6.Калимуллин Ф.Х Упражнения на дыхание (Под ред. д. филол.н. Г.С.Нуриева). - Казань : «Вестфалика», 2009. - 48 с.
7.Нуриев Г.С. Резонирующее тело. Учебно-методическое пособие. - Казань: «Вестфалика», 2008. - 40 с.
8.Филиппова О.В. Единицы интонации // Риторика (Под ред. Н.А. Ипполитовой). - М.: Проспект, 2010. -
448 с.
References
l.Stanislavskij. K. S. Rabota aktera nad soboj v tvorcheskom processe vo-ploshcheniya: Dnevnik uchenika. SPb. : Azbuka , Azbuka-Attikus,2012. 448 s.
2.Kozlyaninova I. P., CHareli EH. M. Tajny nashego golosa. - Ekaterinburg: Diamant, 1992. - 320 s.
3.Promptova I. YU. Intonacionnaya vyrazitel'nost' aktera. Kul'tura scenicheskoj rechi. - M.: VTO, 1979. - S. 159 -
264.
4.Vasil'ev YU.A. Scenicheskaya rech': oshchushchenie - dvizhenie -zvuchanie. Variacii dlya treninga: Uchebnoe posobie. Izd 2-e, ispr. - SPb.: SPbGATI, 2012.- 342 s.: il.
5.CHernaya.E.I. Osnovy scenicheskoj rechi.Fonacionnoe dyhanie i go-los:Uchebnoe posobie. - SPB.: Izdatel'stvo"Lan'"; Izdatel'stvo "Planeta muzyki"; 2012-176 s: ill.
6.Kalimullin F.H. Uprazhneniya na dyhanie (Pod red. d. filol.n. G.S.Nurieva). - Kazan' : «Vestfalika», 2009. - 48 s.
7.Nuriev G.S. Rezoniruyushchee telo. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Kazan': «Vestfalika», 2008. - 40 s.
8.Filippova O.V. Edinicy intonacii / / Ritorika (Pod red. N.A. Ippolitovoj). - M.: Prospekt, 2010. - 448 s.
УДК378
Л.Ю. Сироткин
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрывается потенциал интеграции педагогических технологий в образовательном процессе. Утверждается, что педагогические ресурсы интеграции реализуются во взаимодействии с процессами дифференциации и индивидуализации. На примере интеграции технологии проблемно-развивающего обучения и антропоцентрической технологии воспитания морального выбора раскрывается интеграционный ресурс проектирования и использования педагогических технологий в образовательных учреждениях различного типа.
Ключевые слова: интеграция, дифференциация, индивидуализация, педагогические технологии, обучение, воспитание, развитие, проблемная ситуация, конфликтная ситуация, моральный выбор
L.YU. Sirotkin PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES INTEGRATION INTO EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE
The article reveals the potential of pedagogical technologies integration into educational process. It asserts that the pedagogical resources of integration are realized in interaction with the processes of differentiation and individualization. The author shows the integrational resource of designing and pedagogical technologies use in educational institutions of various types on the example of integration of technology of problem-developing education and anthropocentric technology of moral choice introduction.
Keywords: integration, differentiation, individualization, pedagogical technologies, education, upbringing, development, problem situation, conflict situation, moral choice
Понимание интеграции многозначно. Для педагогики и образования представляется важным по меньшей мере пять значений интеграции как процесса. Первое значение связано с тем, что инте-гративный процесс предполагает взаимопроникновение, уплотнение, унификацию и оптимизацию, что в итоге придает образовательному процессу стимул ускорения и интенсифицирует его протекание. Второе предполагает сопряжение различных видов деятельности и типов общения. Третье значение указывает на взаимосвязи содержания и структуры в относительно автономных частях образования. Четвертое обозначает проявление интеграционных процессов через дифференциацию. Пятое значение предполагает процесс, обусловленный различными (нередко противоречивыми) объективными и субъективными факторами деятельности и отношений. Отсюда следует общетеоретическое положение, которое обосновывается в данной статье; оно гласит, что педагогические ресурсы интеграции оптимально реализуются во взаимодействии с процессами дифференциации и индивидуализации. Это означает, что интеграция обеспечивает целостность, которая задает качественную определенность образовательному процессу и обеспечивает его наивысшую результативность. На уровне образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры результат формулируется в понятиях компетентности, но им не ограничивается. Целостность, обеспечиваемая интеграцией педагогических технологий, невозможна без дифференциации и индивидуализации процессов обучения, воспитания и развития. Целостность выражается не только в пространственной организованности педагогического процесса, но и в индивидуальной самоорганизованности его участни-
ков. В связи с предлагаемым подходом к организации образовательного процесса обратимся к выделению тех характеристик дифференциации и индивидуализации, которые позволяют расширить возможности интеграции.
Анализ взаимодействия индивидуализации, дифференциации и интеграции сохраняет свою актуальность на протяжении десятилетий, неизменно находясь в сфере исследовательских интересов отдельных ученых и творческих коллективов. При этом усиленное внимание к проблеме взаимодействия дает неожиданные результаты. Например, происходит отождествление индивидуализации обучения и дифференциации обучения, индивидуального подхода и дифференцированного подхода, что, разумеется, неправомерно. Впрочем, терминологическая путаница как не умаляет значимости проблемы, так и не снижает интереса к ней. Обобщая терминологические подходы, выраженные в дефинициях, мы констатируем основные признаки индивидуализации обучения и индивидуального подхода. Индивидуальный подход определяется в качестве принципа обучения, а индивидуализация как осуществление этого принципа (Е.С. Рабунский, И.Э. Унт). Упомянутые авторы полагают под индивидуальным подходом учет тех возрастных особенностей обучающихся, которые влияют на результат обучения, а индивидуализация предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от учитываемых особенностей. Общее понимание индивидуализации обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень их способностей к учению. Индивидуализация предполагает как деятельность обучаемого, так и деятельность преподавателя. Осуществление индивидуализации необходимо на всех этапах обучения, включая подготовку учащихся к активному усвоению нового учебного материала, первичное восприятие и осмысление знаний, первичное закрепление и применение знаний на практике и т.д., но главным образом на этапе усвоения новых знаний (см.: 4, с. 88). Ограничимся сказанным, чтобы не стать жертвой увлекательного дискурса. Тем более, что сказанного достаточно для признания того, что индивидуализация обучения достигается его дифференциацией. Дифференцированное обучение предполагает создание благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности и выступает в качестве средства достижения этой цели (И.С. Якиманская). Иначе говоря, дифференциация обучения рассматривается как учет индивидуальных особенностей обучающихся, необходимых для оформления групп на основе каких - либо особенностей (И.Э. Унт). Это две стороны дифференциации, направленные на достижение оптимального развития обучаемых. Учет индивидуальных особенностей обучаемых в достаточно полной мере осуществим в парадигме лич-ностно ориентированного обучения (8). В вузовской практике обучения дифференциация выступает как эффективное средство приобретения студентами глубоких научных знаний, развития их умственных способностей и склонностей к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, удовлетворения эвристических потребностей и интеллектуальных возможностей, что в итоге способствует формированию актуальных компетенций. Полагаю, что индивидуализация является целью вузовского обучения, а дифференциация выступает как средство достижения этой цели на основе учета индивидуально - психологических особенностей студентов. В данном случае речь идет о целом комплексе индивидуальных особенностей, определяющих возрастную специфику и составляющих реализацию принципа возрастного подхода в образовании. Среди множества перечисляемых особенностей целесообразно выделить по меньшей мере две группы. К первой группе особенностей относятся физические, психические качества и состояния личности (возрастные особенности восприятия и внимания, памяти, общие и специальные особенности и т.д.). Вторую группу составляют социальные факторы (взаимоотношения со сверстниками, с широким социальным окружением, культурообразующая среда и т.д.). В практике обучения преподаватели, как правило, ограничиваются минимумом необходимых показателей, к числу которых относятся познавательная самостоятельность, познавательный интерес и способности его удовлетворения. Доминирование интереса и способностей в этом перечне не вызывает вопросов. Настораживает лишь ограниченный набор особенностей. Впрочем, не являющейся неожиданным в силу сложившихся обстоятельств в образовательном пространстве высшей школы.
Практика и результаты экспериментальных исследований, выполненных автором и его докторантами и аспирантами, доказали, что благоприятные условия для развития личности могут быть достигнуты на основе интеграции педагогических технологий в процессе дифференцированного и индивидуального подхода к организации образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений (1,2,3,5 и т.д.). Процесс интеграции педагогических технологий носит универсальный характер, так как ориентирован на многомерное развитие личности обучаемого. Автором и
его учениками разработана антропоцентрическая технология воспитания морального выбора на основе интеграции технологии проблемно - развивающего обучения и психологических механизмов решения проблемных ситуаций в мышлении (1,2,3,5,6,7 и т.д.). Психологический механизм решения проблемных ситуаций базируется на, как минимум, трех компонентах структуры ситуаций выбора. Во - первых, необходимости выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, способе или условии действия. Во - вторых, в присутствии неизвестного, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации. В - третьих, возможности субъекта решить актуальные затруднения. Упомянутый механизм позволяет констатировать, что регуляция мыслительных операций происходит на основе сигнала рассогласования, свидетельствующего о несовпадении достигнутого результата с заданной целью. Сигналы рассогласования заданного и конечного результата определяют необходимость коррекции действий, которая вызывается нарушением их правил. Правила действия усваиваются одновременно со способами правильного выполнения этого действия. Правило действия определяет результат и оценку результата. Благодаря правилам внешние формы контроля преобразуются во внутренние механизмы самоконтроля. Регуляция становится саморегуляцией, контроль - самоконтролем. Содержательная основа проблемных ситуаций видится в действии, представляющем целесообразный и законченный акт поведения человека, который направлен на достижение некоторой цели (А.М. Матюшкин). Наряду с психологическим, выделяется этический аспект анализа проблемных ситуаций поведения и деятельности, который дает основание для : а) ограничения бесконечного множества ситуаций их моральным содержанием;
б) констатации объективной возможности выбора и субъективной способности выбирать, что свидетельствует о свободе морального выбора личности, которая поступает намеренно и действует в соответствии с требованиями моральных норм. Этический аспект ситуаций выбора интегрирует их психологические и дидактические компоненты структуры, что позволяет утверждать: ситуации выбора становятся эффективным средством присвоения нравственных принципов и моральных императивов. Усвоение моральных знаний в образовательном процессе осуществляется в следующих формах: а) ситуациях, требующих совершения морального поступка; б) специально заданных ситуациях, которые позволяют обучающимся определиться с возможностями преодоления затруднений;
в) при обсуждении и оценке примеров нравственного поведения; г) теоретическом обсуждении норм морали и нравственных принципов (А. Коссаковски). Изложенное позволяет сформулировать предварительные обобщения. Во - первых, проблемные ситуации выступают как стимуляторы мыслительных процессов, ориентированных как на усвоение знаний, так и присвоение поведенческих стереотипов. Во - вторых, проблемные ситуации в мышлении и обучении являются регуляторами выбора деятельностно - поведенческих альтернатив. В третьих, рассмотренный вид ситуаций является универсальным способом воспитания (самовоспитания) и развития (саморазвития).
Проблемные ситуации - это интеграционная основа использования технологий проблемно -развивающего обучения и морального выбора. Педагогические технологии, ядро которых составляет проблемность (для обучения) и конфликтность (для воспитания), признаются эффективным способом развития личности и широко используются в учебно - воспитательном процессе различных типов образовательных учреждений. Следующие компоненты технологии проблемно - развивающего обучения оказываются интегрированными в технологию морального выбора. Во - первых, решение проблемных ситуаций обучения осуществляется посредством логического мышления и подключения ресурсов интуитивного мышления. Аналитический вид мыслительной деятельности соотносится с эвристическим, что обеспечивает ресурсную достаточность для решения познавательной проблемы. Во - вторых, в основе проблемно - развивающей технологии лежит управление процессом самостоятельного решения проблемы, который имеет сложную структуру, включающую актуализацию, гипотезу, принятие решения и его реализацию и т.д. В третьих, решение проблемы несет в себе новое знание и новый способ усвоения этого знания. В четвертых, актуализируется про-блемность дискурса, что выражается в обсуждении проблем в виде вопросов как логической формы выражения противоречий. Как видим, технология проблемно - развивающего обучения имеет значительный потенциал интеграции обучения и воспитания (развития), обнаруживающийся при решении проблем (познавательных, моральных и т.д.) и дифференциации обучающихся по уровням готовности к разрешению противоречий с ориентиром на индивидуализацию как принципиально необходимого условия использования интеграционного потенциала педагогических технологий (проблемно - развивающая технология и антропоцентрическая технология воспитания морального выбора).
Технология воспитания морального выбора имеет дело с конфликтообразующими (кон-
фликтными) ситуациями общения и рассматривается как психолого - педагогический тренинг, что не является пределом ее использования в практике образовательного процесса. Моральное противоречие развивается до уровня конфликта, проходя соответствующие стадии развития отношений в конфликтной ситуации. Сложности конфликтных ситуаций выбора не снижают их развивающе -воспитательной значимости, если конфликт устраняем. При неразрешимости конфликтообразую-щего противоречия (невозможности выхода из ситуации конфликта) блокируется развивающая сущность его преодоления. Целью технологии морального выбора является обучение поиску нравственного решения в конфликтной ситуации и закрепление поведенческих стереотипов в сознании и поведении. Уровень творческого поиска решений является высшим уровнем владения технологией воспитания морального выбора и распространяется на все типологическое разнообразие конфликтных ситуаций с нравственным содержанием.
Поведенческая практика свидетельствует: моральному выбору обучают, но не столько в замкнутом пространстве академического часа, сколько в необозримом пространстве повседневности. Основными задачами технологии морального выбора являются: а) усвоение компетенций, необходимых для адекватного восприятия и анализа конфликтных ситуаций; б) создание максимально благоприятных условий для усвоения моральных знаний, императивов и норм; в) навыков принятия решений на основе соотношения компонентов выбора (поступка) с ситуацией; г) формирование привычки осуществлять моральный выбор в поведенческих ситуациях с нравственным содержанием и установки на сопереживание последствий принятого решения, а также того воздействия, которое оно может оказать на участников ситуации.
Как видим из далеко не исчерпывающего сравнительные возможности анализа интеграционного потенциала педагогических технологий, ограниченного к тому же одним, но весьма показательным примером, интегративный подход позволяет значительно усилить образовательный потенциал каждой технологии и открывает перспективы проектирования новых технологий на основе интеграции, что дает основания для утверждения о серьезном потенциале интеграции науки и образовательного процесса в эффективном использовании инновационных технологий.
Литература
1. Алексеева, Н.И. Формирование устойчивого морального выбора у подростков средствами разрешения конфликтообразующих ситуаций: Автореф.дисс. ... канд.пед.наук. - Чебоксары, 2009. - 20 с.
2. Аникина, Н.С. Преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами воспитания морального выбора: Автореф.дисс. ... канд.пед.наук. - Казань, 2012. - 21 с.
3. Волкова, М.В. Методология и теория формирования нравственно устойчивой личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: Автореф. дисс. ...док.пед. наук. - Чебоксары, 2012. - 46 с.
4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема/А.А. Кирсанов. - Казань: Изд - во Казан. ун - та, 1982. - 224 с.
5. Рахматуллина, Л.В. Воспитание нравственной устойчивости у младших школьников в ситуациях морального выбора: Автореф.дисс. ... канд.пед.наук. - Казань, 2002. - 19 с.
6. Сироткин, Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: научно - методическое пособие/Л.Ю. Сироткин, С.Ф. Егерева. - Казань: Изд - во КГПУ, 1995. - 79 с.
7. Sirotkin, L.Y. Moral Choice and its Upbringing (Text): scientific method/L.Y. Sirotkin, S.F. Egereva. - Benefit -Kazan: Publishing house of the Karelian State Pedagogical University, 1995. - 79 p.
8. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
References
1. Alekseeva, N.I. Formirovanie ustojchivogo moral'nogo vybora u podrostkov sredstvami razresheniya konflik-toobrazuyushchih situacij: Avtoref.diss. ... kand.ped.nauk. - CHeboksary, 2009. - 20 s.
2. Anikina, N.S. Preodolenie otklonyayushchegosya povedeniya sel'skih podrostkov sredstvami vospitaniya moral'nogo vybora: Avtoref.diss. . kand.ped.nauk. - Kazan', 2012. - 21 s.
3. Volkova, M.V. Metodologiya i teoriya formirovaniya nravstvenno ustojchivoj lichnosti shkol'nikov na osnove in-tegracii pedagogicheskih tekhnologij: Avtoref. diss. ...dokped nauk. - CHeboksary, 2012. - 46 s.
4. Kirsanov, A.A. Individualizaciya uchebnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema/A.A. Kirsanov. -Kazan': Izd - vo Kazan. un - ta, 1982. - 224 s.
5. Rahmatullina, L.V. Vospitanie nravstvennoj ustojchivosti u mladshih shkol'nikov v situaciyah moral'nogo vybora: Avtoref.diss. ... kand.ped.nauk. - Kazan', 2002. - 19 s.
6. Sirotkin, L.YU. Nravstvennyj vybor i ego vospitanie: nauchno - metodicheskoe posobie/L.YU. Sirotkin, S.F. Eger-eva. - Kazan': Izd - vo KGPU, 1995. - 79 s.
7. Sirotkin, L.Y. Moral Choice and its Upbringing (Text): scientific method/L.Y. Sirotkin, S.F. Egereva. - Benefit -Kazan: Publishing house of the Karelian State Pedagogical University, 1995. - 79 p.
8. YAkimanskaya, I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole/I.S. YAkimanskaya. - M.: Sentyabr', 1996. - 96 s.
УДК 796:612
О.В. Сироткина
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА
Формировать культуру здоровья современных людей жизненно необходимо. Это возможно делать в процессе профессионального образования, ноболее эффективным данный процесс может проводиться именно в рамках свободного времени молодого человека.
Ключевые слова: студенты, культура здоровья, свободное время, мероприятия
O.V.Sirotkina, FORMATION OF STUDENT YOUTH'S HEALTH CULTURE AS CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL PROBLEM
Forming modern people's health culture is vital. It is possible to do it in the process of professional education, but to enhance this process it should be performed in the frames of young person's free time.
Keywords: students, health culture, free time, activities
Сегодня, когда современный мир буквально захлёстывает волна экономических, социальных и политических проблем, молодые люди не всегда в состоянии грамотно расставлять жизненные приоритеты. Всеобще вовлечение в мир виртуальных моно- и ме-гапрофессиональных проектов, включенность современных молодых людей в интернет-пространство как формирующее мировоззрение знаниевого поля не всегда, а точнее сказать практически совсем не может благотворно влиять на физическое здоровье студентов. И именно данная проблема все чаще становится темой для размышления не только в педагогически-воспитательных кругах, но об этом уже стали задумываться и руко одящие образовательные структуры. Современное молодое поколение приобретает «букет» типичных, для сегодняшнего дня, физиологических и социальных проблем. Гиподинамия, которой страдают сегодня почти 90 % молодых людей, пагубно сказывается не только на физическом состоянии студенческой молодежи, но и в глобальном масштабе становится серьезной угрозой для определенного возрастного пласта населения России. Отсутствие личностного общения во время занятий физической культурой и подобного рода физической деятельности не благоприятно влияет и на эмоционально-психологическую составляющую молодежи. Именно поэтому, мы считаем, что поднятая нами задача рассмотрения формирование культуры здоровья олодых людей в условиях сво од ого времени, на сегодняшний день, является очень актуальной и востребованной для широкого обсуждения.
Принято считать, и это вполне правомерно, что самым непосредственным и важным фактором, определяющим будущее общества, является образовательно-воспитательная сфера. Именно она принципиально «работает» на будущее, предопределяя психофизические и личностные качества каждого молодого человека, образовательно-воспитательная сфера профессионального образования имеет свой, бесспорно, важный аспект, но не менее важна образовательно-воспитательная роль свободного времени человека. По словам О.А. Калимул-линой, сво од ое время человека «несет на себе смысловую нагрузку, она представляет собой нелинейную, сам организующуюся систему, в кото ой проис одит реализация социальных функций» и процесса формирования культуры здоровья в частности [4, с. 71]. Функциональный акцент сферы свободного времени можно сделать на том, что именно в процессе свободного времени человек ожет найти смысл свое о существования, пр обрести знания, умения, навыки, ми овоззренческие и поведенческие пр оритеты в различных междисциплинарных областях знаний, а в конечном итоге однять экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом.
Изучая проблему отношения молодого поколения к своему здоровью, мы сталкиваемся с проблемой, что в последние годы в среде ученых и практиков-педагогов, психологов, ученых социально-культурной сферы крепнет понимание, что состояние здоровья современной сту-