Научная статья на тему 'Использование информационных технологий на уроках литературы для развития монологической речи'

Использование информационных технологий на уроках литературы для развития монологической речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / монологическая речь / литература / мышле-ние / заочная экскурсия / Web-квест / information technologies / monologue speech / literature / thinking / correspondence excursion / Web-quest.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерова Ю. Н., Зырянова О. Н.

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посред-ством использования информационных технологий. Авторы статьи, опираясь на работы по психолингви-стике и методике обучения литературе, указывают что важным условием развития монологической ре-чи обучающихся является наличие мотива. Задания для обучающихся с использованием информационных технологий, предложенные в статье, позволяют создать мотивацию речевого высказывания и способ-ствуют совершенствованию монологической речишкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE INFORMATION TECHNOLOGY AT LITERATURE LESSONS FOR THE DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH

The article is devoted to the development of monologue speech of students through the use of information technology. The authors of the article, based on the work on psycholinguistics and methods of teach-ing literature, indicate that an important condition for the development of monological speech of students is the presence of motive. Tasks for students using information technology, proposed in the article, allow to create a mo-tivation of speech and contribute to the improvement of monological speech of students.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий на уроках литературы для развития монологической речи»

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Мещерова Ю.Н., Зырянова О.Н.

mesherova.yulia@yandex.ru

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

г. Лесосибирск, Россия

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий. Авторы статьи, опираясь на работы по психолингвистике и методике обучения литературе, указывают что важным условием развития монологической речи обучающихся является наличие мотива. Задания для обучающихся с использованием информационных технологий, предложенные в статье, позволяют создать мотивацию речевого высказывания и способствуют совершенствованию монологической речишкольников.

Ключевые слова: информационные технологии, монологическая речь, литература, мышле-ние,заочная экскурсия, ШеЬ-квест.

Благодарности: Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках конкурса проектов организации участия студентов, аспирантов и молодых ученых в конференциях, научных мероприятиях и стажировках (I очередь 2019 года).

На сегодняшний день одной из ключевых компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, является владение монологической контекстной речью: обучающийся должен уметь выстраивать понятные для собеседника высказывания, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли [8].

Монологическая речь - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

Связная речь, по мнению психолингвистов, является результатом мыслительной деятельности человека. В исследовании вопросов, связанных с порождением речи, современная наука во многом опирается на труды Н. Хомского, а также на труды отечественных психологов и, прежде всего, Л.В. Выготского. В соответствии с концепцией, разработанной Л.С. Выготским, «мысль не оформляется, а формируется в слове». Это формирование предполагает прохождение пути «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [2].

По мнению Л.В. Выготского, движение от замысла к его вербальному воплощению является превращением личностного смысла в общепонятное значение. Однако этому предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т. п. Таким образом, за мыслью стоит мотив, первая инстанция в порождении речи.

Он же становится последней инстанцией в обратном процессе - процессе восприятия и понимания высказывания, так как мы стремимся понять не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т. е. мотив речи.

И.А. Зимняя, соотнося речь и мышление, выделяет три основных уровня перехода мысли в высказывание: мотивационно-побуждающий, формирующий и реализующий. Первый уровень процесса формирования высказывания - мотивационно-побуждающий, по мнению И.А. Зимней, «представляет собой «сплав» мотива и коммуникативного намерения. На этом уровне смысловыражения «говорящий "знает" только о чем, а не что говорить, т. е. он знает общий предмет или тему высказывания и форму взаимодействия со слушателем». Второй уровень речепорождения - формирующий - «это уровень собственно формирования мысли посредством языка [3].

Казанский вестник молодых ученых

В связи со сложностью процесса построения монологической речи, зависимого от мыслительной деятельности, у обучающихся среднего звена возникают определенные трудности.

Основными проблемами в средней школе, по мнению Т.В. Рыжковой, являются несвязная речь и отсутствие целостности текста, а в связи с этим - потеря его основного смысла. Согласно Т.В. Рыжковой, «часто у детей нет настоящего мотива, потребности к высказыванию, особенно целостному, монологическому» [7].

Методисты (В.В. Голубков, Т.В. Рыжкова, С.А. Леонов и др.) рекомендуют при решении проблемы формирования коммуникативных компетенций учитывать возрастные особенности обучающихся и предлагают в 5-7 классах использовать работу со зрительной опорой, в качестве которой могут выступать различные изображения, включающие в себя самые разные, но в наибольшей степени распространенные сюжеты и темы; составление толкового словаря писателя, героя, произведе-ния;подготовку докладов и сообщений, затрагивающих не только учебный материал, но и жизненные интересы учащихся; подготовку мотивированных пересказов, различных отзывов, экскурсий, комментариев к произведениям и т.д.

В старших классах С.А. Леонов рекомендует использовать как репродуктивные высказывания, так и продуктивные. Основными формами репродуктивного высказывания могут выступать пересказы статей учебника, фрагменты литературно-критических статей, мемуаров различных авторов. При использовании продуктивных высказываний можно использовать такие виды работы как критический этюд, режиссерский комментарий, «слово о писателе», репортаж, а также произведения, сочиняемые самими учащимися.

Одной из полезных форм на уроке литературы в 9 классе, как считает Т.В. Рыжкова, является редактирование текстов. Методист рекомендует «насытить» художественный текст инородной лексикой, не присущей данному стилю, выделяющейся, «чужой» для эпохи, автора и дать учащимся исправить допущенные ошибки, тем самым формируя у них чувство стиля [7].Основным приемом Т.В. Рыжкова выделяет редактирование устного текста - речи, записанной на диктофон. При прослушивании записи учащимся необходимо обращать внимание на грамматическое построение предложения и корректировать ошибки. Особо рекомендует педагог записывать на диктофон самого себя. Полезно будет создание разнообразных коммуникативных ситуаций, включающих в себя различные речевые жанры. Например, учащиеся могут попробовать себя в роли лектора, экскурсовода и использовать учебно-просветительский и объяснительно-разъяснительный речевые жанры, в роли прокурора, адвоката, при этом отталкиваясь от аналитическо-оценочной лексики.

Современные дети проводят много времени, сидя за компьютером, поэтому учителя литературы и методисты отмечают, что использование Интернет-технологий позволяет эффективнее организовать работу обучающихся.

М.Н. Исмоилова и Г.Р. Шакирова отмечают среди преимуществ использования информационных технологий повышение темпа урока, увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, возможность вести дифференцированную работу с каждым, а также достижение более глубокого запоминания учебного материала через визуальное восприятие [4, с. 123].

Авторы статей обращаются и к использованию интернет-ресурсов. Так К.В. Воронцова и Л.Ю. Кравченко предлагают задания, выполнение которых связано с социальными сетями. Например, прочтение «Преступления и наказания» классом можно оптимизировать, если дать классу долговременное задание - ведение аккаун-тов в "Twitter,, за героев произведения. Активное ведение ШШег-аккаунта предполагает внимательное ознакомление с текстом, подбор цитат, попытки понять и «примерить» на себя психологию того или иного персонажа романа, а также стилистический анализ текста с целью создания собственных коротких сообщений в духе Достоевского и творческое начало [1, с. 56]. Мухаметшина Р.Ф. предлагает использовать Web-форум как информационную технологию, с помощью которого организуется пролонгированная дискуссия [6, с. 117].

Педагогические науки

В работах, посвященных использованию информационных технологий на уроках литературы отмечается, что они могут применяться на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснения новой темы, закрепления изученного, повторения и обобщения пройденного материала, итогового контроля.

Эффективно использование информационных технологий для развития монологической речи при организации самостоятельной работы обучающихся, так как создается мотивационная установка.

При изучении лирики А.С. Пушкина возникает проблема, связанная с интерпретацией произведений, так как детям XXI века далека и непонятна эпоха XIX века. По данной изучаемой теме предлагается разработать несложный по структуре информационный ресурс (сайт, страничку в социальной сети), который будет иметь форму Web -квеста.

Ученики должны создать маршруты заочной экскурсии, связанной с эпохой XIX века и жизнью поэта. Экскурсионные маршруты должны подтверждаться видеорядом (репродукции, кадры из документальных и художественных фильмов) и аудио-сопровождением, комментирующим этот видеоряд. Аудио-сопровождение - это текст, который составляет обучающийся, используя культурологический, исторический, литературный и др. материал. На странице сайта учитель предлагает интернет-источники, учитывающие возрастные особенности обучающихся. То, как будут распределена тематика маршрутов, зависит от особенностей конкретного класса (может распределить учитель или обучающиеся распределятся сами). Темами могут стать: «Жизнь Лицея», «Театры пушкинского времени», «Мы приглашаем Вас на бал», «В гостях у арзамасцев» и т.д. Урок, предшествующий изучению лирики А.С. Пушкина, проходит в форме заочной экскурсии, которую проводят сами обучающиеся. Это задние связано с реализацией ролевого принципа развития речи. Рекомендуется на сайте разместить экскурсионные маршруты, которые могут стать образцами речи для школьников, так как обучение мастерству устной речи невозможно без общения с носителем образцовой речи.

Одной из проблем, связанной с развитием монологической речи, является бедный словарный запас обучающихся. Через интернет-ресурс можно давать задания, направленные на расширение словарного запаса. Одним из таких упражнений может быть работа с текстом, причем текст может быть художественный, публицистический, научный, но связанный так или иначе с литературой. Из текста выпускаются прилагательные, глаголы, так, чтобы мысль была понятна, а задача ребенка вставить подходящие, по его мнению, слова. Когда он справится с заданием, у него будет возможность самостоятельно сравнить исходный текст с его вариантом. Упростить задание можно, дав слова для подбора, из которых он должен выбрать нужные, причем в этих словах могут быть синонимы. Степень трудности зависит от особенностей развития ребенка.

Другой вид заданий может быть направлен на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом. Предлагаемое задание рассчитано на обучающихся с 7 по 11 класс. Предлагается переделать рассказ А.П. Чехова таким образом, чтобы получилась сценка, небольшая пьеса. К ней предлагается создать афишу с комментариями и режиссерскими ремарками. В электронном виде ребенку текст будет перестроить проще. Усложнить задание можно, предложив добавить реплики героев. Это творческое задание позволяет не только развивать речь ребенка, но и его творческие способности.

На образовательном сайте может быть предложена и игровая форма, можно назвать ее «Собери текст из «осколков». Составляется текст из соединения двух разных текстов, абзацы компилируются в разном порядке. Задача обучающегося увидеть, какие «осколки» принадлежат одному, а какие другому тексту, вернуть их на место, составив два текста, дав им заглавие. Такое задание связано с чувством стиля, а также способствует развитию логического мышления.

Казанский вестник молодых ученых

Все предложенные виды работы выполняются обучающимся самостоятельно, вне урока, но учитель видит достижения ребенка, а ребенок в некоторых видах зданий - оценку своей работы. Плюсом такой организации самостоятельной работы является то, что заданий может быть предложено много, разного уровня, и ребенок может выбирать то, что ему нравится и видеть сразу оценку своей работы, как например, в последних заданиях.

Литература

1. Воронцова К.В., Кравченко Л.Ю. Возможности социальных сетей и интернет-ресурсов при изучении русской классической литературы // Известия Волгоградского государственногопедагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 54-58.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Астрель, 2011.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.

4. Исмоилова М.Н., Шакирова Г.Р. Повышение эффективности при использовании икт на уроках русского языка и литературы // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. N° 10-5 (18). С.121-124.

5. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в ст. кл.: методические приемы творческого изучения литературы. М.: Академия, 1999.

6. Мухаметшина Р.Ф. Интегрированный урок литературы и новые информационные технологии: »еЬ-форум как прием пролонгированной дискуссии. Интеграцияобразования. 2006 N° 2 (43). С. 114-118.

7. Рыжкова Т.В. Устное сочинение: зачем, когда и как? / Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. 2-е. изд. СПб.: КАРО, 2014.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf

USE INFORMATION TECHNOLOGY AT LITERATURE LESSONS FOR THE DEVELOPMENT

OF MONOLOGUE SPEECH

J. Meshcherova, O. Zyryanova

Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia

Abstract: The article is devoted to the development of monologue speech of students through the use of information technology. The authors of the article, based on the work on psycholinguistics and methods of teaching literature, indicate that an important condition for the development of monological speech of students is the presence of motive. Tasks for students using information technology, proposed in the article, allow to create a motivation of speech and contribute to the improvement of monological speech of students.

Keywords: information technologies, monologue speech, literature, thinking, correspondence excursion, Web-quest.

Acknowledgments: This article was prepared with the support of the Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities of the Regional State Autonomous Institution as part of a competition for projects to organize the participation of students, graduate students and young scientists in conferences, scientific events and internships (I queue 2019).

Сведения об авторах

Мещерова Ю.Н., студент, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Россия. mesherova.yulia@yandex.ru

Зырянова О.Н., канд. филол. наук, доцент, Лесо-сибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесоси-бирск, Россия.

Дата поступления 16.05.2019

Authors of the publication

J. Meshcherova, student, Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University. Lesosibirsk, Russia. mesherova.yulia@yandex.ru

O. Zyryanova, candidate of Philology, associate, professor, Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University. Lesosibirsk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.