Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ВИДЫ ГОТОВНОСТИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скафа Елена Ивановна, Ефимова Анна Юрьевна

Учитывая понятие готовности к профессиональной деятельности будущих учителей, в статье проведен сравнительный анализ основных элементов, входящих в понятие профессиональной готовности к педагогической деятельности, дана характеристика ее психологической, научно-теоретической и практической составляющих. Выявлено, что учитывая специфику деятельности учителя географии в современной школе, необходимо выделить основные компоненты готовности будущего учителя географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся. В работе введено понятие готовности будущего учителя географии к профессионально-педагогической деятельности, в том числе и по формированию у школьников географического мышления и их развитию в области природоохранных знаний. На основе исследования различных психолого-педагогических компонентов педагогической готовности в статье представлен авторский подход к выбору структурных компонентов готовности будущего учителя, которые в наибольшей степени подготавливают современного учителя географии к работе в условиях трансформации и цифровизации образования и способствуют развитию природоохранных знаний у обучающихся. К ним отнесены: организационно-мотивационный, информационно-познавательный и оценочно-рефлексивный компоненты. На примере образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: география и обществознание) Донецкого национального университета спроектирована система обучения студентов-географов по формированию у них каждого компонента готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скафа Елена Ивановна, Ефимова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL READINESS OF A FUTURE GEOGRAPHY TEACHER FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN STUDENTS

Taking into account the concept of readiness for professional activity of future teachers, the article provides a comparative analysis of the main elements included in the concept of professional readiness for pedagogical activity, gives a characteristic of its psychological, scientific, theoretical and practical components. It was revealed that taking into account the specifics of the activity of a geography teacher in a modern school, it is necessary to highlight the main components of the readiness of a future geography teacher for the development of environmental knowledge among students. The paper introduces the concept of the readiness of a future teacher of geography for professional and pedagogical activities, including the formation of geographical thinking in schoolchildren and their development in the field of environmental knowledge. Based on the study of various psychological and pedagogical components of pedagogical readiness, the article presents the author's approach to the choice of the structural components of the future teacher's readiness, which to the greatest extent prepare the modern geography teacher for work in the conditions of the transformation and digitalization of education and contribute to the development of environmental knowledge among students. These include: organizational-motivational, information-cognitive and evaluative-reflexive components. On the example of the educational program of the 44.03.05 Pedagogical Education (profile: geography and social studies) Donetsk National University, a system of teaching geography students to form each component of their readiness has been designed.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ»

VTTk" 1 ¿17 -OSI -01 "SO? /—\ |Т|Д> C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

j /0.1-+ / .-UJI.yi.JUZ |(сс) кУ<$) ItEisis an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0063 iMmtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8046-0350 AuthorlD: 436677 ORCID: 0000-0002-8816-8873

СКАФА Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической и учебной работе, заведующий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики

Донецкий национальный университет (283001, Донецкая Народная Республика, Донецк, улица Университетская, 24, e-mail: e.skafa@donnu.ru) SPIN: 4025-5678 AuthorlD: 1005032 ORCID: 0000-0002-3370-0658 ЕФИМОВА Анна Юрьевна, старший преподаватель кафедры национальной и региональной экономики

Донецкий национальный университет (283001, Донецкая Народная Республика, Донецк, улица Университетская, 24, e-mail: a.efimova@donnu.ru) Аннотация. Учитывая понятие готовности к профессиональной деятельности будущих учителей, в статье проведен сравнительный анализ основных элементов, входящих в понятие профессиональной готовности к педагогической деятельности, дана характеристика ее психологической, научно-теоретической и практической составляющих. Выявлено, что учитывая специфику деятельности учителя географии в современной школе, необходимо выделить основные компоненты готовности будущего учителя географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся. В работе введено понятие готовности будущего учителя географии к профессионально-педагогической деятельности, в том числе и по формированию у школьников географического мышления и их развитию в области природоохранных знаний. На основе исследования различных психолого-педагогических компонентов педагогической готовности в статье представлен авторский подход к выбору структурных компонентов готовности будущего учителя, которые в наибольшей степени подготавливают современного учителя географии к работе в условиях трансформации и цифровизации образования и способствуют развитию природоохранных знаний у обучающихся. К ним отнесены: организационно-мотивационный, информационно-познавательный и оценочно-рефлексивный компоненты. На примере образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: география и обществознание) Донецкого национального университета спроектирована система обучения студентов-географов по формированию у них каждого компонента готовности.

Ключевые слова: готовность, виды готовности, будущие учителя географии, профессиональная подготовка, природоохранные знания.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL READINESS OF A FUTURE GEOGRAPHY TEACHER FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN STUDENTS

© The Author(s) 2021

SKAFA Elena Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Vice-rector on scientific-methodological and educational work, Head of the Department of Higher Mathematics and Methods of Mathematics

Donetsk National University (283001, Donetsk People's Republic, Donetsk, street University 24, e-mail: e.skafa@donnu.ru) EFIMOVA Anna Yurievna, Senior Lecturer of the Department of National and Regional Economics

Donetsk National University (283001, Donetsk People's Republic, Donetsk, street University 24, e-mail: a.efimova@donnu.ru) Abstract. Taking into account the concept of readiness for professional activity of future teachers, the article provides a comparative analysis of the main elements included in the concept of professional readiness for pedagogical activity, gives a characteristic of its psychological, scientific, theoretical and practical components. It was revealed that taking into account the specifics of the activity of a geography teacher in a modern school, it is necessary to highlight the main components of the readiness of a future geography teacher for the development of environmental knowledge among students. The paper introduces the concept of the readiness of a future teacher of geography for professional and pedagogical activities, including the formation of geographical thinking in schoolchildren and their development in the field of environmental knowledge. Based on the study of various psychological and pedagogical components of pedagogical readiness, the article presents the author's approach to the choice of the structural components of the future teacher's readiness, which to the greatest extent prepare the modern geography teacher for work in the conditions of the transformation and digitalization of education and contribute to the development of environmental knowledge among students. These include: organizational-motivational, information-cognitive and evaluative-reflexive components. On the example of the educational program of the 44.03.05 Pedagogical Education (profile: geography and social studies) Donetsk National University, a system of teaching geography students to form each component of their readiness has been designed.

Keywords: readiness, types of readiness, future geography teachers, professional training, environmental knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Необходимость совершенствования системы высшего педагогического образования и повышения его качества является одной из важных проблем. Это связано, как отмечают Ф.Л. Ратнер и Н.В. Тихонова, с переводом образовательного процесса в вузах на профессиональные стандарты [1]. На первый план выдвигаются задачи подготовки учителя новой формации, готового работать в условиях цифровой экономики, способного использовать

в своей профессиональной деятельности современные педагогические технологии, быть проводником новых направлений и идей в природоохранной деятельности, которая является очень важной в современном обществе [2-5]. То есть формирование готовности будущих учителей, в том числе и учителей географии, обладающих фундаментальными знаниями, имеющих глубокие профессиональные умения, направленные на выполнение аналитической и природоохранной деятельности, особо актуально.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследовав генезис понятия готовности и основываясь на теоретических положениях и подходах к формированию профессиональной готовности к различным видам деятельности, в том числе педагогической, мы пришли к пониманию того, что единого подхода у исследователей этого феномена нет. Например, В. Сластенин и В. Каширина выделяют психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизиологическую, физическую готовность [6], Б. Игошев, Л. Миронова и Т. Шамало анализируют готовность с точки зрения ее оценивания [7], Е. Скафа и Н. Бабенко в структуру компонентов профессиональной готовности учителя закладывают мотива-ционный, ориентировочный, операциональный, исполнительный, оценочно-поведенческий компоненты [8], Е. Таможняя рассматривает теоретико-методологический, мотивационно-личностный, предметно-содержательный, операционально-деятельностный компоненты готовности [9] и т.д. В этой связи под понятием готовности к педагогической деятельности будущего учителя мы понимаем сложное психолого-педагогическое явление, включающее систему профессиональных компе-тентностей, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в высшей педагогической школе, которое формируется на основе осознания мотивов и потребностей в данной деятельности, зависит от развития и сочетания необходимых условий для профессионального становления учителя при осуществлении профессионально-педагогической деятельности [8].

Кроме того, следует отметить, что теоретико-методологический анализ профессиональной подготовки учителей различного профиля к работе (от педагогов начальной школы до учителей-предметников, работающих в разных предметных областях) свидетельствует о том, что при выделении компонентов готовности будущего учителя нужно учитывать специфику предмета. В предметной области «География», например, Е. Таможняя и Е. Беловолова отмечают, что «Концепция географического образования» не отвечает задачам новой образовательной парадигмы [10]. В настоящее время исследователями высказывается тот факт, что актуальным является обновление географического содержания [11-13]. Создание современных методик формирования природоохранных знаний в школьном курсе географии должно быть основано на ведущих дидактических принципах: научности и фундаментальности, взаимосвязи глобального, национального и краеведческого раскрытия природоохранных проблем, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, межпредметности природоохранных знаний, непрерывности энвайронментального образования, аксиологического, гуманистического и де-ятельностного подходов [14]. Учитель должен строить обучение на этих принципах. И так как будущие учителя географии будут работать в быстро меняющемся информационном пространстве, они должны также обладать такими качествами как: гибко адаптироваться в быстрых жизненных ситуациях, самостоятельно получая нужные знания и умело применяя их на практике; критически мыслить, видеть трудности и искать пути их преодоления, используя новые технологии, в том числе и информационно-коммуникационные (ИКТ); четко осознавать, где и каким образом могут быть использованы полученные знания; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; самостоятельно работать над повышением своего культурного уровня. Воспитать такого учителя возможно на основе глубокого психолого-педагогического представления компонентов готовности и построения модели ее формирования.

Таким образом, на основании различных подходов к пониманию компонентов готовности будущего учителя

и учитывая специфику деятельности учителя географии в современной школе, необходимо выделить основные компоненты готовности будущего учителя географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью данной статьи является определение структурных компонентов профессиональной готовности будущего учителя географии с учетом специфики его работы по развитию природоохранных знаний у обучающихся.

Постановка задания. На основании сформулированной цели задачами исследования являются:

1) анализ основных элементов, входящих в понятие профессиональной готовности к педагогической деятельности, характеристика ее психологической, научно-теоретической и практической составляющих;

2) введение понятия готовности будущего учителя географии к развитию у обучающихся природоохранных знаний;

3) выбор структурных компонентов готовности будущего учителя географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся и их описание.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ действующих в Донецкой Народной Республике (ДНР) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС вПО), среднего общего образования (ГОС СОО), федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и среднего общего образования (ФГОС СОО) Российской Федерации, учебных планов, основных образовательных программ, рабочих программ, учебников и учебно-методических пособий, монографий, диссертаций, статей и материалов научно-методических конференций); обобщение педагогического опыта образовательных организаций высшего профессионального образования в области подготовки будущего учителя географии к обучению школьников природоохранным знаниям; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, беседы с учителями, преподавателями и студентами, их анкетирование, анализ самостоятельных и контрольных работ по базовым и вариативным дисциплинам профессионального и педагогического циклов). Анализировались современные педагогические технологии и ИКТ, целесообразные в процессе подготовки будущего учителя географии к работе в условиях цифровизации образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследуя категорию готовности к педагогической деятельности, в том числе к деятельности в роли учителя географии, нужно отметить, что она выступает как результат профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов, так и условие успешной профессиональной деятельности состоявшегося учителя. Основными характеристиками готовности к педагогической деятельности в широком смысле являются: психологическая, научно-теоретическая и практическая готовности.

Опишем их:

1. Психологическая готовность - это направленность на учительскую деятельность, общая психологическая устойчивость, толерантное и доброжелательное отношение ко всем участникам учебного процесса; наличие качеств и способностей для дальнейшего самосовершенствования личности как педагога; направленность на творческое сотрудничество с коллективом, учениками, родителями; всесторонне развитая и творческая личность; потребность в учительской деятельности; наличие интереса к направлению обучения; развитое профессиональное мышление; стремление формирования географического мышления у обучающихся в преподавании географии без снижения производительности

труда. Такая готовность является результатом не только разностороннего изучения психолого-педагогических дисциплин в высшей школе, личностного саморазвития и самосовершенствования будущего учителя, но и формируется в процессе педагогической деятельности в школе. Психологическая готовность приобретается работающим учителем постепенно.

2. Научно-теоретическая готовность - это наличие соответствующего объема общественно-политических, психолого-педагогических, фундаментальных, методических знаний. Такая готовность включает более глубокое и полное овладение понятиями, законами, теориями, предусмотренными образовательными стандартами. Она основана на знаниях возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, учете основных принципов обучения и воспитания школьников, применении активных методов обучения, организации исследовательской, проектной деятельности учащихся; знании инновационных технологий, подходов и способов обучения. В результате осознания научно-теоретической готовности у выпускника происходит анализ своей собственной деятельности как учителя географии.

3. Практическая готовность - это наличие сформированных на соответствующем уровне профессиональных знаний, умений и навыков эффективной работы учителем географии. Такая готовность предполагает наличие у педагога умения обобщать мировой и собственный опыт; свободное владение своим предметом; способности использовать и подбирать конкретные методы и средства обучения с целью эффективного формирования географического мышления учащихся. Главное в деятельности учителя - это умение доступно передавать учебную информацию, подбирать необходимый теоретический и практический материал согласно современным научным тенденциям развития географической науки; иметь способность обучать школьников адекватно оценивать свои знания, умения, формировать метапред-метные компетенции.

В современных условиях для формирования у школьников географического и экологического мышления у будущего учителя географии важно развивать собственное отношение к природоохранной деятельности. Географической спецификой природоохранных знаний является их пространственная организация и локализация, поэтому считаем нужным к содержанию знаний включить географическую номенклатуру природоохранной тематики. Например, названия природоохранных территорий и объектов, занесенных в Список природного наследия ЮНЕСКО, мест экологических катастроф. Критериями отбора природоохранных фактов являются: научность и достоверность, актуальность и новизна. Поскольку статистическая информация относительно объемов загрязнений, уменьшения площади лесов, количества исчезнувших видов быстро устаревает, но она является необходимой основой для формирования теоретических знаний, то одним из критериев их отбора выступает целесообразность и необходимость для формирования понятий и причинно-следственных связей [15]. В охране природы, как системе природоохранных мероприятий, выделяют два направления: 1) охрана природы путем изъятия определенных территорий (акваторий) из хозяйственного использования или ограничения на них хозяйственной деятельности; 2) охрана природы в процессе использования природных ресурсов - рациональное природопользование. Поэтому при подготовке будущего учителя географии важно организовать широкомасштабную работу в направлении развития природоохранных знаний студентов (изучение основ природоохранных знаний, участие волонтерами в экологических программах, разрабатываемых государственным комитетом по экологической политике и природным ресурсам при главе ДНР, участие в студенческом географическом обществе, в эко-географических студенческих проектах и др.). 252

На основании анализа выделенных характеристик готовности и природоохранной деятельности учителя в нашем исследовании готовность будущего учителя географии к развитию у обучающихся природоохранных знаний рассматривается нами как сложное психолого-педагогическое явление, включающее систему сформированных профессиональных компетентностей учителя географии, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в высшей педагогической школе, формируется на основе осознания мотивов и потребностей в природоохранной деятельности, зависит от развития и сочетания необходимых условий для профессионального становления учителя географии при осуществлении его педагогической деятельности по развитию у обучающихся природоохранных знаний.

Для разработки модели формирования готовности будущего учителя географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся важно выбрать ее основные структурные компоненты, которые должны быть заложены в модели. Для этого исследуем компоненты профессиональной готовности к педагогической деятельности будущего учителя географии. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные подходы к их выбору. Например, Ю. Серяпина выделяет две основные позиции понимания готовности: качество личности и условие. В связи с такой позицией к компонентам готовности исследователь относит: мотивацион-ный, психологический, познавательный и волевой [16]. О. Тимец отмечает, что готовность к инновационной деятельности учитывает наличие у учителя мотивационно ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии [17]. Т. Дюжикова рассматривает компоненты готовности будущего педагога в профессиональном саморазвитии такие как: мотивационный, содержательный, операционный, интеграционный [18]. С. Булганина, О. Шумейко, исследуя основные критерии готовности учителя к внедрению личностно-ориенти-рованных технологий обучения, выделяют компоненты готовности: стимулирующе-побудительный, информационный, операционно-деятельностный, творческий, личностно-ценностный, результативно-рефлексивный

[19, 20].

Все выше перечисленные компоненты готовности формируются в процессе обучения студентов - будущих учителей географии в вузе. Выделим те из них, которые в наибольшей степени формируют современного учителя географии к работе в условиях трансформации и цифровизации образования и способствуют развитию природоохранных знаний у обучающихся, а также на примере образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: география и обществознание) Донецкого национального университета (ДонНУ) спроектируем систему обучения студентов-географов по формированию у них каждого компонента готовности.

1. Организационно-мотивационный компонент готовности - предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он стал центром развития у студентов социальных, познавательных мотивов и мотивов саморазвития. Реализация этого этапа проходит в процессе изучения курса общей педагогики, где студенты знакомятся с реформами, которые происходят в системе образования, осознают место и роль учителя географии в этих процессах, его функции и обязанности. Например, формирование данного компонента у студентов-географов ДонНУ происходит при изучении таких дисциплин как: психология (2-4 семестры), педагогика (4-5 семестр), методика обучения географии (5-6 семестр), педагогическая риторика (6 семестр), профессиональная этика (7 семестр), конфликтология (10 семестр).

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

2. Иформационно-познавательный компонент готовности - обеспечивает овладение системой (психолого-педагогических, управленческих, научно-методических, предметных, технологических) знаний, знаний процессуальной сущности обучения географии. Реализация данного компонента осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями: география и обществознание). Он формируется на таких дисциплинах как: культорология (1 семестр), основы научных исследований (1 семестр), климатология с основами метеорологии (1 семестр), геология (1семестр), методы физико-географических исследований (1 семестр), психология (2-4 семестры), педагогика (4-5 семестр), методика обучения географии (5-6 семестр), методика обучения обществознанию (6-7 семестр), педагогическая риторика (6 семестр), профессиональная этика (7 семестр), конфликтология (10 семестр).

3. Оценочно-рефлексивный компонент готовности - активизация познавательной деятельности студентов-географов, развитие профессионально важных качеств и умений происходят во время применения в учебном процессе высшей школы современных педагогических технологий. В процессе изучения таких дисциплин как: основы научных исследований (1 семестр), климатология с основами метеорологии (1 семестр), геология (1се-местр), методы физико-географических исследований (1 семестр), геоморфология (2 семестр), гидрология (2 семестр), физическая география материков и океанов (4-5 семестр), основы экологического образования (3 семестр), биогеография (5 семестр), общая экономическая и социальная география (5-6 семестр); экономическая и социальная география зарубежных стран (8-7 семестр), а также учебные (полевые) практики, проектно-иссле-довательские практики, производственная (педагогическая) практика.

Использование педагогических технологий в студенческой аудитории имеет важное значение для личностного и профессионального роста будущего учителя географии. При их внедрении происходит развитие целеустремленности, выдержки, самостоятельности, вырабатывается умение действовать в соответствии с нормами педагогической культуры, развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, сенсорная ориентация, сообразительность и предоставляется возможность эффективного взаимодействия педагогов и студентов, формируется благоприятный эмоциональный климат [20].

Стоит отметить, что выделенные компоненты достаточно относительны. Они не исчерпывают всех возможностей учебно-воспитательного процесса и не в полной мере учитывают индивидуальные особенности каждого студента. В процессе подготовки учителя географии, большое значение имеют уровень и глубина его научных знаний в системе географических наук, означает достаточную подготовленность учителя к преподаванию на всех уровнях курса школьной географии (академическом, базовом и профильном). Вместе с научной подготовкой по вариативным дисциплинам в формировании профессиональных качеств учителя значительное место отводится психолого-педагогической и методической подготовке. При этом мы руководствовались положением о том, что не только педагогические дисциплины являются ведущими во время педагогической и методической подготовки будущих учителей географии, большую роль играют вариативные дисциплины географической направленности, без этих двух основных блоков дисциплин, не формировались бы в полной мере основные компоненты готовности.

В подготовке учителя географии важное значение приобретают знания теоретических основ методики обучения географии. Профессиональная деятельность учителя требует от него не только глубоких знаний по дис-

циплине, но и освоения теории обучения географии на базовом и профильном уровнях, понимание того, какими правилами и принципами необходимо пользоваться при отборе к уроку материала природоохранного содержания, умения отбирать и использовать на уроке все то, чем определяется эффективность формирования у школьников географического мышления, применять информационно-коммуникационные технологии, влияющие на современное представление школьников об экологических проблемах региона, России. Соответственно возникает необходимость в усовершенствовании общепедагогической, профессиональной подготовки будущих учителей географии в соответствии с потребностями современного цифрового образования, о чем отмечается в статье О. Вагановой [21, 22].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Нами были проанализированы рабочие программы дисциплин «Педагогика», «Психология», «История педагогики и образования», «Методика обучения географии» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями: география и обществознание), представленные в информационно-образовательной среде нескольких вузов ДНР и РФ. Было установлено, что содержания этих дисциплин имеют значительные потенциальные возможности в формировании готовности будущих учителей географии к педагогической деятельности. Различные учебные дисциплины, различные виды занятий обеспечивают определенную степень подготовки студентов к выполнению тех или иных педагогических функций. Рассмотрение содержания профессиональной подготовки студентов как целостной структуры предопределяет необходимость построения методики, которая характеризуется комплексной организацией учебного процесса, органическим сочетанием различных форм обучения, самостоятельной, внеаудиторной работы, научно-исследовательских работы, педагогической практики. Для каждой из указанных форм работы характерны свои технологии и методы решения поставленных задач. Однако, что касается представления в рабочих программах дисциплин блоков природоохранных знаний, следует отметить, что не четко выражена системная ориентация и комплексный подход по развитию природоохранных знаний у самих студентов.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Для профессиональной подготовки будущего учителя географии нужно создать условия, которые бы способствовали осознанию готовности к педагогической деятельности, а именно: обогатить содержание профессиональной подготовки системой понятий и концепций, которые нацеливают будущего учителя географии на работу; вооружить студентов технологиями и особенностями профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях; создать условия для стимулирования и целенаправленного развития творческих способностей студентов, которые подготовят их к целенаправленной деятельности по развитию у школьников природоохранных знаний.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Для повышения готовности будущих учителей к развитию природоохранных знаний школьников в процессе преподавания географии планируем разработать инновационные подходы к их обучению, воспитанию и развитию, рационализировать и модернизировать содержание, формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса в университете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. Т.28. № 12. С. 87-96.

2. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коростелев А.А., Максимова К.А. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 112-115.

3. Дзундза А.И., Собко О.В Проблема формирования у студентов педагогических колледжей готовности к организации обучения млад-

253

ших школьников средствами систематизации и структурирования учебного материала в научно-педагогических исследованиях//Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 116-127.

4. Скафа Е. И., Бабенко Н.А. К вопросу о формировании профессиональной готовности будущего учителя в условиях реформирования образования Донецкой Народной Республики // Дидактика математики : проблемы и исследования : Междунар. сборн. науч. работ. Донецк, 2018. Вып. 47. С.70-79.

5. Чернышева Е.Н., Павличева Е.Н., Чикунов Н.С. Формирование цифровой компетентности в сетевом обществе //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 4 (52). С. 62-67.

6. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / под общей ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — Москва: ИздательствоЮрайт, 2017. 374 с.

7. Миронова Л.И., Игошев Б.М., Шамало Т.Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки // Педагогическое образование в России. 2019. №9. С.142-149.

8. Скафа Е.И., Ефимова А.Ю. К вопросу о понятии готовности к педагогической деятельности будущего учителя //Вестник Луганского государственного педагогического университета : сб. науч. тр. / гл. ред. Т.Т. Ротерс; вып. ред. О.И. Волошенко; ред. сер. Е.В. Чепурченко. Луганск : Книта, 2021. № 1 (49) : Серия 1. Пед. науки. Образование. С. 72-79

9. Таможняя Е. А. Базовые модели методической подготовки учителя географии в России //Преподаватель XXI век. 2013. № 3. С.175-184.

10. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. Отвечает ли «Концепция географического образования» задачам новой образовательной парадигмы? //География в школе. 2016. № 8. С. 42-46

11. Беловолова Е.А., Таможняя Е.А., Дронов В.П., Лопатников Д.Л., Чернов А.В. Некоторые подходы к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования // Современные проблемы науки и образования. — 2018. - № 3.; [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. science-education.m/m/article/view?id=27689

12. Николена В.В. Социокультурная обусловленность изменения содержания географического образования // География и экология в школе XXI века. 2020. № 2. С. 33-38.

13. Царедворцева Я.В. Учителям географии // География и экология в школе XXI века. 2021. № 1. С. 39-40.

14. Прохорова Л.А., Зав'ялова Т.В., Непша О.В. Готовн^ть майбутнiх вчителiв географН до екологiчного виховання учтвсько! молодi у сучастй загальноосвттй школi // Екологiя — фiлософiя iснування людства: зб. наук. праць. — Мелтополь: ТОВ «Колор Принт», 2018. С. 96-100.

15. Ефимова А.Ю. Роль и место природоохранных знаний в системе географической подготовки школьников // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2020. № 3. С.183-192.

16. Серяпина Ю.С. Понятие «Готовность к педагогической деятельности»: мотивационная готовность, психологическая готовность, готовность к инновационной деятельности // Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т.10. № 4. С. 97-105.

17. Тимець О. Професшна тдготовка майбутнього вчителя географН: взаемозв'язок когнтивного, операщйного i особистiсного компонентiв його фахово! компетентностi [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uk.x-pdf.ru/5pedagogika/1441693-1-fahova-kompetentnist-maybutnogo-vchitelya-geografii-integralna-harakteristika-osobi.stisnogo-stanovlennya-maybutnogo.php

18. Дюжикова Т.Н. Критерии готовности будущих учителей к руководству социально-профессиональным самоопределением школьников //Науковий в^ник Мелiтопольського державного педагогiчного унiверситету. Серiя Педагогика. 2017. Вип. 2. С. 240-246.

19. Булганина С.В., Мальцева С.М., Гогулина В.П., Голованова С.О. К вопросу о трудовой мотивации педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т.9. № 2(31). С.31-33.

20. Шумейко О.Н. Использование на уроках географии современных педагогических технологий для повышения мотивации учащихся // География и экология в школе XXI века. 2020. № 1. С. 48-56.

21. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.

22. Ваганова О.И., Попкова А.А., Степина Н.В., Максимова К.А. Цифровизация как ведущая тенденция развития современного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 146-148.

Статья поступила в редакцию 22.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.