Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт организации процесса совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Рассматриваются вопросы системного видения процесса организации творческой образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, отражение его специфических свойств, представлено с помощью моделирования.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of the organization of process of improvement of the educational environment of children's and youth sports school. Questions of system vision of process of the organization of the creative educational environment of children's and youth sports school, reflection of its specific properties are considered, is presented by means of modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

познавательной активности студентов // Экономика и социум.- 2016. - № 11-2(30), - С. 404-407.

11.Попова, Н.В., Баянкина Д.Е. Организационные особенности самостоятельной работы студентов в процессе стимулирования познавательной активности // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - Т. 61. - № 6. - С. 126-129.

12.Попова, Н.В., Елфимова А.В. Социально-педагогические условия развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - Т. 61. - №2 6. - С. 112115.

УДК 378

Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт организации процесса совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Рассматриваются вопросы системного видения процесса организации творческой образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, отражение его специфических свойств, представлено с помощью моделирования.

Ключевые слова: образовательная среда, модель, моделирование.

MODELLING OF PROCESS OF IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of the organization of process of improvement of the educational environment of children's and youth sports school. Questions of system vision of process of the organization of the creative educational environment of children's and youth sports school, reflection of its specific properties are considered, is presented by means of modeling.

Keywords: educational environment, model, modeling. Основной целью образовательного процесса является воспитание, обучение, формирование, личностное и творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения. Значительная роль, в этом принадлежит физическому образованию как одной из подсистем целостного педагогического процесса.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена требованиями социума в обеспечении развития учреждений дополнительного

образования, возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения.

В рамках современной педагогики остро встает проблема творческого педагогического взаимодействия педагога и учащихся и рассматривается как творческий процесс организации общения, сотрудничества и творчества, педагогической поддержки подрастающего поколения в самореализации и самоорганизации [9].

Большими возможностями обладают ДЮСШ, где создаются условия для занятий различными видами спорта исходя из индивидуальных интересов, склонностей и возможностей, обеспечивая накопление творческого опыта, проявления и развития качеств активной личности [7].

В исследованиях ученых определяются наиболее эффективные пути и приёмы развития учебно-познавательной деятельности младших школьников [1], а также использование дидактической игры в процессе формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников [2], и наряду с ними стоит игра в шахматы [5]. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно развить потенциал, заложенный в каждом ребенке[3].

Необходимость демократизации образовательного процесса, педагогического взаимодействия педагогов и учащихся, создания условий для свободного развития личности подрастающего поколения являются важными в образовательной среде ДЮСШ [11].

Образовательная среда понимается учеными педагогами как целостность, которая развивается как за счет ее внутренних потенциалов -путем реализации возможностей ее отдельных компонентов и изменения характера связей между ними, так и за счет расширения ее внешних связей путем обогащения возможностями других сред [6].

Оценивая теоретический и практический опыт можно отметить также, что организация процесса совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в настоящее время носит иллюстративно-эпизодический характер и положительный результат зависит от заинтересованности и интуиции педагогических кадров [4].

Анализ исследований позволил сделать вывод о недостаточной разработанности целостного знания о сущности процесса совершенствования образовательной среды ДЮСШ, научно обоснованных подходах и условиях, способствующих эффективному решению проблемы.

В работах ученых педагогов представлен теоретический анализ и практический опыт совершенствования образовательной среды с позиции культурологического подхода, попытка модернизации и инновации в образовательное пространство ДЮСШ [10].

Ограниченность условий для оптимального развития личности как субъекта жизнетворчества в социокультурной ситуации, актуализирует процесс внедрения в практику детско-юношеской спортивной школы

(ДЮСШ) новых социокультурных и образовательных идей, способствующих совершенствованию образовательной среды ДЮСШ.

Обеспечить успешность этого процесса возможно путем создания специальной структурно-функциональной модели совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

Изучая психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что большинство ученых под моделью понимают описательный аналог, отражающий основные его характеристики [8].

В нашем случае метод моделирования используется в целях научного предвидения, под которым следует понимать научно-исследовательскую операцию получения данных о предстоящих процессах. Умозрительная модель выступает в нашем исследовании как некий эталон, связанный с модельным представлением о предмете педагогического исследования и выраженный в форме рабочей гипотезы на языке сложившейся системы педагогических понятий.

Целью моделирования является воспроизведение и фиксация в модели структуры, содержания и технологии совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

Определение структуры совершенствования образовательной среды ДЮСШ способствует системному исследованию, позволяет изучить внутреннее устройство и организацию модели. Функциональность модели позволит определить предназначение каждого элемента структуры и их взаимозависимость, отображение способа поведения моделируемого объекта, который является одной из важнейших сторон сущности системы совершенствования образовательной среды ДЮСШ.

В основе модели лежит идея преобразования педагогической практики в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы, самосовершенствования личностных качеств педагогов, развития физических и творческих способностей подрастающего поколения за счет создания комплекса организационно-педагогических условий.

Главной особенностью построенной нами модели является содержание и реализация каждого элемента экспериментальной образовательной среды, технологии совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

Использованные источники:

1.Алеева, Ю.В. Эффективные пути развития учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами игры в шахматы // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 10 (16). - С. 480-483.

2.Алеева, Ю.В. Использование дидактической игры в процессе формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 9 (15). - С. 407-410.

3.Алеева, Ю.В. Педагогические условия обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы // Теория и практика современной науки. - 2016. -

№ 8 (14). - С. 391-394.

4.Алеева, Ю.В. Организация творческой образовательной среды // Форум молодых ученых.- 2017. - № 1(5). - С. 23-26.

5.Алеева, Ю.В. Развитие учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения игре в шахматы // Форум молодых ученых. -2016. - № 2. - С. 8-11.

6.Попова, Н.В. Содержание процесса совершенствования и состояние образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 10 (16). - С. 528-531.

7.Попова, Н.В. Творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения в условиях детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых.- 2017. - № 1(5). - С. 478-481.

8.Попова, Н.В. Технологическое обеспечение совершенствования образовательной среды // Форум молодых ученых.- 2016. - №4 (4). - С. 776779.

9.Попова, Н.В. Творческое взаимодействие педагогов и учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых.- 2016. - № 2. - С. 81-84.

10.Попова, Н.В., Ельников А.В. Культурологический подход как основа совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - Т. 61. - № 6. - С. 123125.

11.Попова, Н.В., Ельников А.В. Организация воспитательной работы с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школы // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3(28). - С. 101107.

УДК 378

Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной направленности личности студентов. В работе отмечено, что эффективность формирования профессиональной направленности обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и средств, с помощью которых создаются специальные условия ее становления. Представленный материал позволяет сделать вывод, что профессиональная направленность - это есть определенный образ мыслей, чувств, действий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.