Научная статья на тему 'Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности'

Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разновозрастное сотрудничество / разновозрастное взаимодействие / учебная деятельность / субъект учебной деятельности / different age cooperation / different age interaction / educational activity / subject of the educational activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксючиц Светлана Александровна, Чепурская Антонина Сергеевна

В статье рассматривается понятие «разновозрастное сотрудничество» и определяются педагогические эффекты использования его в учебной деятельности. Выделены основные формы организации разновозрастного взаимодействия: разновозрастные уроки решения проектных задач (1–4-е классы), образовательные модули (5–9-е классы), индивидуальные образовательные программы (10–11-е классы). Определено влияние разновозрастного сотрудничества на развитие интеллектуальных способностей, креативности и социокультурных умений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксючиц Светлана Александровна, Чепурская Антонина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT AGE COOPERATION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY

The article describes the concept of “different age cooperation” and determines the pedagogical effects of its use in the educational activity. There are distinguished the main forms of organizing different age interactions: different age lessons with solving project tasks (1–4 grades), educational modules (5–9 grades), individual educational programs (10–11 grades). There is stated the influence of different age cooperation on the development of intellectual abilities, creativity and sociocultural skills of students.

Текст научной работы на тему «Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности»

РАЗДЕЛ 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ОБРАЗОВАНИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СФЕРЕ

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аксючиц Светлана Александровна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и практики начального образования, Московский государственный педагогический университет; учитель начальных классов, ГБОУ г. Москвы «Школа № 1133». E-mail: asa1964@mail.ru Чепурская Антонина Сергеевна (Москва, Россия), учитель русского языка и литературы, ГБОУ г. Москвы «Школа № 1133». E-mail: vasileva2584@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие «разновозрастное сотрудничество» и определяются педагогические эффекты использования его в учебной деятельности. Выделены основные формы организации разновозрастного взаимодействия: разновозрастные уроки решения проектных задач (1-4-е классы), образовательные модули (5-9-е классы), индивидуальные образовательные программы (10—11-е классы). Определено влияние разновозрастного сотрудничества на развитие интеллектуальных способностей, креативности и социокультурных умений учащихся.

Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, разновозрастное взаимодействие, учебная деятельность, субъект учебной деятельности.

DIFFERENT AGE COOPERATION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY

Aksiuchits Svetlana Alexandrovna (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of theory and practice of primary school education, Moscow State Pedagogical University; primary school teacher at State Budgetary Educational Establishment of Moscow "School No. 1133". E-mail: asa1964@mail.ru

Chepurskaya Antonina Sergeevna (Moscow, Russia), teacher of the Russian language and literature at State Budgetary Educational Establishment of Moscow "School No. 1133". E-mail: vasileva2584@mail.ru

Abstract. The article describes the concept of "different age cooperation" and determines the pedagogical effects of its use in the educational activity. There are distinguished the main forms of organizing different age interactions: different age lessons with solving project tasks (1—4 grades), educational modules (5—9 grades), individual educational programs (10—11 grades). There is stated the influence of different age cooperation on the development of intellectual abilities, creativity and socio-cultural skills of students.

Keywords: different age cooperation, different age interaction, educational activity, subject of the educational activity.

Современные изменения в постиндустриальном обществе — развитие технологий, глобализация, демографические проблемы — обусловливают требования к личности, обладающей универсальными умениями и навыками. Сегодня, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, недостаточно наличие только знаний и умений, необходимы, в первую очередь, развитые интеллект и креативность, а также социокультурные умения, которые постоянно развиваются и пополняются на протяжении всей жизни.

В связи с этим меняются цели и задачи системы образования, «усиливается внимание к личности ребенка как высшей социальной ценности» [5], акцент делается на осознании учащимися собственной субъектности и индивидуальности, личностного жизненного и профессионального опыта. Формированию данных умений способствует использование в учебной деятельности разновозрастного сотрудничества.

Под разновозрастным сотрудничеством понимается такое взаимодействие учащихся разных возрастов, которое способствует обогащению их субъектного опыта, познанию своей индивидуальности и личности, развитию инициативности, креативности, коммуникативности и овладению нормами социального взаимодействия.

Согласно требованиям ФГОС, разновозрастное сотрудничество:

— способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;

— формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества;

— развивает общение и взаимодействие учащегося со взрослыми и сверстниками;

— развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками;

— способствует становлению самостоятельности и целенаправленности, саморегуляции собственных действий.

Первый опыт разновозрастного сотрудничества дети получают в семье. Данный опыт ограничивается многими субъективными моментами: неполные семьи, наличие в семье одного ребенка, отсутствие бабушек и дедушек, что сужает диапазон первичного социального опыта. В дошкольном учреждении образования продолжается освоение ребенком социальных норм. Особенно эффективно это используется в детских садах, работающих по методике раннего развития Марии Монтессори, в садах, использующих приемы проектной деятельности.

Серьезное погружение учащихся в разновозрастное сотрудничество происходит в начальной школе и далее — в 5-9-х классах, 10—11-х классах средней школы. Приведем примеры включения учащихся ГБОУ г. Москвы «Школа № 1133» в разновозрастное сотрудничество на различных возрастных этапах.

В рамках образовательного модуля «Первый раз в первый класс» (курс «Введение в школьную жизнь» по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) первоклассники на протяжении месяца работают на учебных занятиях с пятиклассниками. Для учащихся 5-х классов составляется расписание таким образом, чтобы они могли три урока в день побывать в роли помощников, учителей и старших друзей для малышей. Этот период взаимодействия с первоклассниками для них считается социальной практикой. Бесценный опыт разновозрастного сотрудничества позитивно влияет на школьную адаптацию учащихся 1-х классов, так как в этот период формируются «жизненно важные свойства личности: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим, умение слушать и слышать друг друга» [2]. Взаимодействие с первоклассниками является эффективным средством формирования социального опыта у пятиклассников.

Разновозрастное сотрудничество младших школьников в течение учебного года осуществляется и на уроках решения проектных задач, где учителем продумывается система заданий, актуальных для каждого возраста учащихся. Так проектная задача «Звуковой дом» [1] ориентирована на применение известных способов действия программного материала одного и того же предмета, но с участием школьников разных возрастов,

например, обучение грамоте — 1-й класс и русский язык — 5-й класс. Для проведения таких уроков учителям важно определить общие содержательные точки программного материала каждого класса.

Ситуация разновозрастного взаимодействия для первоклассников становится важным фактором формирования учебной мотивации и самостоятельности, помогает им актуализировать средства и способы учебных действий. Системное использование на учебных занятиях разновозрастного сотрудничества эффективно влияет на формирование их контрольно-оценочной самостоятельности. Пятиклассники на таких уроках «в определенных "точках" учебного процесса становятся "учителями", "экспертами", "диагностами" по отдельным предметным задачам у младших школьников» [3], приобретают бесценный опыт учебного сотрудничества с первоклассниками. Результатом учебного взаимодействия является конкретный «продукт» (обобщенная модель, схема, таблица, диаграмма и др.), и каждый субъект в процессе учебной деятельности получает личностно значимый результат.

Рефлексируя собственные знания и продвигая малышей, пятиклассники совершенствуют учебные действия оценки/самооценки, контроля/самоконтроля. Практическое взаимодействие позволяет на более глубоком уровне изучить, повторить, углубить учебный материал по русскому языку за курс 5-го класса.

Для младшего подростка (5-6-й классы) разновозрастное сотрудничество играет особую роль: с одной стороны, эти учащиеся выступают в позиции «взрослых» по отношению к младшим школьникам, с другой стороны, «взрослыми» выступают учащиеся 7-9-х классов по отношению к младшим подросткам. Формами такого взаимодействия могут быть, например, разновозрастные уроки или образовательные модули.

В мотивационном отношении учебная деятельность младших подростков в позиции «учителя» принципиально отличается от их работы в позиции «учащегося». Ситуация разновозрастного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический возрастной период развития учащихся 5-6-х классов. Такой вид «учебного сотрудничества для младших подростков создает условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов действий контроля и оценки при работе в позиции "учителя" (контрольно-оценочная самостоятельность); помогает актуализировать средства и способы учебных действий, становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности» [4].

Ситуация разновозрастного взаимодействия эффективно влияет на развитие способности понимать и принимать позицию другого субъекта учебной деятельности, а разновозрастное сотрудничество между учащимися 5-6-х классов и более старшими ребятами позволяет педагогу организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся могли инициативно выстраивать учебное взаимодействие и самостоятельно определять границы своих знаний/незнаний, находить средства расширения границ известного и доступного, выстраивать индивидуальную траекторию движения в учебном материале.

При разновозрастном сотрудничестве педагог для учащихся 5-6-х классов является консультантом и наставником, к которому можно обратиться за помощью, адресовать ему запрос на недостающую информацию. А поскольку учащиеся данного возраста только-только научились самостоятельно ставить учебные задачи, выдвигать гипотезы и выстраивать учебную деятельность по решению учебных задач, то организовать этот процесс гораздо легче в совместной деятельности с другим субъектом. Таким образом, развивается способность понимать и принимать другого субъекта и взаимодействовать с ним по принципу паритетности (равноправия), что «предполагает сопонимание, соосмысление, со-оценку, сопереживание и приобщение к совместному творчеству, созидающему подлинные

и гармонические отношения человека к миру, другим людям и к самому себе, то есть преоб-разующе взаимодействовать» [2]. В общении с младшими школьниками и более старшими учащимися происходит становление субъектной позиции младшего подростка.

В подростковом возрасте (7-9-й класс) учащиеся включаются «в совместные де-тско-взрослые проекты и на равных со взрослыми участвуют в разработке и защите созданных в ходе проектирования продуктов. В подобных проектах подросток воспринимает более взрослого как потенциального участника (партнера, наставника, эксперта и соавтора) совместно организуемой деятельности (учебного проектирования, учебного исследования)» [4]. Именно в подростковом возрасте учащийся становится субъектом саморазвития, так как в этот период происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. При таком взаимодействии подросток осуществляет новые для себя социокультурные роли: эксперта, консультанта, менеджера, профессионала, что способствует построению индивидуальной траектории развития и влияет на его дальнейшую профориентацию.

На завершающем этапе школьного обучения (10— 11-й класс) разновозрастное взаимодействие осуществляется при реализации индивидуальных образовательных программ. По запросу старшеклассников более взрослыми субъектами являются учителя, преподаватели вузов, родители, студенты ведущих вузов. Важным моментом является то, что индивидуальный проект должен быть личностно значимым для старшеклассников, так как им придется самостоятельно выстраивать все этапы его осуществления, в том числе и этап совместной экспертной оценки «продукта» проектирования с разными взрослыми, используя сетевые и дистанционные формы взаимодействия.

Педагогическими эффектами использования разновозрастного сотрудничества субъектов учебной деятельности являются:

— осознанность общей цели работы каждым субъектном учебного взаимодействия;

— формулировка учебной задачи, выдвижение гипотез, построение плана действий, оценка и коррекция индивидуальной совместной учебной деятельности;

— проявление и поддержка творческого потенциала, самовыражения и самореализации всех субъектов взаимодействия;

— терпение и терпимость, доверие и взаимопомощь.

Таким образом, использование разновозрастного сотрудничества в учебной деятельности способствует развитию интеллектуальных способностей и креативности учащихся, расширению спектра освоения ими социокультурных ролей, формированию самостоятельности, толерантности и терпимости, доброжелательности и ответственности.

Литература

1. Аксючиц С.А. Использование проектных задач в начальной школе: учеб.-метод. пособие для учителей начальных классов (1—2 классы). — Минск: АПО, 2010.

2. Аксючиц С.А. Познавательная активность младших школьников в процессе решения проектных задач: монография. — Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2017.

3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). — М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.

4. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике. Часть I. — М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.