УДК 373.1
Алексеева Надежда Ивановна
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»
Россия, Новочебоксарск1 Кандидат педагогических наук Учитель русского языка и литературы [email protected]
Павлова Светлана Владимировна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Россия, Чебоксары Кандидат педагогических наук [email protected]
Активизация познавательного интереса обучающихся через использование современных
технологии
1 429956, Новочебоксарск, ул. Воинов-интернационалистов,7,53
Аннотация. Авторами представлены пути активизации познавательного интереса учащихся средней школы. В статье акцентируется внимание на интересе к изучаемым дисциплинам как на одном из главных мотивов успешной учебной деятельности школьников. Опираясь на многолетний опыт педагогической деятельности, авторы предлагают модель обучения, компоненты которой активизируют познавательный интерес учащихся. Приоритетными становятся те уроки, которые приносят радость, развивают коммуникативные умения обучаемых, создают благоприятный психологический климат, сплачивают детский коллектив и адаптируют учащихся к современной жизни. В рамках представленной модели дана сущность ключевых технологий обучения: технологии сотрудничества, технологии дидактической игры, технологии анализа конфликтообразующих ситуаций с нравственными коллизиями, технологии логических схем. Приведены конкретные примеры использования данных технологий на уроках литературы: а именно, представлены фрагментарная дидактическая игра, применяемая на уроках закрепления изученного, обобщения знаний; план анализа конфликтообразующих ситуаций с нравственными коллизиями из программных литературных произведений, а также авторские логические схемы, используемые в тематической ткани урока. Итогом реализации данной модели является отсутствие неудовлетворительных оценок по предмету, сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных умений учащихся.
Ключевые слова: познавательный интерес; технология сотрудничества; технология дидактической игры; конфликтообразующие ситуации; логические схемы; нравственные коллизии.
Значительным отличием ФГОС второго поколения считается то, что целью обучения является личностный результат, а не предметный. Главным становится личность самого ученика и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Поэтому обучение должно быть воспитывающим. Ребенок должен учиться с удовольствием, ему должно быть интересно и радостно. Именно интерес к изучаемым дисциплинам является одним из главных мотивов успешной учебной деятельности школьников Формирование познавательного интереса к тому или иному учебному предмету - одна из главных задач учителей-предметников.
Наш взгляд на обучение в школе выражен в следующей модели:
Рис. 1 Модель обучения учащихся средней школы
Радость - ученики получают удовольствие от уроков, отдают приоритет тем урокам, на которых интересно и радостно, учитель создает ситуации успеха. Данный вектор обучения реализуется в частности через использование дидактических игр.
Дидактическая игра является одним из основных методов активного обучения, и обращение к ней связано с тем, что она качественно отличается от традиционных методов обучения. В исследованиях ряда авторов названы отличительные особенности обучающей игры, самыми существенными из которых являются:
принудительная активизация мышления и поведения учащихся;
экономия времени обучения;
уникальные возможности для формирования коммуникативной компетентности; обязательность взаимодействия учащихся между собой;
направленность на преимущественное приобретение и развитие педагогических, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений [7, 175].
Результат проведения дидактических игр затрагивает как знания, умения, навыки, так и ценностные ориентации и межличностные отношения.
Обучающие игры могут быть целостно-тематическими и проводиться в течение всего урока или фрагментарными и использоваться только на определенном его этапе. Педагог создает игровые группы для коллективного взаимодействия, так как сформулированная в игре проблема не может решаться индивидуально.
В качестве примера приведем фрагментарную дидактическую игру, которую можно применить на уроках со школьниками, на семинарских занятиях со студентами. Она эффективна при проверке домашнего задания, на обобщающих, зачетных занятиях. Класс делится на 4 группы, в каждой группе назначаются консультанты учителя из числа отличников, которые прекрасно знают учебный материал. Они опрашивают членов своей группы и ставят им отметки в протокол, который сдают педагогу. Чтобы подтвердить объективность оценок, выставленных консультантами, исключить их необъективность, педагог проводит лотерею. Представитель из каждой группы подходит к учителю и берет один из четырех конвертов. Если в нем попадается лист, на котором написано «Диктатура», то педагог сам решает, как проверить поставленные консультантами отметки. Если попадается «Демократия», то сама группа решает, кто пойдет защищать свою отметку. «Доверие» означает, что учитель доверяет консультантам
и выставляет все оценки, поставленные членам данной группы, в журнал. Если попадается «Недоверие», то учитель проверяет знания всех членов данной группы на соответствие поставленным консультантом отметкам.
Таким образом, данная игра позволяет за один урок проверить знания всех учащихся, выставленные оценки исключают подтасовку, так как учащиеся группы знают, что в конце урока будет проведена проверка истинности поставленных отметок. Уроки, на которых применяются обучающие игры, приносят учащимся радость, они получают удовольствие от учебы, раскрепощаются, что является немаловажным фактором в формировании познавательной активности.
Коллектив - работа на уроке сплачивает детский коллектив, учит помогать слабым, развивает коммуникативные умения. Этот аспект обучения актуализирует технология сотрудничества.
По мнению Е.С. Полат [9], из современных технологий обучения технология сотрудничества наиболее ориентирована на развитие личности ученика, а именно таких ее характеристик, как познавательная активность, коммуникабельность, ответственность, умение выражать собственное мнение по той или иной проблеме, умение работать в группе.
Сущность ее состоит в том, что учащиеся класса делятся на группы (команды) по 5-6 человек разного уровня обучаемости, то есть в каждой группе обязательно должны быть сильные, средние и слабые ученики, мальчики и девочки. Учитель дает одно задание для всей группы. Это могут быть ответы на вопросы по изученному материалу, проверка домашнего задания, устное сочинение, упражнение, тест, обобщение изученного материала и т.д. Над заданием члены группы работают вместе, сильные ученики помогают слабым. Учащиеся сами договариваются между собой о порядке выполнения работы, но обязательным условием является активное участие каждого ученика. В основе обучения в группах лежит сотрудничество, взаимопомощь членов команды. Слабые ученики не будут стесняться задавать вопросы своим товарищам, будут чувствовать ответственность за правильное выполнение задания, потому что от этого зависит успех всей группы. Технология сотрудничества отличается от технологии группового обучения тем, что оценка ставится одна на всю группу, а не каждому индивидуально.
Опираясь на многолетний опыт педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что данная технология наиболее оптимальна для учащихся 8-11 классов. Ее реализация в процессе обучения способствует формированию сплоченности в классе, успехи и хорошие отметки повышают самооценку слабых учащихся, они чувствуют себя увереннее, стараются не подводить членов своей команды, ориентируясь на успех, а деловое межличностное общение способствует благоприятному психологическому климату на уроке. Использование данной технологии приучает учащихся работать в команде, в малой группе (в фирме, бригаде, организации)
Открытие - во время урока происходит формирование новых знаний и умений, расширение кругозора учащихся. Эта сторона обучения реализуется через использование кейс-технологии, технологии критического мышления, технологии использования логических схем.
Логическая схема - максимально упрощенное изображение, в котором отражены основные опорные явления и связи между ними, помогающие понять логику построения произведения, его идею, особенности личности героя, философию автора.
Использование логических схем на уроках литературы базируется на трех принципах: применение схемы должно быть оправдано литературным материалом; схема должна быть доступна для понимания учащимися, работа над схемой должна сопровождаться речевой подготовкой учащихся.
Преимущества логической схемы: а) развивает логическое мышление учащихся; б) проста для понимания; в) легка для воспроизведения; г) устанавливает устойчивые связи между различной информацией, позволяет создать целостную картину.
Приведем некоторые используемые на уроках литературы логические схемы. Тема урока: «Философская концепция жизни в рассказе А. Платонова «Юшка» (7 класс).
Жизнь человека полна страданий, но только человек, который много пережил на своем веку, может по-настоящему полюбить. Любовь для него - это прежде всего любовь-жалость, сострадание ближнему (библейская любовь, братская любовь). Именно такая любовь, любовь - участие, возрождает другого человека к жизни.
«Капитанская дочка» - повесть о милосердии (8 класс)
Добро Я Добро
Чем больше добра ты делаешь другим, тем больше добра вернется к тебе.
Результатом реализации данной модели обучения (рис.1) является отсутствие неудовлетворительных оценок, любовь к предмету, желание реализации полученных знаний в творчестве, научно-исследовательских работах, сплочение классного коллектива, мотивация учения, умение работать в команде, социализация личности ученика.
Ушинский писал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника - из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет» [2].
Сила - обучение носит воспитывающий характер, адаптирует учащихся к современной жизни, закаляет их дух, учит преодолевать конфликты, которыми так насыщена наша жизнь, а также дает им возможность самореализации в школе и за ее пределами. Поэтому в этом направлении обучения весьма уместна авторская технология анализа конфлктообразующих ситуаций с нравственными коллизиями
Актуальность данной технологии обусловлена: во-первых, потребностью современного общества в активных людях, способных принимать ответственные решения, и отсутствием у школьников, особенно среднего и старшего звена, социально-нравственной практики принятия решений на основе моральных императивов; во-вторых, противоречивостью и конфликтностью социального развития, и недостаточным использованием конфликтообразующих ситуаций как средства формирования устойчивого морального выбора у школьников.
«Конфликтообразующие ситуации» (КОС) включают в себя: проблемные ситуации, конфликтные ситуации, проблемно-конфликтные ситуации. «Коллизия» - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. В данном случае настоящее понятие употребляется применительно к изображению конфликтообразующих ситуаций (или ситуаций
морального выбора, дилемм) в художественных произведениях, предусмотренных общеобразовательной программой. КОС с нравственными коллизиями воспринимаются школьниками как ситуации морального выбора.
Мысли, убеждения, поступки героев анализируются и оцениваются учащимися при активном участии учителя и его чутком руководстве ходом детских рассуждений. Школьники получают необходимые представления о тех или иных способах поведения в различных ситуациях, проникают в скрытые мотивы действий литературных героев и, что самое главное, пытаются примерить собственную модель поведения на описанные в произведениях жизненные коллизии и осознать, как бы они поступили в данной ситуации и какими бы побуждениями руководствовались. Все это способствует накоплению опыта нравственного поведения [1].
При обсуждении ситуаций (эпизодов) с нравственными коллизиями можно обучать анализу по следующей схеме:
1. Выделение и анализ условий и обстоятельств, способствующих возникновению ситуации.
2. Планирование решения и возможностей его осуществления.
3. Анализ результатов и последствий принятого решения.
8 класс
1. К.Г. Паустовский «Телеграмма» [2].
2. Морально-этические понятия: совесть, любовь, вина.
3. Объясните ситуацию морального выбора Насти?
4. Оцените ее поведение.
5. Можете ли вы ее оправдать?
6. Как, по-вашему, она должна была бы поступить?
7. А как бы поступили вы на ее месте?
Основной вид деятельности здесь - мышление. Это предварительная ступень, на которой в мыслях и чувствах моделируется возможное поведение. В процессе решения КОС накапливаются этические знания, опыт реальной ответственности, логика морального выбора поступка и принятия решения, проектирование своего поведения, переживание и проживание ситуаций гуманного нравственного поведения [1].
При обсуждении конфликтообразующих ситуаций, в числе прочих, учитываются задачи, направленные на формирование морального сознания и приобретения нравственного опыта поведения в ситуациях морального выбора, что обуславливает устойчивость (привычку) в принятии решения.
Представленная модель обучения соответствует требованиям ФГОС к уроку. Результатом реализации данной модели обучения (рис.1) является формирование универсальных учебных действия обучаемых, отсутствие неудовлетворительных оценок, любовь к предмету, желание реализации полученных знаний в творчестве, научно-исследовательских работах, сплочение классного коллектива, мотивация учения, умение работать в команде, социализация личности ученика.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
Ушинский писал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника - из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет» [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Н.И. Формирование устойчивого морального выбора у подростков средствами разрешения конфликтообразующих ситуаций: Дис. ... канд. пед. наук / Н.И Алексеева. - Чебоксары, 2009. - 226 с.
2. Алексеева, Н.И. Литературные и жизненные коллизии как средство формирования устойчивых моральных суждений подростков / Н.И. Алексеева // Педагогический процесс: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. / отв. ред. Павлов И.В., Павлов В.И. - М.; Чебоксары : АН ЧР, 2007. - С. 84-88
3. Алексеева, Н.И. Формирование морального выбора учащихся на уроках литературы / Н.И. Алексеева // Педагогический процесс: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. / отв. ред. Павлов И.В., Павлов В.И. - М.; Чебоксары : АН ЧР, 2007. - С. 84-88
4. Алексеева, Н.И. Ситуации морального выбора как средство активизации мотивационной сферы подростков / Н.И. Алексеева // Целостный педагогический процесс : сб. науч. ст. / отв. ред. Павлов И.В., Пайгусов А.И. - Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. - С. 326-329
5. Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского / под ред. Е. Н. Медынского ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - С. 85.
6. Делор Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Педагогика. - 1998.-№5. - С. 7.
7. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / С.Д. Неверкович - М.: Физическая культура, 2006. - С.168 - 197.
8. Мухина С.А., Соловьева Л.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина, Л.А. Соловьева - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 360 с.
9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Рецензент: Павлов Иван Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Nadezhda Alekseeva
Russian University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism
Russia, Novocheboksarsk [email protected]
Svetlana Pavlova
Chuvash State Pedagogical University named I.Y.Yakovleva
Russia, Cheboksary [email protected]
Modern Education Technologies and Cognitive Stimulation for
Secondary School Students
Abstract. Stimulation of cognitive function among students remains an ongoing problem in the modern school. The effectiveness of cognitive process is determined by a student's zeal and motivation for knowledge, as well as specific disciplines. Based on the years of teaching experience the author presents the model that promotes cognition of studied subjects. The priority of lessons is evoking joy, developing communication skills and preparing students for real life scenarios that include cooperation, didactic games, logic patterns, analyzing and resolving conflict situations and moral collisions. The author gives specific examples of using these techniques in literature classes.
Keywords: cognitive interest, technologies of cooperation and didactic games, conflict forming situations, logical patterns, moral collisions.
REFERENCES
1. Alekseeva N.I. Formirovanie ustoj chivogo moral'nogo vybora u podrostkov sredstvami razreshenija konfliktoobrazujushhih situacij: Dis. ... kand. ped. nauk / N.I Alekseeva. -Cheboksary, 2009. - 226 s.
2. Alekseeva, N.I. Literaturnye i zhiznennye kollizii kak sredstvo formirovanija ustojchivyh moral'nyh suzhdenij podrostkov / N.I. Alekseeva // Pedagogicheskij process: problemy i perspektivy : sb. nauch. st. / otv. red. Pavlov I.V., Pavlov V.I. - M.; Cheboksary : AN ChR, 2007. - S. 84-88
3. Alekseeva, N.I. Formirovanie moral'nogo vybora uchashhihsja na urokah literatury / N.I. Alekseeva // Pedagogicheskij process: problemy i perspektivy : sb. nauch. st. / otv. red. Pavlov I.V., Pavlov V.I. - M.; Cheboksary : AN ChR, 2007. - S. 84-88
4. Alekseeva, N.I. Situacii moral'nogo vybora kak sredstvo aktivizacii motivacionnoj sfery podrostkov / N.I. Alekseeva // Celostnyj pedagogicheskij process : sb. nauch. st. / otv. red. Pavlov I.V., Pajgusov A.I. - Cheboksary : ChGPU im. I.Ja. Jakovleva, 2007. - S. 326-329
5. Danilov M. A. Didaktika K. D. Ushinskogo / pod red. E. N. Medynskogo ; Akad. ped. nauk RSFSR. In-t teorii i istorii pedagogiki. - M. ; L. : Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1948. - S. 85.
6. Delor Zh. Obrazovanie: neobhodimaja utopija / Zh. Delor // Pedagogika. - 1998.- №5.-S. 7.
7. Neverkovich S.D. Pedagogika fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik / S.D. Neverkovich - M.: Fizicheskaja kul'tura, 2006. - S.168 - 197.
8. Muhina S.A., Solov'eva L.A. Sovremennye innovacionnye tehnologii obuchenija / S.A. Muhina, L.A. Solov'eva - M.: GJeOTAR-Media, 2008. - 360 s.
9. Polat, E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija / E.S. Polat - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 272 s.
10. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii / G.K. Selevko - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 s.