• 2 единицы изделий ЬЗ,
• изделия Ь4 выпускать нецелесообразно.
При этом прибыль предприятия составит
З 597 ден. ед. при выручке 13 278 ден. ед.
Заключение
В статье была предложена математическая модель ассортиментной деятельности малого швейного предприятия. К недостаткам предложенного инструмента можно отнести наличие упрощающих модель допущений, необходимость отслеживания параметров спроса и предложения ресурсов и товаров, отсутствие учета имеющихся запасов ресурсов, заемных средств и их обслуживания, возможностей дополнительного найма сотрудников и т.д. Тем не менее, предложенный способ расчета обладает рядом преимуществ. Он достаточно прост и позволяет оперативно получить предварительный план выпуска ассортимента швейного предприятия, оперировать большим числом товарных позиций и добавлять их в модель. Использование широко распростра-
ненного пакета обработки данных MS Excel дает возможность быстро вносить в расчеты изменения и ведет к снижению расходов на оборудование рабочего места менеджера.
SIMULATION OF THE FORMATION OF BUSINESS STRUCTURES ASSORTMENT
V.V. Karpov, E. N. Karsuk
The mathematical model of range of small sewing businesses is offered. It is based on a study of the behavior of suppliers, producers and consumers of goods. The example of calculation in the MS Excel is attached.
Библиографический список
1. Герасимов Б. И., Мозгов Н. Н. Маркетинговые исследования рынка. - М.: Форум, 2011. - 336 с.
2. Попов А. М., Сотников В. Н. Экономикоматематические методы и модели. - М.: Юрайт,
2011.-480 с.
3. Поиск решений // Задачи оптимизации в MS
Excel: [сайт]. [2011]. URL:
http://exsolver.narod.ru/solver.html (дата обращения: 02.08.2012)
УДК 65.05; 711,424
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
В. Ю. Кирничный, В. В. Бирюков
Аннотация. Рассмотрены вопросы технологического развития строительного производства и совершенствования методов строительства в регионе.
Ключевые слова: строительное производство, методы строительства, технологические изменения, инновации, модернизация, региональный комплекс.
Введение
В современных условиях возрастает уровень конкурентной борьбы, меняется ее природа и границы, усиливается неопределенность тенденций научно-технического прогресса строительных организаций и усложняются организационные формы их развития и взаимодействия. В связи с этим повышается значимость использования региональных резервов технологического развития и инновационного потенциала строительного производства, который должен выступать динамичной составляющей российской экономики, способной успешно адаптироваться к изменениям среды. При этом перемещение конкуренции с уровня отдельных строительных предпринимательских структур на уровень предпринимательских сетей усиливает необходимость применения эффективных форм и методов интеграции научной деятельности в
строительное производство. Вместе с тем используемые в практической деятельности подходы не позволяют получать ожидаемые и желаемые результаты деятельности субъектов инновационного процесса, поэтому весьма настоятельной становится потребность совершенствования применяемых и разработка более адекватных инструментов, позволяющих обеспечить эффективное технологическое развитие строительных предприятий.
Теоретические исследования
Ключевым фактором создания регионального строительного комплекса, способного выступать локомотивом инновационного развития экономики, является формирование адекватной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную диффузию знании и передовых технологий. Важно реализовать и развивать имеющийся в регионах инновационный, научный и кадровый потен-
циал. Вместе с тем сформировавшуюся систему научно-технической и инновационной деятельности нельзя признать эффективной. Для преодоления сложившегося технологического отставания строительной отрасли и ее успешной моделизации требуется дальнейшее повышение технологического уровня и создание благоприятной деловой среды для обеспечения трансферта инноваций из сферы науки в строительное производство [1].
Для решения ключевых организационнотехнологических проблем и достижения стратегической цели - успешного технологического развития строительной отрасли на основе активизации научно-инновационной деятельности необходима реализация комплекса ор-ганизационо-институционных и финансовоэкономических мер, способствующих устранению провалов, дефектов, перекосов и барьеров, сложившихся в сегменте региональной инновационной системы, обеспечивающего модернизацию строительной отрасли [3]. Для этого требуется разработка программы инновационных изменений в строительном комплексе, системно увязанной с основными составляющими комплексной программы его развития и включающая в себя инновационные проекты, согласованные по ресурсами, срокам стадиям реализации. Данные проекты смогут различаться по характеру целей, уровню решения задач, ввиду инноваций и период осуществления.
Важным направлением активизации инновационно-инвестиционных процессов в регионе является развитие института государственно-частного партнерства (ГЧП), который является продуктивным инструментом привлечения и использования ресурсов государства и бизнеса для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей экономики и НИОКР. В настоящее время часто применяется классификация, основанная на понимании ГЧП как институционального и организаторского альянса между государством и бизнесом: сервисный контракт; управляющий контракт; аренда и временная передача прав; концессионное соглашение; акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия). В нашей стране наиболее распространены следующие формы ГЧП: заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправных партнеров (каждый со своим вкладом в проект) участвуют структуры государственной (или муниципальной) власти и частные компании; представление государственной
поддержки реализуемых частным бизнесом проектов в стратегических направлениях или на определенных территориях; создание хозяйствующих обществ со смешанным (государственным и частным) капиталом; сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы [6]
Важным фактором наращивания научноинновационного потенциала строительной отрасли и создания механизмов масштабной диффузии знаний и технологий в строительные предпринимательские структуры является укрепление научно-исследовательской базы и формирование разветвленной сети структур, ведущих научно-инновационную деятельность на основе тесных кооперационных связей и партнерства с бизнес-организациями, путем софинансирования проектов развития кафедр, лабораторий и научно-исследовательских структур, коммерциализации достижений в области науки и инноваций, а также диффузии и адаптации уже известных технологий применительно к региональным условиям [2].
Так, в Омском регионе качестве системообразующего центра, который может являться катализатором инновационных процессов, успешно генерировать инновации и существенно влиять на масштабы диффузии технологий в строительной отрасли, способна выступать Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), обладающая значительным научно-
исследовательским и кадровым потенциалом. В настоящее время здесь сложились научные школы и научные коллективы продуктивно работающие по широкому комплексу стратегически важных для строительной отрасли направлений, и на этой основе сформировались Научно-инновационные центры в области: промышленное и гражданское строительство, архитектура, городское строительство и хозяйство, теплогазоснабжение, энергосбережение и энергоаудит; строительные и дорожные материалы, строительные технологии и конструкции; строительство, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов, уникальных зданий и сооружений; строительные, дорожные, подъемно-транспортные машины и оборудование и их сервис; использование информационных технологий и интеллектуальных систем в архитектурностроительном комплексе; транспортнологистическое обеспечение развития архитектурно-строительного комплекса, экономика и менеджмент строительных предприятий и бизнес систем.
Для формирования полноценной инновационной инфраструктуры возможно размещение по согласованию распределенных инновационных площадок на производственной базе предприятий - регионального строительного комплекса. Кроме того, важным является создание строительного технопарка на базе СибАДИ, включающего научно-
исследовательскую, опытно - эксперемен-тальную, инновационно - производственную и учебно-производственную зону. Научноисследовательская зона предназначена для размещения научно-исследовательских структур и институтов. Опытно-экспериментальная зона - для расположения мелкосерийного и экспериментального производства в строительной сфере (малых производств); объекты будут использоваться также для прохождения производственной практики обучающихся. Инновационно - производственная зона - для размещения современных инновационных предприятий строительной отрасли, занимающихся вопросами опытного производства строительных материалов, конструкций и изделий с использованием новейшего оборудования по современному технологическому регламенту Учебно-производственная зона -для размещения на ее территории Бизнес -инкубатора и Центра обучения рабочим профессиям, повышения квалификации и проф-переподготовки.
Важное значение для формирования мотивационных механизмов, обеспечивающих успешный выбор и реализацию приоритетов разного масштаба и стадий инновационного цикла с учетом взаимосвязи интересов государства и бизнеса играет использование проектного подхода, ориентированного на результат [4,5]. Возможность получения доступа к механизмам поддержки проектов, направленных на внедрение конкурентоспособности технологий на предприятиях строительного комплекса и рост эффективности их взаимодействия, должна учитываться при разработке региональной стратегий развития. Основными задачам инновационных проектов являются:
- повышение качества управления на строительных предприятиях регионального комплекса, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;
- стимулирование технологических инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями строительного комплекса;
- содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями строительного комплекса, и привлечению прямых инвестиций.
Механизмы поддержки региональных проектов должны обеспечивать получение сбалансированных соотношений общественных, региональных и коммерческих выгод.
Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) для софинансирования по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий строительного комплекса создаст дополнительные стимулы для реализации более крупных комплексных инновационных проектов и расширению взаимодействия компаний с научными и научнообразовательными организациями.
Основными направлениями предоставления грантовой поддержки технологических инноваций в строительной сфере могут быть: формирование механизмов партнерства, обеспечивающих взаимодействие науки и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР; проведение НИОКР, разработка и проектирование новых образцов инновационной продукции, финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции; внедрение энергосберегающих и экозащитных технологий, приобретение патентов и лицензий, программного обеспечения, а также машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг; создание и функционирование новых инновационных компаний за счет развития сети инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного доступа к оборудованию; развитие системы поддержки изобретательства, создания и деятельности студенческих инновационных фирм; разработка стандартов и типовых проектов энергоэффективных жилых домов экологического и экономичного стандартов.
Важным фактором активизации инновационной деятельности предприятий строительного комплекса является стимулирование кооперации бизнеса и исследовательских структур; развития внутрифирменной науки, обеспечение доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, к услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции; инвестиционного процесса инновационной деятельности предприятий.
Эффективная региональная политика в строительной сфере предполагает осуществление финансовой и имущественной поддержки. Средства бюджета региона могут быть направлены: на разработку проектов нормативно-правовых актов по вопросам модернизации и инновационного развития промышленно-гражданского и дорожно-
транспортного строительных комплексов; на создание, развитие и поддержку объектов инновационной инфраструктуры сферы промышленно-гражданского и дорожно-
транспортного строительства, в т.ч. создаваемых при образовательных организациях; на поддержку реализации инновационных проектов участников строительного комплекса региона; на поддержку мер федеральной инновационной политики в сфере промышленно-гражданского и дорожно-транспортного строительства на территории региона; на
формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности сферы промышленно-гражданского и дорожно-транспортного строительства; на организацию и функционирование экспертного сообщества, проведение экспертиз всех видов и уровней; на поддержку создания и развития малых инновационных предприятий в области строительства при высших учебных заведениях и стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот; на продвижение инноваций в сфере промышленногражданского и дорожно-транспортного строительства на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных стран.
Имущество, находящееся в собственности субъекта федерации, может быть использовано в установленном порядке для стимулирования инновационного развития экономики региона, в т.ч. для: размещения строительных организаций, осуществляющих инновационную деятельность, а также объектов инновационной инфраструктуры строительного кластера (технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.). Кроме того, оно может быть использовано в установленном порядке для осуществления системообразующих региональных инновационных проектов сферы промышленногражданского и дорожно-транспортного строительства.
Региональными законами могут быть предусмотрены меры налогового стимулирования (снижение ставок налогов в областной бюджет, налоговые каникулы, налоговые кредиты и т.д.): для стимулирования создания и функ-
ционирования объектов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.) строительного кластера; в отношении организаций, участвующих в государственно-частных партнерствах, создаваемых для осуществления прорывных системообразующих проектов строительной отрасли.
Заключение
Для успешного технологического развития строительного производства и применения конкурентоспособных методов строительства в регионе важно задействовать все инновационные источники, обусловленные эффектами пространственной близости научноисследовательских, образовательных и проектных организации, строительных предприятий и иных структур. Формирование инновационной кооперации будет способствовать вовлечению в инновационную систему все новых участников, обеспечивая необходимое сочетание общественных, региональных и коммерческих интересов, достижение тактических и стратегических целей модернизации строительного комплекса.
Библиографический список
1. Бирюков В. В. Производительность хозяйственных систем и модернизация промышленного производства //Вестник СибАДИ.- 2012.- №1 (23).
2. Бирюков В. В. Особенности предпринимательской деятельности в инновационной экономике// Вестник СибАДИ.- 2010.-П4.
3. Бирюков В. В., Романенко Е. В. Институт и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства// Омский научный вестник.- 2012.-№1
4. Кирничный В. Ю., Приоритеты и механизм модернизации автомобильно-дорожного комплекса// Вестник СибАДИ.- 2011.- №4
5. Кирничный В.Ю., Лочан С.А. Программноцелевое управление инновациями в сфере ЖКХ // «Экономика образования».- 2012.- №3.
6. Манько Н. Инновационные проекты: использование государственно-частных партнерств// Проблемы теории и практики прогнозирования.-
2012.-№6.
TEHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE BUILDING AND IMPROVING THE METHODS OF CONSTRUCTION IN THE REGIN
V. Y. Kirnichny, V. V. Biryukov
The problems of development of the construction process and improving the methods of construction in the region.
Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - модернизация Российской экономики,
организационно-экономические механизмы развития строительства и транспорта.
Бирюков Виталий Васильевич - доктор экон. наук, проф., проректор по научной работе ФГБОУ
ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - социально - экономические проблемы перехода России на инновационной путь развития.
УДК 330.341.1
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ
Л. С. Ларионова
Аннотация. Статья посвящена определению общих принципов оценки эффективности инноваций. В работе дается краткий обзор и систематизация основных подходов к определению принципов оценки эффективности инновационной деятельности. Выделив принципиальные особенности оценки инновационных проектов, в статье предложены дополнительные принципы оценки эффективности инноваций.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестирование инноваций, инновационный процесс, инновация, эффективность инноваций.
Инновационный процесс не возможен без инвестиционной деятельности, с коммерческой точки зрения любой инновационный проект можно рассматривать как инвестиционный, направленный на получение прибыли. Так, в «Руководстве Осло» указано, что инновационную деятельность, включая капитальные вложения, затраты на исследования и разработки и прочие текущие затраты, связанные с инновациями, можно охарактеризовать как инвестирование в то, что способно окупиться в будущем [1, с. 61]. Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных, интеллектуальных и иных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод [2, с. 102]. Под инвестиционным проектом обычно понимают план (программу) хозяйственного мероприятия или предпринимательской идеи, реализация которых потребует привлечения инвестиций. Целью инвестиций является получение прибыли от вложенных средств, а целью инноваций -улучшение объекта инвестирования.
За последние пятьдесят лет вышло в свет огромное число публикаций, в которых авторы рассматривали проблему эффективности инноваций с позиций науки и практики инвестирования инноваций. По мере усложнения объекта исследования возникает проблема его оценки эффективности. Оценка эффективности инноваций не является исключением, поскольку с точки зрения измерений и анализа они могут носить различный характер.
На сегодняшний день основным документом, которым руководствуются при оценке эффективности инновационных проектов, яв-
ляются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов.
В соответствии с вышеназванным документом в основу оценок эффективности инвестиционных проектов положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:
1) рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) - от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта;
2) моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;
3) сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
4) принцип положительности и максимума эффекта. Для того, чтобы инвестиционный проект, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации порождающего его проекта был положительным; при сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;
5) учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и (или) результатов