Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ КАК ЖАНРА ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ КАК ЖАНРА ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие речи обучающихся / системно-деятельностный подход / монологическая речь / совершенствование речевых навыков учащихся средней школы / development of students' speech / system-activity approach / monologue speech / improvement of speech skills of secondary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладченко Виктория Евгеньевна, Фардзинова Мадина Дзибусовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой формирования основных компетенций у учащихся средней школы, направленных на развитие их монологической речи в процессе работы над фотографией. Овладение монологической речью учащимися является важной составляющей их общей речевой культуры. По мнению авторов работы, задачи развития монологической речи занимают сегодня одно из ведущих мест в общей системе обучения русскому языку. Разработанные авторами формы и приемы работы, могут быть полезны учителям в практике обучения, в частности, при подготовке девятиклассников к устной части основного государственного экзамена по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладченко Виктория Евгеньевна, Фардзинова Мадина Дзибусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues related to the specifics of the formation of basic competencies in secondary school students, aimed at the development of their monological speech in the process of working on photography. Mastering monological speech by students is an important component of their overall speech culture. According to the authors of the work, the tasks of development of monological speech occupy today one of the leading places in the general system of teaching Russian language. The forms and methods of work developed by the authors can be useful for teachers in the practice of teaching, in particular, when preparing nine-graders for the oral part of the main state exam in Russian.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ КАК ЖАНРА ИСКУССТВА»

создание технологических лабораторий для будущих учителей географии [9]. Такие лаборатории необходимы в целях создания инфраструктуры для развития среди будущих учителей географии способности совершенствования знаний об основах устойчивого развития. Каждая лаборатория предполагает узконаправленные технологические аспекты, которые позволяют будущим учителям географии получать данные о температуре воздуха или увеличения выбросов углекислого газа в атмосферу, а затем трансформировать полученные данные в источники для теоретической базы знаний по географии.

Каждая лаборатория должна содержать узконаправленные технологии, что в совокупности образует систему технологического обеспечения подготовки будущих учителей географии для общеобразовательных и исследовательских организаций Чеченской Республики. Целесообразность рассматриваемых лабораторий на базе ФГБОУ ВО ЧТУ им. A.A. Кадырова формируются, исходя из необходимости всестороннего развития личности будущего учителя географии с учетом потребностей относительно влияния на устойчивое развитие.

Проблема декарбонизации предполагает спектр отраслевых и вне отраслевых знаний, основанные на актуальных данных, которые предполагается возможным обрабатывать при помощи различного технологического обеспечения. Соответственно, каждая лаборатория должна подразумевать отдельное технологическое обеспечение, но в тоже время каждое средство технологического обеспечения должно быть нацелено на предупреждение тенденций потепления климата.

Выводы. Таким образом, для будущего учителя географии технологическое обеспечение представляет собой ключевой фактор для формирования способности применять полученные знания относительно устойчивого развития в предполагаемой педагогической практике. Будущему учителю географии необходимо уметь пользоваться различными профильными данными в целях передачи учащимся образовательных организаций достоверных знаний о причинах и тенденциях изменения природного ландшафта и иных географических характеристик в различных странах мира.

Литература:

1. Антонова, Р.Ф. Дистанционные образовательные технологии в подготовке будущих учителей географии / Р.Ф. Антонова, Т.В. Вага, И.В. Щеколдина // География: развитие науки и образования. - 2021. - №4. - С. 201-205

2. Ефимова, А.Ю. Механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся / А.Ю. Ефимова // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2021. - №. 53. - С. 16-23

3. Крючкова, К.С. Виртуальная академическая мобильность будущего учителя как процесс и личностное качество / К.С. Крючкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - №. 3 (55). - С. 190-194

4. Петрова, Е.Ю. Персонализированный подход к подготовке будущих учителей географии / Е.Ю. Петрова, Т.В. Ершова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2022. - №. 3 (43). - С. 123-132

5. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 23.11.2023)

6. Рахматуллина, И.Р. Географические информационные системы в школьной географии / И.Р. Разматуллина, 3.3. Разматуллин, Г.Г. Хамидуллина // Экология и природопользование: прикладные аспекты. - 2020. - №3. - С. 220-223

7. Синицын, И.С. Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников глобальных компетенций / И.С. Синицын, С.Е. Купцов // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. - 2020. -№12. -С. 41-42

8. Фролова, Н.И. Использование геоинформационных систем в образовании / Н.И. Фролова // Образование. Наука. Культура. -2019. - №6. - С. 522-523

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4p8zobvxhz346142491 (дата обращения: 23.11.2023)

10. Шептуховский, М.В. Системный подход в профессиональной подготовке будущих учителей географии / М.В. Шептуховский // Наука и образование в современном вузе: вектор развития. - 2023. - №14. - С. 241-244

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Гладченко Виктория Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Фардзинова Мадина Дзибусовна

ГБОУ «Гимназия «Диалог» (г. Владикавказ)

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ КАК

ЖАНРА ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой формирования основных компетенций у учащихся средней школы, направленных на развитие их монологической речи в процессе работы над фотографией. Овладение монологической речью учащимися является важной составляющей их общей речевой культуры. По мнению авторов работы, задачи развития монологической речи занимают сегодня одно из ведущих мест в общей системе обучения русскому языку. Разработанные авторами формы и приемы работы, могут быть полезны учителям в практике обучения, в частности, при подготовке девятиклассников к устной части основного государственного экзамена по русскому языку.

Ключевые слова: развитие речи обучающихся, системно-деятельностный подход, монологическая речь, совершенствование речевых навыков учащихся средней школы.

Annotation. The article deals with issues related to the specifics of the formation of basic competencies in secondary school students, aimed at the development of their monological speech in the process of working on photography. Mastering monological speech by students is an important component of their overall speech culture. According to the authors of the work, the tasks of development of monological speech occupy today one of the leading places in the general system of teaching Russian language. The forms and methods of work developed by the authors can be useful for teachers in the practice of teaching, in particular, when preparing nine-graders for the oral part of the main state exam in Russian.

Key words: development of students' speech, system-activity approach, monologue speech, improvement of speech skills of secondary school students.

Введение. В настоящее время в образовательной практике общеобразовательной и высшей школы активно применяется системно-деятельностный подход, предусматривающий создание на занятиях среды, способствующей активизации познавательной деятельности обучаемых.

Данный принцип обучения составляет основу обновленного ФГОС ООО [7; 8].

Традиционно, в процессе преподавания русского языка выделяют следующие компетенции, которые необходимо сформировать у обучаемых:

- языковую,

- лингвистическую,

- коммуникативную,

- культуроведческую.

Каждая из перечисленных выше компетенций, направлена на то, чтобы научить обучающихся свободно владеть языком.

Данный подход тесно связан как с потребностями развития общества, так и с современными достижениями в области методики обучения языку. При этом акцент делается не просто обучение языку или обучение речи, а обучение общению на изучаемом языке.

Владение языком на высоком уровне предполагает:

- наличие определенных языковых знаний и теоретических сведений о языке;

- умение соотносить языковые средства с конкретной;

- умение организовать речевое общение с учетом норм взаимодействия в данном социуме;

- владение языковыми средствами, которые делают речь образной, яркой и выразительной.

При этом крайне важным является обучение учащимся монологической речи.

Между тем, практика показывает, что обучающиеся средней школы нередко испытывают трудности при реализации монологической речи, не могут чётко и выразительно выразить свою позицию.

В этой связи, учителю русского языка следует предусмотреть организацию и проведение специальным образом организованной методической работы, направленной на развитие и совершенствование навыков монологической речи школьников.

Важно, при этом, чтобы эта работа имела не эпизодический характер, а системный. Только при таком условии деятельность учителя будет эффективной и сможет повысить уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку.

Опыт работы показывает, что девятиклассники, с которыми проводилось исследование, не в полной мере осознают специфику построения монологической речи [7].

Опишем эффективные приемы работы на уроках русского языка в 9 классе в процессе работы над описанием фотографии, которые помогали ученикам строить связные высказывания более грамотно.

Как показал наш опыт, фотографии привлекают учащихся, активизируют их фантазию, мышление. Они более охотно излагают свои мысли, что способствует формированию практических навыков монологичной речи.

Фотография является одним из жанров искусства, вобравших в себя множество различных жанров. Данный вид искусства относительно молодой, но мы всё чаще сталкиваемся с ним: от обычных любительских фотографий до фотографий, имеющих художественную ценность и значимость. Это, на наш взгляд, является одной из основных причин низкого интереса школьников к искусству фотографии. Нам представляется, что работа учащихся над фотографией как видом искусства на уроках русского языка позволит не только развивать творческое мышление школьников, но может стать действенным инструмент в развитии речи обучающихся, в частности, при создании ими монологических высказываний. Самое главное, чтобы учитель смог подобрать такой инструментарий, который вызовет у учащихся потребность в создании связных высказываний. [1]. Следовательно, наличие мотивации речи у школьников - это основа порождения ими связных высказываний.

Фотография - это действенный способ расположить учащихся к продуцированию связных высказываний и созданию текстов.

Следует также отметить, что «описание фотографии развивает творческое воображение школьников, учит видеть самое главное, в особенности детали, которые позволяют передать замысел автора фотографии» [5, С. 119].

В контексте темы нашего исследования можно отметить, что главная цель фотографии - передача внутренней сути объекта. И для фотографа, и для художника важно показать зрителю душевное состояние человека, его переживания, эмоции. Также необходимо учесть и то, что с описанием, как типом текста, школьники уже знакомы, так как имеют опыт написания сочинений-описаний по картине.

Следует объяснить школьникам, что и художники, и фотографы апеллируют определенный набор выразительных средств, используя идентичные жанры:

- портрет,

- пейзаж,

- бытовой снимок (в художественной фотографии).

Как художники, так и фотографы активно прибегают к различным выразительным средствам: формат, цветовое решение, распределение света и др.

Предлагаем учащимся примерный план, по которому возможно описать фотоснимок (табл. 1).

Таблица 1

План описания фотоснимка

№ Вопросы к учащимся

1. Жанр фотографии.

2. Что или кто изображен на фото?

3. Какое событие изображено на фото?

4. Какие выразительные средства используются фотохудожником на данной фотографии?

5. Какие чувства вызывает -у вас данное фото?

б. Что вас особенно привлекает в фотографии?

На этом этапе учителю следует обращать внимание на то, какие предложения строит ученик:

- полные/неполные,

- правильно ли он формулирует мысли,

- точно ли описывает фотографию и передает то, что на ней изображено [2].

Так, в зависимости от изображаемого объекта выделяют следующие разновидности описания, с которыми надо познакомить учащихся.

Таблица 2

Разновидности описания фотографий с учетом изображенных на ней объектов

№ Тип описания Особенности

1. Описание предмета или человека При описании человека необходимо указать: - примерный возраст, - описать черты лица, одежду, позу, фигуру, -характерные особенности. При описании предмета: - его размер, - материал, из которого он предположительно сделан, - форма предмета, - его цвет.

2. Описание места Тип описания включает информацию о том, что и в каком месте находится. При построении монолога важно обратить внимание на смысловую нагрузку, которую имеют наречия места (вдалеке, справа и т.д.), а также глаголы (размещается, располагается, окружает, стоит и т.п.). При составлении монолога по пейзажному снимку необходимо начать с упоминания об общем состоянии природы (времени года и суток, погоды), а после этого перейти к описанию объектов, которые располагаются в центре, затем - что находится слева, справа и на заднем плане. Также при словесном описании окружающей среды следует обратить внимание на небо, которое может быть, например, безоблачным, хмурым, бескрайним и т.д.

3. Описание состояния природы или человека Эта форма описания предполагает описание эмоций какого-либо лица и внутренних состояний человека (весело, одиноко, страшно и т.д.). Того, что можно увидеть и услышать, оказавшись в описываемом месте (чистый воздух, успокаивающая тишина, вечереет и т.п.). При этом следует высказать собственное отношение к фотоснимку (понравился / не понравился, какие чувства вызывает и т.д.).

В целом, можно отметить, что при описании фотографии учащимся следует следовать следующему общему алгоритму:

1. Определить, кто или что является центральным объектом фотографии.

2. Точно сформулировать, кто главные действующие лица и их роль в данном снимке.

3. Дать подробную словесную характеристику главным объектам (изображенным людям) снимка.

4. Необходимо описать действия людей, которые запечатлены на фотографии (глаголы, причастные и деепричастные обороты).

Например, Они (отдыхают, занимаются спортом, работают, веселятся и т.д.).

5. Подбор синонимов {фото, фотоснимок, изображение, кадр, фотокарточка, снимок,) и т.д.

6. Личное отношение учащегося к представленной фотографии, в котором он делится эмоциями, чувствами, которые вызывает данное фото.

Одним из эффективных приемов может стать работа в парах или же мини-группах. Например, учащихся можно поделить на несколько групп.

Каждой группе предлагается самостоятельно сделать две фотографии (черно-белую и цветную) по определенной тематике (на выбор учеников):

- «Семья - моя опора»,

- «Природа осенью»,

- «Мое хобби»,

- «Друзья - надежная опора»,

- «Интересная встреча»,

- «Лучшая профессия на свете»,

- «Есть такая профессия...»,

- «Человек-легенда»,

- «Солдат Победы»,

- «Интересное знакомство»,

- «Самый лучший город» и др.

Затем группы обмениваются сделанными фотографиями. Задача каждой команды на это этапе заключается в том, чтобы словесно описать снимок товарищей по предложенному алгоритму, с которым обучающиеся уже познакомились. При этом автор (ы) сделанной фотографии, составляют к ней «чек-лист» (заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции): название фотографии, где она была сделана, главная тема. Такой чек-лист является планом, который поможет командам при описании фотографий учесть важные детали и не пропустить их.

Эффективными могут стать на уроках ситуативные диалоги, например: Вы пришли на фотовыставку и встретили там своих друзей. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим сверстникам? Творческие задания: подготовка группой учащихся виртуальной фотовыставки (слайд-презентация) с кратким описанием представленных фотографий на тему: «У фотографа необычная профессия: он находит что-то прежде, чем люди успеют это потерять».

Действенным приемом, направленным на совершенствование монологической речи девятиклассников, является работа на основе репортажного снимка. Такой вид деятельности имеет творческую направленность. Девятиклассники самостоятельно делают серию снимков городских достопримечательностей (например, фотоснимок известного в городе здания, улицы). К своим фотоснимкам школьники составляют устный репортаж: историю создания постройки, ее описание, подборку других фотоснимков, позволяющих увидеть, как со временем менялся облик запечатленного ими на снимке здания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При построении учащимися связных высказываний, учителю следует обращать внимание не только на жанр, но и на стиль речи. Достаточно простая в методическом плане работа на основе фотографии в средней школе может подготовить обучающихся не только к успешной сдаче устной части ОГЭ по русскому языку, но и к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.

Выводы. Таким образом, систематическая работа на уроках русского языка в средней школе на основе фотографии как жанра искусства может стать эффективным приемом, позволяющим мотивировать обучающихся на создание связных высказываний (свободную и непринужденную речевую коммуникацию).

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: монография /Л.С. Выготский. - М.: Смысл. Эксмо. 2004. - 512 с.

2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова / Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия». 2015. - 288 с.

3. Робин ДжорджКоллингвуд. Принципы искусства. Пер. с англ. А.Г. Раскина под ред. Е.И. Стафьевой. -М.: «Языки русской культуры». 1999. - 328 с.

4. Тарлаковская, Е.А. Приемы обучения воздейственной стороны монологической речи в условиях модернизации содержания образования [Электронный ресурс] / Е.А. Тарлаковская. - 2013. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-4-2013/pedagogics/tarlakovskaya.pdf

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040(flaTa обращения: 15.12.2023)

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170012 (дата обращения: 15.12.2023)

7. Фардзинова, М.Д. Фотография как жанр искусства и ее потенциал в развитии речи и образного мышления учащихся 9-х классов. Современные технологии в образовании: материалы XXIII Всероссийской научной конференции (г. Владикавказ, 30 марта 2023 г.) / В 2-х частях. Часть 2 / Под ред. канд. пед. наук, доц. Л.В. Газаевой; Сев.-Осет. гос. пед. инт. - Владикавказ: Издательский центр СОГПИ, 2023. - Выпуск XXIII. - С. 115-123

8. Федеральный закон от 29.12.2012N» 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). -URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?l;1646176 (дата обращения: 15.12.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Гаматаева Сайда Хасмагомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

магистрант 1 курса направления «Организация работы

с молодежью» Нажмудинов Гаджи Имамутдинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

майор полиции, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры

организации правоохранительной деятельности Собалирова Зухра Хазретовна

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается учебная мотивация как ориентир успешного выполнения практических заданий. Исследуется механизм формирования учебной мотивации и ее взаимосвязь с качественным освоением теоретического материала в рамках дисциплины. Раскрывается педагогический подход к формированию практических заданий и образованию системы практической подготовки студентов с учетом постепенного усложнения изучения дисциплины. Акцентируется внимание на целесообразности развития учебной мотивации студентов и профессиональной мотивации педагогов в целях обеспечения качественного процесса обучения. На примере трех учебных заведений приводится возможность взаимной адаптации педагогических подходов к практическим составляющим образовательного процесса.

Ключевые слова: учебная мотивация, студент, практическое задание, университет, педагог, образовательный процесс.

Annotation. The article considers educational motivation as a guideline for the successful completion of practical tasks. The mechanism of formation of educational motivation and its relationship with the qualitative development of theoretical material within the discipline is investigated. The pedagogical approach to the formation of practical tasks and the formation of a system of practical training of students, taking into account the gradual complication of the study of the discipline, is revealed. Attention is focused on the expediency of developing students' educational motivation and teachers' professional motivation in order to ensure a high-quality learning process. On the example of three educational institutions, the possibility of mutual adaptation of pedagogical approaches to the practical components of the educational process is given.

Key words: educational motivation, student, practical assignment, university, teacher, educational process.

Введение. Развитие учебной мотивации студентов облегчает педагогическую задачу в рамках осуществления образовательного процесса. Одним из способов культивирования учебной мотивации являются практические задания, разработка которых требует от педагога существенной заинтересованности и расширенной подготовки.

Под учебной мотивацией необходимо понимать стремление студента к добровольному погружению в сущность направления науки и формированию данного стремления как способа познавательной деятельности.

Практические задания обозначены как обязательный компонент в федеральных образовательных стандартах и всегда предусматриваются в учебных программах педагогов с учетом совершенствования искомых компетенций [7].

Изложение основного материала статьи. Разработка практического компонента в рамках учебной программы по дисциплине представляет для педагога достаточно обширную сферу деятельности. Для того, чтобы студенты могли качественно освоить теоретический материал, преподавателю необходимо разработать различные по степени сложности и направленности практические задания. Некоторые практические задания предусматривают лишь закрепление теоретического материала, как неизменного факта научного знания. Для этого достаточно разработать перечень вопросов, в том числе для тестирования, которые позволяют студентам повторить пройденный материал и закрепить его в своей памяти. Однако, если педагог преследует цель осмысления студентами теоретического материала, как части информативно-познавательного компонента, то практические задания должны подразумевать расширенный формат вопросов и решение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.