Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Системное видение процесса совершенствования, отражение его специфических свойств, представлено с помощью моделирования. Рассматриваемая модель и реализующая ее технология выступает фактором повышения эффективности процесса совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of improvement of the educational environment of children's and youth sports school. System vision of process of improvement, reflection of its specific properties, is presented by means of modeling. The considered model and the technology realizing it acts as a factor of increase of efficiency of process of improvement of the educational environment of children's and youth sports school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 378

Попова Н.В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Системное видение процесса совершенствования, отражение его специфических свойств, представлено с помощью моделирования. Рассматриваемая модель и реализующая ее технология выступает фактором повышения эффективности процесса совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

Ключевые слова: образовательная среда, организационно-педагогическое условие, модель и технология совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

ECHNOLOGICAL SUPPORT OF IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of improvement of the educational environment of children's and youth sports school. System vision of process of improvement, reflection of its specific properties, is presented by means of modeling. The considered model and the technology realizing it acts as a factor of increase of efficiency of process of improvement of the educational environment of children's and youth sports school.

Keywords: educational environment, organizational and pedagogical condition, model and technology of improvement of the educational environment of children's and youth sports school.

Перед отечественным образованием стоят не только задачи обновления целей, содержания, используемых технологий обучения, воспитания и развития личности, но и задачи совершенствования организации образования.

Культура личности подрастающего поколения включает в себя результаты их предметной деятельности, реализуемой в знаниях, умениях, навыках, мировоззрении, уровне нравственного, физического развития, способах и формах общения [3].

Образовательная среда, в рамках данного исследования, понимается учеными педагогами как целостность, которая развивается за счет ее внутренних потенциалов - путем реализации возможностей ее отдельных компонентов, и за счет расширения ее внешних связей путем обогащения возможностями других сред [6].

В нашем исследовании осуществлен процесс совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) на

основе реализации организационно-педагогических условий. При определении комплекса организационно-педагогических условий мы учитывали основные компоненты предмета, состав окружающей его среды, особенности отношений предмета с окружающей средой, реализуемые виды деятельности [4].

Некоторыми исследователями выделены педагогическое условие формирования мотивации к занятию физической культурой, которые предусматривают включение в практическую деятельность [2], обогащение опыта здоровьесберегающей деятельности, выбор педагогических действий, способов организации деятельности [5].

В образовательной среде другие ученые выделяют дидактическую игру, способную сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока [8].

Современные реформы в области преподавания направлены на усиление инициативы и творчества личности, развитие их способности работать в группах, вести дискуссии, общаться друг с другом и использовать новые информационные технологии [9].

Процесс реализации экспериментальных условий представлен в рассматриваемой модели в виде взаимодействия четырех блоков, которые обеспечивают его функционирование и целостность: целевой, содержательный, функциональный и результативный [1].

Организация творческой образовательной среды ДЮСШ осуществляется на основе принципов: организации комплексной образовательной среды; ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды; организации персонально адекватной образовательной среды. Совокупность принципов представлена в модели как ее концептуальная основа [7].

Целевой блок представлен единством цели и задачи. Нами сформулирована главная цель и задача это развитие и совершенствование творческой образовательной среды ДЮСШ.

В содержательном блоке модели заложены идеи развития компонентов среды, способствующие ее совершенствованию. Психолого-педагогический компонент образовательной среды включает: деятельностную структуру образовательного процесса, стиль преподавания, формы обучения, содержание программ обучения.

Содержательно в пространственно-деятельностный компонент образовательной среды в нашем исследовании включены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура помещений в здании школы.

Социально-коммуникативный компонент образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в самоактуализации, в улучшении самооценки, в признании со стороны общества.

В функциональном блоке модели прописаны развивающие возможности компонентов образовательной среды и представлены формы реализации этих возможностей на практике. Это деятельностный блок модели, где раскрывается содержание и организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческой образовательной среды ДЮСШ.

Результативный блок модели по своему содержанию полностью соответствует одному из организационно-педагогических условий, а именно проведение экспертизы образовательной среды ДЮСШ в мониторинговом режиме.

Главной особенностью построенной нами модели является содержание и реализация каждого элемента экспериментальной образовательной среды, технологии совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

Использованные источники:

1. Алеева, Ю.В. Технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности личности студентов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (28). - С. 89-92.

2. Алеева, Ю.В., Попова, Н.В. Педагогические условия формирования мотивации студентов к занятию физической культурой // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 7-10.

3. Андриенко, А.С., Алеева, Ю.В. Психологическая устойчивость как часть системы здоровьесбережения // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном Российском образовании материалы V всероссийской научно-практической конференции: посвящается 80-летию АлтГПА .- 2013. - С. 7-8.

4. Попова, Н.В. Содержание процесса совершенствования и состояние образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 10 (16). - С. 445-448.

5. Попова, Н.В., Ельников, А.В. Организация воспитательной работы с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школы // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (28). - С. 101-107.

6. Попова, Н.В., Ельников, А.В. Теоретические и практические предпосылки совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4 (53). - С. 157-160.

7. Попова, Н.В. Практический опыт использования средств дистанционного обучения в процессе занятий физической культурой // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 11 (17). - С. 445-448.

8. Ткаченко, М.В., Алеева, Ю.В. Роль игры в обучении младших школьников // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании материалы V всероссийской научно-практической конференции: посвящается 80-летию АлтГПА. - 2013. - С. 207-209.

9. Шадрин, А.Н., Баянкин, О.В., Попова, Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта / А.Н. Шадрин, О.В. Баянкин, Н.В. Попова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 129-131.

УДК 37.013

Попова Н.О. преподаватель кафедра «Иностранных языков» Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды

училище им. П.С. Нахимова Россия, г. Севастополь

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с пробуждением, формированием и развитием познавательного интереса, анализируется связь между мотивом и мотивацией в учебной деятельности, а также рассматривается проблема классификации мотивов в ходе учебной деятельности у обучающихся иностранному языку в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: мотивация, мотив, классификация мотивов, учебная деятельность, познавательная активность.

Abstract: The issue of arousal, formation, development of interest is discussed in this article. The connection between motivation and motives in learning processеs is analyzed. Additionally, problems of classification of motives during the learning process in high school are considered.

Keywords: motivation, motive, classification of motives, learning process, cognitive activity.

Организация эффективной учебной деятельности является основной задачей для всех педагогов образовательных учреждений. Достижение высокой эффективности учебного процесса является нелёгкой задачей для каждого преподавателя.Учебный процесс определяют, как единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения[1]. В ходе организации учебной деятельности высших образовательных учреждений проблема познавательного интереса выходит на первый план. Формирование восприятия является ключевой задачей в развитии познавательной деятельности учащихся. Для развития данной деятельности в ходе занятий применяются разнообразные методы для успешной реализации поставленных задач. Познавательный интерес в обучении играет одну из первоначальных ролей в процессе успешного приобщения студентовк изучению иностранного языка. Отсутствие такового является показателем недостаточно компетентной организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.