-графических инструмен-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

127

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тов как карандаш, заливка, ластик, и т.д. Множество рисунков можно смоделировать, группируя как стандартные геометрические фигуры (прямоугольник, эллипсы, треугольники), так и необычные (сердечко, звезда, облако) [2].

В популярной в последнее время технике стринг-арта четко выделяется одно из трех направлений - создание абстрактных картин и рисование геометрических фигур. «Родоначальником» этой техники считается математик Мэри Эверест Буль, которая нашла оригинальный способ построения геометрических фигур для демонстрации своим ученикам - она использовала небольшую доску с прибитыми гвоздями, на которой при помощи верёвки «рисовала» треугольники, квадраты и более сложные фигуры. А американец Джон Эихенгер в своем творчестве обратился к восточному искусству мандалы (сакральное символическое и схематическое изображение у буддистов), заметив, что линии нитей, натянутые на гвозди, могут образовывать подобные узоры.

На кафедре ТиТО ОмГПУ в рамках выполнения выпускной квалификационной работы студенткой К.Ю. Губановой под руководством доцента Е.И. Кузнецовой разработано и апробировано

методическое сопровождение занятий внеурочной деятельности «Запутанная история или стринг-арт». Календарно-тематическое планирование для закрепления теоретического материала включает такие творческие задания как «Новогодняя игрушка» и «Мандала на удачу». И в том, и в другом случае для успешного выполнения проектов необходимо обладать определенным уровнем графической грамотности построения геометрических фигур с использованием чертёжных инструментов или средств ИКТ.

Апробация методической разработки проходила с обучающимися 6 класса средней общеобразовательной школы №135 им. А.П. Дмитриева г. Омска. Школьникам предлагалось выполнить в технике стринг-арт игрушку на елку с нанесенным изображением снеговика, снежинки или елки на выбор по желанию. Для этого необходимо разработать эскиз изображения с использованием графического редактора Paint (Рис. 1).

Проведённый опрос перед практической работой выявил осведомлённость большей части класса о программе. Для успешного получения запланированного результата Кристиной Юрьевной разработаны технологические карты (см. таблицу 1).

Рис. 1. Эскизы, выполненные в редакторе Paint Технологическая карта

Таблица 1.

Рисуем снеговика в редакторе Paint

1 Запустить графический редактор Paint. Активировать инструмент «Заливка» и окрасить рабочее поле в голубой, синий или фиолетовый цвет (на выбор).

2 На панели инструментов выбрать «Линию» и провести одну вертикальную прямую. Это будет «стержень» снеговика.

3 На панели инструментов активировать замкнутый контур «Овал», выбрать цвет линии чёрный, нанести его на рабочее поле так, чтобы центр овала совпадал с вертикальной линией.

4 Нанести еще 2 окружности меньшего размера так, чтобы их центр находился чётко на вертикальной линии. Окружности должны соприкасаться между собой.

5 С помощью небольших кружков или овалов создать руки и ноги снеговика. Активировать инструмент «Заливка», на палитре выбрать цвет и закрасить снеговика.

6 На панели рисования активировать фигуру «Треугольник», выбрать цвет линий черный, нанести при помощи данного инструмента нос снеговика и развернуть его на 90°. Активировать инструмент «Заливка», на палитре выбрать оранжевый цвет, закрасить нос. Инструментом «Овал» или кистью сделать глаза и рот снеговику.

7 На панели рисования активировать фигуру «Четырёхугольник», выбрать цвет линий черный, нанести при помощи данного инструмента головной убор снеговика в форме четырёхугольника. Активировать инструмент «Заливка», на палитре выбрать цвет и закрасить головной убор снеговика.

8 Инструментом «Ластик» стереть вспомогательные линии, предварительно выбрав подходящий к фону цвет ластика. По желанию можно дополнить рисунок снежинками, сугробами, солнцем и т.д.

PEDAGOGICAL SCIENCES

Анализируя работу по формированию графической грамотности с применением средств ИКТ на проведённом занятии, можно сделать вывод, что уже к концу занятия многие дети стали увереннее владеть программой Paint, а впервые познакомившиеся с ней успели понять и изучить основные функции и приёмы работы. На протяжении всего урока сохранялся положительный настрой и работоспособность.

Следующее творческое задание, направленное на формирование графической грамотности - создание мандалы на древесном спиле с использованием ниток трех гармоничных цветов (см. рисунок 2в).

Мандала — замкнутая геометрическая система с равноудалёнными от центральной точки элементами. Внешне традиционная ритуальная ман-дала выглядела как произведение правильной формы, чаще всего напоминающее круг с вписан-

ным в него квадратом и другими символами, симметрично расположенными относительно центра. Ее отличительной особенностью является высокая изобразительная гармония составляющих элементов. Эта гармония символизирует божественную природу бытия, являясь естественным противопоставлением беспорядку и путанице материального мира. Мандала отражает всю полноту Космоса, совмещая в себе противоположные начала - землю и воздух, динамику и статику. Мандала символизирует также возвращение души к своему ядру [3].

Эскиз мандалы представляет собой трафарет окружности, разделённой на 16 равных частей. Трафарет можно начертить вручную при помощи карандаша, линейки и циркуля (см. рисунок 2а), но проще и быстрее это будет сделать на компьютере, например, в бесплатном онлайн геометрическом приложении Geogebra (см. рисунок 2б).

а б в

Рис.2. Процесс изготовления мандалы: (а) эскиз, выполненный вручную, (б) эскиз, выполненный в приложении Geogebra, (в) образец мандалы.

Процесс изучения нового материала сопровождался обучающими видео, разработанными студенткой. Во время апробации отмечено, что формирование графической грамотности - длительный и весьма сложный процесс. Важным аспектом является осознание способов выполнения действия учеником. В этом случае формирование навыка заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество ошибок обучающихся. При формировании графического навыка необходимым условием яв-

ляется анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.

В заключение хочется отметить, что формирование графической грамотности с применением средств ИКТ активизирует умственную деятельность обучающихся, развивает пространственные представления и образное мышление. Знание графического языка, умение делать хотя бы базовые схемы, рисунки или же построения подготовит обучающихся к практической деятельности в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Графические редакторы [Электронный ресурс] // СофтКаталог.тй. - Режим доступа: https://softcatalog.info/ru/obzor/graficheskie-redaktory-dlya-windows/. - 20.05.2020.

2. Как работать в Paint [Электронный ресурс] // Procomputer.su. - Режим доступа: http://procomputer.su/program-obespechenie/180-kak-rabotat-v-paint. - 20.05.2020.

3. «Мандала» как инструмент арт-терапии [Электронный ресурс] // Психологическая газета : профес. Интернет-изд. - Режим доступа: https://psy.su/feed/4178. - 20.05.2020.

4. Тищенко, А.Т. Технология [Текст] : рабочая прогр. : 5-9 кл. / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2017. - 158 с.

REFERENCES

1. Graficheskie redaktory [Elektronnyi resurs] [Graphic Reductors]. SoftKatalog.info. URL: https://softcatalog.info/ru/obzor/graficheskie-redaktory-dlya-windows/ (Accessed 20.05.2020).

2. Kak rabotat' v Paint [Elektronnyj resurs] [How to work in Paint]. Procomputer.su. URL: http://procomputer.su/program-obespechenie/180-kak-rabotat-v-paint (Accessed 20.05.2020).

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

129

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. «Mandala» kak instrument art-terapii [Elektronnyj resurs] ["Mandala" as an instrument of art therapy]. Psiholog-icheskaja gazeta: profes. Internet-izd. [PsychologicalNewspaper]. URL: https://psy.su/feed/4178 (Accessed 20.05.2020).

4. Tishhenko A.T., Sinica N.V. Tehnologija: rabochaja progr. : 5-9 kl. [Technology]. Moscow: Ventana-Graf, 2017. 158 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.И. Кузнецова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и технологического образования, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1690-2247.

К.Ю. Губанова, студентка 4 курса факультета математики, информатики, физики и технологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.I. Kuznetsova, Ph. D. in Technical Sciences, Associated Professor of the Department of Technology and Technological Education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1690-2247.

K.U.Gubanova, 4th-year student, School of Mathematics, Informatics, Physics and Technology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 37.022

Татьяна Эдуардовна Лютова

г. Пыть-Ях

Технологии активизации и интенсификации деятельности обучающихся

В статье рассматривается деятельностью технологии в обучении, позволяющие организовать учебный процесс с самостоятельной, активной и разносторонней познавательной деятельностью учащихся. Автор обращает внимание, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется, когда ребенок воспринимает знания в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В статье обозначены проблемы современного учителя русского языка и литературы, определены цели и задачи педагогической деятельности педагога. Автор делится опытом педагогического мастерства, знакомит с технологией межвозрастного сотрудничества, с технологией концентрированного обучения, рассказывает о преимуществах образовательного модуля. По мнению автора, именно такие формы организации учебной деятельности способствуют личностному росту учащихся, повышают уровень обученности и творческой активности школьника, помогают обучающимся добиваться высоких предметных результатов. Уроки межвозрастного сотрудничества решают проблему нехватки знаний у обучающихся предметного материала. Технология концентрированного обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс. Образовательный модуль помогает скоординировать несколько школьных предметов в одном образовательном событии.

Ключевые слова: деятельностные технологии, межвозрастное сотрудничество, малые группы, концентрированное обучение, учебный блок, образовательный модуль.

Tatyana Eduardovna Lyutova

Pyt-Yakh

Technologies for revitalizing and intensifying students

The article discusses the activity technologies in learning, allowing to organize the educational process with independent, active and versatile cognitive activity of students. The author draws attention to the fact that the formation of the student's personality and his advancement in development is carried out when the child perceives knowledge in the process of his own activity aimed at "discovering new knowledge". The article outlines the problems of the modern teacher of the Russian language and literature, defines the goals and objectives of the pedagogical activity of the teacher. The author shares the experience of pedagogical skills, introduces the technology of inter-age cooperation, the technology of concentrated training, talks about the advantages of the educational module. According to the author, it is precisely these forms of organization of educational activity that contribute to the personal growth of students, increase the level of training and creative activity of a student, help students achieve high objective results. The lessons of inter-age cooperation solve the problem of lack of knowledge among students of subject material. The technology of concentrated learning allows you to intensify the learning process. The educational module helps to coordinate several school subjects in one educational event.

Keywords: active, technology, inter-age, cooperation, small, groups, concentrated, training, training unit, educational, module.

Деятельностный подход в обучении - это такая организация учебного процесса, при которой центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность учащихся. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется когда он воспринимает знания в процессе его собственной деятельности, направ-

ленной на «открытие нового знания». Деятель-ностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он (ребенок): - ставит цели,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.