Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическое обеспечение / будущий учитель географии / устойчивое развитие / педагогическая деятельность / декарбонизация / technological support / future geography teacher / sustainable development / pedagogical activity / decarbonization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайрабекова Медина Ташадиевна

В статье раскрывается сущность устойчивого развития и отдельные компоненты знаний в рамках данного направления. Рассматривается содержание школьного предмета географии в аспекте профильной подготовки будущих учителей для актуализации школьных знаний. Приводится аргументация целесообразности взаимодействия будущего учителя географии с получаемыми технологическим путем данными в целях формирования теоретической базы знаний для предполагаемой педагогической деятельности. Раскрывается сущность технологического обеспечения, пригодного для совершенствования способностей будущего учителя географии применять знания об основах устойчивого развития. На примере университета Чеченской Республики рассматривается возможность создания технологически оснащенных лабораторий для совершенствования искомой способности в сфере устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of sustainable development and individual components of knowledge within this area. The content of the school subject of geography is considered in the aspect of profile training of future teachers for updating school knowledge. The reasoning of the expediency of interaction of the future geography teacher with the data obtained technologically in order to form a theoretical knowledge base for the proposed pedagogical activity is given. The essence of technological support suitable for improving the abilities of a future geography teacher to apply knowledge about the basics of sustainable development is revealed. Using the example of the University of the Chechen Republic, the possibility of creating technologically equipped laboratories to improve the desired ability in the field of sustainable development is considered.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Так как сегодня телекоммуникационные сети охватывают практически весь земной шар, применение охарактеризованных выше дистанционных образовательных технологий позволяет установить взаимодействие между участниками педагогического процесса, находящимися на значительном удалении друг от друга. Более того, их использование существенно облегчает привлечение опытных специалистов-практиков, представителей организаций-работодателей, а также выдающихся в соответствующей области учёных [7, С. 106]. Это будет способствовать формированию практико-ориентированности профессиональной подготовки, что особенно важно в современных условиях [12, С. 92].

С другой стороны, накопленный опыт подготовки и реализации соответствующих форм работы показывает наличие некоторых проблем. В их число входят:

- выбор оптимальных методов и форм представления образовательного материала с помощью технологий дистанционного обучения;

- определение путей формирования учебной мотивации будущих педагогов [11, С. 55];

- поиск наиболее эффективных подходов и инструментов для текущего, промежуточного и рубежного контроля знаний учащихся [12, С. 97].

Выводы. Основываясь на вышеизложенном, мы можем заключить, что важным условием дальнейшего прогрессивного развития системы среднего профессионального образования в нашей стране является совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения. Это, последнее, в свою очередь, представляется возможным при условии интеграции инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

Учитывая тот факт, что вследствие недавней пандемии большое внимание уделяется дистанционному обучению студентов, в т.ч. осваивающих указанный профиль подготовки, исследователям и практикам необходимо сосредоточиться на дистанционных образовательных технологиях. Их широкое применение поможет подготовить педагогов профессионального обучения, которые с высокой вероятностью будут соответствовать современным требованиям. Велика вероятность, что, завершив освоение соответствующих программ, они смогут готовить специалистов среднего звена, способных реализовывать собственные профессиональные особенности на высоком уровне.

Литература:

1. Агальцова, Д.В. Методические аспекты обучения английскому языку в дистанционном формате / Д.В. Агальцова, А.З. Короткова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 49-52

2. Баканова, И.Г. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения / И.Г. Баканова, Л.В. Капустина // Концепт. - 2022. -№ 4. - С. 50-64

3. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2015. - 152 с.

4. Гусева, Н.В. Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества иноязычного образовательного процесса / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). - С. 67-69

5. Знатков, С.Ю. Трилогия об универсальности IT-дисциплин подготовки бакалавров педагогического образования / С.Ю. Знатков, А.К. Лопатин, М.В. Плеханова // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. - 2018. -№ 1(29). - С. 82-91

6. Климентьев, Д.Д. Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно / Д.Д. Климентьев, В.В. Климентьева // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 1(45). - С. 198-205

7. Онущенко, Н.М. Интеграция мобильных технологий в процессе обучения французского языка / Н.М. Онущенко // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №1. - С. 104-107

8. Ростовцева, П.П. Педагогическое обеспечение практической направленности иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ростовцева Полина Петровна. - Москва, 2013. - 208 с.

9. Рябова, Г.В. Особенности организации образовательного процесса в современном вузе в условиях дистанционного обучения / Г.В. Рябова, З.А. Саидов, И.Р. Позднякова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 327-329

10. Смирнова, О.Г. Опыт использования образовательной платформы Moodle в вузе / О.Г. Смирнова, Е.А. Процукович // The scientific heritage. - 2020. - No 51. - Рр. 46-47

11. Хижная, А.В. Образовательные технологии в профессиональном образовании / А.В. Хижная, Ю.А. Бекетова, Н.А. Захарова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2019,- С. 55-57

12. Шамсутдинова, Т.М. Оценка практикоориентированности профессиональных образовательных программ при подготовке IT-специалистов / Т.М. Шамсутдинова, С.В. Прокофьева // Профессиональное образование и рынок труда. -2023.-Т. 11.-№ 1.-С. 89-106

13. Organization of the educational process in the university during the pandemic / Г.Р. Gadzaova, E.V. Goverdovskaya, E.A. Tatarintseva [etc.] II Propositos y Representaciones. - 2021. - Yol. 9. -№ Sl.-P. 1375.

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Гайрабекова Медина Ташадиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность устойчивого развития и отдельные компоненты знаний в рамках данного направления. Рассматривается содержание школьного предмета географии в аспекте профильной подготовки будущих учителей для актуализации школьных знаний. Приводится аргументация целесообразности взаимодействия будущего учителя географии с получаемыми технологическим путем данными в целях формирования теоретической базы знаний для предполагаемой педагогической деятельности. Раскрывается сущность технологического обеспечения, пригодного для совершенствования способностей будущего учителя географии применять знания об основах устойчивого развития. На примере университета Чеченской Республики рассматривается возможность создания технологически оснащенных

лабораторий для совершенствования искомой способности в сфере устойчивого развития.

Ключевые слова: технологическое обеспечение, будущий учитель географии, устойчивое развитие, педагогическая деятельность, декарбонизация.

Annotation. The article reveals the essence of sustainable development and individual components of knowledge within this area. The content of the school subject of geography is considered in the aspect of profile training of future teachers for updating school knowledge. The reasoning of the expediency of interaction of the future geography teacher with the data obtained technologically in order to form a theoretical knowledge base for the proposed pedagogical activity is given. The essence of technological support suitable for improving the abilities of a future geography teacher to apply knowledge about the basics of sustainable development is revealed. Using the example of the University of the Chechen Republic, the possibility of creating technologically equipped laboratories to improve the desired ability in the field of sustainable development is considered.

Key words: technological support, future geography teacher, sustainable development, pedagogical activity, decarbonization.

Введение. Современная специфика подготовки будущих учителей географии дополняется стратегической необходимостью формирования среди них знаний о важности устойчивого развития. Помимо того, что новое направление актуализируется путем расширения теоретической и практической базы отраслевых знаний, подготовка будущих учителей географии неизбежно предполагает использование технологического обеспечения.

Под устойчивым развитием принято понимать создание условий для безопасного функционирования всех процессов, происходящих на планете, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

Несмотря на то, что проблема устойчивого развития почти не обозначена непосредственно в федеральных образовательных стандартах, отдельные ее элементы в обязательном порядке присутствуют в стандартах соответствующих профилей подготовки и в совокупности образуют искомую базу предполагаемых знаний об устойчивом развитии [5].

Изложение основного материала статьи. Глобальные тенденции в отношении устойчивого развития были изначально заданы Организацией Объеденных наций (ООН). Впоследствии цели устойчивого развития стали распространяться в общественной и коммерческой среде для того, чтобы каждый участник устойчивого развития вносил свой вклад в сохранение безопасных параметров окружающей среды. Присоединение государств к целям устойчивого развития ООН означало, что на их территории будут формироваться условия для декарбонизации. Помимо экологического законодательства заметные изменения стали наблюдаться в сфере образования, так как преподавание таких школьных предметов и университетских дисциплин как география и концепции современного естествознания, неизбежно затрагивает проблему устойчивого развития.

Педагоги Петрова Е.Ю. и Ершова Т.В. определяют подготовку будущих учителей географии в аспекте персонализации образования при обязательном учете социализации личности будущих учителей рассматриваемой направленности [4, С. 126].

Синицын И.С. и Купцов С.Е. считают, что устойчивое развитие является предпосылкой для формирования глобальных компетенций будущих учителей географии [7, С. 42].

Ефимова А.Ю. в своих трудах обращает внимание на формирование способности будущего учителя географии ориентироваться в направлении устойчивого развития, в частности, оно должно базироваться на механизмах конструирования знаний природоохранного характера [2, С. 16].

Будущие учителя географии проходят подготовку для последующего обучения учащихся общеобразовательных организаций физической, экономической и социальной географии. При этом в рамках физической географии будущий учитель должен обучать учащихся основам землеведения, почвоведения, картографии, климатологии и др. Тематическое обучение в рамках социальной географии предполагает обучение учащихся принципам народонаселения, в том числе факторам миграционных потоков. Экономическая география направлена на обучение учащихся основам экономического развития в различных странах с учетом имеющихся природных и производственных ресурсов.

В череде школьных предметов география является одним из способов формирования сознания личности и мышления диалектической направленности. Будущему учителю предстоит вести разъяснительную работу с применением соответствующих методик обучения для формирования в сознании учащихся представления о предпосылках изменений ландшафта, климата и перемещений народов мира.

В обозначенном аспекте будущему учителю необходимо обладать спектром знаний об устойчивом развитии. Среди таких знаний присутствует сведения в отношении механизма изменения климата и векторов направлений обозначенных изменений на территории различных стран. Будущий учитель географии должен понимать, что производственные выбросы и человеческий фактор существенно меняют природный ландшафт стран, как это наблюдается в настоящее время на примере Кении и Конго, на территории, которых, вместо пустыни и значительного скопления отходов, ранее произрастали густые леса.

Проблема устойчивого развития должна в обязательном порядке присутствовать в процессе обучения будущего учителя географии, так как данный школьный предмет предусматривает изучение учащимися общеобразовательных организаций специфики развития и особенностей размещения ключевых отраслей хозяйства и территорий производственных комплексов. Климат на планете неизбежно меняется, выбросы углекислого газа в различных странах сокращаются неоднородно, что в прогнозируемом будущем способствует заметной коррекции образовательной программы непосредственно педагогом.

Будущий учитель географии в аспекте специфики устойчивого развития должен будет разъяснять учащимся о причинах и результатах взаимодействия природы и человека. На фоне указанных результатов учащиеся должны будут научиться рациональному природопользованию, так как проблема устойчивого развития перестает быть нарицательной из-за перехода в фазу опасности и угроз для всех стран мира.

Знания об устойчивом развитии позволит будущему учителю географии научить учащихся общеобразовательных организаций, находить характерные географические закономерности и сравнивать их как между собой, так и в интервальном отражении. Если ранее задачей учителя географии выступало формирование мышления среди учащихся, то в настоящее время создаются предпосылки для дополнительной педагогической задачи, а именно сформировать из учащихся поколение, проявляющее готовность сохранить окружающий мир. Несмотря на то, что проблема устойчивого развития присутствует в общественном пространстве сравнительно недавно, географические открытия также могут быть предметом обучения будущего учителя географии на примере значительного вклада выдающихся климатологов и экологов.

В 1990-х годах прослеживалась дифференциация в структуре и фактическом материале учебников по географии, что создавало сложности географическим факультетов университетов в процессе качественной подготовки специалистов. Кажущийся выбор для будущего учителя географии в отношении средств обучения в действительности приводил к дезориентации образовательной программы на профильных факультетах университетах. Впоследствии концепция обучения будущего учителя постепенно систематизировалась на фоне классификации всех уровней образования в Российской

Федерации (РФ).

В настоящее время обучение будущих учителей географии предполагает активное применение технологического обеспечения, начиная с возможности создавать интерактивные карты и завершая проведение исследовательских работ при анализе температуры в различных локациях, как факторе потепления климата. Профильные ИТ-организации создали для специалистов географии, в том числе будущих учителей, технологические возможности для исследовательских целей и повышения качества обучения в образовательных организациях. Многие технологии направлены на обеспечение вспомогательной роли для принятия решений в целях устойчивого развития.

К таким технологиям можно отнести геоинформационные системы (ГИС), которые позволяют будущим учителям географии создавать различные карты и наносить на них определяющие параметры для фиксации тенденции изменения климата. Впоследствии данный навык позволит корректировать процесс обучения учащихся образовательных организаций при погружении в сущность физической и экономической географии. Посредством ГИС будущие учителя географии могут сравнивать и противопоставлять между собой различные виды информации, начиная с численности населения и завершая изменениями природного ландшафта [8, С. 523].

Результаты использования ГИС потенциально служат источником для формирования теоретической базы содержательной части школьного предмета географии. Будущие учителя рассматриваемого направления науки также применяют в процессе собственного обучения спутниковые изображения, объединяющие фактические сведения о карбонизации и декарбонизации, а также о степени опустынивания в результате потепления климата различных участков планеты.

В совокупности ГИС и спутниковые изображения позволяют охватывать широкий перечень географических данных для формирования будущим учителем географии новых теоретических знаний, основанных на эмпирических исследованиях [6, С. 221]. Технологическое обеспечение усиливает влияние новой информации на содержание образовательных программ для будущих учителей географии, так как преподаватели университета также вынуждены полагаться на данные, полученные путем применения современных технологий.

Результаты исследований преподавателями университета на основе обработки ими значительных объемов географических данных, множественных проверочных действий и картографических ИТ-инструментов служат дополнительным источником для учителя географии формирования способности опираться на основы устойчивого развития. Обозначенная способность означает, что будущий учитель обладает собственным аргументированным и объективным мнением относительно популяризации устойчивого развития в сфере образования и понимает, как обозначать проблему декарбонизации в педагогической практике и сформировать навыки среди учащихся по сохранению климата на территории региона или страны.

Способность использовать знания в искомом направлении означает для будущего учителя географии умение проводить профильные исследования для последующего создания актуальной теоретической базы в рамках школьного предмета. Таким образом, рассматриваемая способность использовать знания относительно устойчивого развития предполагает способность проводить постоянную исследовательскую работу и отмечать тревожные закономерности в отношении потепления климата в разных частях планеты [3, С. 191].

Если среди стандартных инструментов будущего учителя географии выступают карты и глобус, то в технологическом аспекте обеспечением являются данные, в качестве которых могут выступать любые сведения, затрагивающие проблему устойчивого развития. При помощи сервисов будущие учителя могут наблюдать за влиянием производственной деятельности человека на планету; наблюдать за текущей температурой воздуха в различных странах мира в динамике, начиная с 1979 года по настоящее время; рассчитывать выброс углекислого газа каждым человеком; наблюдать за степенью повышения уровня углекислого газа в атмосфере; исследовать вклад различных государств и коммерческих организаций в сдерживание темпов потепления климата и др.

Среди сервисов представляется возможным назвать такие примеры технологического обеспечения, как «карта климатических аномалий», приложение Carbon clock, сайт Globalance World, сайт «Климат», интерактивная карта «SOS!Bo3flyx», пространственная карта «Глобальный пожарный дашборд» и др. Помимо исследовательских сервисов, будущие учителя географии могут развить способности применения знаний относительно устойчивого развития при помощи технологического обеспечения образовательного характера. Таким обеспечением выступает сайт Ecowiki, позволяющий получить достоверную информацию об изменении климата; климатическая карта Climate time machine, которая позволяет будущим учителям географии проследить за действиями человека в отношении уровня моря, количества ледяного покрытия, содержание углекислого газа в атмосфере, а также за исторической средней температурой на планете [1, С. 203].

Обозначенные способы технологического обеспечения относятся к информационно-рецептивному методу обучения будущих учителей географии. Отличительной особенностью рассматриваемого метода является совершенствование искомой способности посредством наглядного источника информации и активного вовлечения будущего учителя в решение педагогических задач предполагаемой профессиональной деятельности, затрагивающих важность популяризации устойчивого развития. При этом используются технические средства обучения, которые репродуцируют возможности технологического обеспечения и позволяют концентрироваться на использовании специализированной информации [10, С. 242].

Информационно-рецептивный метод также предполагает совершенствование искомой способности при помощи символических изображений, в частности, графиков, таблиц с обозначением температуры и различных формул для географических целей. Таким образом, за счет применения данного метода будущий учитель географии совершенствует искомую способность путем осознанного восприятия получаемой актуальной информации. Манкирование обозначенным методом может привести к неполной готовности будущего учителя географии использовать знания в отношении устойчивого развития как источника результативной педагогической деятельности в прогнозируемом будущем.

Реализация рассматриваемого метода может обеспечить искомый уровень способности в результате качественного и наглядного усвоения ключевых сведений об основах устойчивого развития. Таким образом, применение информационно-рецептивного метода в процессе подготовки будущего учителя неизбежно приводит к интериоризации внутреннего содержания личности потенциального педагога. Знания об основах устойчивого развития выступают способом социализации личности в соответствии с теорией социолога и философа Э. Дюркгейма [2, С. 18]. Соответственно, искомая способность предполагает формирование иного портрета будущего учителя географии с дополненными характеристиками личности. Данные преобразования личности будущего учителя географии невозможны без адаптации в процессе его обучения элементов информатизации образования, что усиливает важность применения технологического обеспечения в направлении закрепления знаний об основах устойчивого развития.

На базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) представляется целесообразным

создание технологических лабораторий для будущих учителей географии [9]. Такие лаборатории необходимы в целях создания инфраструктуры для развития среди будущих учителей географии способности совершенствования знаний об основах устойчивого развития. Каждая лаборатория предполагает узконаправленные технологические аспекты, которые позволяют будущим учителям географии получать данные о температуре воздуха или увеличения выбросов углекислого газа в атмосферу, а затем трансформировать полученные данные в источники для теоретической базы знаний по географии.

Каждая лаборатория должна содержать узконаправленные технологии, что в совокупности образует систему технологического обеспечения подготовки будущих учителей географии для общеобразовательных и исследовательских организаций Чеченской Республики. Целесообразность рассматриваемых лабораторий на базе ФГБОУ ВО ЧТУ им. A.A. Кадырова формируются, исходя из необходимости всестороннего развития личности будущего учителя географии с учетом потребностей относительно влияния на устойчивое развитие.

Проблема декарбонизации предполагает спектр отраслевых и вне отраслевых знаний, основанные на актуальных данных, которые предполагается возможным обрабатывать при помощи различного технологического обеспечения. Соответственно, каждая лаборатория должна подразумевать отдельное технологическое обеспечение, но в тоже время каждое средство технологического обеспечения должно быть нацелено на предупреждение тенденций потепления климата.

Выводы. Таким образом, для будущего учителя географии технологическое обеспечение представляет собой ключевой фактор для формирования способности применять полученные знания относительно устойчивого развития в предполагаемой педагогической практике. Будущему учителю географии необходимо уметь пользоваться различными профильными данными в целях передачи учащимся образовательных организаций достоверных знаний о причинах и тенденциях изменения природного ландшафта и иных географических характеристик в различных странах мира.

Литература:

1. Антонова, Р.Ф. Дистанционные образовательные технологии в подготовке будущих учителей географии / Р.Ф. Антонова, Т.В. Вага, И.В. Щеколдина // География: развитие науки и образования. - 2021. - №4. - С. 201-205

2. Ефимова, А.Ю. Механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся / А.Ю. Ефимова // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2021. - №. 53. - С. 16-23

3. Крючкова, К.С. Виртуальная академическая мобильность будущего учителя как процесс и личностное качество / К.С. Крючкова // Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - №. 3 (55). - С. 190-194

4. Петрова, Е.Ю. Персонализированный подход к подготовке будущих учителей географии / Е.Ю. Петрова, Т.В. Ершова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2022. - №. 3 (43). - С. 123-132

5. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 23.11.2023)

6. Рахматуллина, И.Р. Географические информационные системы в школьной географии / И.Р. Разматуллина, 3.3. Разматуллин, Г.Г. Хамидуллина // Экология и природопользование: прикладные аспекты. - 2020. - №3. - С. 220-223

7. Синицын, И.С. Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников глобальных компетенций / И.С. Синицын, С.Е. Купцов // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. - 2020. -№12. -С. 41-42

8. Фролова, Н.И. Использование геоинформационных систем в образовании / Н.И. Фролова // Образование. Наука. Культура. -2019. - №6. - С. 522-523

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4p8zobvxhz346142491 (дата обращения: 23.11.2023)

10. Шептуховский, М.В. Системный подход в профессиональной подготовке будущих учителей географии / М.В. Шептуховский // Наука и образование в современном вузе: вектор развития. - 2023. - №14. - С. 241-244

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Гладченко Виктория Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Фардзинова Мадина Дзибусовна

ГБОУ «Гимназия «Диалог» (г. Владикавказ)

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ КАК

ЖАНРА ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой формирования основных компетенций у учащихся средней школы, направленных на развитие их монологической речи в процессе работы над фотографией. Овладение монологической речью учащимися является важной составляющей их общей речевой культуры. По мнению авторов работы, задачи развития монологической речи занимают сегодня одно из ведущих мест в общей системе обучения русскому языку. Разработанные авторами формы и приемы работы, могут быть полезны учителям в практике обучения, в частности, при подготовке девятиклассников к устной части основного государственного экзамена по русскому языку.

Ключевые слова: развитие речи обучающихся, системно-деятельностный подход, монологическая речь, совершенствование речевых навыков учащихся средней школы.

Annotation. The article deals with issues related to the specifics of the formation of basic competencies in secondary school students, aimed at the development of their monological speech in the process of working on photography. Mastering monological speech by students is an important component of their overall speech culture. According to the authors of the work, the tasks of development of monological speech occupy today one of the leading places in the general system of teaching Russian language. The forms and methods of work developed by the authors can be useful for teachers in the practice of teaching, in particular, when preparing nine-graders for the oral part of the main state exam in Russian.

Key words: development of students' speech, system-activity approach, monologue speech, improvement of speech skills of secondary school students.

Введение. В настоящее время в образовательной практике общеобразовательной и высшей школы активно применяется системно-деятельностный подход, предусматривающий создание на занятиях среды, способствующей активизации познавательной деятельности обучаемых.

Данный принцип обучения составляет основу обновленного ФГОС ООО [7; 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.