А.Н. Герасимов
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДЯЩЕГО И НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОЕННОГО ВУЗА
Современный этап строительства Вооруженных Сил, характер существующих и прогнозируемых форм и способов вооруженной борьбы, опыт войн и вооруженных конфликтов нынешнего периода предъявляют обоснованные и жесткие требования к качеству подготовки выпускников высшего военно-учебного заведения (далее - вуза).
Одним из путей решения стоящих перед вузами задач, по мнению автора, является «технологизация» педагогического процесса, который охватил бы все основные виды деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка - ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, то такую систему именуют технологией. В настоящее время в педагогической практике те виды технологий, которые применяются в учебно-воспитательном процессе, точнее называют не образовательными или педагогическими, а обучающими технологиями.
Сам термин «технология», заимствованный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология не носит столь жесткого и заданного характера как производственная технология. Поскольку педагогическая деятельность охватывает большое многообразие взаимоотношений педагога и обучаемого, которые определяются целями обучения, воспитания и развития обучаемого, содержанием образования, то, безусловно, говорить о прямом переносе содержания понятия «производственная технология» на педагогический процесс вуза недопустимо. Тем не менее, в педагогической деятельности руководящего и научно-педагогического состава любого вуза можно выделить ряд общих задач и видов деятельности, которые позволяют применить нормированные и формализованные действия, опе-
рации и процедуры, гарантирующие требуемый результат в обучении за конкретно обозначенный период времени.
К критериям «технологичности» педагогического процесса, на современном этапе развития образования, многие ведущие педагоги-исследователи1 относят следующие: гарантированная результативность педагогического процесса, выраженная в заранее заданных уровнях знаний, навыков, умений обучаемых по учебным дисциплинам и военно-профессиональной подготовленности офицера
- выпускника вуза. Это предполагает государственную стандартизацию военного образования, определенную этапность и логику организации педагогического процесса, нацеленного на выполнение норм государственного образовательного стандарта по специальности и квалификационных требований к выпускнику; целевая направленность на формирование у офицера профессионализма и заданной теоретической основы для его самообразования и последующего профессионального роста в войсках; системность и целостность, проявляющиеся во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной, воспитательной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения; новизна и перспективность содержания образования, характеризующие педагогический процесс как непрерывно развивающийся, которому свойственны оперативное использование новых выводов военной и педагогической наук, новых технических достижений, опыта военных действий, боевой подготовки войск, обучения и воспитания в других вузах; динамизм, рассматриваемый с позиции научного поиска и реализации новых рациональных форм, методов, средств и процедур учебной деятельности, используемых в решении текущих и перспективных задач учебной, воспитательной и методической работах, что обеспечивает высокий уровень обученности выпускников; стандартизация, структурированность и воспроизводимость педагогического процесса, позволяющие проектировать определенную структурно-логическую последовательность процесса обучения на основе конкретных военных профессиональных образовательных программ, предъявлять к каждому обучаемому квалификационные требования, определяемые государственным образовательным стандартом, воспроизводить процесс подготовки специалистов по одним и тем же согласованным и оптимально разработанным учебным планам и программам.
Обобщенно важнейшие признаки обучающих технологий и соответствующие показатели их реализации показаны в таблице 1.
Признаки обучающих технологий Показатели реализации обучающих технологий
Системность (гармонизация целей и содержания дидактического процесса) - наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений)
Воспроизводимость и гарантированность результата - наличие диагностических целей; - наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам
Система обратной связи - наличие системы контрольных заданий, адекватных целям; - наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля)
Табл. 1 Признаки обучающих технологий и показатели их реализации
Все отмеченное по критериям и признакам «технологичности» педагогического процесса, по мнению автора, достаточно полно может характеризовать процесс подготовки офицеров в вузе как реализацию определенной технологии, которая, с одной стороны, гарантирует достижение заданного уровня профессиональной подготовленности офицера-выпускника, а с другой - в определенной степени формализует деятельность руководящего, научно-
педагогического состава и учебно-познавательную деятельность обучаемых.
Таким образом под педагогической технологией подготовки военного специалиста следует понимать научно обоснованную и нормированную по цели подготовки, содержанию образования, месту и времени систему форм, методов, средств и процедур, используемую при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности обучающих и обучаемых для достижения заданного уровня обученности и подготовленности выпускника института за определенный срок обучения.
Технология проектирования (см. рис. 1) представляет собой алгоритмическую последовательность операций по разработке целей подготовки, содержания образования специалистов и организации их обучения. Результатом являются проекты: военной образовательной программы, содержащей одновременно проект педагогического процесса подготовки специалиста заданного профиля, специальности (специализации) и квалификации выпускника; проект технологии реализации этого процесса.
Технология проектирования педагогического процесса
подготовки специалиста в вузе
Проектирование целей
Проектирование содержания образования спе-
Проектирование содержания обучения специалиста
Технология обучения
специалиста в вузе
Технология подготовки учебного занятия
Технология обучения на учебном занятии
л
Основная военная образовательная программа высшего военно-специального образования
Система видов учебных занятий по подготовке военного специалиста в вузе
Рис. 1 Структура педагогической технологии подготовки офицера в вузе
Технология обучения должна раскрывать процесс обучения по дисциплинам учебных планов и регламентировать формы, методы, средства и процедуры деятельности непосредственно при подготовке и проведении учебных занятий. Такая структура педагогической технологии, по мнению автора, наиболее целостно охватывает организаторскую деятельность руководящего состава, военнопедагогическую деятельность преподавателей, командиров подразделений по разработке (уточнению) военных профессиональных образовательных программ, планированию и организации учебной, воспитательной и методической работы преподавателей, кафедр, факультетов и собственно подготовку, проведение учебных занятий и других мероприятий с обучаемыми. При этом не исключается творческий подход преподавателей к обучению. Они вправе применять методы и средства обучения, наиболее полно реализующие свои индивидуальные качества и гарантирующие достижение цели обучения.
Поскольку, научной основой педагогической технологии является педагогика высшей школы и ее важнейший раздел «методика обучения», нельзя не остановиться на проблеме соотношения методики обучения и педагогической технологии.
Методика обучения, исследуя закономерности обучения в конкретноисторических условиях и разрабатывая рекомендации «как обучать», позволяет решать важнейшую практическую задачу - научное обоснование педагогического процесса применительно к той или иной учебной дисциплине.
В свою очередь, педагогическая технология, используя эту основу, проектирует конкретный педагогический процесс, устанавливает количественные и качественные параметры его составляющих компонентов. Технология оптимизирует конкретный процесс обучения, воспитания и развития обучаемых в соответствии с фактическими условиями профессионально-образовательной среды военного вуза. Среда должна обеспечивать воспроизводимость, устойчивость, повторяемость педагогического процесса по одним и тем же военным профессиональным образовательным программам, стабильность количественных характеристик процесса, его результатов, что позволит совершенствовать организацию учебной и воспитательной работы, учебно-материальное и техническое обеспечение и другие условия профессионально-образовательной среды.
Наряду с этим, посредством педагогической технологии реализуются основные функции должностных лиц вуза - организаторов, участников и исполнителей педагогического процесса (см. табл. 2), нормированные уставными и другими нормативными требованиями к организации и качеству обучения, к уровню подготовленности офицеров.
Функции педагогической технологии взаимосвязаны, взаимообуславлива-ют друг друга и могут быть реализованы в организаторской и учебной деятельности только, если для подготовки специалистов созданы необходимые условия.
Функции педагогической технологии Содержание функции педагогической технологии
Методологическая - научная конкретизация цели подготовки и содержания образования специалиста службы; - обоснование логики процесса обучения на основе современных форм, методов, средств и процедур преподавания и обучения
Организационно- правовая - целенаправленная деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава по планированию и организации учебной, воспитательной и методической работы учебного отдела, факультетов, кафедр, преподавателей; - оптимизация структурно-логических схем подготовки специалистов службы каждого профиля, специальности (специализации и квалификации); - формирование и обеспечение функционирования конкретных педагогических систем
Психолого- педагогическая - осуществляется профессорско-преподавательским составом непосредственно на учебных занятиях по заранее спроектированному процессу обучения, воспитания и развития глубоких интеллектуальных отношений обучающего и обучаемого, тесном взаимодействии и сотрудничестве субъектов педагогической системы. В результате наступают «субъект-объектные» отношения, вызывающие «педагогический резонанс», дающий в созданных оптимальных условиях учебной среды наивысший результат в обучении
Функции педагогической технологии Содержание функции педагогической технологии
Программно- технологическая - возможность управлять учебно-познавательным процессом; - оптимизация межфункциональных связей учебных дисциплин, занятий в рамках учебной дисциплины, связи педагогической технологии с другими технологиями (информационными, производственными и т.д.); - комплексное использование в обучении опыта боевых действий и боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники; - контроль и объективная оценка результатов подготовки обучаемых
Табл. 2 Функции педагогической технологии подготовки офицеров в вузе
Необходимо отметить тот факт, что формировать инновационное мышление у обучаемых могут только те категории руководителей, воспитателей и педагогов, которые сами обладают инновационным мышлением.
Важнейшим требованием к любой технологии является гарантированная завершенность технологического цикла. Согласно этому, необходим такой показатель, по которому можно было бы судить о достижении частной цели обучения как по отдельной учебной дисциплине, так и о подготовке специали-ста-выпускника военного вуза в целом. Таким показателем может быть коэффициент усвоения знаний, овладения умениями и навыками (Кз) [3, 5]. Данный коэффициент может характеризовать фактически достигнутый уровень усвоения обучаемым знаний, умений и навыков к уровню, заданному целью учебного занятия, целевой установкой изучаемой дисциплины, квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке офицера - выпускника военного вуза. Следуя рекомендациям ряда педагогов - исследователей, если коэффициент усвоения знаний меньше 0,7 (Кз<0,7), то обучаемый не способен свободно применять в учебной или профессиональной деятельности полученные знания, умения и навыки, не видит возможных способов их совершенствования. При коэффициенте знаний равном 0,7 (Кз=0,7), обучаемый может допускать ошибки примерно в 30% случаях, однако он способен без внешней помощи их исправлять и самостоятельно находить способы решения учебных и профессиональных задач.
Учитывая, что абсолютное большинство офицеров не имеет права допускать грубые ошибки в служебной и тем более боевой деятельности, подготовку специалиста в вузе можно считать завершенной, если коэффициент знаний будет более 0,85 (Кз>0,85).
Следовательно, необходима строгая логическая регламентация педагогического процесса подготовки и становления офицера службы в вузе. В этой строгой
логической регламентации подготовки офицера каждый преподаватель, кафедра обязаны знать цель подготовки и становления специалиста, должны реализовать принцип завершенности обучения и нести полную ответственность за достижение гарантированного (заданного) уровня военно-профессиональной подготовленности офицера-выпускника.
Таким образом, для того чтобы педагогическая технология способствовала выполнению своих функций, повышению эффективности процесса подготовки и становления офицера в стенах вуза необходимо:
- количественно и качественно обосновать (или уточнить) цель подготовки и становления офицера, определить (уточнить) структуру и логику процесса его обучения;
- спроектировать образовательный процесс подготовки по каждому профилю (специализации), квалификации;
- определить и количественно обосновать (скорректировать) целевую установку каждой учебной дисциплины, учебно-воспитательную цель на каждый ее раздел, тему и учебное занятие, с указанием требуемого уровня усвоения знаний, умений и навыков;
- выбирать и применять на учебных занятиях методы, средства и процедуры, обеспечивающие максимальную, но безвредную для здоровья интенсификацию преподавания и учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- объективно контролировать и оценивать успеваемость, определять степень завершенности обучения на каждом этапе изучения дисциплины и подготовки специалиста;
- разработать и внедрить в учебную деятельность вуза объективные показатели и критерии оценки научности и практической направленности содержания образования, применяемых форм, методов и средств учебной деятельности, результатов деятельности преподавателей и обучаемых, а также завершенности цикла, этапа обучения, снизив до предела субъективизм;
- провести доподготовку (а может быть и полную качественную подготовку) преподавательского состава по вопросам проектирования и применения в педагогическом процессе новых информационных и педагогических технологий;
- создать (или уточнить) необходимые условия учебной среды, позволяющие обучаемым осознано подходить к освоению военно-профессиональной об-
разовательной программы, а руководящему и научно-педагогическому составу целенаправленно управлять их учебно-познавательной деятельностью.
Автор считает, что только в умелом применении педагогических технологий состоит одно из важных направлений совершенствования учебной, воспитательной и методической работы руководящего состава, преподавателей, кафедр, улучшения качества подготовки офицеров - выпускников вуза.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что специфической особенностью современного образования выступает его ориентированность на предвосхищение основных тенденций будущей реальности и воплощение его в новых формах и технологиях. Многие педагоги выделяют современный этап развития высшего профессионального образования как переход от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение, фото и т. д.) к новым информационным технологиям, в основе которых лежат электронные средства информации (компьютеризованные системы хранения информации, лазерные каналы связи, микроэлектронные устройства и т.д.). Зачастую на мероприятиях, связанных с вопросами определения современных путей развития высшей школы, можно услышать об инновациях, но очень мало о ценности базовых знаний, уровень которых с каждым годом снижается. При этом не следует закрывать глаза на то, что существует проблема - как согласовать при подготовке будущих специалистов передачу им высокого уровня фундаментальных знаний, основу прежней системы отечественного военного образования, с современными требованиями к компетентности специалиста?
По мнению автора, конструирование педагогической технологии - это системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения (обучающихся) и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. Важным атрибутом педагогических технологий является измеримость и воспроизводимость результатов.
В технологизированных системах не декларируется НЕЧТО, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике. Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, может привести к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» преподавателя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале преподаватель исполняет лишь роль организатора и консультанта обучаемых по работе с уже заранее составленными материалами.
Педагог при этом рассматривается как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых педагогов-технологов, личность педагога, его культура и квалификация не играют особой роли. Это - крайнее выражение «технократического мышления», которое может нанести обучению очень серьезный ущерб, привести к его дегуманизации.
Очевидно, что даже самую строгую инструментальную (педагогическую) технологию, чтобы вдохнуть в нее жизнь, наполнить человеческим содержанием и смыслом, необходимо сделать авторской, учесть особенности личности обучаемого, коллектива, обстоятельств реального жизненного окружения профессионально образовательной среды вуза и особенности самого педагога.
Из вышеизложенного следует, что каждому вузу, ведущему подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил России, необходимы научно обоснованные педагогические технологии, обеспечивающие органическую интеграцию вузовской науки, учебного процесса и войсковой практики.
1 См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.; Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения: учебник. М.: Московский психологосоциальный ин-т; Флинта, 1998. 368 с.; Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): учеб. пособие. М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. 224с.; Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999. 512 с.; Шереги Ф.Э., ХарчеваВ.Г., Сериков В.С. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. 304 с и др.