МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Черняева Ирина Васильевна, Финансовый университет, г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам применения мультимедийных технологий в учебном процессе, их влиянии на формирование коммуникативных компетенций (чтение, аудирование, говорение, письмо), на развитие критического, образного, абстрактного мышления студентов. Доказывается интенсивность обучения с помощью мультимедиа и их эффективность. Рассматривается связь между возможностями мультимедиа и теорией Множественного интеллекта, критерии которого соответствуют лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинестетическим, внутриличностным и межличностным способностям человека, а также связь между грамматикой классических языков и развитием человеческого мышления. В статье дается описание психологических, дидактических и технологических аспектов технологического подхода в обучении иностранных языков и краткий обзор современных технологий обучения. Представлены различные точки зрения понятия «технология обучения».
Ключевые слова: мультимедийные технологии, информационно коммуникационные технологии, электронное обучение, стили обучения, Множественный интеллект, психосберегающие технологии.
Для эффективного проведения занятия по английскому языку в неязыковом вузе и успешного достижения максимальных результатов студенты и преподаватели в своей практике применяют разнообразные методы, приемы и технологии, совершенствуя свои профессиональные компетенции и личностные качества.
Среди современных технологий обучения наиболее востребованы:
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), технологии использования компьютерных программ, Интернет-технологии, личностно-ориентированные технологии, технология языкового портфеля, технологии тестирования, проектные технологии, технологии обучения в сотрудничестве, игровые технологии, технологии развития критического мышления, коммуникативно-ценностные технологии.
В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности.
Внедрение в педагогическую практику технологий началось в 40-50-х годах XX века. В середине 60-х содержание этого термина подверглось широкому обсуждению в США, Англии, Японии. Определились два направления в объяснении понимания данного термина:
- технические средства в обучении;
- технология обучения.
Понятие технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество интерпретаций.
Одни полагают, что технология это система процедур, действий и операций при решении конкретных педагогических задач. Другие специалисты понимают технологию как средство обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а также как способы воздействия на студентов в процессе обучения [9].
Есть мнение, что «технология обучения - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» [11].
Кукушкин В.С. определил следующие компоненты технологии обучения как системной категории:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- учащийся, педагог;
- результаты деятельности [8].
В толковом словаре С.И. Ожегова технология рассматривается и как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также как научное описание способов производства [10].
Мы считаем, что технология обучения - это заранее спланированная
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
процедура упорядоченных действий, нацеленных на конечный результат, который может быть легко проверен, оценен, а процесс обучения -воспроизведен, с учетом индивидуальных особенностей участников обучения и уровня технической оснащенности места проведения занятий.
Технологический подход к обучению - многогранный процесс, требующий учета психологических, дидактических и технологических аспектов на протяжении всего курса обучения иностранному языку в вузе. Непрерывно продолжается работа по усвоению фонетических, лексических, грамматических, орфографических знаний, формированию и совершенствованию речевых умений. Для тренировки перечисленных навыков в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.
Мультимедийные технологии, являясь областью информационных технологий, представляют собой комплекс современных средств аудио- телевизуальных и виртуальных коммуникаций, которые применяются для различных видов деятельности: планирования, организации, контроля в различных областях: в медицине, рекламе, искусстве, бизнесе, научных исследованиях, в индустрии развлечений и в образовании.
Мультимедиа (англ. "multimedia" от лат. "multum" - много и "media", "medium" - средоточие; средства) - это электронный носитель множественных сред, создающих разные виды информации (текст, звук, графику, видео, фото, анимации, звуковые эффекты (шум, скрип, ливень, гром и т.д.), которые взаимодействуют между собой. Взаимодействие визуальной и звуковой информации управляется интерактивным программным обеспечением.
Из истории вопроса, связанного с мультимедийными технологиями известно, что американский компьютерщик Билл Гейтс мечтал о том, что однажды люди будут декорировать свои дома с помощью вращающегося дисплея с изображениями произведений искусств или другими оцифрованными предметами. Он основал компанию «Корбис» в 1989 году в надежде воплотить свою идею в реальность. Корпорация Корбис имеет лицензированные права на фотографии и другие мультимедийные продукты. На сегодняшний день она является одной из лидирующих компаний по продажам цифровых фотографий.
Билл Гейтс, как разработчик компьютерных банков изображений предметов культуры прошлого и настоящего, подписал соглашения с несколькими музеями, одним из которых стала Национальная галерея в Лондоне. В архиве компании насчитывается 100 млн. изображений и 800, 000 видео клипов. С такими возможностями ему удалось подписать контракт еще с Музеем искусств в Филадельфии, в Сиэтле, с Русским музеем в Санкт - Петербурге, а позднее и с Эрмитажем.
Технология электронной торговли может предложить пользователям
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Интернет электронные копии известных произведений из коллекции музеев, например, Музея современного искусства в Нью-Йорке или галереи Тейт (англ. Tate) - британская организация, управляющая 4 музеями и их коллекциями) в Лондоне.
Всю необходимую информацию о виртуальных товарах можно найти на сайтах «Музеум Компани», на портале "Museum Network" или других магазинах электронной торговли [14].
Создавая свой мультимедийный продукт "National Art Gallery. London" Билл Гейтс применял множественные среды: звук, изображения, анимации, возможность работы с различными приложениями, возможность создания собственной галереи с музыкальным сопровождением или комментариями о той или иной картине, что во много раз повышает эффективность восприятия предоставляемой информации.
Впоследствии мультимедийные технологии стали внедряться в образовательный процесс. Динамичные, прогрессивные мультимедийные технологии отвечают всем требованиям дидактики, индивидуально-психологическим особенностям участников медиаобразовательного пространства, теории деятельности, так как способны обеспечить реализацию концепции «активного обучения» в полной мере, которая была сформулирована еще в начале XX века американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Суть его теории заключалась в том, что все знания извлекались учениками «путем делания», из практической самодеятельности и опыта с обязательным участием мышления [5].
Мультимедийные комплексы, учебные курсы, тренировочные задания, образовательные Web-сайты интенсифицируют процесс обучения и существенно повышают качество знаний студентов неязыкового вуза.
Научно-теоретические исследования Ю.К. Бабанского, С.В. Панюковой, И.В. Роберт убедительно утверждают, что интенсификация учебного процесса при изучении различных дисциплин достигается с помощью ИКТ, которые располагают дидактическими возможностями для создания интенсивных форм обучения. Интенсификация способствует активизации познавательных способностей студентов, развитию их коммуникационных компетенций.
Интенсификация (лат. inensio - напряжение, усилие и facio - делаю) в учебной деятельности означает увеличение не только напряженности, но и производительности. Во второй половине XX века Ю.К. Бабанский критиковал экстенсивный путь развития народного образования, предлагая новый стиль педагогического мышления, направленного на качественное преобразование содержания, форм, методов обучения и воспитания.
Использование лингвистических информационных ресурсов для
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
непрерывного совершенствования уровня владения иностранным языком и изучения другого иностранного языка в режиме онлайн, электронные библиотеки, электронные учебники, системы сетевого тестового контроля, дистанционного обучения способствуют интенсификации учебного процесса и становятся новыми формами и методами обучения и воспитания в XXI веке.
Рассмотрим для примера комплексную онлайн платформу для изучения и преподавания иностранных языков Rosetta Stone Advantage. Платформа включает 4 основные роли:
- роль учащегося, который имеет доступ к изучению девяти иностранных языков с прохождением уровней от начинающего до эксперта (А1 - С1 в соответствии с «общеевропейскими критериями»), включая входное тестирование, промежуточное и итоговое;
- роль преподавателя, который может контролировать обучение (время, результаты), общение (вопросы, ответы) и отправлять индивидуальные задания исходя из уровня знаний обучающегося, темпа его обучения;
- роль менеджера учащегося выполняет компьютер, который автоматически фиксирует результаты и делает отчеты об успеваемости студента;
- роль администратора заключается в регистрировании учащихся и преподавателей, формировании групп, классов и управлении пользователями платформы и их данными.
Для обучения английскому языку (британский англ. и американский англ.) представлен широкий спектр готовых уроков на профессиональные и повседневные темы для формирования и развития четырех основных коммуникативных навыков: говорения, аудирования, чтения и письма.
Кроме этого, участники могут пользоваться онлайн библиотекой, обучаться в виртуальных классах, участвовать в телефонных уроках.
Интенсивная практика происходит за счет поочередной отработки всех коммуникативных навыков с возможностью работать одновременно на всех уровнях и в разных отраслях.
Классические и инновационные упражнения: интерактивные диалоги, вопросы на понимание текста, ролевые видео игры, более 300 упражнений на базе Евроновостей, грамматические упражнения, слова - загадки, кроссворды с проверкой правильности произношения слов, упражнения на ассоциации, диктанты и др. активизируют мыслительную деятельность студентов, способствуют улучшению памяти и внимания.
Дополнительные функции меню позволят студентам побывать в роли торгового представителя компании, менеджера проекта или главного администратора, с помощью микрофона и наушников общаться с виртуальным собеседником.
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Создание компьютерных курсов и справочников для образовательных нужд происходит с применением мультимедиа. Новый термин edutainment -термин, используемый в США, переводится как развлекающее образование, объединяющее обучение и развлечение посредством компьютерных игр и программ. Это новый, инновационный подход к обучению иностранных языков, который приводит к эффективным результатам.
Эффективность мультимедийных технологий особенно заметна при проведении презентаций студентами и преподавателями на семинарских занятиях. Активное применение современных информационных технологий (ИКТ) - это новый этап в развитии системы образования. Именно информационно-коммуникационные технологии и станут одним из главных инструментариев современного вузовского преподавателя.
Применяя мультимедийные технологии студенты и преподаватели развивают навыки работы с компьютерным обеспечением; улучшают коммуникативные навыки в диалоговом режиме с компьютерной системой; изучают учебные программы; просматривают видео сюжеты политического, экономического, культурного содержания.
Студенты, например, могут принять участие в конкурсе, посвященному 150-летию первой публикации «Алисы в стране чудес», который проводит издательство «Макмиллан». По условиям конкурса необходимо написать рассказ и создать видео ролик, т.е. мультимедийный продукт. Преподаватели могут записывать собственные лекции для изучения студентами учебного материала в автономном режиме.
Мультимедиа может быть линейной, т.е. без обратной связи, когда презентация была заранее записана на пленку, и аудитория во время просмотра не имеет возможность задавать вопросы оратору. Нелинейная Мультимедиа может иметь обратную связь. Это происходит во время живой презентации, когда слушатели могут взаимодействовать с лектором, уточнять или отстаивать точку зрения.
Подготовленная презентация учителем, например, Grammar Revision, позволяет за одно занятие повторить огромные пласты грамматики, предусмотренные программой для изучения в течение всего учебного года. Студенты вовлечены в процесс выполнения заданий с возможностью тут же проверить правильность ответов благодаря техническим возможностям презентации Power Point.
Метод презентации материала с применением программы Power Point -один из эффективных методов современной дидактики, который используют студенты при подготовке к семинарским занятиям с целью эффективного оформления для лучшего восприятия.
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Презентация от латинского слова "praesentatio" в переводе означает представление для общественности чего-либо нового. В наше время главной целью "презентации" является - информация, которую нужно донести до целевой аудитории об объекте в простой и удобной мультимедийной форме.
Сегодняшние студенты - это завтрашние специалисты, которым предстоит найти работу в конкурентной среде. Создание самопрезентации потребует знания технологии ее подготовки: обдумывание плана, постановка целей, определение концепции, структуры, сбор информации, средства логической связи, способы эффективного изложения подготовленного материала, графическая грамотность (схематические построения таблиц, диаграмм и их интерпретация, т.е. чтение или озвучивание).
Главные составляющие компьютерной презентации- это обязательно картинки (изображение - неотъемлемая часть), наличие текстов, анимации, различных графиков, видео файлов, звуковых файлов, всё это и есть составляющие, которые помогают слушателям понять и усвоить новые знания в более легкой и интересной форме.
Главное отличие презентации Power Point от подобных мультимедийных файлов - это непосредственное управление. Для создания компьютерных презентаций обычно используются три программы: PowerPoint, SoftMaker Presentations и Multimedia Builder. Самой распространенной и легкой в освоении, создании и просмотре считается программа PowerPoint.
Участие в научной международной конференции, устройство на работу, представление нового продукта компании студент может имитировать на уроках английского языка. Все этапы работы оцениваются преподавателем и студентами: написание доклада, составление компьютерной презентации, выступление с докладом, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы.
Все презентации оцениваются согласно определенным критериям, которые разработали преподаватели университета. Система оценивания представлена в таблице ниже. Каждый аспект оценивается по пятибалльной системе: 1 -«плохо», 2 - «неудовлетворительно», 3 - «удовлетворительно», 4 - «хорошо», 5 -«отлично». Общая сумма баллов составляет 15 баллов.
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Таблица 1
Критерии оценки презентаций студентов
Аспект 1 -визуальный (ясность, логика, интерес) 1 2 3 4 5
Аспект 2- коммуникативные навыки (грамматическая точность, активный запас лексики, произношение, интонация и др.)
Аспект 3 - дискурсивные навыки (умение слушать, реагировать на поставленные вопросы и замечания, формулировать собственную точку зрения и т.д.)
Для успешного проведения презентации необходима не только технологическая грамотность, а также важны техника речи, постановка голоса, правильное дыхание, работа над дикцией, интонацией, развитие речевого слуха, чтобы выступление было понятным, запоминающимся.
Если сравнить результаты презентаций, проведенных в 2006 году в Государственном университете управления в аудиториях не оснащенных компьютерной техникой, материалы презентаций представляли собой тексты с приклеенными картинками, иллюстрирующими рекламу продукта или страну с ее географическими и культурными особенностями для представления аудитории.
Тогда на вопрос: «С какими сложностями вы столкнулись в приготовлении презентаций? Студенты 1 курса института маркетинга (12 человек), студенты 2 курса института финансового менеджмента (15 человек), студенты 1 курса финансового менеджмента (13 человек) ответили, что трудность заключалась в поиске информации, создании текста, представлении материла и в заучивании его наизусть. Презентация длилась 1 минуту. Кроме того, трудность заключалась в непонимании содержания предъявленной информации слушателями в силу
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
недостаточной практики аудирования и отсутствия наглядности.
В 2015 году в новых условиях, в оборудованных аудиториях по последнему слову техники студенты и магистранты Финансового университета активно применяют мультимедийные технологии с использованием Power Point для решения учебных задач. Время для представления презентации увеличилось и составляет 5-7 минут.
Систематическое проведение семинарских занятий с презентациями и обсуждением способствует активному усвоению программного материала, развивает умения работы с компьютерной техникой, расширяет кругозор учащихся во время осуществления навигации в сети Интернет, улучшает навыки аудирования, произносительные навыки, выявляет пробелы в знаниях и умениях, помогает осваивать новые виды деятельности с помощью рефлексии, осмысливая и обобщая полученные знания для дальнейшего продвижения к новым целям и решению новых задач.
Высокую технологическую грамотность продемонстрировали студенты группы ИБ, обучающиеся по направлению «Информационная безопасность» в количестве 9 студентов. В течение двух лет они изучали дисциплину «Иностранный язык». За период обучения студентами было подготовлено 72 презентации. Только один студент в группе столкнулся с трудностями во время их подготовки.
Проводимые в течение года тестовые задания на понимание иноязычной речи на слух (аудирование) также имели положительную динамику - 89% студентов получили оценку «отлично», а в 2006 году в группе из 12 человек только 1 -2 студента (8%-16%) могли успешно справиться с заданиями по аудированию.
Студенты сами отмечали, что в сети Интернет находят программы по иностранным языкам, слушают песни на английском языке, смотрят сериалы BBC, используют мультимедийные приложения, участвуют в научных семинарах. Все перечисленные формы обучения способствуют прогрессу в формировании коммуникативных навыков.
Успешно прошли курс дисциплины «Профессиональный английский» в Финансовом университете студенты магистратуры юридического факультета вечернего отделения в количестве 11 человек (2 студентов и 9 студенток).
Эффективные онлайн платформы для изучения иностранных языков, систематическое посещение занятий в университете, регулярное выполнение тестовых заданий, контрольных работ, тренировочных упражнений, использование мультимедиа, выполнение индивидуальных домашних заданий (рефераты, анализ аутентичных статей), проведение дискуссий и презентаций способствовали эффективному усвоению программы курса в интенсивном
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
режиме.
Важно заметить, что применение мультимедийных технологий предполагает знание и умение пользоваться компьютерной техникой, наличие навыков самостоятельной работы, развитое критическое мышление, которое помогает студентам отбирать нужную информацию в сети Интернет и отсеивать второ степенную.
Однако, не все студенты подготовлены к работе самостоятельно. Необходимы инструкции по применению ИКТ в учебном процессе, т.к. студенты в силу отсутствия навыка обучения автономно не готовы брать на себя ответственность за выбор методов, способов обучения и оценки.
Опрос студентов 1 курса Московского государственного университета имени М.А. Шолохова выявил низкую автономию более 90% учащихся, и не только в изучении иностранного языка. Проведенное исследование показало, что студенты пользуются только традиционными способами обучения, 40% занимаются с репетиторами, и лишь около 5% самостоятельно выполняли задания.
Для успешной реализации технологии языкового портфолио студентам необходимы навыки самостоятельной работы с компьютером для создания этого продукта, а также в сети Интернет для поиска информации по теме курсовой работы или реферата, поиска аргументов, цифр, фактов для доказательства определенного тезиса, составление библиографического файла использованных источников, для выбора произведения по индивидуальному чтению в соответствии с интересами студента.
В ходе исследования были определены оптимальные приемы и формы работы по формированию учебной автономии. Преподавателям предлагаются следующие рекомендации:
- совместное планирование преподавателя и студентов (выбор тем для рассмотрения на семинарах, формы и методы контроля и сроки их выполнения);
- предлагать варианты для изучения того или другого явления языка с помощью сайтов, учебников, самоучителей в виде списка;
- знакомить с ресурсами интернета (обзор сайтов, онлайн задания);
- интегрировать инновационные технологии обучения в процесс обучения (ознакомить с мобильными приложениями, использовать мобильные устройства студентов, например, отправить сообщение о выполненном задании учителю и т.д.);
- использовать технологию портфолио, где студент представляет результаты своей учебной деятельности за отчетный период и самостоятельно может оценить свой прогресс и достижения своих сокурсников, фиксировать успехи и планировать дальнейшее обучение [3].
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Кроме предложенных рекомендаций, следует учитывать индивидуальные особенности студентов в образовательном процессе и новые формы работы с применением прогрессивных технологий, требующих значительного умственного и психического напряжения.
Поэтому преподавателям необходимо объяснить процессы мышления, а также особенности восприятия и понимания этих процессов, необходимых для запоминания, структуризации и классификации полученных знаний в условиях перенасыщенной информативности.
Знание типов мышления (образный, символический, предметный и др.) не только расширяет кругозор обучающегося, но и дает представление о собственном стиле обучения и о рациональном стиле деятельности. Форма представления информации имеет большое значение, так как один и тот же стимул, например, слово, фотография или график воспринимается субъектом учебного процесса в соответствии с его логикой рассуждения.
Лингвистами давно была установлена связь (тождество) между грамматикой классических языков и развитием человеческого мышления. На этой основе возникли грамматико-переводной и текстуально-переводной методы, включающие знания философии, психологии и д. Возникшая в 70-е годы XIX века лингвистическая школа в Лейпциге под названием младограмматической стала центром европейской лингвистической мысли. Представители компаративистов стали основателями этого направления (А. Лескин, Г. Остзов, К. Бругман, Б. Дельбрюк, Г. Пауль). Анализ проблем общего языкознания привел младограмматистов к выводу о том, что в основе речевой деятельности человека лежат физиологические и психологические процессы. По их мнению, физиология и психология определяют самые разнообразные явления речи. Отмечалась важность фонетики как в понимании языка, так и в обучении языку. Была разработана международная фонетическая транскрипция. Считалось, что фонетические изменения связаны с физиологическими процессами (артикуляцией звука), а процессы аналогии основаны на психологических ассоциациях.
Работа В. Вундта «Психология народа» представляла интерес с точки зрения этнопсихологического процесса обучения иностранному языку, которая выявила, что язык - это деятельность, где главную роль играют ощущения. Сознание человека формирует понятия и представления благодаря возбужденным чувствам. Акустические и моторные чувства вызывают наиболее острые ощущения.
Основным положением гештальтпсихологии стало акцентирование на процессе формирования мышления, а язык является главным его орудием.
Таким образом, основные психологические направления способствовали
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
появлению естественного подхода с новыми методами обучения (натуральный и прямой). В требованиях к методике преподавания новых языков отмечалось укрупнение единицы изучения от слова к предложению, а вместо перевода, применяемого для установления ассоциаций между родным и иностранным словом должно быть наглядно-образное (зрительное или слуховое) предъявление предмета или явления, которое было заимствовано из дидактического принципа наглядности Я. А. Коменского и И.Г. Песталоцци [6].
Мультимедийные технологии полностью соответствуют «золотому правилу» дидактики, как называл Я. А. Коменский принцип наглядности, который считается одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения.
Ян Амос Коменский писал: «Все, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое
- слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию
- путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [7].
Принимая во внимание существование разных стилей обучения, реакцию студентов на различные стимулы (такие как картинки, звуки, музыку, движения и т.д.), замечаем, что некоторые из этих стимулов влияют на обучение эффективнее, чем другие, а Модель Нейро-Лингвистического Программирования (часто называемая НЛП), учитывая эти особенности, показывает, как, например, т.н. визуалы, больше подвержены визуальному стимулу и, вероятно, поэтому запоминают предметы лучше, если видят их.
С другой стороны, некоторые студенты любят слушать и охотнее реагируют на то, что слышат (аудиалы). Для кинестетиков канал восприятия действеннее и активнее происходит через движение, они обучаются быстрее, когда вовлечены в физическую и двигательную активность.
В другой теории американского психолога Говарда Гарднера критериям умственных и мыслительных способностей человека отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты.
Согласно его концепции Множественного Интеллекта люди имеют множество способностей (математические, музыкальные, межличностные, пространственные, эмоциональные и т.д.). Однако, в то время как математические способности одного человека могут быть очень развиты, его межличностные способности (способность к взаимодействию и установлению связей с другими людьми) могут быть менее успешными.
С другой стороны, человек, обладающий способностью к ориентированию и музыке, имеет слабую математическую сообразительность.
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Таким образом, неуместно определять человека как способного или неспособного, так как, если он не обладает мастерством, скажем, в музыке, то это не значит, что его способности ограничены в других областях.
О чем нам говорят эти две теории (с их различных точек зрения) - это о том, что в любой группе есть студенты, имеющие разные стили и предпочтения в обучении. Опытные учителя стараются применять различные методы работы для эффективного и качественного конечного результата, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся и развить их индивидуальные способности [1].
В университете имени М.А. Шолохова наряду с основополагающими принципами коммуникативной направленности обучения, научности и аутентичности, педагоги строят обучение на принципе наглядности для развития социокультурной компетенции бакалавров лингвистических направлений подготовки [4].
Принцип наглядности обеспечивает в учебном процессе связь между научной теорией и материальной действительностью. Он основывается на сущности диалектического хода знаний. Как говорится в поговорке, подтверждающей эффективность этого принципа, «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Демонстрируя либо педагогическую систему, либо технологию с помощью наглядности, можно легко и просто показать логическую связь составляющих ее элементов [2].
Наглядность обогащает учащихся чувственным познавательным опытом, необходимыми для полноценного овладения абстрактными предметами или идеями. Опираясь на ощущения учащиеся познают понятия, правила, законы.
Наглядности в обучении
Иллюстрирующая Визуализирующая Ассоциирующая Систематизм ру-юшая Инструментальная
Процессуальная Функциональная Структурная
Рис. 1 Виды наглядности при обучении
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Иллюстрирующая наглядность необходима для представления субъектам учения приемов выполнения определенных заданий, инструкций для применения изучаемых средств. Демонстрация материала может быть, как в визуальной форме, так и в музыкальной. Например, прослушав музыкальный фрагмент из известного фильма о Шерлоке Холмсе, можно провести беседу о знаменитом сыщике и его дедуктивном методе.
Визуализирующая наглядность необходима для того чтобы показать скрытые особенности изучаемых объектов и взаимосвязь между ними. К этому виду наглядности относятся разнообразные графики изучаемых процессов -процессуальная наглядность, или функций - функциональная наглядность, а также структурная наглядность (схема содержания статьи или книги, структура алгоритма, схемы логических связей).
Ассоциирующая наглядность улучшает понимание и ускоряет решение трудной задачи.
Систематизирующая наглядность поможет создать единую систему из множества элементов.
Инструментальная наглядность - например, этюд художника, рисунок, фотография, чертежи, схемы нужны для активизации творческой инициативы студентов [13].
Результаты влияния интерактивных форм представления учебного материала в работе с аудиторией обсуждались на конференции: «Современная парадигма языкового образования: расширение границ компетентностного подхода», организованной Российским представительством «Макмиллан», Центром языков и межкультурной коммуникации кафедры иностранных языков экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Прежде всего, благодаря интерактивному способу взаимодействия лекторов с аудиторией, слушателей друг с другом в процессе обмена мнениями результатов прочитанного или услышанного, применению технических средств, таких как, Power Point presentations, видео сюжетов, выступавших в качестве визуального сопровождения, выступления участников конференции были более запоминающимися и привлекательными, а слушатели - более активными и вовлеченными в процесс коммуникации.
Бжегож Спевак представил тему «Критическое мышление как ключевой аспект современного обучения», и подчеркнул, что жизнь в информационном веке, богатая на движения и действия, изобилует различными текстами: вербальными и невербальными, статическими и динамическими. Требуется много времени, усилий и навыков, чтобы справиться с текстовыми массивами. Развитое критическое мышление - это жизненно важный навык, способствующий правильному отбору информации, оценке ее на соответствие и
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
распознаванию скрытых сообщений, которые спрятаны за тем, что мы читаем, смотрим или слушаем.
Бжегож показал, как знакомые темы и вопросы могут иметь свежее воплощение, развивая рецептивные и продуктивные языковые навыки, применяя ИКТ.
В заключении статьи хотелось бы отметить динамичный характер современного образования с активным участием электронных средств (мобильных телефонов, электронной почты, Интернет, блогов, чатов, электронных обучающих программ), с помощью которых непрерывно осуществляется коммуникация между людьми.
Нет сомнения в том, что с появлением Интернет, WWW, микроэлектроники, развитием видеотехники, человечество переживает информационную революцию. Свободный доступ к большому объему информации требует от пользователей сетей Интернет определенных умений и навыков.
Для работы с большим объемом информации необходимы умения пользоваться Интернет ресурсами, знания различных технологий работы с учебными, научными и профессиональными текстовыми массивами, что дает возможность студентам и преподавателям повышать информационную емкость занятия, сокращая время на рутинные операции, уделяя внимание более сложным темам и терминам, широко используя сетевые ресурсы, мультимедийную, аудио- и видеотехнику.
Внедрение электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности, создание машинно-информационной среды с ускоренной переработкой знаний привели к информационной насыщенности современное образование. Происходит информатизация всего общества.
Психосберегающие технологии призваны снизить уровень напряженности в образовательном процессе при выполнении определенных требований, а именно: учёт индивидуальных особенностей студента, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти, специфики сенсорных и перцептивных процессов, внимания, мышления, характера индивида, интроверсии, экстраверсии, уровня невротизма и уровня интеллекта, культуры и жизненного опыта.
Обеспечение морально-психологического климата в коллективе, предотвращение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки, создание наилучшего режима развития умственной активности и самостоятельности студентов - показатель профессиональной компетентности преподавателя современного вуза [12].
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Литература:
1. Harmer Jeremy. How to teach English - Person Longman, New edition, 2012. - PP. 11-22
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - С. 51, 52
3. Борщева В.В. Я. Г. Григорян. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Ж-л Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. №1, 2014. Вс. 43-48
4. Борщева В.В., Розанова Е.В. Принципы формирования социокультурной компетенции бакалавров лингвистических направлений подготовки. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова № 4, 3013г., ст.22-29.
5. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика -Пресс, 2000. - с. 140
6. Камызина А.В. Научные основы обучения иностранным языкам в России второй половины XIX века. Электронный ресурс.
7. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч. - М., 1955. - 302 с.
8. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов пед. специальностей/ под ред. В.С. Кукушкина. Ростов н/Д: Март, 2002
9. Луканин Г., Пидкасистый П. О педагогических технологиях в образовании // Энергетик. - 1996. - 5 февр. - с.6
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Докт. Филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 16 изд.. испр. - М.: Рус. Яз., 1984. - 797 с.
11. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. - 1994. - №2.
12. Стародубцева Е.А. Психосберегающие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе: на материале преподавания английского языка: дисс. Москва, 2007. - 265 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.Lib.ua-ru.net
13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ю. Г. Фокин. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
14. Today's featured article [Электронный ресурс]. - URL: http://en.rn.wikipedia.org