Утром солнышко встает, Днем по небу катится, Вечером вниз упадет, Ночью вовсе спрячется.
Игровая деятельность является основной деятельностью дошкольника. Занятия строятся с учетом игровых форм обучения, что способствует развитию моторики рук, доступно знакомит с понятием числа и операциями над множествами и числами.
Наглядная методика «сложение чисел с переходом через десяток» помогает уже в детском саду понять принцип сложения и создать устойчивый образ процесса, что способствует решению многих школьных проблем. При этом дети окончательно преодолевают феномен Пиаже, отрабатывая его во время перекладывания фишек - единиц.
Многие математические понятия объясняются посредством специально разработанных математических путешествий, во время прохождения которых дети проводят различные исследования и преобразования с последующими логическими выводами. Именно грамотно подобранный математический образ помогает разъяснить понятие числа, познакомиться со свойствами плоских и объёмных геометрических фигур. В занятия включаются задания на развитие воображения, так как это направление является приоритетным не только в работе математического блока, но и служит основной концепцией всего проекта.
Правильное введение ребенка в мир математических понятий создает у него предпосылки развития математического мышления, поскольку только математика и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического и эвристического (решение творческих задач) мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения исследовать, рассуждать и доказывать, что в свою очередь и создает у дошкольников предпосылки развития теоретического мышления.
Библиографический список:
1. Пономарева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада / И. А. Пономарева.- Москва : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.
2. Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддяков. -Москва : Просвещение, 1988.
3. Султанова, М. Н. Путешествие в страну математики : методическое пособие для воспитателя / М. Н. Султанова. - Москва : Вентана-Граф, 2011.
4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL: https://nsportal.ru/ download (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.
УДК 378.02
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ TECHNOLOGICAL APPROACH IN MODERN EDUCATION
Мирзоева А. Р., студент Подстригич А. Г., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
Россия, г. Томск [email protected]
Аннотация. Анализируется место и роль технологического подхода в современном образовании, необходимость применения современных методов обучения и форм совместной деятельности обучающихся и педагогов.
Ключевые слова: исследовательский подход, инновационные образовательные технологии, смешанное обучение, мобильное обучение.
Abstract. The article analyzes the place and role of the technological approach in modern education, the need to apply modern teaching methods and forms of joint activity of students and teachers.
I<ey words: research approach, innovative educational technologies, mixed learning, mobile learning.
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как мы их учили вчера (Джон Дьюи).
Успешной и эффективной образовательная система становится тогда, когда понимает запросы времени и четко реагирует на них. Современный учитель должен понимать, что влияет на формиро-
^ 1 I I
вание личности 21 века и какие навыки способствуют самореализации учащихся в настоящее время. Практически каждый учитель ищет наиболее подходящую технологию обучениядля усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся, повышения качества образова-ния.Поэтому на уроках математики необходимо подбирать такие методы обучения, которые позволят учащимся достичь целей обучения.Под методами обучения, по словам Ю. К. Бабанского, подразумевают способы взаимодействия учителя и учащихся по осуществлению задач воспитания, образования и развития[1].
Требования к методам обучения:
1) научность - этодоступность методов, их соответствие психолого-педагогическим особенностям развития школьника;
2) необходимость - это систематическое изучение, применение в своей работе инновационных методов;
3) результативность - это методы обучения, которые направлены на прочное овладение учебным материалом.
Рассмотрев известную пирамиду или «конус опыта» Эдгара Дейла, известного американского педагога, с помощью которой он «разложил по полочкам» способность обучающихся воспроизводить полученную информацию, мы узнаем, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным - личный опыт. Оказалось, что в 90 процентах случаях информация запоминается тогда, когда человек сам проводит какие-либо исследование.
Рассмотрим исследовательский подход в обучении. Ведь одна из задач образовательного процесса - это мотивация учащихся к исследовательской деятельности. Использование педагогических приемов, секретов и навыков превращает каждый урок в познавательное и интересное мероприятием школьников - в думающих, инициативных и креативных личностей, которые не боятся применять свои теоретические познания на практике.Исследовательскиенавыки учащихся - это самостоятельность, инициатива, умение оперировать информацией, это креативность, критическое мышление, лидерские способности, умение решать проблемы.Исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетов современного образования.Поэтому важно в каждой школе создавать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, учитель выступает не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся. Помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения. Поощряет инициативу каждого ученика, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Этапы работы над исследовательским проектом: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый (включающий рефлексию). При этом деятельность учащихся осуществляется следующим образом: формирование групп ^ сбор, систематизация, анализ информации ^ оформление проекта ^оценка своей деятельности. Деятельность учителя включает: формирование мотивации учащихся, консультации по выбору тематики, жанра проекта ^ консультации по содержанию ^ помощь в оформлении ^ оценка работы учащихся.
Также для исследовательской работы хорошо применима кейс-технология. Суть метода заключается в использовании конкретных ситуаций. Каждый кейс представляет собой полный набор материалов, разработанных на основе производственной ситуации. Результаты должны быть «осязаемы», т.е., если это теоретическая проблема, то содержать конкретное ее решение, если же практическая, то - конкретные результаты. Эффективность способствует развитию умения анализировать ситуацию, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный метод решения. Действия учителя в кейс-технологии - это создание самого кейса, распределение учащихся по малым группам, знакомство учащихся с данной ситуацией, организация презентаций решения в малых группах, организация общей дискуссии, совместное выступление учащихся.Учащиеся знакомятся с этой ситуацией, выделяют основные проблемы, предлагают концепции или темы для мозгового штурма, проводят анализ последствий принятия того или иного решения. Затем они предлагают решение кейса.
Использование кейс-технологиидля учителя - это:
- доступ к базе современных учебно-методических материалов;
- организация гибкого учебного процесса;
- сокращение затрат времени на подготовку к урокам;
- беспрерывное повышение квалификации;
- возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Использование кейс-технологии для учащихся - это:
- работа с дополнительными материалами;
- постоянный доступ к базе консультаций;
- возможность самому готовиться к аттестации;
- общение с другими учащимися;
- освоение современных информационных технологий.
Еще один из современных методов обучения - это смешанное обучение. Это образовательный тренд, который с каждым годом набирает обороты. Эта технология позволяет сочетать традиционную форму аудиторной работы с современными онлайн-технологиями. Все учащиеся делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение, проектная работа. В течение урока ученики переходят от станции к станции так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп может меняться в зависимости от педагогической задачи. Существует несколько рабочих зон:
- зона работы онлайн,
- зона работы с учителем,
- зона работы в группах.
- Зона работы с учителем.
Цель: предоставить каждому ученику эффективную обратную связь.
Это может быть объяснение любого материала, разбор домашних заданий.
- Зона онлайн-работы.
Цель: предоставить каждому ученику возможность развивать свои навыки самостоятельной работы, личную ответственность, саморегуляцию.
Здесь можно предложить учащимся какие-либо тренажеры, интерактивные тесты и задания.
- Зона групповой работы.
Цель: возможность применить знания и навыки в новых практических ситуациях.
Здесь учащиеся могут представить какие-либо проекты, продемонстрировать свои творческие способности. Например, составление задач с практическим применением теорем.
Перевернутый класс или Перевернутыеуроки, проведенные по технологии смешанного обучения, дают возможность учителю погрузить учащихся в самостоятельное изучение учебного материала, вызвать желание познать новые материалы. Это метод обучения, в котором вся теоретическая информация изучается дома,а в классе индивидуально или в малых группах решаются практические задания, лабораторные работы. Учащийся получает первоначальные знания дома, затем на уроках знания корректируются при необходимости и применяются уже на практике.
Рассмотрим мобильное обучение как новую технологию в образовании. Почти у каждого учащегося есть мобильное портативное устройство, которое он носит с собой в школу. По крайней мере у половины аудитории всегда есть с собой смартфон, планшет. Продвинутые учителя знают, как можно обратить в свою пользу привязанность школьников к их гаджетам. Онлайн-тесты, проверочные работы можно проводить на базе сайтов KAHOOT, LearningApp.org и другие. Также для облегчения поиска информации возможно использование QR кодов, по которым учащиеся смогут пройти по нужной ссылке (QR Coder). Кроме этого, конечно, использование электронных и цифровых образовательных программ. Представленные в цифровой форме какие-либо фотографии, схемы и диаграммы, символьные объекты всегда особенно необходимы для организации учебного процесса. Интерактивные мультимедиа продукты, направленные на достижение дидактических целей, на решение определенных учебных задач.
Таким образом, исследовательский подход, современные методы обучения и формы совместной деятельности обучающихся и педагогов (телеконференции, вебинары, воркшопы, чат боты и социальные сети, игропрактики, стратсессии, облачные технологии, виртуальные коллаборативные среды [2]) позволяют осмыслить, пережить и освоить новые знания, опыт и способы деятельности, увеличить количество обратных связей в образовательном процессе (в процессе коммуникации и обучения), а значит, его гибкость и открытость, адаптивность и эффективность.
Библиографический список:
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1985. - 208 с.
2. Акме-направленные формы взаимодействия педагогов влияния на образование: контексты инновационного развития / О. Р. Нерадовская, О. В. Королёва, А. Г. Подстригич [и др.]. - Томск : ТГПУ, 2019. - 48 с.
3. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи ; перевод с английского Н. М. Никольской. - Москва : Совершенство, 1997. - 208 с.