УДК 371.335.5:811.111
Психолого-педагогические науки
Гончар Н. Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет»,
г. Тверь
Шабанова А. Е., старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь
Гневышева А. В., старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация: Статья посвящена такому аспекту речевой деятельности как монологическое высказывание. Авторы предлагают использовать наглядные материалы в качестве одного из вариантов успешного обучения монологу для развития навыков монологической речи у изучающих английский язык. Известно, что использование наглядных материалов при обучении иностранному языку играет важную роль: это развивает когнитивные процессы обучающихся, задействует одновременно несколько образовательных аспектов, способствует формированию мотивации.
Ключевые слова: английский язык, методика, наглядность, монологическое высказывание, ЕГЭ по английскому языку.
Abstract: The article is devoted to such aspect of speech activity as monological utterance. The authors propose to use visual materials as one of the options for successful monologue training in the development of monologue speech skills for English language learners. The use of visual materials in teaching a foreign language is known to play an important role in the students cognitive processes
development and involves several educational aspects at the same time, contributing to motivation formation.
Keywords: English language,teaching methods, visibility, monological utterance, English exam.
Развитие современного общества и современного человека невозможно представить без вовлеченности последнего в многочисленные международные связи. Овладение иностранным языком можно по праву считать одним из важнейших факторов в профессиональном и социальном развитии личности.
Процесс изучения иностранного языка предполагает овладение целым комплексом определенных коммуникативных навыков и умений, развитие всех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение).
В настоящее время не возникает сомнений, что говорение является одним из наиболее сложных типов для освоения, поэтому в настоящий момент уделяется все больше внимания развитию действенной методики для данной стороны иноязычного образования. Говорение как вид речевой деятельности предполагает не только развитие навыков ведения диалога, но и умений построения монологического высказывания на разные темы. Монолог определяется как развернутое высказывание одного лица. Монологическая речь очень часто используется для контроля речевой деятельности обучающегося. Разделяют внешний и внутренний монолог. В условиях иноязычного образования ценность представляет как раз внешний монолог, направленный говорящим на слушателя, а не на самого себя. В свою очередь, внешний монолог может выступать как повествование о каких-либо событиях, описание, либо рассуждение на определенную тему. Все эти виды монологического высказывания характеризуются использованием определенного набора лексики, грамматических и синтаксических средств, полнотой содержания и длительностью. Но, тем не менее, такие распространенные задания как пересказ близко к тексту (практически наизусть), можно разбавить другими более творческими заданиями. Ведь понятно, что при простом пересказе
обучающийся просто заучивает нужные предложения, далеко не всегда полностью понимая их содержание [3, с. 158]. Чтобы избежать таких ситуаций, учащимся следует заинтересовать. Для этого можно предложить использовать наглядные пособия. Такая необходимость обусловлена тем, что навыки и умения монологического высказывания на иностранном языке требуются не только в условиях иноязычной лингвистической среды, но и в рамках различных государственных и международных экзаменов, а также тестирований на знание иностранного языка. Такие наглядные материалы могут быть направлены на развитие навыков монологического. Одним из источников изображений можно выбрать онлайн-сервис https://storybird.com/ [4]. Подбор тем для рассуждения обусловлен «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку» 2019г. [2], а также сведениями о предметном содержании речи на экзаменах прошлых лет, международных экзаменах (FCE, CAE). Тематика заданий, вошедших в сборник: жизнь в городе и сельской местности, проблемы города и села; общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми; здоровый образ жизни; путешествия, осмотр достопримечательностей; досуг; научно-технический прогресс, его перспективы и последствия; проблемы современной молодежи. Все упражнения имеют одинаковую формулировку, а именно: определите проблему, которая объединяет эти два изображения, и выразите своё отношение к ситуации, изображенной на картинке, используя подходящие аргументы (Identify a problem which connects these two pictures and express your own opinion on the situation shown in the picture, using relevant arguments).
Структура ответа предполагает развёрнутое устное высказывание, включающие в себя описание изображений, их сравнение, определение объединяющей их проблемы и построение рассуждения на заданную тему. В качестве вспомогательного материала предлагаются вопросы и установки, на основе которых выстраивается план высказывания:
What do you see in these pictures? (что вы видите на изображениях?);
Compare and contrast the pictures (сравните и сопоставьте изображения);
What is your personal opinion on the situations shown in these pictures? (Какое ваше личное мнение о ситуации, показанной на изображениях?) [1, с. 90].
При последующих заданиях присутствует лишь формулировка задания и изображения, вспомогательные вопросы опускаются. Предлагается тема, объединяющая изображения. На эту тему необходимо подготовить монологическое высказывание, содержащее элементы описания и рассуждения.
Таким образом, проанализировав теоретический материал по выбранной теме и проведя апробацию при участии учеников старших классов, можно прийти к выводу, что упражнения на развитие навыков монологической речи с наглядной опорой повышают учебную мотивацию, ведут к снижению языкового барьера, развивают творческие способности. Задания предоставляют ученикам свободу и возможность описывать изображения и рассуждать на тему в соответствии с уровнем владения языком. Предложенные темы являются актуальными для учащихся, что ведет к их полному вовлечению в учебный процесс.
Библиографический список:
1. Мушкет Д. Д., Иванова К. А., Гарипова А. Р. Развитие навыков и умений монологического высказывания на английском языке посредством наглядных материалов // В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 87-91.
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку, ФИПИ, 2019 URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoveRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy (дата обращения 26.10.2018).
3. Шабанова А. Е., Балдова В. А., Гневышева А. В. Развитие иноязычной компетенции: приемы обучения монологической речи // В сборнике: Актуальные проблемы качества образования в высшей школе. Материалы докладов научно-практической конференции. Тверь, 2018. С. 157161.
4. Storybird URL: https://storybird.com (дата обращения 26.10.2018).