Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ / САНКЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрипник Оксана Богдановна

В статье рассмотрены стратегии обеспечения экономической безопасности России в условиях воздействия мер ограничительного характера. Выявлено, что инновационно-технологическое импортозамещение представляет собой эффективный инструмент для пространственного развития территорий с учетом кластерной востребованности, принадлежности; создания национальных брендов, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках; динамичного развития и роста национальной экономики; стабильности финансовой системы и национальной денежной единицы, вовлеченности рубля в международные расчеты, его паритетности наряду с другими валютами в рамках существующих и новых таможенных союзов и/или иных организационно-правовых форм объединений в рамках экономического сотрудничества и/или партнерства. С использованием метода систематизации были разработаны рекомендации по повышению эффективности программ в рамках реализации стратегии экономической безопасности, включающие в себя следующие мероприятия: создание и развитие инновационно-технологической инфраструктуры, содействие предпринимательству, диверсификация экономики, в соответствии с приоритетными национальными потребностями. Предложенные мероприятия позволят устранить риски, повысить уровень экономической безопасности и обеспечить экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

The article discusses strategies for ensuring Russia’s economic security under the influence of restrictive measures. It is revealed that innovative and technological import substitution is an effective tool for spatial development of territories, taking into account cluster demand, belonging; creation of national brands, increasing the competitiveness of domestic goods and services in the domestic and foreign markets; dynamic development and growth of the national economy; stability of the financial system and the national monetary unit, the involvement of the ruble in international settlements, its parity along with other currencies within the framework of existing and new customs unions and/or other organizational and legal forms of associations within the framework of economic cooperation and/or partnership. Using the method of systematization, recommendations were developed to improve the effectiveness of programs within the framework of the implementation of the economic security strategy, including the following measures: creation and development of innovative and technological infrastructure, promotion of entrepreneurship, economic diversification, in accordance with priority national needs. The proposed measures will eliminate risks, increase the level of economic security and ensure economic growth.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Стратегии обеспечения экономической безопасности в условиях инновационно-технологического развития

Скрипник Оксана Богдановна,

доктор экономических наук, доцент Департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

E-mail: RN07@yandex.ru

В статье рассмотрены стратегии обеспечения экономической безопасности России в условиях воздействия мер ограничительного характера. Выявлено, что инновационно-технологическое импортозамещение представляет собой эффективный инструмент для пространственного развития территорий с учетом кластерной востребованности, принадлежности; создания национальных брендов, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках; динамичного развития и роста национальной экономики; стабильности финансовой системы и национальной денежной единицы, вовлеченности рубля в международные расчеты, его паритетности наряду с другими валютами в рамках существующих и новых таможенных союзов и/или иных организационно-правовых форм объединений в рамках экономического сотрудничества и/или партнерства. С использованием метода систематизации были разработаны рекомендации по повышению эффективности программ в рамках реализации стратегии экономической безопасности, включающие в себя следующие мероприятия: создание и развитие инновационно-технологической инфраструктуры, содействие предпринимательству, диверсификация экономики, в соответствии с приоритетными национальными потребностями. Предложенные мероприятия позволят устранить риски, повысить уровень экономической безопасности и обеспечить экономический рост.

Ключевые слова: импортозамещение, экономическая безопасность, развитие экономики России, санкции, инновационно-технологическое импортозамещение, инновационно-технологическое развитие.

LO S Ое

со см о см

Экономическая безопасность является значимой составляющей общей безопасности, представляя собой состояние экономической защищенности, стабильности и безопасности, которое позволяет стране, региону или организации эффективно функционировать, защищая свои экономические интересы. Экономическая безопасность включает в себя ряд мероприятий, направленных на защиту экономических интересов, таких как защита экономической инфраструктуры от кибератак, борьба с экономической преступностью, обеспечение устойчивости финансовой системы, поддержка национальной экономики и т.д. [3]. В современных условиях для развития экономики России важно обеспечить стабильность и защищенность от внешних неблагоприятных воздействий, которые могут нанести серьезный ущерб национальным экономическим интересам страны.

Исследование вопросов повышения уровня экономической безопасности России в условиях им-портозамещения является актуальным в силу ряда причин. Во-первых, экономическая безопасность России взаимосвязана с национальной безопасностью, следовательно, защита экономических интересов и стабильность экономики страны имеют решающее значение для экономического роста. Во-вторых, в настоящее время экономика России сталкивается с рядом вызовов и проблем, таких как ограниченный доступ к инновационным технологиям, зависимость от экспорта, импорта и т.д. Поэтому решение данных проблем может способствовать устойчивому экономическому росту и повышению благосостояния населения страны.

Политика импортозамещения представляет собой стратегию, направленную на сокращение импорта товаров и услуг и увеличение производства на местном уровне. Проблематика политики импортозамещения в контексте обеспечения экономической безопасности рассматривается в научных статьях современных авторов. Так, М.Ж. Гор-лачев и М.А. Муравьева рассматривают импортозамещение продукции приоритетных отраслей как основной фактор обеспечения экономической безопасности России. С точки зрения авторов, стимулирование производства инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью может стать основой качественных изменений в отраслевой структуре экономики России [1]. К аналогичным выводам приходит исследователь О.А. Миронова, которая указывает на важность реализации политики импортозамещения в условиях зависимости экономики от ввоза продукции иностранных производителей [3].

Однако, несмотря на наличие работ, в которых авторы приходят к выводам о высокой значимости политики импортозамещения в контексте достижения должного уровня экономической безопасности, можно выделить несколько научных статей, в которых рассматриваются проблемные аспекты и риски импортозамещения. Например, Т.А. Найденова приходит к выводу, что сокращение ввоза определенных товаров из-за рубежа и организация процессов национального производства может стать причиной консервации технологического уклада и стагнации инновационной деятельности [4].

На проблемы политики импортозамещения также указывают В.В. Копеин и Е.А. Филимонова: ограничения импорта не во всех случаях приводят к росту качества производимой на внутреннем рынке продукции. На основе анализа исторического опыта стран Латинской Америки и Азии, авторами получен вывод о том, что политика импортозамещения не приводит к повышению эффективности экономики и не способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке [2].

На основании анализа научных источников показано, что с одной стороны, импортозамещение является фактором достижения экономической безопасности экономики страны. Однако, с другой стороны, наличие рисков данной политики указывает на то, что разработка стратегий обеспечения экономической безопасности должна учитывать недостатки политики импортозамещения и создавать условия для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Таким образом, целью настоящего исследования является разработка мероприятий по совершенствованию стратегии обеспечения экономической безопасности России с учетом воздействия новых санкций и выявленных недостатков политики импортозамещения.

При написании статьи использовались следующие методы научного познания: системный анализ, синтез, методы обобщения, систематизации и аналогии. Материалами исследования выступают научные статьи М.Ж. Горлачева, М.А. Муравьевой [1], Т.А. Найденовой [4], В.В. Копеина, Е.А. Филимоновой [2], О.А. Мироновой [3] и др. Также в процессе достижения исследовательской цели производится анализ содержания Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [9]. Также в процессе достижения поставленной цели используются показатели, характеризующие импортозамещение в России [6], а также материалы центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, посвященные промышленной политике в России [8].

Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года (далее - Стратегия) является основным документом, определяющим государственную политику в области защиты национальных интересов [9]. Данная Стратегия ориентирована на достижение стабильности и устойчивости экономики, а также на ее диверсификацию и укрепление национальной безопасности в различных

сферах. Согласно положениям данной Стратегии, одним из главных приоритетов государственной политики России является обеспечение стабильного экономического роста и снижение зависимости экономики. Для достижения этой цели планируется развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции, повышать производительность труда и улучшать бизнес-климат.

В рамках Стратегии также предусмотрено создание стабильной финансовой системы. Для этого планируется развивать финансовый рынок, повышать эффективность банковского сектора и укреплять роль рубля в международных расчетах. Одним из важных направлений Стратегии является также обеспечение продовольственной безопасности страны за счет поддержки агропромышленного комплекса, повышения производительности сельского хозяйства, увеличения доли отечественных товаров в розничной торговле и расширения экспорта сельхозпродукции. Кроме того, в рамках Стратегии предусмотрены меры по укреплению энергетической безопасности, развитию науки и технологий, повышению качества жизни населения, а также обеспечению информационной безопасности [10].

Таким образом, в рамках Стратегии одним из инструментов достижения экономической безопасности России является импортозамещение промышленной и сельскохозяйственной продукции. Однако, согласно подходам современных исследователей, импортозамещение в агропромышленном комплексе не может стать полноценным драйвером экономического роста [2; 4]. Системный анализ позволяет выявить следующие риски реализации политики импортозамещения:

1. Высокие затраты на производство: производство товаров на местном уровне может быть более дорогостоящим, чем импорт, что может привести к увеличению потребительских цен.

2. Снижение качества товаров: в попытке снизить затраты на производство национальные компании могут снижать качество товаров, что может привести к потере доверия потребителей.

3. Недостаточная емкость рынка: местный рынок может быть недостаточным для достижения рентабельности производства, что создает барьеры для национальных производителей.

4. Ограниченность выбора: сокращение импорта ресурсов, технологий, производственных мощностей может ограничить доступность качественных товаров.

5. Риск монополизации: активная государственная поддержка предприятий, работающих на территориях, где действуют специальные режимы хозяйствования - территории опережающего развития, промышленные кластеры, специальные экономические зоны и т.п. может привести к монополизации рынков за счет привилегированного положения определенных компаний, получателей преференций и льгот.

6. Ограниченность технологического развития: реализация политики, замещения импорта без со-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

ответствующих программных мероприятии с участием и поддержкой государства по инновационно-техническому развитию отраслей, может привести к консервации технологического уклада.

Таким образом, стратегия обеспечения экономической безопасности должна учитывать риски политики импортозамещения, не допуская их возникновение или снижая негативное влияние данных факторов в случае наступления рисковых событий. Однако, обсуждая риски политики замещения импорта, необходимо понимать, что данная политика является одним из немногих инструментов смягчения санкционного давления. Санкции, затрагивающие основные конкурентоспособные секторы экономики нашей страны, направлены на устранение российских конкурентоспособных компаний с международных рынков, они создают барьеры для развития экономической системы и угрозы национальной безопасности страны [5].

Помимо необходимости учета рисков политики импортозамещения, существует проблема низкой эффективности государственных программ при реализации стратегии обеспечения экономической безопасности. С.С. Серебренников, Е.В. Моргунов, С.М. Мамаев и И.А. Шерварли указывают на ряд недостатков, среди которых можно выделить ее глобальный характер. С точки зрения подхода коллектива авторов, Стратегия ориентирована преимущественно на внешнюю политику. Так, например, согласно Стратегии, угрозы для экономической безопасности России представляют собой изменения климата, изменения в мировой политической ситуации, глобальной конкуренции, не-

достаточной вовлеченности несырьевого сектора России в цепочки создания стоимости и т.д. Внутренним проблемам в рамках данного документа уделено значительно меньше внимания [7, с.21].

Также несмотря на то, что к началу 2022 года в рамках политики замещения импорта было налажено производство отечественных продуктов, которое позволило практически полностью обеспечить население мясом, рыбой, зерном и другим продовольствием, не все ввозимые товары удается заменить достойными аналогами российского производства. Причиной низкой эффективности политики импортозамещения является недостаточный уровень развития промышленности. На рис. 1 представлены показатели доли импорта в оптовой торговле по различным категориям товаров. Можно отметить, что за период с I квартала 2021 года по II квартал 2022 года увеличилась доля импорта продовольствия на 5,1 процентных пункта с 14,7% до 19,8%. Доля импорта одежды и обуви за аналогичный период повысилась на 14,8 процентных пункта с 30,8% в I квартале 2021 года до 45,6% во II квартал 2022 года, а доля импорта электроники увеличилась на - на 14,4 процентных пункта с 64,6% до 79%.

Это означает, что за рассматриваемый период увеличивается зависимость экономики России от импорта продовольственных и непродовольственных товаров. В частности, высокой является зависимость от импорта электроники, доля импорта которой в 2022 году увеличилась с 67,7% в I квартале до 79% во II квартале.

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

79,00%

64.60% 71,20% 70,70% 70,40% 67,70%

•---

47,80% 45,60%

40,40% 41,80% 38,20%

30,30% *

__1470&_ -11,80%— _14,90%__ 16,90% 17,40% 19,80%

1 -

I кв 2021

I кв 2021 II кв 2021

IV кв 2021

I кв 2022

I кв 2022

^^—Продовольствие Одежда и обувь ^^—Электроника

Рис. 1. Доля импорта в оптовой торговле по различным категориям товаров,%

о. в

Источник: составлено автором по данным [6]

Согласно материалам центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, в экономике России, несмотря на реализацию государственной политики импортозамещения, все еще сохраняется высокая зависимость от иностранной добавленной стоимости как во внутреннем конечном потреблении, так и в экспорте. В 2021 году доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении для продукции текстильной, фармацевтической промышленности, электрооборудования, компьютеров, электронного и электрического обо-

рудования, автотранспортных средств превышает 50%, в металлопродукции, бумажной и химической продукции варьируется в интервале от 30% до 50% [6], в 2022 году варьируется в интервале 20 до 40%, в первом квартале 2023 года - от 10 до 35%, что свидетельствует об улучшении показателей по индикаторам экономической безопасности.

Актуальность разработки рекомендаций по повышению эффективности стратегии обеспечения экономической безопасности возрастает в условиях ограничительных мер.

В табл. 1 показано, что меры ограничительного характера могут создать препятствия для экономического развития и представлять угрозу для экономической безопасности, поскольку приводят к сокращению показателей производства, росту цен и снижению деловой активности.

Таблица 1. Влияние санкций на экономическую безопасность России

Направления санкционного давления на Россию Влияние новых санкций на экономику России по состоянию на 2022 год

• Запрет на инвестиции в экономику России; • Запрет на импорт широкой номенклатуры товаров и услуг; • Введение нефтяного, угольного и золотого эмбарго; • Введение вторичных санкций против деловых партнеров России и др. • Сокращение индекса физического объема ВВП на 1,6%; • Рост инфляции: в 2022 году дефлятор ВВП составил 116,9%; • Увеличение количества ликвидированных организаций на 16,7%; • Сокращение объемов промышленного производства на 0,6%.

Источник: составлено автором по данным [6; 8]

В 2022-2023 гг. РФ активно осуществляет мероприятия по нейтрализации санкционного воздействия, среди которых:

- увеличение количества драйверов экономического роста - промышленных кластеров, терри-

торий опережающего развития, свободных экономических территорий (зон) и др.;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса по отраслевым программам;

- создание информативно-цифровых отраслевых торговых площадок, работающих в режиме реального времени (онлайн) для взаимодействия производителя с покупателем, без посредников и бюрократических процедур;

- наращивание торговых связей со странами-партнерами;

- в рамках союзов, партнерств - создание режима инвестиционного благоприятствования странам-участницам и избежание режима двойного налогообложения;

- поддержка вступления стран-партнеров в Евразийский экономический союз. Реализуемая в настоящее время стратегия

обеспечения экономической безопасности должна обеспечить повышение эффективности политики импортозамещения, поскольку замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны, является не только одним из инструментов смягчения негативного санкционного давления, но и драйвером экономического роста экономики РФ.

C использованием метода систематизации разработаны основные направления совершенствования стратегии экономической безопасности России (рис. 2).

Рис. 2. Стратегия обеспечения экономической безопасности в условиях импортозамещения Источник: составлено автором

Для сокращения рисков политики импортозаме- целесообразным является реализация следующих щения и достижения экономической безопасности стратегических мероприятий:

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

1. Диверсификация экономики: необходимо постепенно снижать зависимость экономических показателей от результатов деятельности нефтегазового комплекса, что возможно за счет развития других отраслей экономики, таких как технологии, машиностроение, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и др. Достижение необходимых показателей экономической безопасности возможно за счет повышения уровня экономического роста, что возможно посредством создания очагов развития и драйверов роста на региональном уровне, стимулирования развития неэнергетических отраслей и реализации программ пространственного развития территорий.

Решение задачи диверсификации экономики России возможно посредством замещения импорта отечественными товарами, для чего допустимо использование протекционистских методов регулирования: тарифных и нетарифных. Так, в России с 15 апреля 2014 года успешно выполняется государственная программа по импортозамеще-нию «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Документом утверждены планы развития импортозамещения до 2024 года. На реализацию проекта ежегодно выделяется финансирование.

В 2023 году в импортозамещении, по данным Минпромторга, нуждаются: тяжёлое машиностроение, электронная промышленность (производство отечественного программного обеспечения и «железа», станкостроение, самолетостроение, медицинское и фармацевтическое производства. Доля импорта составляет от 20 до 40%. За прошедший год запущено производство полного цикла по выпуску специальной обуви для медицинских работников; импортные конструкционные пластмассы полностью замещены отечественными; запущено производство сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников Земли; налажено изготовление компонентов к самолетным двигателям и т.д.

В качестве поддержки IT-рынка с 2016 года Минцифрой России создан и ведется Реестр российских программных продуктов. Разработчики освобождены от уплаты НДС, а компаниям, которые приобрели отечественное программное обеспечение, государство компенсирует 50% финансовых затрат. Разработан новый сервис (электронная площадка) Министерством цифрового развития совместно с Минпромторгом для взаимодействия в режиме реального времени российских производителей и заказчиков без участия посредников и без каких-либо бюрократических формальностей. Для целей снижения рисков аналогичные электронные площадки целесообразно создать для всех отраслей при курирующих их министерствах.

2. Развитие экономической инфраструктуры: = в рамках реализации стратегии целесообразно е инвестировать в развитие экономической инфра-£3 структуры, то есть в транспортную, энергетическую S и коммуникационную инфраструктуру. Активное ¿в развитие экономической инфраструктуры позво-

лит повысить деловую активность, конкурентоспособность национального производства и в конечном итоге обеспечить экономическую безопасность России.

3. Содействие предпринимательству. Поскольку малый и средний бизнес является флагманом экономического развития регионов и может обеспечивать множество рабочих мест, важно создавать условия для его развития. Следовательно, одним из мероприятий стратегии является создание институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения инвестиций. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата возможно посредством упрощения бюрократических процедур, снижения налоговых ставок, поддержки малого и среднего бизнеса, а также реализации иных мер государственной поддержки. Содействие предпринимательству позволит снизить риск монополизации рынков продукции промышленного и потребительского назначения, а также решить проблемы, связанные с ограниченностью выбора за счет расширения ассортимента товаров, предоставляемыми различными производителями.

4. Развитие науки и технологий: с целью повышения эффективности политики импортозамеще-ния необходимо инвестировать в научные и технологические исследования, что позволит улучшить технологические возможности, повысить конкурентоспособность и избежать консервации технологического уклада. Развитие науки позволит снизить зависимость российской экономики от импорта технологий, а также обеспечить высокое качество производимой национальной продукции.

Для эффективного развития науки и технологий в краткосрочном периоде востребованы программы по «параллельному импортозамещению». Также в краткосрочном, средне- и долгосрочном периоде необходимы и востребованы программы по инновационно-технологическому импортозаме-щению с созданием отраслевых очагов территориального развития с центрами управления, обеспечивающими научными разработками с полным циклом, преференциями и льготами от государства на срок окупаемости проекта.

Государственная политика в условиях инновационно-технологического импортозамеще-ния должна быть направлена на создание большего количества инновационных технополисов, наукоградов, моногородов, кластерных территорий развития, востребованных не только дотационными регионами, но и всеми, где есть целесообразность создать полный цикл производства и обеспечить должную логистику. Как правило, страны увеличивают прибыль за счет высокодоходных отраслей, а полученные доходы перераспределяют между отраслями, требующими господдержки по программам импортозамещения для цели поддержки бизнес-единиц рынка при создании ими полного цикла конкурентоспособной продукции с инновационным компонентом или же государство увеличивает долю присутствия, участия государствен-

ных компаний на рынке, способных решить эту задачу.

5. Стимулирование экспорта: в рамках стратегии обеспечения экономической безопасности целесообразно стимулировать экспорт товаров и услуг, что позволит преодолеть проблемы, связанные с ограниченной емкостью национально рынка и реализовать преимущества от масштабирования производств. Стимулирование экспорта возможно посредством предоставления льгот для экспортеров, а также посредством развития торговых отношений с другими странами.

Таким образом, политика импортозамещения имеет целью не только замену поставщиков импортных товаров отечественными производителями, но и модернизацию экономики с переходом к инновационно-технологическому производству, создание качественных товаров с инновационным компонентом, обладающим признаками конкурентоспособной продукции на отечественных и международных рынках. Стратегия обеспечения экономической безопасности должна учитывать риски консервации технологического уклада при реализации программ в средне- и долгосрочной перспективе, снижение качества производимой продукции, ограниченность выбора, не допуская их возникновения или снижая негативное влияние данных факторов в случае наступления рисковых событий.

Для обеспечения экономической безопасности необходимо сконцентрировать усилия на развитии наиболее приоритетных экспортно-ориентированных высокотехнологичных и наукоемких производств, что позволит обеспечить потребности промышленных отраслей в промежуточных товарах и оборудовании, а также сократит зависимость экономики от импорта.

Разработанные мероприятия, ориентированные на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, позволят совершить переход к модернизированной экономике инновационно-технологического уклада, обеспечив необходимый уровень экономической безопасности России.

Литература

1. Горлачев М.Ж., Муравьева М.А. Импортозамеще-ние как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2019. № 3 (15). С. 25-29.

2. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозаме-щение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности // Russian Journal of Entrepreneurship. 2015. № 16 (18). С. 2947-2956.

3. Миронова О.А. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях импортозамещения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (30). С. 35-42.

4. Найденова Т.А. Импортозамещение как условие обеспечения экономической безопасности // Разработка стратегии социальной и эко-

номической безопасности государства. Курган, 2019. С. 224-227.

5. Пласкова Н.С., Пашигорев М.О. Санкции и их влияние на экономику России // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. М., 2020. № 3-1. С. 214-218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Показатели, характеризующие импортозамещение в России // Федеральная служба государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 07.04.2023).

7. Серебренников С.С., Моргунов Е.В., Мамаев С.М., Шерварли И.А. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 41. С. 20-28.

8. Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Кузык М.Г. Новые контуры промышленной политики: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., 2022. 73 с.

9. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/71672608/ (дата обращения: 02.04.2023).

10. Ступаченко Е.В. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации как документ стратегического планирования // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 3 (19). С. 55-60.

STRATEGIES FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Skripnik O.B.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article discusses strategies for ensuring Russia's economic security under the influence of restrictive measures. It is revealed that innovative and technological import substitution is an effective tool for spatial development of territories, taking into account cluster demand, belonging; creation of national brands, increasing the competitiveness of domestic goods and services in the domestic and foreign markets; dynamic development and growth of the national economy; stability of the financial system and the national monetary unit, the involvement of the ruble in international settlements, its parity along with other currencies within the framework of existing and new customs unions and/or other organizational and legal forms of associations within the framework of economic cooperation and/ or partnership. Using the method of systematization, recommendations were developed to improve the effectiveness of programs within the framework of the implementation of the economic security strategy, including the following measures: creation and development of innovative and technological infrastructure, promotion of ф entrepreneurship, economic diversification, in accordance with pri- Н ority national needs. The proposed measures will eliminate risks, in- Н crease the level of economic security and ensure economic growth. О

го

Keywords: import substitution, economic security, development of Е the Russian economy, sanctions, innovative and technological im- p port substitution, innovative and technological development. Н

К

s

References =

от >

1. Gorlachev M. Zh., Muravyeva M.A. Import substitution as к a factor of ensuring the economic security of the Russian Fed- s

eration // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 3 (15). pp. 25-29.

2. Kopein V.V., Filimonova E.A. Import substitution as a new element in the system of food and economic security // Russian Journal of Entrepreneurship. 2015. No. 16 (18). pp. 2947-2956.

3. Mironova O.A. Problems of ensuring Russia's economic security in the context of import substitution // Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2018. No. 1 (30). pp. 35-42.

4. Naidenova T.A. Import substitution as a condition for ensuring economic security // Development of a strategy for social and economic security of the state. Kurgan, 2019. pp. 224-227.

5. Plaskova N.S., Pashigorev M.O. Sanctions and their impact on the Russian economy // Greater Eurasia: development, security, cooperation. M., 2020. № 3-1. pp. 214-218.

6. Indicators characterizing import substitution in Russia // Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/fold-er/11188 (accessed: 07.04.2023).

7. Serebrennikov S.S., Morgunov E.V., Mamaev S.M., Shervar-li I.A. On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030 // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2018. No. 41. pp. 20-28.

8. Simachev Yu.V., Fedyunina A.A., Kuzyk M.G. New contours of industrial policy: dokl. to the XXIII Yasinskaya (April) International Scientific Conference on problems of economic and social development. M., 2022. 73 p.

9. The strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 N 208 // SPS Garant. URL: https://base.garant.ru/71672608 / (accessed: 02.04.2023).

10. Stupachenko E.V. The strategy of economic security of the Russian Federation as a document of strategic planning // National security and strategic planning. 2017. No. 3 (19). pp. 55-60.

a.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.