Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая безопасность России / технологический суверенитет / технологическая политика / система безопасности / санкции / Economic security of Russia / technological sovereignty / technology policy / security system / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миэринь Л.А., Погодина В.В., Смирнов А.А.

На разных этапах развития национального хозяйства проблема обеспечения безопасности может иметь разную степень остроты. В условиях долгосрочных и множественных санкций в отношении экономики России актуальность обеспечения национальной экономической безопасности страны многократно возрастает. В статье рассматривается технологический суверенитет в качестве необходимого условия решения проблемы обеспечения экономической безопасности России на современном этапе. Обосновывается необходимость такого шага с позиции теории безопасности хозяйствующих субъектов, раскрываются характеристики такого положения. Анализируется необходимость выстраивания технологической политики с точки зрения обеспечения долгосрочных экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY AS A CONDITION FOR LONG-TERM NATIONAL ECONOMIC SECURITY

At different stages of national economic development, the problem of ensuring security may have varying degrees of severity. In the context of long-term and multiple sanctions against the Russian economy, the relevance of ensuring the country’s national economic security increases many times over. The article examines technological sovereignty as a necessary condition for solving the problem of ensuring Russia's economic security at the present stage. The necessity of such a step is substantiated from the position of the theory of security of economic entities, and the characteristics of such a situation are revealed. The need to build a technology policy from the point of view of ensuring long-term economic interests is analyzed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Миэринь Л.А., Погодина В.В., Смирнов А.А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. На разных этапах развития национального хозяйства проблема обеспечения безопасности может иметь разную степень остроты. В условиях долгосрочных и множественных санкций в отношении экономики России актуальность обеспечения национальной экономической безопасности страны многократно возрастает. В статье рассматривается технологический суверенитет в качестве необходимого условия решения проблемы обеспечения экономической безопасности России на современном этапе. Обосновывается необходимость такого шага с позиции теории безопасности хозяйствующих субъектов, раскрываются характеристики такого положения. Анализируется необходимость выстраивания технологической политики с точки зрения обеспечения долгосрочных экономических интересов.

Ключевые слова. Экономическая безопасность России, технологический суверенитет, технологическая политика, система безопасности, санкции.

Mierin L.A., Pogodina V.V., Smirnov A.A.

TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY AS A CONDITION FOR LONG-TERM NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Abstract. At different stages of national economic development, the problem of ensuring security may have varying degrees of severity. In the context of long-term and multiple sanctions against the Russian economy, the relevance of ensuring the country's national economic security increases many times over. The article examines technological sovereignty as a necessary condition for solving the problem of ensuring Russia's economic security at the present stage. The necessity of such a step is substantiated from the position of the theory of security of economic entities, and the characteristics of such a situation are revealed. The need to build a technology policy from the point of view of ensuring long-term economic interests is analyzed.

Keywords. Economic security of Russia, technological sovereignty, technology policy, security system, sanctions.

Введение

Летом 2022 года, выступая на Петербургском международном экономическом форуме - 2022, В.В. Путин обозначил в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед российской экономикой, задачу

ГРНТИ 06.54.01 EDN FHPOHN

© Миэринь Л.А., Погодина В.В., Смирнов А.А., 2023

Лариса Александровна Миэринь - доктор экономических наук, профессор, профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Вера Владимировна Погодина - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Александр Александрович Смирнов - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и безопасности Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Миэринь Л.А.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 3032 (191023, Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: +7 911 7548058. Е-mail: mierin.l@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 11.11.2023.

достижения технологического суверенитета. И вновь, через год, на ПМЭФ-2023 он подтвердил важность достижения этой цели, при этом отметив, что технологический суверенитет не означает самостоятельный выпуск всех товаров и услуг, а только тех, что относятся к важным направлениям [8; 17]. Очевидно, что поиск решения данной проблемы ведут и практики, и, конечно, обсуждают теоретики различных областей знаний, т.к. она фокусирует в себе различные аспекты обеспечения безопасного развития национального хозяйства: научно-технические, технологические, экономические, организационно-управленческие.

Общепринятое определение технологического суверенитета гласит, что «это способность государства обеспечить научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, достаточных для того, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности от иностранных технологий в критических, жизненно важных сферах» [12].

Говоря же о технологическом суверенитете как категории теории безопасности, можно подходить к нему с точки зрения текущих интересов противостояния возникшим угрозам и с точки зрения долгосрочных перспектив развития хозяйства. Так, например, А.А. Афанасьев, рассматривая технологический суверенитет с позиции достижения научно-технологической безопасности страны, отмечает возможность реализации ответа в плане и текущих, и долгосрочных угроз. По его мнению, «технологический суверенитет представляет собой достигнутый уровень реальной независимости страны в области науки, техники и технологий, чем обеспечивается беспрепятственная реализация национальных интересов в техносфере с учетом существующих и перспективных угроз» [3; 4, с. 3693].

На наш взгляд, очень важно осознавать, что сложившаяся в мире ситуация нарастания всех видов угроз национальным интересам России носит долгосрочный характер, и если мы хотим иметь не просто сохранение пассивной позиции безопасного развития, а нацелены на активную безопасность, т.е. возможность влиять на внешнюю среду, изменять ее в своих интересах, то в этой связи реализация технологической безопасности есть одно из условий формирования такой безопасности.

С точки зрения экономической науки, проблема технологического суверенитета не является новой [21]. В условиях первой половины ХХ века стране пришлось решать задачу индустриализации практически на своей собственной технологической основе в условиях недружелюбного внешнего окружения. И страна успешно с этим справилась. И дальнейший период мобилизационной экономики военного времени середины века [15], и послевоенного восстановительного развития демонстрировал высокую адаптационную способность хозяйства страны к решению проблем технологических вызовов и наращиванию потенциала безопасного развития, очень схожую с сегодняшней задачей формирования технологического суверенитета [11].

В нынешних условиях уровень развития хозяйства России другой, и у руководства нет тех институтов и инструментов обеспечения безопасности, которые были в период плановой экономики. Требуется формировать новые подходы и решения для обеспечения национальной экономической безопасности. В самом общем виде, национальная безопасность как состояние защищенности от опасностей, может быть определена как возможность сохранения (не ухудшения) нынешнего состояния национального хозяйства, а также реализации руководством страны по своему выбору путей достижения желаемых будущих состояний. В условиях роста агрессивности внешней среды у национального хозяйства сужается коридор развития, а у руководства сокращается набор вариантов достижения желаемых состояний.

Для реализации возможности противостояния опасностям любое государство формирует систему обеспечения безопасности (систему безопасности) как совокупность институтов, обеспечивающих защиту от различных угроз, и связей между институтами [13, с. 72]. Как любая система, она должна развиваться, адаптируясь к меняющимся условиям. Чем сложнее условия, создаваемые средой, тем более активно должны применяться проверенные временем институты и инструменты защиты. Проиллюстрируем это на модели (см. рис.). В предложенной матрице взаимодействий «среда-система» выделено четыре ситуации взаимодействий в зависимости от поведенческой активности (А) или пассивности (П) среды (Ср) и системы (Си). Случаем конфликтного взаимодействия может быть любая из указанных ситуаций. Поведенческая активность как среды, так и системы в данной матрице свидетельствует лишь о скорости протекания процессов взаимодействия и силе воздействия опасностей. Крайний правый квадрант, на наш взгляд, как раз и отражает сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с национальной безопасностью России. И чем активнее, и даже агрессивнее ведет себя среда, тем более активно

должна вести себя система, в данном случае, должна активно развиваться система национальной безопасности.

Рис. Матрица взаимодействий «среда-система»

В самом общем виде структура системы безопасности любого субъекта включает [13, с. 71]: пространства (зоны) безопасности; институциональные элементы и реализующие их механизмы; механизмы взаимодействия элементов, включающие формы безопасности (активная и пассивная), методы обеспечения (способы защиты).

Важнейшими составными частями в системе национальной безопасности выступают концептуальная и институциональная подсистемы. Если мы хотим обеспечить национальную безопасность в условиях нарастания всех видов угроз, необходимо формировать новые институциональные защитно-приспособительные механизмы и элементы в системе безопасности. Формирование технологической безопасности, с этих позиций, может рассматриваться в текущем моменте как необходимое условие снижения угроз технологического отставания и даже экономической деградации, а в долгосрочном - как условие реализации задачи технологического лидерства страны в будущем.

Использование философских категорий «возможность» и «действительность» позволяет разграничить возможности реальные и потенциальные. Из спектра возможных состояний реальными будут те, которые переходят в действительные, что предопределяется действием законов их проявления и совокупностью соответствующих детерминантов. «Потенциально возможные состояния» - это такие состояния, условия для реализации которых еще не сложились [9, с. 68].

На наш взгляд, можно выделить два вида безопасности: при существовании потенциальной возможности противостояния опасностям можно говорить о потенциальной безопасности; возможность реальная - правильное исполнение защитно-приспособительных функций сформированной системой безопасности. Если государство не сумеет использовать наличный потенциал безопасности, то потенциальная безопасность не станет реальной, что может наблюдаться в силу следующих причин: неверно выбранная стратегия защиты; неверно осуществленный выбор средств защиты; отсутствие действий по защите от опасностей (не проведена идентификация опасностей, неверно оценены их параметры и т.п.).

Из приведенных формулировок следует, что в настоящее время мы находимся в ситуации, когда реализация стратегической задачи обеспечения технологического суверенитета России как раз призвана обеспечить реальную национальную безопасность страны. Технологическая гонка - где мы?

То, что российская экономика является догоняющей технологических (а, значит, и экономических) лидеров, и что эта ситуация нас не устраивает, активно транслируется экономическим сообществом по-

следние 30 лет. Объективно, для решения глобальной задачи возвращения себе статуса технологической сверхдержавы, которым страна обладала в 4-ом технологическом укладе, требуется кардинальная смена условий и факторов развития [6].

Что мы имеем на сегодняшний день? Условия, действительно, резко изменились. Подталкивание России к проведению политики импортозамещения поэтапным введением Западом санкций против российских отраслей, компаний и физлиц, начиная с 2014 года, сменилось открытым экономическим изоляционизмом, финансовым грабежом и недобросовестной конкуренцией в самых примитивных и бандитских формах в 2022 году. Но, для России, при том уровне развития, который мы имеем на сегодняшний день - чем хуже внешнеэкономические условия, тем лучше! Одно импортозамещение не смогло бы вытянуть экономику из технологической ямы, дать стране такой импульс, какой мы получили при открытой экономической блокаде со стороны Запада.

А что же на стороне факторов? В предшествующие годы, после развала СССР, мы потеряли важнейшие факторы технологического лидерства: финансируемое государством развитие фундаментальной науки, научные школы, отлаженные передовые технологии в таких отраслях как атомная энергетика, тяжелое машиностроение, станкостроение, самолетостроение, приборостроение, химическое и фармацевтическое производство, ОПК и др. Мы разрушили систему планирования и госуправления, а вместе с этим целевые ориентиры функционирования национального хозяйства. Очевидно, что само по себе формирование и развитие рыночной экономики не обеспечивает достижение целей экономического лидерства.

Переход к рынку надолго вывел из приоритетов развития страны научно-технологические лидерство. В развитии 5 технологического уклада мы были, в лучшем случае, в качестве покупателя технологий. Все предшествующие введению санкций годы в стране не стояла задача активного самостоятельного наращивания технологической мощи, исключая оборонный сектор. Перелом ситуации был зафиксирован в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации 2016 года [1], когда страна с толкнулась с так называемыми большими вызовами, которые порождали проблемы, нере-шаемые одним наращиванием ресурсов.

В Стратегии наконец-то было отражено признание науки и технологий в качестве ключевых факторов развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Было отмечено: «Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В СССР решение масштабных исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых институтах, директивного планирования исследований и разработок, осуществляемого Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике и Госпланом СССР» [1].

Однако, ряд исследователей полагают, что основные причины отставания России от стран-лидеров по уровню научно-технологического развития относятся еще к доперестроечному периоду и связаны, прежде всего, с неправильно обозначенными государственными приоритетами развития науки в стране. При мощном научном, промышленном и сырьевом потенциале в СССР не была разработана и принята оптимальная стратегия управления сферой науки и технологий. Стратегически важными признавались не наукоемкие отрасли промышленности, а обновление производственных фондов, при этом основной целью научно-технической политики объявлялось ресурсосбережение при полном игнорировании международного опыта создания наукоемких отраслей [2].

В Стратегии в качестве факторов технологического отставания России было отмечено:

• слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики, разо-мкнутость инновационного цикла приводят к тому, что государственные инвестиции в человеческий капитал фактически обеспечивают рост конкурентоспособности других экономик;

• несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития Российской Федерации на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что

не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий [1].

То, что у России, как ни странно, нет широкой линейки производственных мощностей, производящих продукцию 5 технологического уклада, многими экспертами рассматривается как положительный фактор. Можно двигаться сразу в 6-ой уклад, имея устойчивую к внешним шокам экономику, высококлассный человеческий капитал, технологические наработки и заделы, которые раньше скупались Западом, и достаточную денежную базу. Если оценивать место сегодняшней России в мировом технологическом рейтинге, то ситуация может показаться двоякой: где-то мы входим в первую десятку, а где-то - в седьмую. В отчете о лучших странах, с точки зрения технологического опыта, за 2021 год Россия оказалась на 6 месте после Японии, Южной Кореи, Китая, США и Германии [5].

В топе-20 самых технологически развитых стран, составленном на основе обобщения 10 источников, совокупный рейтинг нашей страны в 2023 году оказался 11-ым [5]. Например, в рейтинге стран мира по уровню технологического развития, который был составлен «Ростелекомом» по итогам 2021 -2022 годов, Россия заняла 14-е место. Рейтинг определялся по трем показателям: научные публикации, патенты и инвестиции в сфере цифровых технологий. Возглавил список Китай. Далее идут США, Индия, Великобритания, Канада, Австралия, Япония, Южная Корея, Франция и Испания [16].

Вместе с тем, важно оценивать те неявные тенденции, которые определяют место страны в долгосрочном плане, а здесь все не так однозначно [20]. И здесь ведущим фактором выступает реализуемая технологическая политика.

Какая технологическая политика нам нужна?

Очевидно, что в связи с санкциями прежняя модель воспроизводства технологических инноваций -с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий - перестала быть актуальной. Методологической базой для проведения новой активной технологической политики в условиях слома старой экономической системы международных связей можно считать принятую в мае этого года «Концепцию технологического развития на период до 2030 года» [10]. Согласно документу, к концу третьего десятилетия XX века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий.

Предполагается, что в стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде. Кроме того, к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции - чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. При этом доля таких отечественных товаров в общем объёме потребления должна составить не менее 75%.

«Сегодня мы находимся на пороге принципиально нового этапа технологического развития России. По сути, впервые за 25 лет, начиная с 2000-х годов, у нас появляется самостоятельный предмет технологической политики. В утверждённой Правительством Концепции технологического развития сформулированы три взаимосвязанные цели достижения технологического суверенитета - обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки, переход к инновационно активному росту экономики и обеспечение устойчивого развития производственных систем. Работа по этим технологическим направлениям уже ведётся», - отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов [14].

Что происходит в стране в плане достижения технологического суверенитета обсуждали эксперты в рамках сессии ПМЭФ-2023 «Между глобализмом и протекционизмом: как развивать технологии?» [20]. Максим Колесников, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, в своем выступлении отметил, что зависимость России от импорта не очень высока, страна многого достигла за последние годы: по «вытягивающим» страну отраслям механизм взаимодействия бизнеса и власти создан, есть Дорожные карты по высокотехнологичным направлениям. Есть и технологии, по которым продуктов в мире еще нет, а разработки у нас есть: квантовый компьютер, квантовые сети, новые материалы.

Он остановился на тех инициативах и инструментах технологической политики, которые вводит Правительство РФ для реализации технологического суверенитета, подчеркнул, что развитию суверенных технологий уделяется большое внимание. Долгое время важнейшими показателями, определяющими экономическое развитие, в правительстве считали показатели по объему выпуска, объему затрат на фундаментальные исследования, но при этом на чем основывались те или иные продукты, никого не интересовало, - отметил Максим Колесников. В настоящее время, что очень важно, технология становится ключевым объектом государственной политики и ключевым аспектом развития экономики.

Было отмечено, что для обеспечения слаженной работы всех участников процесса разработана единая понятийная база и на законодательном уровне закреплено определение таких понятий как: технология; инновационная технология; технологическая компания; малая технологическая компания. Это методологически верный шаг, т.к. требуется вначале идентифицировать компанию с тем, чтоб затем оказывать ей адресную помощь со стороны государства.

Реализуемая правительством технологическая политика выстраивается в очень четкой логике: формируется институциональный базис (институты развития и законодательное обеспечение); определяется и закрепляется категориально единое информационное поле, чтобы не было путаницы и можно было спокойно работать; выбирается адекватный задачам фокусный инструментарий с учетом разных рынков, актуальных запросов и вызовов; вырабатываются единые принципы с позиции системного подхода: кого и как поддерживать, что и как формировать, с кем выстраивать отношения для обеспечения баланса интересов, повышения мотивированности субъектов бизнеса. Такой подход позволяет достигать синергетического эффекта.

Технологический экспорт в условиях санкций: направления движения

Эксперты отметили, что в мире не существует ни одной страны, обладающей полным технологическим суверенитетом. Наиболее близко к реализации понятия «технологический суверенитет» подошел Китай. А для нашей страны полный технологический суверенитет и не нужен, так как сохраняются возможности развития международного разделения труда и международной кооперации, только уже с другими партнерами. При этом, не нужно впадать и в другую крайность, уподобляясь Северной Корее. Мы не сможем конкурировать с Китаем в ближайшие 7-8 лет, а вот при грамотной технологической политике через 8-10 лет - сможем.

Сейчас нашим стартапам закрыты рынки недружественных стран с населением примерно 1 млрд человек, но есть возможность выхода на оставшиеся рынки с населением 7 млрд человек, а это колоссальные перспективы. Вопрос только в том, что мы еще многого не знаем про них, но это уже решаемая задача [19]. «В России есть компании, которые берут на себя сейчас главный удар по импортозамеще-нию, наращиванию технологий - это наши "национальные чемпионы", их по рынку не более 500 в России, по разным секторам. Они сейчас переориентируются с точки зрения экспорта на другие рынки. Они имеют в своей доле большой выпуск инновационной новой продукции», - отметила Наталья Попова, Первый заместитель генерального директора, Иннопрактика [7].

На сессии ПМЭФ-2023 было высказано мнение о том, что России следует найти надежных партнеров и меняться с ними тем, что у нас получается производить лучше всего, т.е. наращивать экспорт преимуществ. При этом нужны реальные реформы закупочных процедур. В отношении внешнеэкономической политики Игорь Калганов, Генеральный директор, Группа Т1, предложил реализовывать политику open source на тех рынках развивающихся стран, где мы можем выложить бесплатный софт, привлекая новых контрагентов и конкурировать с ведущими мировыми IT-компаниями, создавая долгосрочные экономические ниши [19].

Конечно, меры поддержки со стороны государства для экспортно-ориентированных компаний будут. Для наших стартапов перспективными являются рынки высоколиквидные, с высоким платежеспособным спросом. Многие компании переориентировались на Индию, Китай, Индонезию и Бразилию. Продукт российских стартапов В2В для этих рынков высок и избыточен по цене, - отметил Дмитрий Титов, Первый вице-президент, ГК «Аквариус». Однако, наши компании подстраиваясь под ситуацию, продукт упрощают под реалии новых рынков. На азиатских рынках большие возможности реализации продукции В2С, например, в Индии или Индонезии, где население беднее чем в России, но в целом платежеспособность выше [19]. В настоящее время Россия не пошла по пути чистого протекционизма. Мы остались открытыми миру и вряд ли закроемся. Однако, и восточные соседи видят у нас очень

хороший рынок для своей продукции и готовы привести свои технологии, потому нам нужен «правильный» протекционизм, чтобы использовать сложившуюся ситуацию в качестве мощного драйвера собственного технологического развития.

Выводы

Развитие экономических процессов в мировом и национальном хозяйствах выдвигает все новые теоретические проблемы и позволяет взглянуть на старые в связи с новыми процессами и решениями. Актуальность выработки интегрального знания по формированию и сохранению национальной безопасности не теряет свой остроты, а наоборот, в условиях роста нестабильности, турбулентности, хрупкости и агрессивности среды усиливается и приобретает качества насущно необходимого знания. Как всегда, решение проблемы безопасности возможно на пути соединения предлагаемых наукой подходов и практических мер по поиску новых вариантов обеспечения безопасного развития.

Мы согласны с позицией А. Лосева, что в настоящее время, «для того, чтобы обрести технологический суверенитет, необходимо продолжать готовить кадры, повышать уровень их образования и ставить им правильные задачи» [12]. Это важнейшее стратегическое направление обеспечения национальной безопасности, реализации технологического суверенитета в долгосрочной перспективе.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

3. Афанасьев А.А. «Технологический суверенитет» как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. 2022. № 9. C. 2377-2394.

4. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: к вопросу о сущности // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 10. С. 3691-3708.

5. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Факторы, определившие технологическое отставание СССР накануне перестройки // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 52. С. 63-70.

6. Данейкин Ю.В. Достижение технологического суверенитета высокотехнологичных отраслей экономики РФ: состояние и перспективы // RSUH/RGGU Bulletin: Economies. Management. Law Series. 2022. № 4. С. 74-92.

7. Емельянова Е.Е., Лапочкина В.В., Шкилев В.Н. Позиция России в мире по уровню научно-технологического развития // Экономическая политика. 2022. Т. 17. № 1. С. 64-101.

8. Игнатьев М. Путин объяснил значение технологического суверенитета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/06/16/20682020.shtml (дата обращения 10.09.2023).

9. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: Моск. ун-т потреб. кооперации, 1998.

10. Концепция технологического развития на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р.

11. Кротова М.В. Возможности методологии системного анализа применительно к разработке стратегии обеспечения технологического суверенитета России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innclub.info/archives/22538/кротова-12 (дата обращения 22.10.2023).

12. Лосев А. Ядерная энергетика и технологический суверенитет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svop.ru/main/26081 (дата обращения 10.10.2023).

13. Миэринь Л.А. Безопасность хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999. 212 с.

14. Осипов С. Хватить ныть, работать надо. Без чего не будет технологического суверенитета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aif.ru/money/spief2023/hvatit_nyt_rabotat_nado_bez_chego_ne_budet_ tehnologicheskogo_suvereniteta (дата обращения 10.09.2023).

15. Плотников В.А. Мобилизационная модель национальной экономики: теоретические подходы к формированию и оценка перспектив реализации в современной России (литературный обзор) // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 3 (54). С 15-34.

16. Правительство утвердило перечень приоритетных отраслей технологического суверенитета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5939507 (дата обращения 10.09.2023).

17. Речь Владимира Путина на ПМЭФ-2023: полная стенограмма обращения президента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.rU/daily/27517.5/4779430 (дата обращения 19.10.2023).

18. Россия заняла 14-е место в рейтинге стран по уровню технологического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2743330 (дата обращения 19.03.2023).

19. Саммари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/spief-2023-mezhdu-globalizmom-i-protektsionizmom-kak-razvivat-tekhnologii/discussion (дата обращения 10.09.2023).

20. Самые технологически развитые страны 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/most-technologically-advanced-countries (дата обращения 10.09.2023).

21. Янковская Е.С. Технологический суверенитет России: понятие, сущность, стратегия и пути ее реализации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.