функция, полученная нами на выходе, среди прочих содержит кривую Лаффера.
6. Исследования взаимосвязи 28 компонентов модели по входу позволили заключить, что все компоненты разделяются на две подсистемы - рыночной и нерыночной природы. Несмотря на то, что предприниматель является субъектом рыночных отношений, на его деятельность влияют факторы нерыночной природы, к которым относятся экономическая политика государства в области инноваций, политика в сфере науки и образования и др.
7. Матрица смежности относительно 12 узловых компонентов модели и построенные на ее основе функции по входу позволили выделить минимальное количество важнейших компонентов деловой среды - это «законодательная база» (№ 21) и «национальные ценности» (№ 22); а по выходу такими компонентами являются «предложение» (№ 2), «цена» (№ 3), «спрос» (№ 4), «степень развития инфраструктуры» (№ 14), «степень развития экономической свободы» (№ 15), «потребности» (№ 23). Таким образом, получены шесть главных «рыночных» компонентов, подчиняющихся объективным экономическим законам. Данные компоненты действуют на всех без исключения рынках.
Библиографический список
1. Куликов Л. В. Капитализм и российская цивилизация // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 1999. № 4, с. 154155.
2. Бессонова О. Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Монография. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. 72 с., с. 38.
3. Щедровицкий П. Г. Понятие рынка в систе-момыследеятельностном подходе // «Программирование культурного развития: региональные аспекты», Вып. II, 1993, с. 20-58.
4. Рынок доверия и национальные модели корпоративного сектора экономики // http://kapital-rus. ru/articl es/arti cl e/174021.
5. В. В. Бирюков Особенности предпринимательской деятельности в инновационной экономике// Вестник СибАДИ № 4 (18) . С. 89 - 94.
SYSTEM PARADIGM OF BUSINESS ENVIRONMENT: MODEL-OBJECT
T. B. Dorobolyuk
The paper presents a study of the business environment - the qualitative characteristics of businesses, which can be characterized by complex components. Identified key components of the business environment, "legislation" and "national values".
Дороболюк Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук. Начальник отдела развития предпринимательства управления развития предпринимательства и потребительского рынка департамента городской экономической политики Администрации города Омска. Основные направление научных исследований: предпринимательство, факторы влияющие на его развитие. Общее количество публикаций: 52. e-mail: [email protected].
УДК 65.05; 711,424
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА
В. Ю. Кирничный
Аннотация. Рассмотрены вопросы совершенствования технологий и методов строительного производства, а также формирования механизмов активизации данных процессов в условиях создания инновационного строительного кластера.
Ключевые слова: строительство, технологические изменения, методы строительства, инновации, модернизация, строительный кластер.
Введение
В современных условиях возрастает уровень конкурентной борьбы, меняется ее природа и границы, усиливается неопределенность тенденций научно-технического прогресса строительных организаций и усложня-
ются организационные формы их взаимодействия. В настоящее время повышается значимость активизации региональных резервов технологического развития и использования инновационного потенциала строительного производства, который должен выступать ди-
намичной составляющей российской экономики, способной успешно адаптироваться к изменениям среды. При этом перемещение конкуренции с уровня отдельных строительных предпринимательских структур на уровень предпринимательских сетей усиливает необходимость применения эффективных форм и методов интеграции научной деятельности в строительное производство [1]. Вместе с тем используемые в практической деятельности подходы не позволяют получать ожидаемые и желаемые результаты деятельности субъектов инновационного процесса, поэтому весьма настоятельной становится потребность совершенствования применяемых и разработка более адекватных инструментов, позволяющих обеспечить эффективное технологическое развитие строительных предприятий и совершенствование методов строительного производства.
Теоретические исследования
Как свидетельствует мировой опыт, в лидирующие позиции в международной конкуренции выходят страны, в которых создан механизм финансирования и экономического стимулирования инновационных процессов, основных на гибких методах прямой и косвенной государственной поддержки. Анализируя процесс формирования конкурентных преимуществ различных стран, М. Портер сформулировал концепцию «национального ромба», базирующейся на четырех основных детерминантах. Это: 1) параметры факторов производства, куда входит и человеческий капитал; 2) стратегия фирм; 3) наличие родственных отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке; 4) характер спроса на внутреннем рынке. Он обратил внимание на особую роль кластеров фирм в экономическом развитии, позволяющих формировать инновационные структуры и получить синергетический эффект [7].
Для успешного развития строительной отрасли требуется формирование организационно-технологического пространства нового качества, важную роль в данном процессе способен выполнять строительный кластер. Необходимость создания строительного кластера обусловлена повышением роли строительной отрасли во всех сферах развития экономики, углублением международного сотрудничества, потребностью внедрения современных инновационных технологий строительного производства, эффективных форм и методов его организации. Для этого деятельность строительного кластера как локомотива инновационного развития должна опираться на соответствующие организационно-
технологические предпосылки, адекватную инновационную и образовательную инфраструктуру [2,3]. Работа кластера должна быть направлена на решение основных проблем строительной отрасли и коммерциализацию результатов совместных научных исследований и разработок.
В настоящее время на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить поддержку мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-
производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ, а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р. Механизмы финансирования проектов технологического развития кластеров также сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития.
Строительный кластер выступает как территориальное межотраслевое объединение организаций, задействованных в строительном процессе (предприятий промышленности строительных материалов, строительных и проектных организаций, поставщиков оборудования и специализированных услуг, инновационных предприятий, научно-
исследовательских и образовательных структур, финансово-кредитных организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом, совместная деятельность которых основана на механизмах инновационного кооперирования и направлена на реализацию наиболее перспективных направлений строительной отрасли (рис.1.).
Рис. 1. Строительный кластер Омской области инновационного типа
Факторные условия развития строительного кластера и потребности системной модернизации строительной отрасли в Омском регионе обусловливает необходимость создания строительного кластера инновационного типа, который, в отличие от традиционных кластеров, функционирует на основе механизмов инновационно-технологической кооперации и осуществляет свою деятельность не только на завершающей стадии инновационного цикла - коммерциализации, но и на его ранних стадиях.
Результатами создания строительного кластера является изменение качества технологического пространства, позволяющее
обеспечить динамичный рост производительности и инновационно-технологической активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение роли малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций и ускоренное социально-экономическое развитие региона. Создание строительного кластера инновацион-
ного типа способствует в наибольшей степени развитию и реализации конкурентных преимуществ строительной отрасли за счет эффектов инновационной кооперации. Вместе с тем получение данных эффектов невозможно без формирования адекватных организационно-технологических предпосылок, инновационной и образовательной инфраструктуры.
Инициаторами формирования кластера могут выступать руководители предприятий и организаций, работающих в соответствующей сфере экономической деятельности создаваемого строительного кластера, а также органы исполнительной власти, заинтересованные в развитии кластера. Формирование кластера осуществляется путем подачи заявлений руководителями предприятий и организаций, которые проявили заинтересованность стать участниками кластера и вошли в Координационный совет по созданию и развитию кластера. Координационный совет должен обеспечивать регулярное взаимодействие между участниками кластера с целью реализации
стратегии развития кластера, которая должна обеспечить повышение конкурентоспособности кластера, региона и страны в целом.
В работе кластера могут быть задействованы организации и предприятия следующих отраслей: производство строительных материалов; производство машин и оборудования; строительство (объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, автомобильных дорог и др.); архитектура; образование и наука; коммунальные услуги; транспорт и связь; управление недвижимостью; сертификация продукции и услуг; профессиональные объединения и союзы; финансовые услуги; деловые услуги; издательская деятельность и полиграфия.
Базовым элементом технологического развития строительного кластера и его основой могут являться создаваемое системы учебно-научно-инновационных комплексов и распределительных инновационных площадок, обеспечивающих адаптивную подготовку высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров для строительной отрасли региона, выполнение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ и их коммерциализацию. Создание строительного кластера важно ориентировать на установление системного и функционально более полного регулирования развития строительного комплекса региона, повышение научно-технического уровня и формирование условий для устойчивого развития строительного комплекса региона, обеспечение стабильности и преемственности в развитии новых видов эффективной строительной продукции и строительных материалов, способствующих эффективному функционированию и развитие региона в современных условиях [4,5].
Деятельность строительного кластера в Омском регионе должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной Программой его развития. Государственным заказчиком Программы развития регионального строительного кластера является уполномоченный орган строительного кластера.
Перспективными направлениями работы строительного кластера в Омском регионе являются:
- обеспечение роста благосостояния населения в части удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности;
- снижение доли ветхого и аварийного
жилья и повышение уровня обеспеченности современными________объектами______жилищно-
коммунального хозяйства и гражданского назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования, бытового обслуживания);
- обеспечение потребностей области в развитии автомобильно-дорожной сети, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
- обеспечение развития производственного сектора в части нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей;
- снижение тарифов на энергоресурсы за счет повышения эффективности производственных процессов предприятий ЖКХ;
- обеспечение экологической безопасности при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей;
- обеспечение Омской области высококачественными строительными материалами (изделиями, конструкциями), удовлетворяющими требованиям современных строительных и экозащитных технологий;
- снижение себестоимости строительства и эксплуатационных затрат содержания объектов при одновременном повышении их надежности и долговечности;
- активизация научных прикладных исследований в сфере строительства, создание рабочих мест;
- разработка и внедрение инновационных технологий строительной отрасли и их интеграция в мировое инновационное пространство;
- развитие и внедрение современных энерго-ресурсосберегающих технологий, включая технологии «мультикомфортного дома», «пассивного дома», «умного дома»;
- проведение крупномасштабных исследований в рамках реализации проектов, пулов совместно с зарубежными партнерами;
- коммерциализация потенциала научно-технического и образовательного комплекса региона, функционирующего в области строительства объектов недвижимости и жилищно-коммунального хозяйства, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог;
- создание условий взаимовыгодного
сотрудничества с крупными иностранными строительными фирмами, научными организациями и образовательными учреждениями, работающими в направлении развития инновационной среды;
- реализация потенциала строительного комплекса, создания эффективных строительных конвейеров;
- содействие внедрению прогрессивных технологий развития строительной индустрии, обеспечивающих ее устойчивое, экономически выгодное и экологически безопасное развитие;
- содействие внедрению передовых концепций и технических решений в области автоматизации производственных процессов предприятий ЖКХ;
- повышение научно-технического уровня строительного комплекса региона;
- кооперация предприятий на строительном рынке с целью снижения себестоимости работ и повышения качества строительной продукции, а также увеличения объема ввода в эксплуатацию объектов недвижимости;
- освоение новых видов экологичной и энергоресурсоэффективной строительной продукции, проектов, строительных и экоза-щитных материалов и технологий, оборудования и средств малой механизации, автоматизации и производственных процессов;
- внедрение международных стандартов системы менеджмента качества ИСО 9001 в строительном комплексе; сертификация продуктов и услуг строительной отрасли;
- использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта, создание эффективных организационных форм, соответствующих сложной структуре и специфике строительной отрасли.
В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений [5]. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе. Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий: «брокерскую» политику -создание платформы для диалога различных акторов кластера; диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; повыше-
ние квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования к переподготовки кадров; создание «бренда» региона для привлечения иностранных инвестиций. По роли государства при проведении кластерной политики выделяются четыре типа кластерной политики: Каталитическая кластерная политика, когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта; Поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров; Директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров; Интервенционистская кластерная политика, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию. Согласно исследованию М. Энрайта, в 40 % из 160 региональных кластеров, развивающихся в настоящее время в мире, местные и региональные органы власти проводят поддерживающую кластерную цолитику. Каталитическая политика проводится национальными, региональными и локальными органами власти по отношению к примерно 20 % региональных кластеров, директивная -по отношению к 5 % кластеров, а интервенционистская - для 2-3 % кластеров. При этом наблюдается следующая тенденция: при движении по правительственной вертикали сверху вниз (от наднациональных, как Европейский союз, и национальных к региональным и местным органам власти) увеличивается доля правительств, проводящих специализированную кластерную политику - от 18 до 70 %. Чем «ближе» к региональному кластеру находятся государственные органы власти, тем они более интенсивно проводят кластерную политику.
Заключение
Формирование и развитие строительного кластера позволит получить стратегически значимые конкурентные преимущества, технологические, экономические, социальные и
экологические эффекты. Он реализует инновационно-кооперационный механизм повышения технологического уровня и конкурентоспособности строительной отрасли; является инструментом диверсификации экономики и выступает одной из эффективных форм взаимодействия власти и бизнеса. Кластер стимулирует модернизацию строительной и смежных отраслей за счет создания устойчивых каналов передачи передовых знаний и обмена опытом в рамках единого технологического и информационного пространства; в регионе появляется дополнительная эффективная организационная форма привлечения, апробации и освоения передовых зарубежных технологий; в отрасли будут более эффективно распространяться и контролироваться новые стандарты качества за счет повышения уровня конкуренции, активизации работ по продвижению новых технологий на рынок.
Библиографический список
1. Бирюков В. В. Производительность хозяйственных систем и модернизация промышленного производства //Вестник СибАДИ.- 2012.- №1 (23).
2. Бирюков В. В. Особенности предпринимательской деятельности в инновационной экономике// Вестник СибАДИ.- 2010.-№4.
3. Бирюков В. В., Романенко Е. В. Институт и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства// Омский научный вестник.- 2012.-№1.
4. Кирничный В. Ю., Приоритеты и механизм модернизации автомобильно-дорожного комплекса// Вестник СибАДИ.- 2011.- №4.
5. Кирничный В. Ю., Лочан С. А. Программноцелевое управление инновациями в сфере ЖКХ // «Экономика образования».- 2012.- №3.
6. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. 2007, №8.
7. Портер М. Международная конкуренция.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
IMPROVED TECHNOLOGY AND CONSTRUCTION METHODS OF PRODUCTION IN A CLUSTER OF INNOVATION
V. Y. Kirnichny
The issues of improving techniques and construction industry, as well as the formation mechanisms of activation of these processes in the creation of innovative building cluster.
Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - модернизация Российской экономики, организационноэкономические механизмы развития строительства и транспорта.
УДК 338.242
ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК ОСНОВА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В. А. Коробова
Аннотация. В статье рассмотрены регламенты документирования управленческой деятельности на основе Инструкции по ведению делопроизводства на примере промышленных предприятиях Омского региона с применением контроллинга.
Ключевые слова: контроллинг, документационное обеспечение управления, инструкция по делопроизводству, менеджмент предприятия, регион.
Введение
В новых экономических условиях для повышения эффективности управления промышленными предприятиями как в России, так и в Омском регионе необходимо уделять внимание постановке системы контроллинга и
совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение базируется на информации. Любая структура, стремящаяся к успеху, должна иметь четко организованный документооборот с высокой степенью технологии работы с документами,