Научная статья на тему 'Центры развития карьеры вуза: их цели и задачи'

Центры развития карьеры вуза: их цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2257
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ / ТРУДНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА / GRADUATE EMPLOYABILITY / MONITORING OF GRADUATE EMPLOYABILITY / OF EMPLOYER’S NEEDS / ACTIVITY OF CAREER’S CENTER / DIFFICULTY OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко С. О.

Встатье рассматриваются цели и задачи центров развития карьеры вузов, которые в настоящее время существуют в той или иной форме практически во всех высших учебных заведениях. Автором статьи сделана попытка систематизировать цели и задачи центров развития карьеры, взяв в качестве примера центры развития карьеры вузов Германии. В статье использованы результаты авторского исследования, проведённого среди работодателей г. Казань.[45]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY CAREER CENTERS: GOALS AND OBJECTIVES

Тhe article describes the goals and functions of the university’s career centers, wich exist currently in one form or another in each university. The author of the article tries to organize the goals and objectives of the career centers using the example of such career centers in German’s universities. The article uses the results of the author's research conducted among employers in Kazan

Текст научной работы на тему «Центры развития карьеры вуза: их цели и задачи»

удовлетворительный уровень проявляется в неопределенном представлении о социальных/моральных нормах и основных понятиях и императивах морали. Подросток не проявляет инициативы по усвоению моральных императивов; негативно относится к моральным нормам и нравственным ценностям; у него не обнаружен интерес к нравственной проблематике и как результат, отсутствуют проявления чуткости и эмпатии в отношениях к людям. У подростков обнаруживаются отклонения в нравственном развитии и поведении.

Проведенный формирующий эксперимент, включивший подростков среднего, низкого и неудовлетворительного уровней сформированное™ нормотворчества позволил проследить динамику роста способностей к нормотворчеству по критерию осуществления морального выбора в проблемно - конфликтных ситуациях с нравственным содержанием. Таким образом, нормотворчество является не только социально - юридическим, но и педагогическим феноменом, который обладает развивающим и формирующим потенциалом.

Литература

1. Блюмкин, В.А Нравственное воспитание (Филос. - этич.основы)/ВА Блюмкин, Г.Н. Гумницкий. - Воронеж: Изд - во Воронеж. ун - та, 2003. - 141 с.

2. Волкова, М.В. Моральный выбор как системообразующая основа воспитания нравственно устойчивой личности: опыт экспериментального доказательства/М.В.Волкова - Чебоксары: Изд-во НИИ педагогики, 2007. - 136 с.

3. Гоголев, Л.Д. Беседы об эстетике поведения/Л.Д. Гоголев. - ^ев: Мысгэцтво, Б.г., 1999. - 178 с.

4. Интуиция, логика, творчество/Отв.ред. М.И. Панов. - М.: Наука, 2007. - 175 с.

5. ^нке, В.А Современная этика/В.А ^нке. - М.: Омега - Л, 2008. - 400 с.

6. ^лесси^ова, ИА Воспитание нравственных кaчеств/И.AKолесниковa//Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 56-б2.

I. Сироткин, Л.Ю. Индивидуальное нормотворчество в структуре морального выбора/Л.Ю. Сирот-кин//Вестник ^ГУЩ 2014. - № 4 (2). - С. 37-44.

В. Сироткин, Л.Ю. Творчество и креативность: возможности понятийного компромисса/Л.Ю. Сироткин// Вестник ^ГУЩ 2015. - № 3. - С. 82 - Вб.

9. Сироткин, Л.Ю. Толерантность и норма/Л.Ю. Сироткин//»Оливковая ветвь» человечества на этапе исторического разлома. Мат. Межд. гуманит. форума, посвященного 70-летию ЮНЕСШ. - Kaзaнь: Изд-во KaзГИK, 2016. - С. 47-49.

10. Сироткин, Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание. Научно - методическое пособие/Л.Ю. Сироткин.

- ^ань: Изд - во ^ПУ, 1995. - 79 с.

II. Хасан, Б.И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола/Б.И. Хасан//Вопросы психологии. - l99l. - № 3. - С. 32 - 39.

12. Sirotkin L.Y. Moral Choice and its Ubbringing(Text): scientificmethod/LY. Sirotkin, S.F. Egereva: Benefit - Kazan: Publishing hous of the Karelian State Pedagogical University, 199 S. - l9 p.

References

1. Blyumkin, V.A. Nravstvennoe vospitanie (Filos. - ehtich.osnovy)/V.A Blyumkin, G.N. Gumnickij. - Voronezh: Izd -vo Voronezh. un - ta, 2003. - 141 s.

2. Volkova, M.V. Moral'nyj vybor kak sistemoobrazuyushchaya osnova vospitaniya nravstvenno ustojchivoj lichnosti: opyt ehksperimental'nogo dokazatel'stva/M.V.Volkova. - Cheboksary: Izd-vo NII pedagogiki, 200l. - 13б s.

3. Gogolev, L.D. Besedy ob ehstetike povedeniya/L.D. Gogolev. - Kiev: Mysgehctvo, B.g., 1999. - ll8 s.

4. Intuiciya, logika, tvorchestvo/Otv.red. M.I. Panov. - M.: Nauka, 200l. - llS s.

5. Kanke, VA. Sovremennaya ehtika/VA Kanke. - M.: Omega - L, 200В. - 400 s.

6. Kolesnikova, I.A. Vospitanie nravstvennyh kachestv/IAKolesnikova//Pedagogika. - 1999. - № 8. - S. S6-62.

I. Sirotkin, L.YU. Individual'noe normotvorchestvo v strukture moral'nogo vybora/L.YU. Sirotkin//Vestnik Kaz-GUKI, 2014. - № 4 (2). - S. 3l-44.

В. Sirotkin, L.YU. Tvorchestvo i kreativnost': vozmozhnosti ponyatijnogo kompromissa/L.YU. Sirotkin// Vestnik Kaz-GUKI, 201S. - № 3. - S. В2 - Вб.

9. Sirotkin, L.YU. Tolerantnost' i norma/L.YU. Sirotkin//»Olivkovaya vetv'» chelovechestva na ehtape istoricheskogo razloma. Matly mezhd. Gumanit foruma, posvyashchennogo l0-letiyu YUNESKO. - Kazan': Izd-vo KazGIK, 201б. - S.4l-49.

10. Sirotkin, L.YU. Nravstvennyj vybor i ego vospitanie. Nauchno - metodicheskoe posobie/L.YU. Sirotkin. - Kazan': Izd - vo KGPU, 199S. - l9 s.

II. Hasan, B.I. Osobennosti prisvoeniya social'nyh norm det'mi raznogo pola/B.I. Hasan//Voprosy psihologii. - l99l.

- № 3. - S. 32 - 39.

12. Sirotkin L.Y. Moral Choice and its Ubbringing(Text): scientificmethod/L.Y. Sirotkin, S.F. Egereva: Benefit - Kazan: Publishing hous of the Karelian State Pedagogical University, 199 S. - l9 p.

УДК: 316.334:37

С.О.Коваленко

ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ ВУЗА: ИХ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Встатье рассматриваются цели и задачи центров развития карьеры вузов, которые в настоящее время существуют в той или иной форме практически во всех высших учебных заведениях. Aвтором статьи сделана попытка систематизировать цели и задачи центров развития карьеры, взяв в качестве примера центры развития карьеры вузов Германии. В статье использованы результаты авторского исследования, проведённого среди работодателей г. Kaзaнь.1

1 Анкетный опрос экспертов проведен в конце 2015- начале 2016 гг. с участием руководителей среднего и высшего звена, специалистов отделов кадров средних и крупных предприятий и организаций г. Казани (п=25 чел.).

Ключевые слова: трудоустройство выпускников, мониторинг трудоустройства выпускников, мониторинг потребностей работодателей, деятельность центра развития карьеры, трудности трудоустройства.

Svetlana О-Kovalenko UNIVERSITY CAREER CENTERS: GOALS AND OBJECTIVES

The article describes the goals and functions of the university's career centers, wich exist currently in one form or another in each university. The author of the article tries to organize the goals and objectives of the career centers using the example of such career centers in German's universities. The article uses the results of the author's research conducted among employers in Kazan.

Key words: graduate employability, monitoring of graduate employability, of employer's needs, activity of career's center, difficulty of employment

Следуя постановлению Министерства образования и науки РФ о создании в российских вузах центров содействия трудоустройству выпускников, в вузах были сформированы соответствующие подразделения с функциями кадрового агентства, корпоративного отдела кадров, студенческого клуба, центра психологической поддержки, ассоциации выпускников, маркетинговой службы, центра дополнительного образования [3, с. 88-95] , целью которых является:

1. Повышение качества подготовки специалистов;

2. Помощь при трудоустройстве студентов и выпускников вуза.

Для достижения вышеназванных целей центру развития карьеры необходимо решить ряд задач [6]:

1. Консультирование абитуриентов касательно выбора специальности (в частности, необходимо перед поступлением в вуз озвучить абитуриенту возможные сферы дальнейшего трудоустройства, актуальную ситуацию на рынке труда по выбранной специальности и её перспективы, чётко описать содержание выбранной им дисциплины], построения студентами индивидуального образовательного маршрута [2, с. 68-69], плановая и целеориентированная реализация которого в процессе профессиональной подготовки, позволит студенту стать конкурентоспособным и уникальным в своём роде специалистом. Формирование уникальных, т.е. отличных от других студентов знаний происходит следующим путём:

• Прослушивание образовательно-обязательной обучающей программы вуза, а также дополнительно-выборочной программы. Именно выборочная (добровольно-обязательная] часть программы позволит сформировать базу теоретических знаний, которые будут отличаться от знаний других студентов [4, с. 225-229].

• Выбор места прохождения практики и непосредственно содержание практики индивидуальны у каждого отдельного студента, что, в свою очередь, формирует у каждого студента знания, умения и навыки, отличающиеся от других студентов.

• Наличие дополнительных знаний по предмету, поиск и получение которых каждый студент осуществляет индивидуально в соответствии со своими потребностями и интересами.

2. Организация вечеров встреч с представителями различных, действующих в регионе компаний, которые отвечают на вопросы слушателей, информируют о наличии вакантных мест, озвучивают предъявляемые к кандидатам требования.

3. Организация тренингов по обучению студентов работе с сайтами по поиску и подбору вакансий (например, hh.ru, superjob.ru], составлению резюме и написанию сопроводительных писем потенциальному работодателю, проработка со студентами различных ситуаций, которые могут возникнуть во время прохождения собеседования с потенциальным работодателем. Интернет остаётся на сегодняшний день, согласно авторскому исследованию (см. график 1)1, для работодателей основным источником по поиску персонала, поэтому важно научить студентов работать с данным ресурсом.

_График 1

K'.iiviIмII видами поиска при подборе персонала Вы

польчуетесь ?

Е 10

Рекомендации Реклама Кадровые Интернет Центр По заявке Ярмарки Иное

друзей. в СМИ агентства 'занятости в учебное вакансий

■знакомых. заведение

сотрудников компании

1 На данный вопрос анкеты экспертам предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответа. Единица измерения- количество респондентов выбравших данный вариант ответа.

4. Проведение тренингов, направленных на помощь в оценке собственного потенциала и обучению технологиям эффективного трудоустройства.

5. Мониторинг потребностей рынка труда в специалистах, в частности, в выпускниках конкретного вуза и моноторинг трудоустройства выпускников в соответствии с письмом Министерства образования и науки России и в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № Пр-911 и от 11 мая 2011 г. № Пр-1315 [1] . Источником информации могут послужить интернет ресурсы, результаты опросов и анкетирований сотрудников предприятий и организаций, а также бывших выпускников вуза. Немецкие вузы регулярно проводят мониторинг рынка труда с целью выявления сильных и слабых сторон выпускаемых специалистов, их востребованность на рынке труда и корректируют учебные программы в соответствии с потребностями рынка. Не каждый российский вуз обладает полной информацией о деятельности выпускников после его окончания. Помимо этого, многие преподаватели немецких вузов совмещают преподавательскую деятельность в вузе с трудовой деятельностью в различ-ных сферах и, имея чёткие представления о потребностях рынка труда, строят образовательные программы преподаваемых дисциплин в соответствии с потребностями характерными для рынка труда в данный момент времени. В зависимости от результатов мониторинга необходима корректировка учебных программ вуза. Кроме того, результаты исследования необходимы самим студентам для выявления своих слабых и сильных сторон, для понимания ситуации на рынке труда и корректировки образовательного маршрута в соответствии с его потребностями. [5, с. 394-400]

6. Координация и развитие взаимодействия предприятий города и учреждений высшего образования с целью организации практики на предприятиях для студентов вуза, написания дипломных работ студентами на предприятиях, преподавания ряда вузовских дисциплин приглашёнными специалистами с предприятий, консультативной поддержки студентов сотрудниками предприятий. В результате авторского исследования удалось выяснить, что российские предприятия сотрудничают с вузами, однако, есть желание со стороны предприятий эти отношения расширить и углубить, например, с целью составления заказов на определённых специалистов (см. график 2)1.

_График 2

Есть .¡и у Вас договорные отношения с вузами по

подготовке специалистов;

и

12 10 8 6 4 2 О

10 1

Я

2

Щ

Да, пр едпр ияти е

предоставляет некоторым вузам базы для практики и стажировок

Да, мы принимаем участие в ярмарках вакансий, днях карьерыи

встречах с работодателями

Да, ведём Да, сотрудничаемНе сотрудничали, непосредственное снекоторв1ми но хотели бы трудоустройство кафедрами вузов

по заявкам от некоторых вузов

7. Создание карьерного интернет портала вуза и его регулярное обновление. На интернет странице вуза, посвященной поиску работы, рекомендуется размещать профессиональные портфолио студентов и выпускников вуза для того, чтобы потенциальные работодатели имели возможность с ними ознакомиться, а также открытые вакансии, которые могли бы заинтересовать студентов и выпускников.

8. Поиск вакансий под индивидуальный заказ студента.

9. Взаимодействие с профессорско-преподавательским составом на предмет оказания помощи в составлении и реализации учебных программ, которые бы отвечали потребностям рынка труда.

10. Консультирование студентов по вопросам трудового законодательства.

11. Создание благоприятного имиджа вуза и его выпускников. Реализация данной задачи должна способствовать привлечение потенциальных работодателей к взаимодействию с вузом.

Для работы в центре можно привлечь студентов вуза, заменив обязательную практику или стажировку вне стен вуза практикой в стенах вуза. Так, студенты социологии, к примеру, могут осуществлять мониторинг трудоустройства выпускников, студенты психологии заниматься организацией специализированных тренингов и консультацией абитуриентов, студенты юридического факультета- консультацией по пра-

1 На данный вопрос анкеты эксперты могли дать один вариант ответа. Единица измерения- количество респондентов, выбравших данный вариант ответа.

вовым вопросам трудоустройства и т.д.

Литература

1. Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЫЛр://симт.рф (Дата обращения: 02.06.2017)

2. Колдаев В.И. Моделирование индивидуального образовательного маршрута студента в учебном процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. 2012. -№3.

3. Новобранцев А. С. Инновационная практика работы центра карьеры университета / / Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1.

4. Хайруллина Ю.Р., Коваленко С.О. Функционирование системы подготовки специалистов-гуманитариев в университетах России и Германии: общее и особенное / / Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2.

5. Щербакова М.В., Балбекова О.А. Деятельность центра развития карьеры в системе работы вуза по трудоустройству выпускников / / Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Сборник материалов VI Международной заочной научно-практической конференции. Белгород: изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова. 2014.

6. Career Center Universität Bonn. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uni-bonn.de/einrichtun gen/careercenter (Дата обращения: 18.09.2017)

References

1. Sistema interaktivnogo monitoringa trudoustrojstva vypusknikov [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa :http://simtrf (Data obrashhenija: 02.06.2017)

2. Koldaev V. I. Modelirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studenta v uchebnom pracesse vuza // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. №. 3.

3. Novobranchev A.S. Innovacionnaja praktika raboty centra kar'ery universiteta / / Innovacii v nepreryvnom obra-zovanii. 2010.№.1.

4. Hajrullina Ju. R., Kovalenko S.O. Funkcionirovanie sistemy podgotovki specialistov-gumanitariev v universitetah Rossii i Germanii: obshhee i osobennoe / / Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2 015. №.2.

5. Shherbakova M.V., Balbekova O.A. Dejatel'nost centra razvitija kar'ery v sisteme raboty vuza po trudoustrojstvu vypusknikov / / Sodejstvie professional'nomu stanovleniju lichnosti i trudoustrojstvu molodyh specialistov v sovremennyh uslovijah. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferenzii. BGTU im. V.G.Shuhova 2014.

6. Career Center Universität Bonn. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.uni-bonn.de/einrichtungen/ careercenter (Data obrashhenija: 18.09.2017)

УДК 378.14

СЛВарламов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описаны результаты моделирования педагогического процесса, осуществляемого в ходе социально-культурной деятельности курсантов и направленного на формирование их профессиональной компетентности. Структура разработанной педагогической модели, включающая в себя методологический содержательно-методический и результативный, компоненты позволяет построить целостную систему социально культурной деятельности курсантов вузов МВД России способствующую формирования их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: педагогическая модель, профессиональная компетентность, социально-культурная деятельность

Sergey A.Varlamov PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article describes the results of modeling of pedagogical process carried out in the course of socio-cultural activities of the students and aimed at developing their professional competence. The structure of the developed pedagogical model that includes substantial methodological-methodical and efficient components allows you to build a comprehensive system of social and cultural activities of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia contributing to the formation of their professional competence.

Key words: pedagogical model, professional competence, socio-cultural activities

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов является одним из краеугольных камней современной педагогической науки. Введенные в научный оборот более чем четверть века назад Болонским процессом понятия компетенция и компетентность до настоящего времени являются крайне спорными и неоднозначными. В научной литературе можно встретить более нескольких сотен различных противоречащих и взаимоотрицающих определений этих понятий, часть из которых полностью ассоциирует компетентность и компетенции. В своем исследовании под профессиональной компетентностью мы понимаем меру овладения компетенциями, представляющей собой требования работодателя к результатам профессиональной подготовки специалистов.

В большинстве случаев сегодня эти требования закреплены на законодательном уровне, однако для некоторых профессий такие нормативно-правовые акты пока не приняты. Так, например, для подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.