Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт реализации организационно-педагогических условий совершенствования образовательной среды, попытка модернизации и инновации в образовательное пространство детско-юношеских спортивных школ. Раскрываются возможности развития учреждений дополнительного образования, а также реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of realization of organizational and pedagogical conditions of improvement of the educational environment, attempt of modernization and an innovation in educational space of children's and youth sports schools. Possibilities of development of establishments of additional education, and also realization of creativity and positive sides of behavior of younger generation reveal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378

Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт реализации организационно-педагогических условий совершенствования образовательной среды, попытка модернизации и инновации в образовательное пространство детско-юношеских спортивных школ. Раскрываются возможности развития учреждений дополнительного образования, а также реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, образовательная среда.

EDUCATIONAL SPACE AS CONDITION OF IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of realization of organizational and pedagogical conditions of improvement of the educational environment, attempt of modernization and an innovation in educational space of children's and youth sports schools. Possibilities of development of establishments of additional education, and also realization of creativity and positive sides of behavior of younger generation reveal.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, educational environment.

Основной целью образовательного процесса является воспитание, обучение, формирование, личностное и творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения. Значительная роль, в воспитании, обучении, формировании, развитии подрастающего поколения принадлежит физическому образованию как одной из подсистем целостного педагогического процесса.

В рамках современной педагогики остро встает проблема творческого педагогического взаимодействия педагога и учащихся и рассматривается как творческий процесс организации общения, сотрудничества и творчества, педагогической поддержки подрастающего поколения в самореализации и самоорганизации [9].

Большими возможностями обладают ДЮСШ, где создаются условия для занятий различными видами спорта исходя из индивидуальных интересов, склонностей и возможностей, обеспечивая накопление творческого опыта, проявления и развития качеств активной личности [7].

В исследованиях ученых определяются наиболее эффективные пути и

приёмы развития учебно-познавательной деятельности младших школьников [1], а также использование дидактической игры в процессе формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников [2], и наряду с ними стоит игра в шахматы [5]. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно развить потенциал, заложенный в каждом ребенке [3].

Необходимость демократизации образовательного процесса, педагогического взаимодействия педагогов и учащихся, создания условий для свободного развития личности подрастающего поколения являются важными в образовательной среде ДЮСШ [11].

Образовательная среда понимается учеными педагогами как целостность, которая развивается как за счет ее внутренних потенциалов -путем реализации возможностей ее отдельных компонентов и изменения характера связей между ними, так и за счет расширения ее внешних связей путем обогащения возможностями других сред [6].

Оценивая теоретический и практический опыт можно отметить также, что организация процесса совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в настоящее время носит иллюстративно-эпизодический характер и положительный результат зависит от заинтересованности и интуиции педагогических кадров [4].

Анализ исследований позволил сделать вывод о недостаточной разработанности целостного знания о сущности процесса совершенствования образовательной среды ДЮСШ, научно обоснованных подходах и условиях, способствующих эффективному решению проблемы.

В работах ученых педагогов представлен теоретический анализ и практический опыт совершенствования образовательной среды с позиции культурологического подхода, попытка модернизации и инновации в образовательное пространство ДЮСШ [10].

В нашем исследовании осуществлен процесс совершенствования образовательной среды ДЮСШ на основе реализации организационно-педагогических условий. При определении комплекса организационно-педагогических условий мы учитывали основные компоненты предмета, состав окружающей его среды, особенности отношений предмета с окружающей средой, реализуемые виды деятельности.

Под «организационно-педагогическими условиями» мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих пространственно-деятельностных объектов, социально-коммуникативных и психолого-педагогических особенностей образовательной среды ДЮСШ, обеспечивающих ее интенсивное развитие и совершенствование, осуществляющееся под влиянием социальных факторов [8].

Организационно-педагогическими условиями совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в нашем исследовании являются:

- изучение, осмысление и учет особенностей образовательного пространства как ведущего фактора-условия успешного развития и совершенствования образовательной среды ДЮСШ;

- определение и реализация педагогических условий развития и совершенствования компонентов образовательной среды ДЮСШ (пространственно-деятельностного; социально-коммуникативного и психолого-педагогического);

- поиск и использование новых возможностей как отдельных компонентов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, так и зоны их интеграции для ее развития и совершенствования;

- проведение экспертизы образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в мониторинговом режиме.

Под качественным преобразованием (совершенствованием) образовательной среды ДЮСШ мы понимаем переход от традиционного, репродуктивного, догматического типа образовательной среды к инновационному, продуктивному, творческому. При этом те обстоятельства, которые позволяют осуществить такой качественный сдвиг в типологии среды, это и есть заявленные нами в гипотетическом аспекте организационно-педагогические условия совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.

Использованные источники:

1.Алеева, Ю.В. Эффективные пути развития учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами игры в шахматы // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 10 (16). - С. 480-483.

2.Алеева, Ю.В. Использование дидактической игры в процессе формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 9 (15). - С. 407-410.

3.Алеева, Ю.В. Педагогические условия обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 8 (14). - С. 391-394.

4.Алеева, Ю.В. Организация творческой образовательной среды // Форум молодых ученых.- 2017. - № 1(5). - С. 23-26.

5.Алеева, Ю.В. Развитие учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения игре в шахматы // Форум молодых ученых.-2016. - № 2. - С. 8-11.

6.Попова, Н.В. Содержание процесса совершенствования и состояние образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 10 (16). - С. 528-531.

7.Попова, Н.В. Творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения в условиях детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых.- 2017. - № 1(5). - С. 478-481.

8.Попова, Н.В. Технологическое обеспечение совершенствования образовательной среды // Форум молодых ученых.- 2016. - №4 (4). - С. 776-

9.Попова, Н.В. Творческое взаимодействие педагогов и учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых.- 2016. - № 2. - С. 81-84.

10.Попова, Н.В., Ельников А.В. Культурологический подход как основа совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - Т. 61. - № 6. - С. 123125.

11.Попова, Н.В., Ельников А.В. Организация воспитательной работы с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школы // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3(28). - С. 101107.

УДК 378

Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной направленности личности студентов. В статье рассматривается предмет профессиональной направленности и профессиональной мотивации. В работе отмечено, что качественную подготовку профессиональных специалистов в учебных заведениях, возможно, осуществить и обеспечить через усиление акцента и путем создания специальной модели формирования профессиональной направленности личности студентов. Ключевые слова: профессиональная деятельность, направленность, профессиональная направленность, профессиональная мотивация.

ORGANIZATIONAL FEATURES OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE IDENTITY OF STUDENTS The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience offormation of a professional orientation of the identity of students. In article the subject of a professional orientation and professional motivation is considered. In work it is noted that high-quality training of professional experts in educational institutions, perhaps to carry out and provide through strengthening of accent and by creation ofspecial model offormation of a professional orientation of the identity of students.

Keywords: professional activity, orientation, professional orientation, professional motivation.

В современный период предъявляются повышенные требования к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.